РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2013 года г.Ипатово
Ипатовский районный суд Ставропольского края, в составе председательствующего судьи Рябушина А.В.,
при секретаре Хворостьяновой И.С.,
с участием представителя истцов – адвоката Енацкой И.Г., действующей от имени ФИО1 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № в реестре 1-214, от имени ФИО2, ФИО4, ФИО5 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № в реестре 1-213, от имени ЗАО СП «Октябрьское» на основании доверенности от 26.12.2011,
представителей третьего лица Администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края – ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., № ФИО7 действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, Закрытого акционерного общества Сельскохозяйственное предприятие «Октябрьское» к Федеральному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Филиал по Ставропольскому краю о возложении обязанности произвести изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков и удельного показателя кадастровой стоимости данных земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, Закрытое акционерное общество Сельскохозяйственное предприятие «Октябрьское» (далее – истцы) обратились в Ипатовский районный суд Ставропольского края с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Филиал по Ставропольскому краю (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» или ответчик) о возложении обязанности произвести изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № и №, а также удельного показателя кадастровой стоимости данных земельных участков.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5 являются сособственниками земельного участка сельскохозяйственного назначения <данные изъяты>
Указанный земельный участок находится в аренде у ЗАО СП «Октябрьское» на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц на стороне арендодателей от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 10 лет.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 506153 371 рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости – 5,93 рублей за кв. метр.
Также ЗАО СП «Октябрьское» на праве аренды принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 20 406 000 кв. метров с кадастровым номером №, местоположение: установлено относительно ориентира <адрес>, что подтверждается наличием договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена № от 13.10.2009, заключенного между Администрацией Ипатовского муниципального района Ставропольского края и ЗАО СП «Октябрьское» сроком на 10 лет.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 121007 580 рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости – 5,93 рублей за кв. метр.
Истцы полагают, что кадастровая стоимость земельных участков площадью 85 354 700 кв. метров с кадастровым номером № и площадью 20 406 000 кв.метров с кадастровым номером №, определена без учета анализа рыночных цен и подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно Отчету № от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости недвижимого имущества - земельного участка площадью 85 354 700 кв. метров с кадастровым номером №, представленному истцами, рыночная стоимость данного земельного участка составляет 83 647 606 рублей (без учета НДС - 18%), то есть 0,98 рублей за 1 кв.метр.
В соответствии с Отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости недвижимого имущества - земельного участка площадью 20 406 000 кв. метров с кадастровым номером №, представленным истцами, рыночная стоимость данного земельного участка составляет 19 997 880 рублей (без учета НДС - 18%), то есть 0,98 рублей за 1 кв.метр.
На основании вышеизложенного истцы считают, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что не соответствует нормам действующего законодательства.
В связи с вышеизложенным истцы считают, что наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в размере 506153 371 рублей и 121007 580 рублей нарушает их права и законные интересы по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка учитывается в целях налогообложения земельным налогом от величины кадастровой стоимости, напрямую зависит размер земельного налога, ежегодно уплачиваемого ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО5.
При этом, в соответствии с пунктом 3.2 Договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц на стороне арендодателей от 15.07.2006, заключенного между участниками долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № и ЗАО СП «Октябрьское», на последнего возложена обязанность ежегодно выплачивать денежные средства для компенсации арендодателям земельного налога, подлежащего ежегодной выплате исходя из ставок, установленных налоговым законодательством.
Таким образом, право ЗАО СП «Октябрьское», как лица, на которое возложено бремя несения расходов по уплате земельного налога, а также права собственников земельного участка, на соразмерное исчисление налога на землю, ущемлены и подлежат судебной защите.
Также ЗАО СП «Октябрьское» ссылается на то, что наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:100 в сумме 12007 580 рублей затрагивает право ЗАО СП «Октябрьское» на выкуп данного земельного участка в порядке, установленном пунктом 4 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» № 21-кз от 12.04.2010 выкупная цена земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретаемых гражданами и юридическими лицами, за исключением специализированных сельскохозяйственных организаций, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», устанавливается в размере кадастровой стоимости земельных участков - по истечении трех лет со дня заключения договора аренды этих земельных участков.
Исходя из вышеизложенных норм, выкупная стоимость земельного участка, арендуемого ЗАО СП «Октябрьское», равна его кадастровой стоимости.
Таим образом, ЗАО СП «Октябрьское» является лицом, имеющим гражданско-правовой интерес относительно правомерности сведений о кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, поскольку в соответствии с приведенными нормами законодательства вправе приобрести в собственность данный земельный участок.
Истцы указывают, что Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. В новой редакции указанный пункт предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В связи с вышеприведенными изменениями законодательства Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508) было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается «установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности».
Истцы, со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 № 275-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации» полагают, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
По смыслу правовой позиции Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 от 28.06.2011 установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В соответствии с Приказом Росреестра от 26.12.2011 № П/531 «О наделении Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик с 01.03.2012, наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» (далее - ФКП Росреестра).
