РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 октября 2012 г. г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский-на-Амуре гарнизонный военный суд в составе председательствующего по делу судьи Андрусова В.А.,
при секретаре Грицан Т.С.,
с участием заявителя ФИО1 и представителя командира войсковой части 00000 ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда гражданское дело по заявлению.. . ФИО1, проходящего военную службу в распоряжении командира войсковой части 00000, об оспаривании решения командира этой воинской части о временном подчинении его нижестоящим должностным лицам воинской части и возложении на него временных и специальных обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным приказ командира войсковой части 00000 от 3 июля 2012 г. № 770 в части, касающейся утверждения его временных и специальных обязанностей, а также подчинения его должностным лицам … части, и обязать это должностное лицо отменить его в данной части.
В обоснование заявленных требований он сослался на то, что командир войсковой части 00000 не вправе был его переподчинить другим должностным лицам, поскольку он зачислен непосредственно в распоряжение командира части. Утвержденные же командиром части временные обязанности ничем не предусмотрены, а специальные обязанности содержат в себе ряд должностных обязанностей, и которые на него не могут быть возложены в силу того, что он проходит военную службу в распоряжении командира части, а не на воинской должности.
Командир войсковой части 00000, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суду не сообщил об уважительных причинах его неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие этого должностного лица.
Его представитель требования заявителя не признал и просил суд в удовлетворении заявления отказать. В обоснование этого он привел доводы, суть которых сводится к тому, что зачисление военнослужащего в распоряжение командира части не исключает подчинение его временно, по решению командира части, другим должностным лицам этой воинской части. Возложение же временных и специальных обязанностей на военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира части соответствует требованиям Устава внутренней службы ВС РФ, приказу Министра обороны РФ 2012 г. «Об усилении контроля за служебной деятельностью военнослужащих, состоящих в распоряжении» и директиве командующего войсками Восточного военного округа от 16 июня 2011 г. № Д-14.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, военный суд считает заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что заявитель в связи с проведением в войсковой части 11111 организационно-штатных мероприятий (далее - ОШМ) был зачислен 29 октября 2009 г. в распоряжение командира этой воинской части, а 25 октября 2010 г., в связи с расформированием той, в распоряжение командира войсковой части 00000. При этом заявитель добровольно изъявил желание проходить военную службу до обеспечения его жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Также в суде установлено, что 3 июля 2012 г. командир войсковой части 00000 издал приказ № 770 «О мерах по совершенствованию работы с военнослужащими, состоящими в распоряжении командира части», которым подчинил заявителя, в числе других, должностным лицам …, а также определил временные и специальные обязанности, последние из которых содержат и ряд должностных обязанностей.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими исследованными в суде доказательствами:
Так, из послужного списка заявителя, справки войсковой части 00000 от 24 мая 2012 г. № 815 и объяснений сторон следует, что заявитель проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части 00000. При этом его не увольняют с военной службы в связи с ОШМ, поскольку он изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства до его увольнения с неё.
Из приказа командира войсковой части 00000 от 3 июля 2012 г. № 770 видно, что при его издании названный командир руководствовался Уставом внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарным уставом ВС РФ, вышеназванными приказом Министра обороны РФ 2012 г. и директивой командующего войсками ВВО.
Также из данного приказа и объяснений сторон усматривается, что в распоряжении командира войсковой части 00000 проходят военную службу 76 военнослужащих, которые ожидают получения жилья, и он в целях усиления контроля за служебной деятельностью этой категории военнослужащих, а также своевременного проведения мероприятий по их обеспечению жильем и увольнения с военной службы, подчинил их командирам подразделений и определил их временные и специальные обязанности.
В соответствии п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76 - ФЗ военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с ОШМ без предоставления им жилых помещений.
Согласно определению Конституционного суда от 7 декабря 2010 г. № 1622-О-О, отсутствие согласия военнослужащего на увольнение означает, что он добровольно принимает на себя обязательства по несению военной службы до обеспечения жилым помещением, в том числе после истечения срока, указанного в контракте. В связи с этим такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке (по контракту) до обеспечения жилым помещением, а потому в случае совершения в этот период правонарушения он в зависимости от характера и тяжести содеянного подлежит привлечению к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой или уголовной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими федеральными законами.
Статями 26 и 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что на военнослужащих в период прохождения военной службы возлагаются общие, должностные и специальные обязанности.
Каждый военнослужащий, назначенный на воинскую должность, имеет должностные обязанности, которые определяют его полномочия, а также объем выполняемых им в соответствии с занимаемой воинской должностью задач (ст. 24 Устава внутренней службы ВС РФ).
Из анализа приведенных норм следует, что военнослужащие, проходящие военную службу в распоряжении командира (начальника) исполняют только общие и специальные обязанности.
Поскольку из временных обязанностей, возложенных на заявителя, следует, что они содержат в себе только общие и специальные обязанности, определенные в вышеназванных нормах Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьях 16-23 и 25 Устава внутренней службы ВС РФ, суд приходит к выводу, что требования заявителя о признании незаконным оспариваемого приказа в части установления временных обязанностей военнослужащих, состоящих в распоряжении командира части (приложение № 2 к приказу), не подлежат удовлетворению.
Доводы заявителя о том, что временные обязанности ничем не предусмотрены, на этот вывод суда не влияет, как в силу того, что обязанность по их разработке определена Министром обороны РФ и командующим войсками ВВО, так и того, что они каких-либо прав заявителя не нарушают.
В тоже время суд, оценив специальные обязанности, определенные для заявителя в данном приказе, приходит к выводу, что они содержат в себе ряд должностных обязанностей, таких как ведение документации по боевой подготовке, а также обязанность по выполнению хозяйственных работ, что вообще не предусмотрено, приходит к выводу, что они подлежат отмене.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным данного приказа в части временного подчинения к его должностным лицам …, а непосредственно начальнику службы - …, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 33 Устава внутренней службы ВС РФ единоначалие заключается в наделении командира всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира, исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.
Статьями 34 и 35 этого же Устава установлено, что по своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.
В соответствии со ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Таким образом, поскольку командир воинской части 00000 определен как ближайший прямой начальник заявителя, при этом определяющим условием этого является только лишь его право издавать приказы, и каких-либо указаний на непосредственное руководство этими военнослужащими данная норма не содержит, суд приходит к выводу, что тот вправе был назначить заявителю временных начальников, несущих ответственность только по кругу задач, по которым происходит подчинение. В данном случае направленных на качественный контроль за этой категорией военнослужащих, зачастую стремящихся уклонится от исполнения обязанностей военной службы, а также на решение вопросов связанных с обеспечением их жильем и последующим увольнением с военной службы.
Кроме того, суд принимает во внимание, что служебное положение заявителя не изменилось, так как он по-прежнему проходит военную службу в распоряжении командира части, а при условии того, что суд признал незаконными возложенные на заявителя специальные обязанности, то и его каких-либо прав не нарушает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд,
РЕШИЛ:
Заявление.. . ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным приложение № 2 к приказу командира войсковой части 00000 от 3 июля 2012 г. № 770 в части, касающейся специальных обязанности ФИО1 и обязать это должностное лицо отменить данное приложение к приказу в этот части.
В удовлетворении требований ФИО1 признать приказ командира войсковой части 00000 от 3 июля 2012 г. № 770 в части, касающейся утверждения временных обязанностей и временном подчинении его должностным лицам … части, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Комсомольский-на-Амуре гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья ___________________ В.А. Андрусов
(подпись)