РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2021 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Геберт Н.В.
с участием адвоката Гараниной М.А.
при секретаре Перединой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-248/21 по иску ФИО1 к ФКУ «Войсковая часть 52583» о признании незаконным статуса служебного жилого помещения, признании права пользования жилым помещением по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику ФКУ «Войсковая часть 52583» о признании незаконным статуса служебного жилого помещения в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; признании за ней права пользования жилым помещением, квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, по договору социального найма.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности адвокат Гаранина М.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Войсковая часть 52583» по доверенности ФИО2 исковые требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Третьи лица – ФИО3, Администрация городского округа <адрес>, ТУ Росимущества по <адрес>, надлежащим образом извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, от ФИО3 в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что исковые требования она поддерживает в полном объеме, в связи с чем суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.
Заслушав пояснения представителя истца адвоката Гараниной М.А., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Как установлено судом, супруг истца – старший прапорщик ФИО4, проходил службу в войсковой части 52583 и в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» приказом командира части 52583 от ДД.ММ.ГГГГ№ был уволен в запас по ст. 48 ч. 3 (по предельному возрасту пребывания на военной службе) Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» с указанием, что он имеет на льготы, предусмотренные Законом РФ «О статусе военнослужащих» и Законом РФ «О ветеранах».
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мужу истца ФИО4, как военному пенсионеру, войсковой частью 52583 был выдан ордер № на двухкомнатную квартиру, общей площадью 65,3 кв. м, в том числе жилой площадью 40,1 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>.
В этот же день – ДД.ММ.ГГГГ, между наймодателем войсковой частью 52583 и нанимателем ФИО4 был заключен договор № найма жилого служебного помещения (жилищный договор), по которому наймодатель предоставлен нанимателю и членам его семьи по договору найма служебное изолированное жилое помещение, состоящее из 2 комнат в отдельной квартире, общей площадью 65,3 кв. м, в том числе жилой 40,1 кв. м, по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанной квартире по месту постоянного жительства были зарегистрированы ФИО4, его жена – истец ФИО1, и дочь – третье лицо ФИО3, что подтверждается выпиской из домовой книги.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер.
В обоснование своих исковых требований истцом указано, что согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, задолженности по оплате квартплаты и коммунальных услуг не имеется. Однако после смерти ее мужа ФИО4 с ней договор найма жилого помещения не заключают, и в лицевом счете № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что наниматель жилого помещения не определен. Она фактически стала исполнять обязанности нанимателя квартиры после смерти мужа, однако, в случае подписания в ней договора найма служебного жилого помещения, она может быть выселена из квартиры, так как в трудовых отношениях с войсковой частью она не состоит, а заключить договор социального найма командир войсковой части отказывается в связи с тем, что жилое помещение по адресу: <адрес>, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ отнесено к разряду специализированного (служебного) жилого помещения. Однако жилое помещение было предоставлено ФИО4 и членам его семьи в ДД.ММ.ГГГГ., а статус служебного жилого помещения спорная квартира получила в ДД.ММ.ГГГГ г. при этом, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006, на котором постановлено включить в число гражда0-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, с даты подачи заявления: по войсковой части 52583 ФИО4 в составе семьи 3 человека (он, супруга, дочь) с ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, на протяжении нескольких лет, а именно: с период <адрес> г. по <адрес> г. ежемесячно, в квитанциях по оплате коммунальных платежей указывалась плата по соцнайма, а дальнейшем – оплата за наем, и никогда не указывалось, что оплата бралась за служебное жилое помещение. Эти обстоятельства являются подтверждением того, что при предоставлении квартиры ее мужу, как военному пенсионеру, вопрос о предоставлении квартиры, как служебного жилья, рассматриваться не мог. Тем более, что жилищная комиссия предоставила квартиру военному пенсионеру, обеспечив его и членов его семьи жильем, в связи с чем ранее занимаемое их семьей жилое помещение было освобождено. Она и ее дочь были вселены в спорное жилое помещение на правах членов семьи военного пенсионера и на протяжении 19 лет проживают в квартире по указанному адресу, исполняя обязанности нанимателей. Полагает, что нахождение спорного жилого помещения на территории закрытого военного городка <адрес> не может являться препятствием к реализации ее жилищных прав, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.
Отказывая истцу ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд исходит из следующего.
