Дело № 2-2489/2021
УИД: 33RS0002-01-2021-003041-19
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
19 октября 2021 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при секретаре ФИО4,
с участием
представителя истца ФИО5,
представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по иску ФИО3 к Департаменту имущественных и земельных отношений Владимирской области о признании незаконным бездействия, взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Владимирской области, в котором изначально просил признать незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении решения Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ (###) непроведении публичных торгов, в установленные законом сроки.
В ходе судебного разбирательства исковые требования уточнены, истец просит взыскать с ответчика также денежные средства, причитающиеся с продажи на публичных торгах земельных участков в сумме 5 487 563,46 рублей.
Определением суда осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела в порядке ГПК РФ.
Требования мотивированы следующим.
ФИО3 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами ######, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: <...>, д. Неклюдово
Решением Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области к ФИО3 об изъятии земельных участков и продажи их с публичных торгов. Судебным актом постановлено изъять у ФИО3 названные земельные участки с обозначенными кадастровыми номерами, продать указанные земельные участки с публичных торгов в связи с ненадлежащим использованием, установив начальную цену изъятых земельных участков в соответствии с их кадастровой стоимостью.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени не исполнено, торги не проведены, денежные средства истцу не возмещены, чем нарушены его права.
В силу норм Федерального закона № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ на должностных лиц Департамента возложена обязанность реализации спорных земельных участков.
Непроведение публичных торгов, является незаконным бездействием, приостановки процедуры торгов не было, уважительной причины не указано, ссылки в ответе Департамента от ДД.ММ.ГГГГ на правовую неопределенность в отношении порядка проведения таких торгов не основаны на законе.
Стоимость земельных участков согласно отчетам ООО «Земельный специалист» в сумме составляет 5 487 563,46 рублей.
По результатам проведенной проверки по жалобе истца Прокуратурой Владимирской области в связи с выявленными нарушениями вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь в качестве правового обоснования на нормы Федерального закона № 101-ФЗ, ГПК РФ, просит иск удовлетворить.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечены Управление Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям, ФИО2.
Истец в суде не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещался.
Представитель истца в суде иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в суде иск не признавал, указав, что решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, мероприятия по оформлению процедуры торгов потребовали временных затрат, поскольку отсутствовало правовое регулирование процедуры. В 2016-2017 годах и позднее направлялись запросы о разъяснении вопроса проведения такого аукциона. Торги от ДД.ММ.ГГГГ признаны несостоявшимися. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято решение о проведении повторных публичных торгов по продаже земельных - участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами ######, изъятых у ФИО3 A.M. в судебном порядке в связи с ненадлежащим использованием. В соответствии с пунктом 13 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при принятии решения о проведении повторных публичных торгов по продаже земельных участков начальная цена на повторных публичных торгах снижается на 20 % от начальной цены на публичных торгах, признанных несостоявшимися. Таким образом, при принятии решения о проведении повторных публичных торгов начальная цена земельного участка с кадастровым номером ### составляет 367 673,15 руб., земельного участка с кадастровым номером ### - 638 579,11 руб., земельного участка с кадастровым номером ### - 126 948,24 руб., земельного участка с кадастровым номером ### - 688 907,79 руб., земельного участка с кадастровым номером ### - 119 335,46 руб., земельного участка с кадастровым номером ### - 140 037,99 руб. В настоящее время публичные торги по продаже спорных земельных участков признаны не состоявшимися, повторные публичные торги назначены на ДД.ММ.ГГГГ. Полагает требование ФИО3 A.M. о взыскании с Департамента денежных средств в размере кадастровой стоимости спорных земельных участков, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 5 487 563,46 руб., необоснованным и противоречащим нормам действующего законодательства.
Остальные участники процесса в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возможность взыскания убытков закон связывает с доказыванием причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) одного лица и наступившими отрицательными последствиями в имуществе другого лица.
Для взыскания убытков, причиненных действиями ответчика, истцу необходимо доказать факт причинения таких убытков, наличие в совокупности следующих обстоятельств: наступление вреда, противоправность поведения и вину причинителя вреда, причинно-следственную связь между ними и размер подлежащих возмещению убытков.
Недоказанность одного из перечисленных элементов из юридического состава убытков исключает возможность удовлетворения требования о взыскании убытков.
Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области является органом исполнительной власти Владимирской области, проводящим государственную политику в установленной сфере деятельности по полномочиям, возложенным на администрацию Владимирской области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории Владимирской области (пункт 1.1 постановления губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 739 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области").
В силу п. 3.73. Положения к полномочиям Департамента относится обращение в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ. Обеспечение при необходимости проведения кадастровых работ и установление вида разрешенного использования (при его отсутствии) в отношении такого земельного участка. Проведение публичных торгов по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом N 101-ФЗ. Приобретение такого земельного участка в государственную собственность Владимирской области по минимальной цене торгов в форме публичного предложения в случае, установленном пунктом 14 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что заочным решением Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области к ФИО3 об изъятии земельных участков и продажи их с публичных торгов.
