ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-248/19 от 08.01.2019 Орджоникидзевского районного суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0008-01-2019-000395-03

Гр.дело №2-248/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Копьево 11 ноября 2019 г.

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Строковой С.А.,

при секретаре Горбацевич Л.В.,

с участием

старшего помощника прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Артонова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному предприятию «<данные изъяты> ЖКХ» о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений законодательства о водоснабжении и теплоснабжении,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному казенному предприятию «<данные изъяты> ЖКХ» (далее МКП «<данные изъяты> ЖКХ») обязать данное предприятие в срок до ../../.. провести техническое обследование обслуживаемой системы холодного водоснабжения с составлением акта технического обследования в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 30 Требований к проведению технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения, утвержденных приказом Минстроя России от 05.08.2014 №437/пр, а также согласовать акт технического обследования системы холодного водоснабжения с администрацией <данные изъяты> сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия.

В обоснование своих исковых требований прокурор района указал, что прокуратурой Орджоникидзевского района была проведена проверка исполнения предприятиями ЖКХ законодательства о водоснабжении. МКП «<данные изъяты> ЖКХ» в эксплуатации имеет котельную, которая является единственным источником, обеспечивающим производство тепловой энергии для отопления многоквартирных домов, образовательных учреждений, иных социальных объектов в с. .... Установлено, что производственной программой МКП «<данные изъяты> ЖКХ» мероприятия по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения не предусмотрены. Как установлено проверкой, в МКП «<данные изъяты> ЖКХ» отсутствует акт о техническом обследовании систем холодного водоснабжения, что свидетельствует о непроведении данного обследования. При отсутствии данного акта невозможно сформулировать предложения о проведении профилактических и ремонтных мероприятий (ремонт, восстановление, модернизация, замена) на объектах централизованных систем холодного водоснабжения, что приводит к их износу и выходу из строя, препятствует включению ремонтных работ в производственную программу предприятия.

В ходе рассмотрения гражданского дела истец заявленные требования увеличил, просил обязать ответчика в срок до ../../.. провести техническое обследование обслуживаемой системы холодного водоснабжения с составлением акта технического обследования в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 30 Требований к проведению технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения, утвержденных приказом Минстроя России от 05.08.2014 №437/пр, а также согласовать акт технического обследования системы холодного водоснабжения с администрацией <данные изъяты> сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия. Кроме того, обязать МКП «<данные изъяты> ЖКХ» в срок до ../../.. г. провести техническое обследование обслуживаемой системы теплоснабжения с составлением отчета о результатах технического обследования в соответствии с п. 15, 16 Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, утвержденной приказом Минстроя России от 21.08.2015 №606/пр.

В судебном заседании старший помощник прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Артонов В.В. исковые требования с уточнениями поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

МКП «<данные изъяты> ЖКХ» и администрация <данные изъяты> сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания, представители в судебное заседание не явились.

Выслушав старшего помощника прокурора района, исследовав приобщенные к делу документы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Статьей 37 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» централизованные системы горячего и холодного водоснабжения подлежат техническому обследованию в целях определения: технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствии с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений; технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности; определения технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности; экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения новых технологий; сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.

Нормы ч. 3 рассматриваемой статьи регламентируют общий порядок проведения технического обследования самостоятельно организацией, осуществляющей горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение) либо с привлечением специализированной организации, а также с информированием органов местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения (с привлечением по решению органов местного самоуправления его представителей).

Как следует из материалов дела и установлено судом, представлением прокурора от ../../.. руководителю МКП «<данные изъяты> ЖКХ» предписано устранить указанные нарушения закона, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены, техническое обследование системы холодного водоснабжения в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 30 Требований к проведению технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения, утвержденных приказом Минстроя России от 05.08.2014 №437/пр, техническая инвентаризация имущества, включая натурное, визуальное-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем холодного водоснабжения не проведена в полном объеме, определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения не выполнено, акт технического обследования отсутствует, результаты технического обследования с администрацией <данные изъяты> сельского совета не согласованы.

Приказом Минстроя России от 05.08.2014 №437/ПР утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения.

