Дело №***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 года г.Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре Карпачевой Е.Д.,
помощнике ФИО1,
с участием представителя истца ФИО2,
представитель ЦЗН ФИО3,
представителя Правительства Орловской области ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело № 2-416/21 по иску ФИО5 к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службе по труду и занятости РФ, Правительству Орловской области, КУ ОО «Центр занятости населения Кромского района», ГКУ Республики Марий Эл «Центр занятости населения Звениговского района» о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и взыскании упущенной выгоды в виде неполученной среднемесячной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО5 обратилась в суд с иском к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службе по труду и занятости РФ, Правительству Орловской области, КУ ОО «Центр занятости населения Кромского района», ГКУ Республики Марий Эл «Центр занятости населения Звениговского района» о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и взыскании упущенной выгоды в виде неполученной среднемесячной заработной платы. В обоснование иска указано следующее.
С ДД.ММ.ГГ она была принята на службы в органы прокуратуры Республики Марий Эл и назначена на должность <данные изъяты>ДД.ММ.ГГ она была освобождена от должности и была уволена по соглашению сторон на основании п.1 ст.77. ст.80 Трудового Кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГ посредством личного кабинета в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» она обратилась в КУ ОО «Центр занятости населения Кромского района» (по месту регистрации по месту жительства) в электронной форме №*** (далее – Заявление) о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
На момент обращения в суд её заявление рассмотрено не было, какая-либо информация о результатах его рассмотрения до неё доведена не была. Фактически содействие в поиске подходящей работы истцу не оказано, она не трудоустроена, безработной не признана, пособие по безработице не назначено и выплачивается.
Истец ФИО5 в судебном разбирательстве личного участия не принимала (проживает в другом регионе), представляла письменные позиции, в которых поддерживала исковые требования.
В судебном разбирательстве принимала участие представитель истца ФИО6, поддерживала исковые требования, с учётом уточнения, по основаниям, изложенным в письменных заявлениях.
Представитель ЦЗН Кромского района ФИО3 пояснила, что согласно сведениям базы данных за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (проверяемый период) к ним заявление ФИО5 не поступало (письменный отзыв на иск имеется в деле).
Ответчиком Министерством цифрового развития представлен письменный отзыв на иск, в котором указано, что в полномочия Министерства не входит обеспечение оказания государственной услуги по содействия в поиске подходящей работы (письменный отзыв на иск (л.д.140-142).
Представитель Правительства Орловской области ФИО4 также возражала относительно удовлетворения иска к Правительству области – указала что Правительство не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку нормативными актами на Правительство не возложена обязанность по направлению и перенаправлению запросов и органов или организаций в Федеральный ситуационный центр электронного правительства в целях обращения гражданина для рассмотрения по существу; также полагала недоказанным истцом факт несения ею убытков, поскольку истец зарегистрирована в целях поиска подходящей работы не была, что исключило признание её безработной; кроме того, истцом не представлено доказательств, что даже в случае поступления её заявления в ЦЗН Кромского района она была бы признана безработной и ей было бы назначено пособие по безработице (письменный отзыв имеется в деле).
Ответчиком Федеральной службой по труду и занятости был представлен письменный отзыв на иске, в котором указано, что заявление истца было рассмотрено, и по нему было принято надлежащее решение – об отказе в признании истца безработной, в связи с недостаточностью представленных сведений и документов (письменный отзыв на иск имеется в материалах дела).
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Закон о занятости предусматривает регистрацию как безработных граждан, так и регистрацию граждан в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации данных категорий граждан и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона о занятости).
В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891, при регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета.
Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 №891, в отношении которых
государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 3 Закона о занятости решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Данная правовая норма, установленная в Законе о занятости, подтверждается Определением Конституционного суда Российской Федерации от 06.02.2003 № 105-0, в котором установлено, что введение требования учета
(регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны, исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.
Таким образом, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав
Таким образом, для регистрации в целях поиска подходящей работы граждане вправе обратиться в любое государственное учреждение центр занятости населения субъекта Российской Федерации, в том числе по месту жительства.
По вопросу признания безработным гражданину необходимо обращаться непосредственно в государственное учреждение центр занятости населения по месту жительства (регистрации по месту жительства, указанной на страницах 5 12 паспорта гражданина Российской Федерации).
В случае отсутствия подтверждения о регистрации гражданина по месту жительства в местности, на территории которой осуществляет свою деятельность государственное учреждение службы занятости населения, данное учреждение не вправе рассматривать вопрос о признании его безработным.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Временные правила).
В соответствии с пунктом 2 Временных правил регистрация в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - ИАС ОБВ «Работа в России»), либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
После поступления заявления гражданина о предоставлении государственной услуги в информационную систему ИАС ОБВ «Работа в России» гражданину автоматически отправляется уведомление о необходимости прикрепить резюме. Статус заявления о предоставлении государственной услуги автоматически устанавливается в статусе «Дозаполнение/редактирование сведений». Дата работы с заявлением начинается с даты прикрепления пользователем резюме.
На основании пунктов 3-11 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
В соответствии с информацией, содержащейся в информационноаналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России», ДД.ММ.ГГ ФИО5 через личный кабинет ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», было подано заявление №*** на получение государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, которое автоматически было перенаправлено в ИАС ОБВ «Работа в России» (регистрационный №***).