Согласно вышеуказанном Приказу полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик», с 01.03.2012 наделено ФКП Росреестра.
В силу статьи 3 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в установленном законом порядке в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Согласно пункту 2 названной статьи предусмотренные Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ставропольскому краю является таким бюджетным учреждением и осуществляет соответствующие функции по внесению сведений в государственный кадастр.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, а также учитывая положения действующего законодательства, регулирующего порядок определения кадастровой стоимости земельных участков, истцы обратились с требованиями о возложении на ответчика обязанности внести изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков на рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке данным земельных участков.
Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности ФИО11 представил в материалы дела ходатайство, в котором просит на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, Закрытое акционерное общество Сельскохозяйственное предприятие «Октябрьское» без участия представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, вынести законное и обоснованное решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ФИО12 в судебное заседание не явилась, представила заявление в котором просит суд рассмотреть гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, Закрытое акционерное общество Сельскохозяйственное предприятие «Октябрьское» без ее участия, принятие решения оставила на усмотрение суда.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителей ответчика и третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
В судебном заседании представитель истцов адвокат Енацкая И.Г., поддержала заявленные исковые требования, и настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель третьего лица Администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края – ведущий специалист отдела имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края ФИО7 возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, Закрытого акционерного общества Сельскохозяйственное предприятие «Октябрьское» и считала их неподлежащими удовлетворению по тем основаниям, что в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды рассматривают и разрешают дела предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Статьей 24.19. Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентировано, что споры о результатах определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Кроме того, экономические споры определены к подведомственности арбитражных судов. В данное исковое заявление включены требования, не связанные между собой. Оспаривается кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности граждан, и кадастровая стоимость земельного участка государственная собственность на которые не разграничена, а поэтому заявленные исковые требования следует разделить.
На основании вышеизложенного ФИО7 ходатайствовала о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью данного спора районному суду.
Представитель третьего лица Администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края - заместитель начальника отдела правового и кадрового обеспечения администрации Ипатовского муниципального района ФИО6 также считала исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, Закрытого акционерного общества Сельскохозяйственное предприятие «Октябрьское» неподлежащими удовлетворению и просила суд в иске отказать, поддержала заявленное ФИО7 ходатайство о прекращении производства по делу.
Выслушав позицию представителя истцов относительно заявленного представителями третьего лица Администрации Ипатовского муниципального района ходатайства о прекращении производства по настоящему делу, возражавшей против удовлетворения данного ходатайства, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.
Пунктом 1 статьи 151 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе соединить в одном заявлении несколько исковых требований, связанных между собой.
Судом установлено, что заявленные исковые требования сособственников земельного участка с кадастровым номером № ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ЗАО СП «Октябрьское», являющегося арендатором данного земельного участка, а также арендатором участка с кадастровым номером №, связаны между собой одним основанием -несоответствие кадастровой стоимости земельных участков рыночной стоимости данных участков,
Кроме этого, ответчиком по всем заявленным требованиям является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ставропольскому краю, а истцом (соистцом) по требованиям в отношении обоих земельных участков является арендатор - ЗАО СП «Октябрьское».
Согласно положениям статьи 40 ГПК РФ иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). Процессуальное соучастие допускается, в случае если предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков; права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание; предметом спора являются однородные права и обязанности.
Пунктом 4 статьи 22 ГПК РФ установлено, что при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
Учитывая приведенные выше обстоятельства – однородность требований, общие права и обязанности нескольких истцов, однородные основания заявленных исковых требований, наличие среди истцов физических лиц, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя, с учетом требований пунктов 1, 4 статьи 22 ГПК РФ данные иски подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции по месту нахождения земельных участков, то есть в Ипатовском районном суде Ставропольского края.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении ходатайства Администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края о прекращении производства по данному делу.
Выслушав представителей истцов и третьего лица, ознакомившись с документами, представленными в материалы дела, суд считает исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ЗАО СП «Октябрьское» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5 являются сособственниками земельного участка сельскохозяйственного назначения <данные изъяты>
На основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц на стороне арендодателей от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок находится в аренде у ЗАО СП «Октябрьское» сроком на 10 лет.
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером: № от ДД.ММ.ГГГГ № судом установлено, что на дату рассмотрения иска кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 506 153371 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости – 5,93 рублей за кв. метр.
Кроме этого, ЗАО СП «Октябрьское» на праве аренды принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 20 406 000 кв.метров с кадастровым номером №, местоположение: установлено относительно ориентира <адрес>
Данное обстоятельство подтверждается наличием договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена № от 13.10.2009, заключенного между Администрацией Ипатовского муниципального района Ставропольского края и ЗАО СП «Октябрьское» сроком на 10 лет.
Судом из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером: № от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 121 007 580 рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости – 5,93 рублей за кв. метр.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае утверждены Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае».
Согласно результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 26:02:000000:545 составляет 506 153371 рублей, с кадастровым номером № составляет 121 007 580 рублей.