Согласно п. 4 данных Требований, обязательное техническое обследование проводится один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет.

Объектами технического обследования являются все объекты централизованных систем холодного водоснабжения (п. 9 Требований).

Состав работ по техническому обследованию включает в себя: а) камеральное обследование; б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуальное-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем холодного водоснабжения; в) определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения.

По итогам завершения технического обследования составляется Акт технического обследования, содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение.

При этом Акт содержит: а) перечень объектов, в отношении которых было проведено техническое обследование; б) перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, осуществляющей водоснабжение, или иных показателей объектов централизованных систем холодного водоснабжения, выявленных в процессе проведения технического обследования; в) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений); г) заключение о техническом состоянии объектов централизованных систем холодного водоснабжения; д) оценку технического состояния объектов централизованных систем холодного водоснабжения, в момент проведения обследования; е) заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов централизованных систем холодного водоснабжения; ж) ссылки на строительные нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию; з) анализ технико-экономической эффективности существующих технических решений, применяемых в соответствующей централизованной системе, в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами; и) предлагаемые рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности, качества, энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и инвестиционные проекты), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов централизованных систем холодного водоснабжения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации, и возможные проектные решения.

Предложения о проведении мероприятий (ремонт, восстановление, модернизация, замена) на объектах централизованных систем холодного водоснабжения формулируются с учетом: а) аварийности в течение срока эксплуатации; б) технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, энергетической эффективности станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности и (или) технических характеристик канализационных сетей, канализационных насосных станций, в том числе их энергетической эффективности и степени резервирования мощности; в) ремонтопригодности объектов централизованных систем холодного водоснабжения; г) расчетных остаточных сроков эксплуатации объектов централизованных систем холодного водоснабжения; д) технической возможности сооружений водоподготовки по подготовке питьевой воды в соответствии с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и (или) технической возможности канализационных очистных сооружений по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод и установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы; е) технико-экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения наилучших существующих (доступных) технологий; ж) сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.

Согласно ч. 11 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» техническое обследование объектов теплоснабжения проводится в целях определения их технических характеристик с учетом результатов экспертизы промышленной безопасности объектов теплоснабжения, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Требования к проведению технического обследования объектов теплоснабжения устанавливаются методикой комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, предусмотренной п. 14 ч. 2 ст. 4 настоящего Федерального закона.

Пунктом 14 ч. 2 ст. 4 указанного федерального закона предусмотрено утверждение методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей.

Приказом Минстроя России от 21.08.2015 №606/пр утверждена Методика комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и Порядка осуществления мониторинга таких показателей.

Согласно п. 4 Методики техническое обследование объектов теплоснабжения проводится организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций. Объектами технического обследования в соответствии с настоящей Методикой являются все объекты систем теплоснабжения, соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно п. 6 Методики, в состав работ по техническому обследованию включает в себя: камеральное обследование; техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуально-измерительное обследования и инструментальное обследование объектов теплоснабжения.

Пунктами 15, 16 Методики предусмотрено, что по итогам завершения технического обследования составляется отчет о результатах технического обследования, содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Отчет содержит: перечень объектов, в отношении которых было проведено техническое обследование; перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, или иных показателей объектов теплоснабжения, выявленных в процессе проведения технического обследования; описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений); заключение о техническом состоянии объектов системы теплоснабжения; оценку технического состояния объектов системы теплоснабжения в момент проведения обследования; заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов системы теплоснабжения; ссылки на строительные нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию; рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности и энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и реализацию инвестиционных проектов), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, и энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов системы теплоснабжения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации, и возможные проектные решения.

Предложения о проведении мероприятий (ремонт, восстановление, модернизация, замена) на объектах системы теплоснабжения формулируются с учетом: а) количества аварийных ситуаций в течение срока эксплуатации; б) технических характеристик объектов теплоснабжения, в том числе уровня потерь и энергетической эффективности; в) расчетных остаточных сроков эксплуатации объектов теплоснабжения; г) технико-экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения наилучших существующих (доступных) технологий.

