ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-248/18 от 31.01.2018 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-248/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2018г. г. Биробиджан ЕАО

Биробиджанский районный суд ЕАО

в составе судьи Лаврущевой О.Н.

при секретаре Ханиной Н.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области об оснащении единой дежурно-диспетчерской службы, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Биробиджанского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику об оснащении единой дежурной диспетчерской службы. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению начальника ГУ МЧС России по ЕАО по факту несоответствия единой дежурно-диспетчерской службы Биробиджанского района требованиям законодательства. В ходе проверки установлено, что Постановлением главы администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» от 23.03.2015 № 308 создана Единая дежурно-диспетчерская служба (далее ЕДДС) в муниципальном районе. Штатным расписанием, утвержденным директором МУК «ЦХУ» предусмотрена численность ЕДДС района в количестве 5 сотрудников. Таким образом, с учетом положений законодательства, штат ЕДДС Биробиджанского района укомплектован не должным образом, не предусмотрены должности 4 оперативных дежурных. Также ЕДДС Биробиджанского района не обеспечено отдельным помещением для постоянного и дежурно-диспетчерского персонала, диспетчеров системы – 112, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией. Кроме того, ЕДДС Биробиджанского района не обеспечено необходимым оборудованием и автоматизированным рабочим местом системы – 112.

Просил суд: 1) обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район ЕАО в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить материально- техническую и организационную оснащенность единой дежурно- диспетчерской службы муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район», а именно: оборудовать прямой канал связи со службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами аварийных формирований; активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; метеостанция; средства радиосвязи; средства оповещения населения; средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определение номера звонящего абонента и его идентификацию; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; 2)обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район ЕАО в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать пункт управления ЕДДС Биробиджанского района путем выделения для размещения ЕДДС Биробиджанского района отдельного помещения; 3) обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать ЕДДС Биробиджанского района штатом не менее 1 начальника, 4 оперативных дежурных и 4 диспетчеров.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Еврейской автономной области (далее Управление МЧС РФ по ЕАО).

В судебном заседании прокурор Биробиджанского района ЕАО ФИО1 доводы иска поддержала, требования уточнила. Суду пояснила, что в нарушение действующего законодательства единая дежурно- диспетчерская служба муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» не имеет отдельного помещения, в штатном расписании нет должностей оперативных дежурных - 4 единицы. Материально- техническая и организационная оснащенность службы не позволяет ей выполнять поставленные законодательством задачи.

Просила суд: 1) обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район ЕАО в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить материально- техническую и организационную оснащенность единой дежурно- диспетчерской службы муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район»: прямым каналом связи со службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами аварийных формирований; активным оборудованием локальной вычислительной сети; структурированной кабельной сетью; серверным оборудованием; специализированными средствами хранения данных; метеостанцией; средствами радиосвязи; средствами оповещения населения; средствами регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определение номера звонящего абонента и его идентификацию; приемником ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

2)обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район ЕАО в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать пункт управления ЕДДС Биробиджанского района путем выделения для размещения ЕДДС Биробиджанского района отдельного помещения; 3) обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу доукомплектовать единую дежурно-диспетчерскую службу, Биробиджанского района должностями четырех оперативных дежурных.

В судебном заседании представители третьего лица Управления МЧС РФ по ЕАО ФИО2, ФИО3 уточненные исковые требования поддержали. Суду пояснили, что единая дежурно- диспетчерская служба (далее ЕДДС) - это орган повседневного управления, выполняющий задачи координации деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. Методика организации ЕДДС была неоднократно доведена до всех органов управления. Численность населения на 01.01.2018 в Биробиджанском районе составляет - 11 231 человек, следовательно ЕДДС района соответствует 5 категории. У ответчика должна быть круглосуточная диспетчерская служба, штат которой должен быть не менее 4 оперативных дежурных, 4 помощников оперативных дежурных и начальника. При этом начальник это контролирующий орган, а помощник это диспетчер. Для организации деятельности и выполнения задач ЕДДС должно иметь отдельное помещение. В настоящее время в администрации Биробиджанского района ЕДДС находится в холле здания, осуществляет пропускной режим, а также осуществляет охрану здания, что категорически запрещено. В администрации Биробиджанского муниципального района отсутствует материально- техническая и организационная оснащенность ЕДДС. Все требуемое оборудование определено МЧС России, являющимся органом осуществляющим координацию и методическое руководство по планированию действий в рамках единой системы. В связи с этим разработанное МЧС России Положение о ЕДДС принято на Правительственной комиссии и обязательно для выполнения всеми. Отсутствие необходимого оборудования влияет на уровень безопасности населения и гостей Биробиджанского района, а также на оперативность реагирования, и своевременную ликвидацию ЧС. ЕАО участвовала в федеральной программе и получило субсидию на оснащение програмно-техническим комплексом для создания «службы-112». В этом году на территории всей области "служба-112" должна функционировать. В том числе и ответчик будет обеспечен програмно-техническим комплексом, за счет федеральной программы. Однако оборудование не сможет работать, если администрация Биробиджанского района не обеспечит работу ЕДДС на должном уровне с использованием необходимых технических средств. Следовательно, и "служба-112" на территории района не будет функционировать, должным образом.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что все требования иска основаны на нормах, рекомендательный характер и добровольность применения которых прямо установлена действующим законодательством. Администрацией района создана ЕДДС, которая осуществляет возложенные на нее действующим законодательством задачи и функции.

