ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-248/2018 от 25.06.2018 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-248/2018Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерациигород Онега 25 июня 2018 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Шахровой О.А.,

при секретаре судебного заседания Ильиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственной жилищной инспекции Архангельской области, поданному в интересах Кожевниковой Е.Г., к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания «Малошуйское» муниципального образования «Малошуйское» об обязании исполнить предписание,

установил:

государственная жилищная инспекция Архангельской области в интересах Кожевниковой Е.Г. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания «Малошуйское» муниципального образования «Малошуйское» (далее - МУП «УК «Малошуйское») об обязании исполнить законное предписание № СЗ-02/10-06/606/01 от <Дата>, а именно: обеспечить своевременный вывоз бытовых сточных вод из септиков <Адрес> в рп. <Адрес>, устранить неисправность сооружения, используемого для накопления твердых коммунальных отходов, у <Адрес> в рп. <Адрес> (устранить повреждение стенок, восстановить крышку).

В обоснование заявленных требований указано, что по обращению жителя <Адрес> в рп. <Адрес> государственным жилищным инспектором проведена внеплановая проверка в отношении МУП «УК «Малошуйское» на предмет соблюдения лицензионных требований по управлению многоквартирным домом в части содержания и ремонта общего имущества вышеуказанного дома. При проведении проверки были обнаружены, кроме прочих, следующие нарушения: не обеспечен своевременный вывоз бытовых сточных вод из септиков <Адрес> в рп. <Адрес>; неисправность сооружения, используемого для накопления твердых коммунальных отходов, у <Адрес> в рп. <Адрес> (повреждение стенок, отсутствует крышка) (акт № СЗ-02/10-06/606 от <Дата>). По результатам проверки ответчику выдано, в том числе, предписание № СЗ-02/10-06/60-606/01 от <Дата> по устранению выявленных нарушений со сроком исполнения до <Дата>. В результате внеплановой документарной проверки установить факт исполнения либо неисполнения ранее выданного МУП «УК «Малошуйское» предписания не представилось возможным ввиду того, что МУП «УК «Малошуйское» не представило запрашиваемые документы, то есть воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению внеплановой документарной проверки устранения нарушений жилищного законодательства в сфере содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного <Адрес> в <Адрес> по ранее выданному предписанию от <Дата> № СЗ-02/10-06/606/01. Вместе с тем, <Дата> в адрес инспекции поступило обращение Кожевниковой Е.Г., кроме прочего, о неисполнении МУП «УК «Малошуйское» ранее выданного предписания инспекции. Ответчик имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ... от <Дата>, выданную государственной жилищной инспекцией <Адрес>. Согласно договору ... от <Дата>, МУП «УК «Малошуйское» является лицом, обеспечивающим техническое обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, в том числе <Адрес> в рп. <Адрес>. Непринятие ответчиком мер по устранению нарушений обязательных требований законодательства приводит к нарушению прав граждан на жилище и на благоприятный микроклимат в жилых помещениях.

В судебном заседании представитель государственной жилищной инспекции Архангельской области, истец Кожевникова Е.Г., представитель ответчика МУП «УК «Малошуйское» не участвовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, исследовав представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор.

На основании п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденной постановлением Администрации Архангельской области от 07.06.2007 №110-па, Государственная жилищная инспекция Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора.

Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор, в том числе путем организации и проведения проверок, за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством (п. 8 указанного Положения).

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Архангельской области от 26.12.2013 № 643-пп «Об утверждении административного регламента исполнения государственной жилищной инспекцией Архангельской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории <Адрес>» результатами исполнения государственной функции являются, в том числе предъявление искового заявления в суд.

Таким образом, исходя из положений указанных нормативно-правовых актов, Государственная жилищная инспекция Архангельской области наделена самостоятельным правом обращения в суд с настоящим иском в интересах Кожевниковой Е.Г.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники жилых помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491).

Согласно пункту 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников жилого помещения) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в том таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Частью 1 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 10 Правил № 491 предусмотрено, что общедомовое имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдения прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого имущества, входящего в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг проживающим гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

При выполнении обязательств, предусмотренных договором управления ответчик обязан руководствоваться действующим законодательством РФ, в частности, нормативными документами, регламентирующими эксплуатацию жилищного фонда - Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее -Правила № 170), а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

Согласно пункту 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

Состав общего имущества многоквартирного дома определен Правилами № 491.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

К правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме применяется минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – минимальный перечень № 290).

Пунктом 26 минимального перечня № 290 установлено, что работы по обеспечению вывоза, в том числе откачке, жидких бытовых отходов: содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения; вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории.