Вместе с тем, как следует из представленного истцами Отчета № от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости недвижимого имущества - земельного участка площадью 85 354 700 кв. метров с кадастровым номером №, составленным ООО «<данные изъяты>», рыночная стоимость данного земельного участка составляет 83 647 606 рублей (без учета НДС - 18%), то есть 0,98 рублей за 1 кв.метр.
В соответствии с Отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости недвижимого имущества - земельного участка площадью 20 406 000 кв. метров с кадастровым номером №, составленным ООО «<данные изъяты>», рыночная стоимость данного земельного участка составляет 19 997 880 рублей (без учета НДС - 18%), то есть 0,98 рублей за 1 кв.метр.
Сведения об иной рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков ответчиком в материалы дела не представлены, рыночная стоимость земельных участков, определенная в Отчете № от ДД.ММ.ГГГГ и Отчете № от 30.11.2012, составленных ООО «Прайс», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» не оспорена в установленном законом порядке.
Таким образом, кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что не соответствует вышеназванным положениям статьи 66 Земельного кодекса.
Судом принимается во внимание тот факт, что наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером № в размере 506 153371 рублей, с кадастровым номером № в размере 121 007 580 рублей нарушает права и законные истцов, поскольку лишает истцов права на соразмерное исчисление земельного налога и влечет возложение необоснованных расходов при уплате налога.
Так согласно пунктам 1,5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование землей являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налогового кодекса РФ) налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ.
При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Так как кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным кодексом. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 165-О-О).
Таким образом, от величины кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № напрямую зависит размер земельного налога, ежегодно уплачиваемого ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО5
При этом судом установлено, что в соответствии с пунктом 3.2 Договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц на стороне арендодателей от 15.07.2006, заключенного между участниками долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № и ЗАО СП «Октябрьское», на последнего возложена обязанность ежегодно выплачивать денежные средства для компенсации арендодателям земельного налога, подлежащего ежегодной выплате исходя из ставок, установленных налоговым законодательством.
Соответственно, право ЗАО СП «Октябрьское», как лица, на которое возложено бремя несения расходов по уплате земельного налога, а также права собственников земельного участка с кадастровым номером № на соразмерное исчисление налога на землю, нарушены и подлежат защите.
Также судом принимается во внимание то обстоятельство, что наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в сумме, превышающей его рыночную стоимость, затрагивает право ЗАО СП «Октябрьское» на выкуп данного земельного участка в порядке, установленном пунктом 4 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона Ставропольского края № 21-кз от 12.04.2010 «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» выкупная цена земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретаемых гражданами и юридическими лицами, за исключением специализированных сельскохозяйственных организаций, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», устанавливается в размере кадастровой стоимости земельных участков - по истечении трех лет со дня заключения договора аренды этих земельных участков.
Таким образом, выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, арендуемого ЗАО СП «Октябрьское», равна его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
При указанных обстоятельствах, ЗАО СП «Октябрьское» является лицом, обладающим правом на обращение в суд с заявленными требованиями.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный пункт в действующей редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В связи с указанными изменениями законодательства Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508 было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается «установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности».
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что положения действующего законодательства допускают возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Данный вывод подтвержден сложившейся судебной практикой, а именно, Определением Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 № 275-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации».
Действующее законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Учитывая позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 913/11 от 28.06.2011 такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом назначается экспертиза.
Кроме этого, по смыслу правовой позиции Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 от 28.06.2011 установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В соответствии с Приказом Росреестра от 26.12.2011 № П/531 «О наделении Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик с 01.03.2012, наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра».
В силу статьи 3 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в установленном законом порядке в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Согласно пункту 2 вышеуказанной статьи предусмотренные Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ставропольскому краю является таким бюджетным учреждением и осуществляет соответствующие функции по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости.
Учитывая положения действующего законодательства, регулирующего порядок определения кадастровой стоимости земельных участков, требования истцов о возложении на ответчика обязанности внести изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков на рыночную стоимость таких земельного участка, являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Требования истцов о возложении на ответчика обязанности произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости в заявленном размере, также подлежит удовлетворению, поскольку рассчитан исходя из рыночной стоимости каждого земельного участка.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства Администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края о прекращении производства по данному делу отказать.
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО4. ФИО5, Закрытого акционерного общества Сельскохозяйственного предприятия «Октябрьское» удовлетворить.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Филиал по Ставропольскому краю обязанность произвести изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> на рыночную стоимость земельного участка, установленную в размере 83 647 606 рублей.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Филиал по Ставропольскому краю обязанность произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> на удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, установленный в размере 0,98 руб./кв.м.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Филиал по Ставропольскому краю обязанность произвести изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты>, на рыночную стоимость земельного участка, установленную в размере 19 997 880 рублей.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Филиал по Ставропольскому краю обязанность произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты>, на удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, установленный в размере 0,98 руб./кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ипатовский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 27.05.2013г.
Судья – подпись
Верно: Судья -