Положение о ЕДДС муниципального образования утверждено Протоколом заседания Правительственной комиссии РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 № 7 и рекомендовано к применению в системе РСЧС муниципального образования. Правительственная комиссия не является органом власти, уполномоченным издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения органами местного самоуправления. Положение о ЕДДС не является нормативно-правовым актом. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», так же утвержден для добровольного применения.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения; прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций (ст.4).

Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включают в себя координационные органы, постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления.

Органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления и организациями для обеспечения их деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (ст. 4.1).

Органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (ст.11).Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования (ст.24).

Согласно п.11 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794) органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Из материалов дела установлено, что Постановлением главы администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» от 23.03.2015 № 308 создана ЕДДС в муниципальном районе, утверждено Положение о ЕДДС района. ЕДДС района размещена в холле первого этажа администрации муниципального района, в специально отгороженном месте. Администрацией решается вопрос о выделении дополнительной площади для дальнейшего обустройства службы. ЕДДС не оснащена прямыми каналами связи и иным оборудованием требуемым прокурором. В 2018г. ответчиком планируется приобретение программного оборудования для развертывания «системы- 112».

Согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 29.06.2016 № 723-ст) ЕДДС муниципального образования должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС (п. 3.9).

Пункт управления ЕДДС: здание (сооружение, помещение), предназначенное для работы дежурно-диспетчерского персонала и оснащенное необходимыми техническими средствами управления, связи и оповещения (п.2.1.3).

Таким образом, суд приходит к выводу, что требование прокурора организовать пункт управления ЕДДС Биробиджанского района в отдельном помещении, законно, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Суд не может согласиться с утверждением представителя ответчика о том, что администрация может не соблюдать ГОСТ Р 22.7.01-2016, так как он подлежит добровольному применению.

Указанный ГОСТ является Национальным стандартом утвержденным в установленном порядке государственным органом. Согласно Положению о ЕДДС района (утверждённому Постановлением главы администрации от 23.03.2015 № 308) правовой основой функционирования ЕДДС района является ГОСТ «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба» (п.1.1.7).

Следовательно ответчик должен соблюдать требования ГОСТ Р 22.7.01-2016.

В силу ГОСТ Р 22.7.01-2016 ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления).

Категория ЕДДС определяется в соответствии с численностью населения на обслуживаемой ею территории. V категория: до 50 тыс. человек. Численность специалистов в оперативной смене зависит от категории ЕДДС, а также характеристик муниципального образования (наличие потенциально опасных объектов, состояния транспортной инфраструктуры, криминогенной обстановки и т.п.) и может составлять при V категории от 2 до 5 человек (п.3.8).

В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждую смену в обязательном порядке должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник (п.3.10).

Из материалов дела следует, что ЕДДС района относится к V категории, численность населения на обслуживаемой территории составляет 11 231. В штатном расписании ЕДДС имеются должности начальника и 4-х диспетчеров.

Следовательно, требование прокурора обязать ответчика доукомплектовать ЕДДС должностями четырех оперативных дежурных, законно и обоснованно.

Согласно ГОСТ Р 22.7.01-2016 Узел связи ЕДДС (далее УС ЕДДС) должен решать следующие задачи: прием и передача документов управления, обмен всеми видами информации с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления в установленные контрольные сроки и с требуемым качеством; доведение сигналов оповещения; организация связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления и силами; организация связи с подвижными объектами при их передвижении на любом виде транспорта, оборудованного средствами связи (п3.11).