В нарушение вышеприведенных норм в МКП «<данные изъяты> ЖКХ» не провело в полном объеме техническое обследование обслуживаемой системы теплоснабжения. Отчет о результатах технического обследования тепловых сетей отсутствует

Свидетельством о государственной регистрации о постановке на учет юридического лица подтвержден статус Муниципального казенного предприятия «<данные изъяты> ЖКХ» от 09.12.2005, основанным на праве оперативного управления. Учредителем, которого является Администрация муниципального образования <данные изъяты> сельсовет.

Пунктом 4.2. Устава МУП «<данные изъяты> ЖКХ» установлено, предметом деятельности предприятия являются, в том числе оказание населению и юридическим лицам коммунальных услуг: по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, содержанию и ремонту жилья.

Из сообщения и.о. директора МКП «<данные изъяты> ЖКХ» прокурору Орджоникидзевского района Республики Хакасия следует, что выявленные нарушения в сфере законодательства о водоснабжении и теплоснабжении приняты во внимание и будут устранены. В связи с тем, что для проведения технического обследования централизованной системы холодного водоснабжения и тепловых сетей в целях определения технических возможностей, экономической эффективности необходимо более ... рублей, мероприятия по Техническому обследованию будут запланированы в бюджете на 2020 год. За нарушение законодательства о водоснабжении и теплоснабжении виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Согласно п. 30 Требований, утвержденных Приказом Минстроя России от 05.08.2014 №437/пр «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей», по итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования, содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Акт содержит: а) перечень объектов, в отношении которых было проведено техническое обследование; б) перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, или иных показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, выявленных в процессе проведения технического обследования; в) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений); г) заключение о техническом состоянии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; д) оценку технического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в момент проведения обследования; е) заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; ж) ссылки на строительные нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию; з) анализ технико-экономической эффективности существующих технических решений, применяемых в соответствующей централизованной системе, в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами; и) предлагаемые рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности, качества, энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и инвестиционные проекты), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации, и возможные проектные решения.

Таким образом, принимая во внимание, что производственной программой МКП «<данные изъяты> ЖКХ» мероприятия по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения не предусмотрены. Несмотря на представление прокурора, не проведено техническое обследование обслуживаемой системы холодного водоснабжения и техническое обследование объектов систем теплоснабжения. Реальная информация о степени изношенности систем отсутствует. Сформулировать предложения о проведении профилактических и ремонтных мероприятий (ремонт, восстановление, модернизация, замен) систем не представляется возможным. При изложенных обстоятельствах, сложившихся в МКП «<данные изъяты> ЖКХ», которое на территории муниципального образования <данные изъяты> сельский совет оказывает населению и юридическим лицам коммунальные услуги (холодное водоснабжение, отопление), суд полагает, что исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованы и подлежат удовлетворению.

При решении вопроса об установлении срока, необходимого для выполнения требований прокурора МКП «<данные изъяты> ЖКХ», учитывая, что МКП «<данные изъяты> ЖКХ» следует выполнить большой объем работ, кроме того, необходимы денежные средства на проведение технического обследования систем, в связи с чем, суд считает необходимым установить срок для выполнения работ МКП «<данные изъяты> ЖКХ» до ../../...

На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное предприятие «<данные изъяты> ЖКХ» в срок до ../../.. г. провести техническое обследование обслуживаемой системы холодного водоснабжения с составлением акта технического обследования в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 30 Требований к проведению технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения, утвержденных приказом Минстроя России от 5 августа 2014 г. №437/пр.

Согласовать акт технического обследования системы холодного водоснабжения с администрацией <данные изъяты> сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия.

Обязать Муниципальное казенное предприятие «<данные изъяты> ЖКХ» в срок до ../../.. г. провести техническое обследование обслуживаемой системы теплоснабжения с составлением отчета о результатах технического обследования в соответствии с п. 15, п. 16 Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, утвержденной приказом Минстроя России от 21 августа 2015 г. №606/пр.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Строкова

Резолютивная часть решения объявлена 11.11.2019.

Мотивированное решение изготовлено 12.11.2019.