ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-248/16 от 17.02.2016 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2016 года город Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ереминой И.Н.

при секретаре Товарновой Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-248/16 по иску С. к ООО «УК «Центр» об устранении нарушений прав потребителя, предоставлении информации,

У С Т А Н О В И Л :

Истец С. обратилась в суд к ответчику ООО «УК «Центр» с выше указанным иском, в обоснование доводов ссылаясь на то, что она является собственником квартиры <адрес> в г. Сызрани, управление которым осуществляет ООО «УК «Центр». Обозначив себя исполнителем услуг, ответчик взимает с нее как их потребителя, плату за содержание и ремонт, отопление, холодное водоснабжение, водоотведение и электроснабжение. На протяжении 2014-2015 г.г. температурный режим в жилом помещении, являющимся местом ее постоянного проживания, значительно ниже нормы, так же как и в жилье других собственников указанного дома, что стало поводом к неоднократным обращениям жильцов дома в УК «Центр».

На ее письменное обращение от <дата> ответа из ООО УК «Центр» не поступило. На претензию от <дата> с просьбой обеспечить соответствующий погодным условиям температурный график, произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг, исходя из непредставления услуги по отоплению в период с <дата>, директор управляющей компании <дата> сообщил противоречивую информацию о том, что отопление в жилой дом <адрес> было дано <дата> Однако, из этой же информации следует, что с <дата> по <дата>. в доме производились пусконаладочные работы. По сути этот ответ является отпиской, поскольку ответы на поставленные в претензии вопросы не даны. Фактически температура воздуха повысилась с 14 С до 17 С лишь <дата>, а <дата> она достигла 19 С. За это время в квартирах стало влажно, появился затхлый запах, в некоторых (<адрес>) - плесень на стенах. В настоящее время температурный график отопления также не соблюдается.

<дата> истица и Ц., проживающий в квартире № ***, по поручению жильцов дома направили директору ООО УК «Центр» письменный запрос о предоставлении информации о суточном почасовом температурном графике за период с <дата> по <дата> и общей площади жилого массива, отапливаемого котельной, причине неустановки в элеваторном узле приборов учета температурного режима и манометров, а так же термометров в элеваторе, о причинах ведения отопления здания школы № *** от системы отопления многоквартирного жилого дома <адрес>, о разрешении по существу претензии С. от <дата>, заявления Ц. от <дата>.

По истечению 20 дней с момента поступления ответчику письменного запроса вместо 10 рабочих дней, установленных п. 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. №231, до настоящего времени информация по нему не получена, чем нарушены права истца как потребителя.

Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит обязать ООО УК «Центр» устранить нарушение потребительских прав в получении информации по перерасчёту платы за отопление в период с <дата> по <дата>;

- предоставить посуточный температурный график котельной, должной обеспечивать отопление дома <адрес>, за период с <дата> по <дата> и общую площадь отапливаемого ею жилого массива, с указанием в графике температуры наружного воздуха, температуры подаваемой горячей воды - Т1, температуру обратной воды - Т2;

- сообщить причины, по которым в доме <адрес> в г. Сызрани не установлены коллективные приборы учёта потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, узлов управления и регулирования потребления ресурсов (приборы учёта температурного режима, манометры и термометры), а также причины, по которым не выполняется решения общих собраний дома от <дата> по этому вопросу, <дата>, <дата>;

- сообщить, по какой причине от системы отопления многоквартирного жилого дома <адрес> ведется отопление в школу № ***, сданной в эксплуатацию в 1950 г.;

- разрешить по существу претензию С. от <дата>.