При этом УС ЕДДС должен обеспечивать: устойчивое функционирование средств связи; поддержание действующих связей в заданных режимах работы и обеспечение своевременного установления запланированных и вновь организуемых связей; техническую готовность средств и сооружений связи для привязки подвижных средств связи; внутреннюю связь на пункте управления, в том числе громкоговорящую связь; безопасность связи и информации; прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и органом управления АИУС РСЧС регионального уровня, а также с ДДС, действующими на территории муниципального образования; прием информации по многоканальному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования; автоматическое определение номера входящего абонента; документирование (запись) ведущихся переговоров; коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города; радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами (п.3.11.1).

Комплекс средств автоматизации ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС следующих функций: накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о городе, городских органах управления (в том числе их дежурно-диспетчерских службах), силах и средствах постоянной готовности к действиям в ЧС, потенциально опасных объектах, критически важных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; сбор и передача данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств; мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств; подготовка данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС (п.3.13).

Комплекс средств автоматизации ЕДДС должен сопрягаться: с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС; с системами оповещения и информирования; системой-112; с системами мониторинга, включая системы: видеонаблюдения, фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, пожарных и тревожных сигнализаций, поисково-навигационные (ГЛОНАСС/GPS), мониторинга объектов ЖКХ, экомониторинга и т.п.; с системами лабораторного контроля; с информационно-аналитическими системами; с АИУС РСЧС регионального уровня; с другими существующими и перспективными системами (п.3.13.1).

В целях исполнения требований ГОСТа, МЧС России разработано и 28.08.2015 утверждено Правительственной комиссией РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Положение о ЕДДС муниципального образования (далее Положение).

Как следует из п. 3.4.1 Положения требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1240-р.

Согласно п. 3.4.2 Положения в состав оборудования должны входить, как минимум: АРМ специалистов оперативной дежурной смены; АРМ руководства и обслуживающего персонала; активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; комплект оргтехники; средства связи; АРМ управления местной системой оповещения; средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи; специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования; метеостанция; прибор радиационного контроля; источники гарантированного электропитания.

Суд не может согласиться с утверждением представителя ответчика о том, что Положение о ЕДДС не является нормативно-правовым актом, следовательно не обязательно для применения. Положение разработано МЧС России, являющимся органом осуществляющим координацию и методическое руководство по планированию действий в рамках единой системы. Указанное в Положении оборудование полностью соответствует требованиям ГОСТ Р 22.7.01-2016 и необходимо для выполнения задач ЕДДС поставленных как федеральными законами, так и Национальным стандартом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что подлежат удовлетворению исковые требования в части обязания администрации обеспечить материально- техническую и организационную оснащенность ЕДДС: прямым каналом связи со службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами аварийных формирований; активным оборудованием локальной вычислительной сети; структурированной кабельной сетью; серверным оборудованием; специализированными средствами хранения данных; метеостанцией; средствами радиосвязи; средствами оповещения населения; средствами регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определение номера звонящего абонента и его идентификацию; приемником ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Указанное оборудование прямо предусмотрено и необходимо для исполнения задач согласно пунктам 3.2., 3.11., 3.11.1, 3.13., 3.13.1, 3.14.1 ГОСТ Р 22.7.01-2016.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Финансовое обеспечение ЕДДС муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Следовательно, ответчик обязан обеспечить материально- техническую и организационную оснащенность ЕДДС, организовать пункт управления ЕДДС в отдельном помещении и доукомплектовать ЕДДС должностями четырех оперативных дежурных.

Рассматривая вопрос о сроке исполнения решения, с учетом объема работ и необходимости приобретения оборудования, суд считает разумным сроком заявленный прокурором период в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области об оснащении единой дежурно-диспетчерской службы, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район ЕАО в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить материально- техническую и организационную оснащенность единой дежурно- диспетчерской службы муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район»: прямым каналом связи со службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами аварийных формирований; активным оборудованием локальной вычислительной сети; структурированной кабельной сетью; серверным оборудованием; специализированными средствами хранения данных; метеостанцией; средствами радиосвязи; средствами оповещения населения; средствами регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определение номера звонящего абонента и его идентификацию; приемником ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

Обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район ЕАО в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать пункт управления единой дежурно-диспетчерской службой Биробиджанского района в отдельном помещении.

Обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу доукомплектовать единую дежурно-диспетчерскую службу, Биробиджанского района должностями четырех оперативных дежурных.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд.

Судья О.Н. Лаврущева