ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2489/20 от 28.12.2020 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело №2-2489/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2020 года город Симферополь

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Благодатной Е.Ю.,

при секретаре - ФИО7,

с участием представителя третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Республики Крым – ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», третьи лица ФИО3, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымский республиканский единый информационно-расчетный центр», Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым о взыскании излишне уплаченных денежных средств по взносу на капитальный ремонт,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился с иском к НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» в котором просил взыскать с ответчика в свою пользу денежную сумму в размере 1492,09 рублей в качестве долга по оплате взносов на капитальный ремонт, взыскать расходы на оплату государственной пошлины, обязать ответчика прекратить нарушать права истца путем возобновления расчета МСП взнос на капитальный ремонт в размере 139,83 рубля.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО3.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымский республиканский единый информационно-расчетный центр», Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является получателем мер социальной поддержки для ветеранов вооруженных сил. Ему и двум членам его семьи предоставлена с ДД.ММ.ГГГГ скидка в размере 0% на оплате взносов на капитальный ремонт. Ранее размер предоставляемой меры социальной поддержки составлял сумму 139 рублей 83 копейки, однако с апреля 2018 года ее размер снизился до 90 рублей 40 копеек, что истец полагает неправомерным, нарушающим его права. Приводит свой расчет, в обоснование доводов о неправомерности расчета объема мер социальной поддержки.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Крым просил принять решение на усмотрение суда.

Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. От истца и ответчика поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Руководствуясь положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени слушания дела.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя третьего лица, всесторонне и полно изучив обстоятельства, имеющие значение для правильного и всестороннего рассмотрения дела, оценив представленные доказательства, суд, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации социальную защиту, включая социальное обеспечение, относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, имеющих право осуществлять самостоятельное правовое регулирование, которое не должно противоречить федеральному законодательству (пункт «ж» части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом о ветеранах.

Статья 13 названного закона в частях 1 - 5 статьи 13 указывает, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 3/4 доли и ФИО3 1/4 доли на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 45,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, пгт. Приморский, <адрес> кадастровым номером 90:24:040102:13190.

На указанную квартиру НКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» открыт лицевой счет для оплаты услуг ЖКХ и взносов в фонд капитального ремонта.

В жилом помещении зарегистрированы ФИО3, ФИО4, несовершеннолетняя ФИО5.

В соответствии с подпунктом б пункта 1 части 8 статьи 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» истцу и членам его семьи предоставляется мера социальной поддержки по компенсация расходов в размере 50 процентов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).

Мера социальной поддержки предоставляется в размере 90 рублей 40 копеек с апреля 2018 года, что и не оспаривалось сторонами.

В силу статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2018 «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в <адрес>» региональный стандарт нормативной площади жилого помещения - общая площадь жилого помещения, используемая для расчета размера субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения составляет 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан; 21 квадратный метр - на каждого члена семьи, состоящей из двух человек; 18 квадратных метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения используется при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (часть 3 статьи 2 названного Закона).

В силу статьи 10 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» порядок и условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяются Советом министров Республики Крым.

Во исполнение положений указанной статьи, Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в <адрес>.

В силу пункта 2 вышеуказанного Порядка меры социальной поддержки предоставляются путем возмещения уполномоченным организациям части расходов на оплату взноса на капитальный ремонт.

Оставшаяся часть взносов, за пределами меры социальной поддержки, уплачивается собственником жилого помещения.

В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт несет его собственник.

Таким образом, по смыслу изложенного, мера социальной поддержки, установленная подпунктом б пункта 1 части 8 статьи 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» в части компенсации расходов на взносы на капитальный ремонт, предоставляется не всем членам семьи, а лишь тем, которые выступают собственниками в праве общей долевой собственности на указанное помещение наравне с лицом, имеющим право на меры социальной поддержки.

Указанное обусловлено тем, что сам размер взноса на капитальный ремонт формируется исходя из общей площади жилого помещения пропорциональной площади многоквартирного дома и не зависит от количества проживающих в жилом помещении лиц.

Иной подход фактически бы позволял предоставлять льготы по уплате взносов тем лицам, для которых их уплата не вменена в обязанность, тем самым допуская их неосновательное обогащение.

Следовательно, исходя из установленных норм права в их взаимосвязи, истцу и третьему лицу должна быть предоставлена льгота по оплате жилого помещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, то есть в расчете 36 кв.м. на двух членов семьи.

Изложенная в письмах Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, в частности в письме от ДД.ММ.ГГГГ №С-10/2343/2/15.1-27/02-3083 позиция о том, что при определении объема меры социальной поддержки в отношении ФИО3 следует исходить не из нормативной площади жилого помещения на члена семьи, а из размера нормативной площади приходящейся на соответствующую долю (1/4 часть от 18 кв.м.), судом признается несостоятельной.

Действующим законодательством, в том числе нормативными правовыми актами Республики Крым, механизма определения объема меры социальной поддержки в зависимости от доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение – не предусмотрено.

Какие-либо расчеты исходя из указанной позиции, основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат существу установленной законом обязанности по внесению взносов.

Собственники жилого помещения уплачивают взносы пропорционально своей доли, а не занимаемой ими площади.

Вместе с тем, суд находит заявленные исковые требования к избранному ответчику не подлежащими удовлетворению.

Право на судебную защиту, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции РФ, не вытекает возможность выбора заинтересованным лицом по своему усмотрению конкретных форм и способов реализации такого права, которые с соблюдением требований Конституции РФ устанавливаются федеральным законом.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть 1 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В абзаце 3 пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъяснено, что если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. Если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, подготовка дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному иску. При предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом.

Вместе с тем, истец в силу присущего ему права на совершение распорядительных действий, не воспользовался им, не заявил перед судом ходатайства о замене ненадлежащего ответчика надлежащим, не поставил перед судом вопрос о привлечении в качестве соответчика иных лиц.

Следовательно, суд вынужден разрешить дело по предъявленному иску и указанному ответчику.

Принимая во внимание, что в силу пункта 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в <адрес> меры социальной поддержки предоставляются гражданам органами труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания в пределах Республики Крым, то предъявление иска к НКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» не оправдано нарушение прав истца избранным ответчиком, у которого в силу закона отсутствуют полномочия по назначению и изменению мер социальной поддержки.

Такие полномочия принадлежат Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым к которому истец не лишен возможности предъявления исковых требований.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебные расходы в порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», третьи лица ФИО3, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымский республиканский единый информационно-расчетный центр», Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым о взыскании излишне уплаченных денежных средств по взносу на капитальный ремонт – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым

Судья Е.Ю. Благодатная

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.