В судебном заседании истица исковые требования с учетом уточнений поддержала, в обоснование требований привела доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнила, что с декабря 2014 года начались проблемы с отоплением в доме <адрес> г, Сызрани, обслуживание которого находится в ведении ООО «УК «Центр». Однако за ненадлежащее оказание услуг по теплоснабжению, управляющей компанией не был произведен перерасчет платы за коммунальные услуги. Претензия, направленная в адрес ответчика <дата> была оставлена без ответа. Ответ на претензию от <дата> ею был получен лишь <дата>, т.е. по истечении двадцати дней после направления запроса, и был дан не по существу поставленных вопросов. Не согласна с ответом управляющей компании о том, что для получения температурного отопительного графика котельной она должна обращаться в ресурсоснабжающую организацию, поскольку в договорных отношениях с МУП «ЖЭС» она не состоит. Считает, что требования жильцов <адрес> в г. Сызрани должна выполнять управляющая компания как исполнитель услуг. В соответствии с п.3.1.8, 3.1.34 договора управления многоквартирным жилым домом управляющая компания обязана предоставлять запрашиваемую ею информацию. Несмотря на то, что на общем собрании собственников дома <дата>, <дата> было принято решение об установке прибора учета тепловой энергии, однако прибор учета не установлен, ответ на письменный запрос о том, по каким причинам коллективные приборы учета не установлены, до настоящего времени управляющей компанией не предоставлен.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «УК «Центр» по доверенности в лице Т. против иска возражала, представила письменные возражения на иск и дополнения к ним, из которых следует, что <дата> в адрес ООО «Центр» поступило обращение С. По каждому поставленному вопросу заявительнице письмом исх. № *** от <дата> своевременно были даны мотивированные разъяснения. Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок предоставления, распределения и оплаты коммунальных услуг гражданами в многоквартирных жилых домах, является Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354, в соответствии с которым в случае непредставления коммунальной услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества потребитель должен известить о данном факте управляющую компанию. На основании обращения, управляющая компания обязана провести обследования и составить акт о непредставлении коммунальных услуг, в котором отражается: нарушение параметров качества, время, дата начала непредоставления коммунальной услуги и прочие параметры, который является основанием для перерасчета платы за коммунальные услуги. В конце <дата> 2015 года в ООО «УК «Центр» поступило обращение С. по вопросу пониженной температуры воздуха в ее жилом помещении. В целях установления параметров для перерасчета было организовано комиссионное обследование, но С. в квартиру не пустила. При выборочном контрольном замере в других помещениях температура воздуха соответствовала нормативным показателям. Все зафиксированные параметры отражены в акте от <дата>. Температура воздуха непосредственно в квартирах является основным параметром, определяющим размер перерасчета платы при предоставлении услуги «теплоснабжение» ненадлежащего качества. Ввиду того, что в ходе обследований отклонения температурного режима от нормативного не зафиксировано, перерасчет платы С. за услугу «теплоснабжение» не производился.

Температурный график определяет режим работы тепловых сетей, обеспечивая центральное регулирование отпуска тепла. По данным температурного графика определяется температура подающей и обратной воды в тепловых сетях, а также в индивидуальном вводе в зависимости от температуры наружного воздуха. В соответствии с нормами действующего законодательства температурный график разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить температуру в помещениях постоянной на уровне не менее 18 градусов. Согласно ст. 23 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 года №190-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 года №154 обязанность по разработке, утверждению и ежегодной актуализации температурного графика возложены на уполномоченные органы местного самоуправления совместно с теплоснабжающими организациями. Управляющая организация к уполномоченным органам не относится и в разработке температурного графика не участвует. Полагает, что ООО «УК «Центр» письмом № *** от <дата> обоснованно предложило С. обратиться в орган местного самоуправления для предоставления графика. Котельная, подающая тепло в жилой дом <адрес>, находится в ведении МУП «ЖЭС». ООО «УК «Центр» подает жителем ресурс, представленный от котельной поставщиком услуги. Самостоятельное производство ресурса технической возможностью не представлено. Управляющая компания не имеет доступ на котельные. Из чего следует, что ООО «УК «Центр» фактически лишено возможности получения параметров на теплоисточниках.