Пунктом 26 (1) минимального перечня №290 установлено, что работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов: организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; организация сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

Согласно пункту 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Пунктом 11 Правил № 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что по обращению жителя <Адрес> в <Адрес> государственным жилищным инспектором проведена внеплановая проверка в отношении МУП «УК «Малошуйское» на предмет соблюдения лицензионных требований по управлению многоквартирным домом в части содержания и ремонта общего имущества вышеуказанного дома (л.д.16-17, 18-19).

При проведении проверки были обнаружены, кроме прочих, следующие нарушения: не обеспечен своевременный вывоз бытовых сточных вод из септиков <Адрес> в <Адрес>; неисправность сооружения, используемого для накопления твердых коммунальных отходов, у <Адрес> в <Адрес> (повреждение стенок, отсутствует крышка), что подтверждается актом № СЗ-02/10-06/606 от <Дата> (л.д.21-23).

По результатам проверки ответчику выдано, в том числе, предписание № СЗ-02/10-06/60-606/01 от <Дата> по устранению выявленных нарушений со сроком исполнения до <Дата> (л.д.24-25).

В результате внеплановой документарной проверки установить факт исполнения либо неисполнения ранее выданного МУП «УК «Малошуйское» предписания не представилось возможным ввиду того, что МУП «УК «Малдошуйское» не представило запрашиваемые документы, то есть воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению внеплановой документарной проверки устранения нарушений жилищного законодательства в сфере содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного <Адрес> в <Адрес> по ранее выданному предписанию от <Дата> № СЗ-02/10-06/606/01. <Дата> в адрес инспекции поступило обращение Кожевниковой Е.Г. о неисполнении МУП «УК «Малошуйское» ранее выданного предписания инспекции (л.д.30-33, 34).

МУП «УК «Малошуйское» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ... от <Дата>, выданную государственной жилищной инспекцией Архангельской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д.41).

Согласно договору ... от <Дата>, МУП «УК «Малошуйское» является лицом, обеспечивающим техническое обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, в том числе <Адрес> в <Адрес> (л.д.10-15).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Онежского судебного района Архангельской области от <Дата> МУП «УК «Малошуйское» было привлечено к административной ответственности по ст. 14.1.3 ч.2 КоАП РФ, назначено наказание виде штрафа в размере 125 000 рублей.

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.

Как следует из сообщения МУП «УК «Малошуйское» от <Дата>, неисправность сооружения, используемого для твердых бытовых отходов по адресу: <Адрес> была устранена <Дата>, что подтверждается актом от <Дата>, из которого следует, что по адресу: <Адрес> произведены работы по ремонту выгребной ямы помойницы, при этом израсходован материал: доска н/об. <Адрес> руб. (л.д.52-53).

Вместе с тем, указанный акт не содержит перечня произведенных работ, подтверждающих, что устранены неисправности сооружения, используемого для накопления твердых коммунальных отходов у <Адрес> в <Адрес>, а именно в виде устранения повреждения стенок и восстановления крышки.

Также ответчиком не указаны причины, по которым акт от 04.12.2017г. не был направлен в Государственную жилищную инспекцию Архангельской области.

Таким образом, акт от <Дата> не может быть принят судом в качестве доказательства, подтверждающего исполнение ответчиком исковых требований в части устранения неисправности сооружения, используемого для накопления твердых коммунальных отходов у <Адрес> в <Адрес> в виде устранения повреждения стенок и восстановления крышки.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих доводы стороны истца в обоснование заявленных исковых требований, МУП «УК «Малошуйское» в порядке ст. 56 ГПК РФ суду не представило.

Документального подтверждения факта исполнения предписания, суду не представлено.

С учетом изложенного подлежат удовлетворению исковые требования государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах Кожевниковой Е.Г. к МУП «УК «Малошуйское» об обязании исполнить предписание № СЗ-02/10-06/606/01 от <Дата>, а именно: обеспечить своевременный вывоз бытовых сточных вод из септиков <Адрес> в <Адрес>, устранить неисправность сооружения, используемого для накопления твердых коммунальных отходов, у <Адрес> в <Адрес> (устранить повреждение стенок, восстановить крышку).

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для выполнения возложенной на ответчика обязанности - два месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.

На основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местно бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования государственной жилищной инспекции Архангельской области, в интересах Кожевниковой Е.Г., к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания «Малошуйское» муниципального образования «Малошуйское» об обязании исполнить предписание, удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания «Малошуйское» муниципального образования «Малошуйское» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исполнить предписание № СЗ-02/10-06/606/01 от <Дата>, а именно: обеспечить своевременный вывоз бытовых сточных вод из септиков <Адрес> в <Адрес>, устранить неисправность сооружения, используемого для накопления твердых коммунальных отходов, у <Адрес> в <Адрес> в виде устранения повреждения стенок, восстановлении крышки.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания «Малошуйское» муниципального образования «Малошуйское» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.

Председательствующий подпись О.А. Шахрова