Как установлено судом, Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р <адрес> включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности (№).
На вышеуказанное жилое помещение зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ФКУ «Войсковая часть 52583», что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Как усматривается из выписки из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 52583 от ДД.ММ.ГГГГ, на основании письменного заявления пенсионеру в/ч 52583 ФИО4, очереднику с ДД.ММ.ГГГГ г. №, на семью из 4 человек (сам, жена, дочь -ДД.ММ.ГГГГ г.р., внучка, ДД.ММ.ГГГГ г.р.), предоставить служебную двухкомнатную квартиру жилой площадью 40,1 кв. м, по адресу: <адрес>, и снять с очереди по улучшению жилищных условий. Проживает в двухкомнатной квартире площадью 28,2 кв. м, по адресу: <адрес>. На данной жилплощади останется семья дочери, состоящая из 3 человек.
На основании вышеуказанного протокола жилищной комиссии войсковой части 52583 № от ДД.ММ.ГГГГ супругу истца ФИО4 на семью из трех человек: ему, жене ФИО1, дочери ФИО5, войсковой частью 52583 выдан ордер на служебное жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между наймодателем войсковой частью 52583 и нанимателем ФИО4, заключен договор № найма жилого служебного помещения (жилищный договор), по которому наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи по договору найма служебное изолированное жилое помещение, состоящее их двух комнат в отдельной квартире по адресу: <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О включении в число служебных» спорная двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, по ходатайству командования в/ч 52583 включена в число «служебных».
ДД.ММ.ГГГГ супруг истца ФИО4 умер.
Как следует из Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», наделение закрытых военных городков особым статусом направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и членов их семей и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
По нормам законодательства, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, статей 28-31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР, основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда – совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Между тем, ни ФИО4, ни истец ФИО1, не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, решения о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
Доказательств, подтверждающих обратное, истцом суду не представлено.
В силу ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Как установлено судом, ордер № 77/01 от 26.11.2001 г. на спорное служебное жилое помещение выдан войсковой частью 52583, а не органами местного самоуправления.
Спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, включено в число служебного жилищного фонда постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим, при рассмотрении вопроса, связанного с предоставлением жилого помещения, который возник до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно статье 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 года № 752-р г. Чехов-2 включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности под № 525.
С учетом того, что наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил РФ жилыми помещениям для временного проживания на период прохождения военной службы, находящиеся на территории закрытых военных городков жилые помещение подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», определено, что наделение закрытых военных городков особым статусом направленно на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и членов их семей и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
Поскольку спорная квартира расположена в закрытом военном городке, суд приходит к выводу о том, что она имеет статус служебной и была предоставлена супругу истца на условиях договора найма служебного жилого помещения.
Доводы истца о том, что спорное жилое помещение надлежащим образом не включено в число служебных, в связи с чем у нее есть право на заключение в отношении нее договора социального найма, суд считает необоснованными, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судом установлено, что решение о предоставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма органом местного самоуправления или иным компетентным органом не принималось иного в материалы дела не представлено.
Установление статуса закрытого военного городка подтверждает закрепление за жилым фондом военного ведомства статуса служебного, который не может предоставляться гражданам на условиях договора социального найма.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение истец занимает на условиях социального найма, в материалах дела не имеется.
При этом, вышеназванные постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на служебное жилое помещение, договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, в установленном порядке никем не оспорены и недействительными не признаны.
Кроме того, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования на условиях социального найма, действующее законодательство не содержит.
Поскольку спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения, расположена в закрытом военном городке, оснований для признания незаконным статуса спорного служебного жилого помещения, а также признании права пользования истцом спорным жилым помещением по договору социального найма, суд не находит.
Также со стороны ответчика войсковой части 52583 заявлено о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, которое подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
В силу ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, истцом пропущен установленный законом срок исковой давности, поскольку спорное жилое помещение приобрело статус служебного в ДД.ММ.ГГГГ году на основании постановления <адрес>№. Также на спорное жилое помещение был заключен договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем истцу было известно о статусе спорного жилого помещения. С настоящим иском к суд истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 2, 56, 57, 67, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФКУ «Войсковая часть 52583» о признании незаконным статуса служебного жилого помещения, признании права пользования жилым помещением по договору социального найма – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городско суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В. Геберт
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 01.03.2021 г.