В соответствии с представленной информацией к общедомовой инженерной системе дома была в неустановленное время подключена система социального объекта - ГБОУ СОШ № ***. Дата подключения ООО «УК «Центр» не известна. ООО «УК «Центр» приступило к управлению многоквартирным домом с января 2012г. На момент принятия дома общедомовая инженерная система теплоснабжения достаточно продолжительное время находилаь в том виде, в котором существует в настоящее время. ООО «УК «Центр» не принимало участие в разработке проектной и иной документации на подключения школы от системы дома. Причины и обоснованность технологического подключения ООО «УК «Центр» не известны. Ввиду того, что в существующей инженерной ОПУ ТЭ будет также учитывать объем, потребляемый школой, прибор учета не был установлен. Указанная информация многократно доносилась до жителей в ходе личных бесед и собраний, кроме того об этом была уведомлена председатель МЖД.

Кроме того, полагает, что ответы на поставленные истицей вопросы были дополнительно частично раскрыты представленными возражениями на исковое заявление и пояснены в ходе судебных заседаний.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, подлагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 г. №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях его финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года №731 утвержден Стандарт - раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

В силу пункта 2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность к сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

В соответствии с пунктом 3 указанного Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Пунктом 5 Стандарта предусмотрено, что управляющими организациями информация раскрывается в том числе путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе (п. 21 Стандарта).

Судом установлено, что С. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Сызрань <адрес> на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан, заключенного с Администрацией г. Сызрани от <дата>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № ***№ *** от <дата>.

ООО «Управляющая компания «Центр» выполняет функции по управлению многоквартирным жилым домом № *** по <адрес> в г. Сызрани

<дата> истцом в адрес ООО «УК «Центр» была направлена претензия об обеспечении соответствующего погодным условиям температурного графика отопления и перерасчете оплаты коммунальных услуг, исходя из фактического не предоставления услуги по отоплению за период с <дата> по день обращения.

Из ответа ООО «УК «Центр» от <дата>№ *** следует, что <дата> было дано отопление в многоквартирный жилой <адрес> г. Сызрани, с <дата> по <дата> проводились пусконаладочные работы. В настоящий момент времени система отопления указанного многоквартирного дома обеспечивает подачу тепловой энергии до потребителя по нормативу.

Установлено также, что С. обратилась в адрес ответчика с письменным запросом от <дата> о предоставлении информации, а именно предоставлении суточного почасового температурного отопительного графика котельной должной обеспечивать отопление <адрес> за период с <дата>. по <дата> и общую площадь отапливаемого ею жилого массива, сообщить причины, по которым в элеваторном узле не устанавливаются приборы учета температурного режима, а в элеваторе нет манометров и термометров, причины отведения отопления здания школы № *** от системы отопления многоквартирного жилого дома по <адрес>, а также разрешить по существу изложенные в претензии от <дата> доводы С.

Указанный запрос получен представителем ООО «УК «Центр» <дата>, что подтверждается штампом на копии запроса.

В письменном ответе № *** от <дата> на указанный запрос управляющая компания сообщила, что температурный график котельной является технической документацией организации, на балансе которого находится котельная и магистральные тепловые сети, для получения которого рекомендовано обратиться в ресурсоснабжающую организацию МУП «ЖЭС». Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 установка дополнительного внутридомового имущества производится по решению общего собрания и за счет средств собственников помещений многоквартирного жилого дома. По подвальному помещению многоквартирного <адрес> г. Сызрани проходит транзитная линия системы теплоснабжения на здание ГБОУ СОШ № *** по <адрес>, использование которой определяется технической документацией при строительстве объектов. <дата> представителями ООО «УК «Центр» был произведен замер параметров теплоносителя на тепловом вводе и температуры воздуха в жилых помещениях многоквартирного жилого <адрес>, согласно актов комиссионного обследования № ***, № *** температура теплоносителя на тепловом вводе и в жилых помещениях дома соответствует действующим правилам и является нормативной.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит обязать ответчика устранить нарушение ее прав на получение информации по перерасчету платы за отопление в период с <дата> по <дата> (с учетом уточненных исковых требований), тогда как в письменной претензии от <дата> истица просила произвести перерасчет за период с <дата> по день обращения, т.е. по <дата>, в письменном запросе от <дата> (полученном ООО «УК «Центр» <дата>) С. также просила разрешить по существу ее доводы, изложенные в претензии от <дата>.

Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, а также то обстоятельство, что управляющей организацией ни в ответе от <дата> исх. № *** на письменный запрос, ни в ответе от <дата> исх. № *** на претензию от <дата> не предоставлена информация относительно перерасчета платы за отопление либо на отсутствие оснований для такого перерасчета, суд полагает необходимым обязать ООО «УК «Центр» предоставить С. информацию о перерасчете платы за отопление за период с <дата> по <дата>, в остальной части заявленного истцом периода предоставления информации, а именно с <дата> по <дата> суд полагает требования заявлены необоснованно, поскольку документальных доказательств обращения в управляющую компанию с письменным запросом о предоставлении информации за указанный период суду не представлено.

Кроме того, суд полагает, что представленный заявителю ответ управляющей компании в части предоставления информации по установке дополнительного внутридомового имущества, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку из представленных истцом доказательств видно, что <дата> и <дата> собственниками многоквартирного жилого дома было принято решение об установке коллективного прибора учета тепловой энергии, жильцы дома неоднократно обращались в управляющую компанию для решения вопроса об установке приборов учета, однако на запрос истца о том, по какой причине не установлены коллективные приборы учета, ООО «УК «Центр» письменного ответа истцу не представлено, в ответе от <дата> исх. № *** данная информация не содержится.

Доводы представителя ответчика Т. о том, что истице были даны все необходимые разъяснения в ходе судебного разбирательства суд признает несостоятельными, поскольку предоставление информации управляющей компанией осуществляется посредством направления почтового отправления в адрес потребителя в соответствии с пунктом 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность к сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731.

Таким образом, ООО «УК «Центр» следует обязать предоставить истцу информацию о причинах не установки в доме <адрес> в г. Сызрани коллективных приборов учёта потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, узлов управления и регулирования потребления ресурсов с учетом выше названных решений собственников помещений данного многоквартирного жилого дома.

Исходя из анализа выше приведенных правовых норм, сопоставляя содержание информации, которая подлежит раскрытию управляющей организацией в силу предписаний Стандарта раскрытия информации, суд полагает требования истца о предоставлении суточного почасового температурного отопительного графика котельной, обеспечивающей отопление дома <адрес> за период с <дата> по <дата> год и сведения об общей площади отапливаемого ею жилого массива, температуры наружного воздуха, подаваемой горячей воды, температуры обратной воды не подлежат удовлетворению, поскольку температурный график котельной относится к технической документации ресурсоснабжающей организации. При этом, в соответствии со Стандартом управляющая организация должна предоставлять информацию в виде сведений, предоставление каких-либо документов, в том числе технической документации, в адрес заявителя не входит в перечень, предусмотренный указанным нормативным актом.

Суд, проанализировав ответ ООО «УК «Центр» от <дата>№ *** на запрос истца от <дата>, приходит к выводу о том, что на запрос истца сообщить, по какой причине от системы отопления многоквартирного жилого дома <адрес> ведется отопление в среднюю школу № ***, управляющей компанией была предоставлена информация в письменном ответе.

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить выше указанную информацию.

Поскольку основанием для предъявления настоящего искового заявления послужило не предоставление потребителю информации, суд полагает требования С. о возложении на ООО «УК «Центр» обязанности разрешить по существу претензию от <дата> в части обеспечения соответствующего погодным условиям температурного графика отопления не подлежат удовлетворению, в связи с тем, что управляющей компанией был предоставлен истцу письменный ответ на указанную претензию.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования С. к ООО «УК «Центр» об устранении нарушений прав потребителя, предоставлении информации удовлетворить частично.

Обязать ООО «УК «Центр» предоставить С. информацию о перерасчете платы за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: г. Сызрань <адрес> за период с <дата> по <дата>, а также информацию о причинах не установки в <адрес> в г. Сызрани коллективных приборов учёта потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, узлов управления и регулирования потребления ресурсов с учетом решений собственников помещений многоквартирного жилого дома, изложенных в протоколах общего собрания от <дата> и <дата> в соответствии с пунктом 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность к сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.

Судья: Еремина И.Н.

Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2016 года.

Судья: Еремина И.Н.