По информации, размещенной в ИАС ОБВ «Работа в России», данное заявление ДД.ММ.ГГ поступило в ГКУ Республики Марий Эл «ЦЗН Звениговского района» - в субъект Российской Федерации, указанный ФИО5 в электронном заявлении в разделе «Адрес места жительства (пребывания)»: <...>В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о занятости решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
В целях принятия решения о признании гражданина безработным при отсутствии всех необходимых сведений в полученной информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия центр занятости населения может уведомить гражданина о необходимости представить дополнительные сведения в виде электронных образов документов, подтверждающих сведения, представленные гражданином в заявлении в электронной форме (п. 4(3) Временных правил). В информационно- аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» содержится комментарий о запросе центром занятости населения дополнительной информации у ФИО5: «Заполните резюме на портале «Работа в России», трудовую деятельность кем и когда работали, сканируйте трудовую книжку, звоните по тел. <***>». Также пользователю автоматически было направлено уведомление на e-mail о необходимости прикрепить резюме (комментарий на портале ИАС ОБВ «Работа в России» имеется). Запрошенная информация истцом представлена не была.
ДД.ММ.ГГ ГКУ Республики Марий Эл «ЦЗН Звениговского района» было принято решение об отказе в признании ФИО5 безработной в связи с недостаточностью сведений для принятия решения о признании безработной.
ФИО5 обращалась в Роструд по вопросу постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы, посредством подачи заявления через личный кабинет ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Письмом Роструда от ДД.ММ.ГГ№*** заявителю был направлен ответ (копия прилагается), в котором ФИО5 был разъяснен порядок регистрации в целях поиска подходящей работы, а также порядок регистрации безработных граждан.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела.
Установив изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что процедура рассмотрения обращения ФИО5 была соблюдена.
По поводу возмещения истцу упущенной выгоды в виде неполученной среднемесячной заработной платы за период ДД.ММ.ГГ суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). По смыслу статьи 15 ГК РФ упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, который он получил бы с учетом разумных расходов на его получение при обычных условиях гражданского оборота, если бы нарушения не было. Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с её возмещением, следует принимать во внимание, что её расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер.
Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 15, пункт 2 статьи 393 ГК РФ). Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" устанавливает, что согласно статьям 15, 393 ГК РФ в состав убытков входят реальный ущерб и упущенная выгода. Под реальным ущербом понимаются расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества. Упущенной выгодой являются неполученные кредитором доходы, которые он получил бы с учетом разумных расходов на их получение при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Кроме того, согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" при определении размера упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (пункт 4 статьи 393 ГК РФ).
В то же время в обоснование размера упущенной выгоды кредитор вправе представлять не только доказательства принятия мер и приготовлений для ее получения, но и любые другие доказательства возможности ее извлечения.
Из разъяснений пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что истец обязан доказать, что ответчик является лицом в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты причинения вреда (абзац 1). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вяне (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, причинившем вред; вина такого лица предполагается, пока не доказано обратное (абзац 3).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ необходимыми условиями наступления гражданско-правовой ответственности вследствие причинения вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также наличие вины причинителя вреда (постановления от 15 июля 2009 г. N 13-П, от 07 апреля 2015 г. N 7-П и от 08 декабря N 39-П; определения от 04 октября 2012 г. N 1833-0, от 15 января 2016 г. N 4-0, от 05 апреля 2016 г. N 701-0, от 19 июля 2016 г. N 1580-0, от 25 января 2018 г. N 58-0 и др.).
Предусмотренная приведенными нормами права ответственность носит гражданско-правовой характер, и её применение возможно только при доказанности совокупности следующих условий: противоправности поведения ответчика как причинителя вреда, наличия и размера понесенных убытков, а также причинно-следственной связи между незаконными действиями ответчика и возникшими убытками. Кроме того, ответчик не доказал, что предпринял меры для получения упущенной выгоды в предъявленной сумме и сделал с этой целью приготовления (п.З ст.393 Гражданского кодексе Российской Федерации).
Соответственно, истец в обоснование требования о возмещении убытков должен доказать наличие всех перечисленных элементов юридического состава ответственности. Недоказанность хотя бы одного и элементов состава данного гражданско-правового правонарушения являете достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.
В абзаце 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что упущенной выгодой являются не полученные кредитором доходы, которые он получил бы с учетом разумных расходов на их получение при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено.
Лицо, взыскивающее упущенную выгоду, должно подтвердить, что им совершены конкретные действия, направленные на извлечение доходов, которые не были получены только в связи с допущенным должником нарушением, ставшим единственным препятствием для получения дохода.
Лицо, взыскивающее упущенную выгоду, должно доказать, что возможность получения им доходов существовала реально, то есть документально подтвердить, что оно совершило конкретные действия и сделало с этой целью приготовления, направленные на извлечение доходов, которые не были получены в связи с допущенным должником нарушением. Взыскатель должен доказать, что допущенное ответчиком нарушение явилось единственным препятствием, не позволившим истцу получить упущенную выгоду при принятии им всех необходимых мер к её получению.
Истцом не представлено доказательств и судом не установлено, что с момента обращения с заявлением об оказании содействия в поиске работы она не была трудоустроена именно в связи с действиями ответчиков.
В связи с этим оснований для взыскания в её пользу как упущенной выгоды денежных средств в виде неполученной заработной платы за заявленный период не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службе по труду и занятости РФ, Правительству Орловской области, КУ ОО «Центр занятости населения Кромского района», ГКУ Республики Марий Эл «Центр занятости населения Звениговского района» о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и взыскании упущенной выгоды в виде неполученной среднемесячной заработной платы – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Председательствующий Т.А. Михеева