К делу № 2-248/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Старощербиновская 28 мая 2010 год
Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Гардер Р.Н.,
при секретаре Кикоть Е.Ю.,
с участием ст. помощника прокурора Щербиновского района Сурмило А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Щербиновского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Николаевского сельского поселения Щербиновского района о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Щербиновского района обратился в суд с иском к ответчику о понуждении к совершению действий, указывая, что на территории Николаевского сельского поселения находится объект культурного наследия: «Памятник – символ в честь земляков погибших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в парке с. Николаевка. Указанный объект соответствует требованиям ст. 23 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановления Совета Министров СССР от 1 6 сентября 1 982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры». Однако право собственности на данный объект культурного наследия в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано. Бремя его содержания и сохранения юридически никто не несет. Бездействие Николаевского сельского поселения по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества противоречит интересам сельского поселения, связанным с возможностью признания права собственности на указанный объект культурного наследия по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет. Прокурор просит суд обязать администрацию Николаевского сельского поселения Щербиновского района обратиться в территориальный орган ФРС с заявлением о принятии на учет бесхозяйственного недвижимого имущества, а именно: «Памятник - символ в честь земляков погибших в годы ВОВ», расположенный в парке села Николаевка Щербиновского района.
Участвующий в деле прокурор, просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Николаевского сельского поселения Сиротенко Н.Г. в судебном заседании с иском прокурора согласен в полном объеме, просил суд предоставить администрации 2 месяца для постановки на учет памятника.
Привлеченные в качестве третьих лиц представитель управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, администрации МО Щербиновский район, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах не явки суду не сообщили.
Представитель управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края в отзыве на исковое заявление от 26.05.2010 года, указывает, что «Памятник – символ в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны» 1975 года, является объектом культурного наследия – памятником военной истории, государственный № 4171, поставленный на государственную охрану Решением Краснодарского крайисполкома от 29.01.1975 года № 63. С исковыми требованиями прокурора согласны, считают их законными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав стороны исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, согласно данным Щербиновского отдела ФСГР кадастра и картографии УФРС по Краснодарскому краю, а также ГУП «Крайтехинвентаризации» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав на памятники, посвященные Победе в ВОВ (в том числе и на памятники, посвященные иным знаменательным датам, событиям, выдающимся личностям).
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечения года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п.п. 2,4,5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется территориальным органом Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, администрация Николаевского сельского поселения до настоящего времени не обратилась в территориальный орган ФРС с заявлением о принятии бесхозяйного недвижимого имущества - вышеназванного объекта на учет.
Согласно ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Бездействие администрации по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества противоречит интересам сельского поселения, связанным с возможностью признания права собственности на указанный объект культурного наследия по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.
В соответствии с п. 13 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В силу ст. 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются, в том числе и местные бюджеты.
В преамбуле к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» провозглашено, что Российской Федерацией гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального парода Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Вместе с тем, ст. 6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Статьей 33 данного Закона закреплены цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия, к которым относятся предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также их защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Под сохранением объектов культурного наследия ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимает комплекс мер, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ, работ, направленных на приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно-методического руководства, технического и авторского надзора.
Таким образом, непринятие администрацией Николаевского сельского поселения мер по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия «Памятник – символ в честь земляков погибших в годы ВОВ» может повлечь за собой его разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных последствий.
Кроме того, умаляются конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и на сохранность объекта историко - культурного наследия времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в целях сохранения памяти о подвиге предков, погибших при защите Родины, а также не исполняются конституционные обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в целях предотвращения их разрушения или причинения им вреда.
С учетом изложенного суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора.
Учитывая, что постановка на учет бесхозяйственного объекта требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, на основании ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым определить срок исполнения судебного решения в два месяца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Решил:
Обязать администрацию Николаевского сельского поселения Щербиновского района обратиться в Щербиновский отдел ФСГР кадастра и картографии УФРС по Краснодарскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйственного недвижимого имущества, а именно: «Памятник - символ в честь земляков погибших в годы ВОВ», расположенный в парке села Николаевка в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти дней.
Судья: Р.Н. Гардер