Дело №2-2489/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2020 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре - ФИО7,
с участием представителя третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Республики Крым – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», третьи лица ФИО3, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымский республиканский единый информационно-расчетный центр», Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым о взыскании излишне уплаченных денежных средств по взносу на капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился с иском к НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» в котором просил взыскать с ответчика в свою пользу денежную сумму в размере 1492,09 рублей в качестве долга по оплате взносов на капитальный ремонт, взыскать расходы на оплату государственной пошлины, обязать ответчика прекратить нарушать права истца путем возобновления расчета МСП взнос на капитальный ремонт в размере 139,83 рубля.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО3.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымский республиканский единый информационно-расчетный центр», Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является получателем мер социальной поддержки для ветеранов вооруженных сил. Ему и двум членам его семьи предоставлена с ДД.ММ.ГГГГ скидка в размере 0% на оплате взносов на капитальный ремонт. Ранее размер предоставляемой меры социальной поддержки составлял сумму 139 рублей 83 копейки, однако с апреля 2018 года ее размер снизился до 90 рублей 40 копеек, что истец полагает неправомерным, нарушающим его права. Приводит свой расчет, в обоснование доводов о неправомерности расчета объема мер социальной поддержки.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Крым просил принять решение на усмотрение суда.
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. От истца и ответчика поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени слушания дела.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя третьего лица, всесторонне и полно изучив обстоятельства, имеющие значение для правильного и всестороннего рассмотрения дела, оценив представленные доказательства, суд, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации социальную защиту, включая социальное обеспечение, относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, имеющих право осуществлять самостоятельное правовое регулирование, которое не должно противоречить федеральному законодательству (пункт «ж» части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом о ветеранах.
Статья 13 названного закона в частях 1 - 5 статьи 13 указывает, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 3/4 доли и ФИО3 1/4 доли на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 45,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, пгт. Приморский, <адрес> кадастровым номером 90:24:040102:13190.
На указанную квартиру НКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» открыт лицевой счет № для оплаты услуг ЖКХ и взносов в фонд капитального ремонта.
В жилом помещении зарегистрированы ФИО3, ФИО4, несовершеннолетняя ФИО5.
В соответствии с подпунктом б пункта 1 части 8 статьи 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» истцу и членам его семьи предоставляется мера социальной поддержки по компенсация расходов в размере 50 процентов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Мера социальной поддержки предоставляется в размере 90 рублей 40 копеек с апреля 2018 года, что и не оспаривалось сторонами.
В силу статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2018 «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в <адрес>» региональный стандарт нормативной площади жилого помещения - общая площадь жилого помещения, используемая для расчета размера субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения составляет 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан; 21 квадратный метр - на каждого члена семьи, состоящей из двух человек; 18 квадратных метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.
Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения используется при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (часть 3 статьи 2 названного Закона).
В силу статьи 10 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» порядок и условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяются Советом министров Республики Крым.
Во исполнение положений указанной статьи, Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в <адрес>.
В силу пункта 2 вышеуказанного Порядка меры социальной поддержки предоставляются путем возмещения уполномоченным организациям части расходов на оплату взноса на капитальный ремонт.
Оставшаяся часть взносов, за пределами меры социальной поддержки, уплачивается собственником жилого помещения.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт несет его собственник.
Таким образом, по смыслу изложенного, мера социальной поддержки, установленная подпунктом б пункта 1 части 8 статьи 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» в части компенсации расходов на взносы на капитальный ремонт, предоставляется не всем членам семьи, а лишь тем, которые выступают собственниками в праве общей долевой собственности на указанное помещение наравне с лицом, имеющим право на меры социальной поддержки.
Указанное обусловлено тем, что сам размер взноса на капитальный ремонт формируется исходя из общей площади жилого помещения пропорциональной площади многоквартирного дома и не зависит от количества проживающих в жилом помещении лиц.
Иной подход фактически бы позволял предоставлять льготы по уплате взносов тем лицам, для которых их уплата не вменена в обязанность, тем самым допуская их неосновательное обогащение.
Следовательно, исходя из установленных норм права в их взаимосвязи, истцу и третьему лицу должна быть предоставлена льгота по оплате жилого помещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, то есть в расчете 36 кв.м. на двух членов семьи.
Изложенная в письмах Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, в частности в письме от ДД.ММ.ГГГГ №С-10/2343/2/15.1-27/02-3083 позиция о том, что при определении объема меры социальной поддержки в отношении ФИО3 следует исходить не из нормативной площади жилого помещения на члена семьи, а из размера нормативной площади приходящейся на соответствующую долю (1/4 часть от 18 кв.м.), судом признается несостоятельной.
Действующим законодательством, в том числе нормативными правовыми актами Республики Крым, механизма определения объема меры социальной поддержки в зависимости от доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение – не предусмотрено.
Какие-либо расчеты исходя из указанной позиции, основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат существу установленной законом обязанности по внесению взносов.
Собственники жилого помещения уплачивают взносы пропорционально своей доли, а не занимаемой ими площади.
Вместе с тем, суд находит заявленные исковые требования к избранному ответчику не подлежащими удовлетворению.
Право на судебную защиту, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции РФ, не вытекает возможность выбора заинтересованным лицом по своему усмотрению конкретных форм и способов реализации такого права, которые с соблюдением требований Конституции РФ устанавливаются федеральным законом.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть 1 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В абзаце 3 пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъяснено, что если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. Если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, подготовка дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному иску. При предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом.
Вместе с тем, истец в силу присущего ему права на совершение распорядительных действий, не воспользовался им, не заявил перед судом ходатайства о замене ненадлежащего ответчика надлежащим, не поставил перед судом вопрос о привлечении в качестве соответчика иных лиц.
Следовательно, суд вынужден разрешить дело по предъявленному иску и указанному ответчику.
Принимая во внимание, что в силу пункта 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в <адрес> меры социальной поддержки предоставляются гражданам органами труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания в пределах Республики Крым, то предъявление иска к НКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» не оправдано нарушение прав истца избранным ответчиком, у которого в силу закона отсутствуют полномочия по назначению и изменению мер социальной поддержки.
Такие полномочия принадлежат Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым к которому истец не лишен возможности предъявления исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебные расходы в порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», третьи лица ФИО3, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымский республиканский единый информационно-расчетный центр», Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым о взыскании излишне уплаченных денежных средств по взносу на капитальный ремонт – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым
Судья Е.Ю. Благодатная
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.