Судебным актом постановлено изъять у ФИО3 названные земельные участки с кадастровыми номерами ### (площадью 373045 кв.м.), ### (площадью 647909 кв.м.), ### (площадью 128804 кв.м.), ### (698951 кв.м.), ### (площадью 121084 кв.м.), ### (площадью 142084 кв.м.), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир Центральная усадьба ТОО «Заря», участки находятся примерно в 5200 метрах от ориентира по направлению на северо-запад, расположенные по адресу: <...>, МО <...> д. Неклюдово; продать указанные земельные участки с публичных торгов в связи с ненадлежащим использованием, установив начальную цену изъятых земельных участков в соответствии с их кадастровой стоимостью.
Как указано в п. 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п.п. 11-15 ст.6 названного Закона в случае, если по результатам обследований, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения находится в состоянии, непригодном для ведения сельского хозяйства в связи с необходимостью проведения культуртехнической мелиорации, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения работ по культуртехнической мелиорации в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов.
Порядок определения стоимости работ по культуртехнической мелиорации, необходимых для приведения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.
В случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения. Начальная цена продажи земельного участка посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных торгов. Цена продажи такого земельного участка не может быть ниже 50 процентов от начальной цены повторных торгов. Если земельный участок не продан на торгах посредством публичного предложения, в течение одного месяца со дня признания данных торгов несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.
Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
Сведений о продаже спорных земельных участков (состоявшихся публичных торгах) материалы дела не содержат.
Полагая неправомерным бездействие Департамента, выразившееся в непроведении торгов, истец полагает необходимым возложить на ответчика обязанность возместить ему стоимость участков, которую ФИО3 определил, обратившись в ООО «Земельный специалист».
В дело представлены отчеты ООО «Земельный специалист» №### на общую сумму 5 487 563,46 рублей (т.1 л.д.26-61).
Между тем, судом в значительной степени не усматривается неправомерность действий (бездействия) Департамента по непроведению торгов.
Как следует из пояснений представителя ответчика, ввиду изменения законодательства, отсутствия нормативного урегулирования вопросов реализации спорных земельных участков, процедура торгов не была своевременно проведена.
Согласно ч. 1 ст. 54.1 ЗК РФ, отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (статья внесена в ЗК РФ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Минсельхоза России направлен запрос о разъяснении порядка проведения торгов в части проверки аффилированности лиц, подавших заявки на участие в торгах, а также поставлен ряд вопросов организации процедуры при изменении законодательства, предложения по совершенствованию законодательства (т.1 л.д.171,178, 209, 219).
ДД.ММ.ГГГГ Минсельхоз РФ письмом № ДХ-15-27/5675 дал разъяснения, указав на отсутствие специального порядка проведения публичных торгов по продаже изъятых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, указав на проведение их по правилам Земельного кодекса РФ.
Государственный контракт на оказание услуг по выполнению кадастровых работ заключен Департаментом ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Городская геодезия» (т.1 л.д.232-238).
ДД.ММ.ГГГГ Минсельхоз РФ письмом ### дал разъяснения по вопросу порядка проведения аукциона, его организации.
Разъяснения Минсельхозом даны и письмом от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.225-227).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом направлен запрос в Минэкономразвития РФ о разъяснении порядка проведения торгов (т.1 л.д.174-176).
ДД.ММ.ГГГГ Департамент дал предложения по совершенствованию законодательства по названному вопросу (т. 1 л.д.199).
Аналогичные запросы Департаментом также направлялись в другие регионы РФ (Московская, Калужская, <...>).
Минсельхоз России письмом от ДД.ММ.ГГГГ указал на отсутствие полномочий по толкованию законодательства, при этом пояснил о проведении торгов по правилам Земельного кодекса РФ.(т. 2 л.д. 121-126)
ДД.ММ.ГГГГ Губернатор Владимирской области направил в адрес Законодательного собрания области запрос о реализации права законодательной инициативы по вопросу реализации на торгах земель сельскохозяйственного назначения (т.1 л.д.191).
Постановлением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ### утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, которая составляет ### – т.2 л.д.77-80.
Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ### создана комиссия по проведению публичных торгов по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, изъятых в судебном порядке (т. 1 л.д.146-149).
Распоряжениями Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №###, ### постановлено провести торги на май-июнь 2021 года (т.1 л.д.88-94, 151-169).
Информация по аукциону размещена в сети.
Сведений о реализации первичных торгов материалы дела не содержат.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом изданы распоряжения №###, ### о проведении повторных публичных торгов по продаже спорных земельных участков (т.2 л.д.18-63), информация по торгам размещена в сети Интернет
Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ### утвержден протокол о результатах повторных публичных торгов в форме открытого аукциона по продаже названных выше земельных участков, согласно которому повторные торги признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок.
Обосновывая исковые требования, истец ссылается на представление прокуратуры Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено нарушение требований действующего законодательства по непринятию мер по продаже изъятых земельных участков с августа 2017 года по апрель 2021 года, что повлекло нарушение прав истца по получению компенсации.
Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Нарушение сроков проведения публичных торгов, и реализации земельных участков, по мнению суда, само по себе не причинило истцу убытки в виде стоимости изъятых земельных участков, и не может являться основанием для взыскания с Департамента их стоимости в заявленном размере.
При этом, суд полагает, что процедура торгов в полном объеме (по названным выше этапам) на момент рассмотрения спора не произведена.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО3 к Департаменту имущественных и земельных отношений Владимирской области о признании незаконным бездействия, взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.С.Игнатович
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья М.С.Игнатович