ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2493/2014 от 29.07.2014 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

 Дело № 2-2493/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 29 июля 2014 г. г. Биробиджан

 Биробиджанский районный суд ЕАО

 в составе председательствующей судьи Даниловой О.П.,

 с участием:

 представителя заявителя - Комитета социальной защиты населения правительства ЕАО ФИО1

 представителя заинтересованного лица - ТО Росздравнадзор по ЕАО ФИО2

 представителя заинтересованного лица - ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг в Еврейской автономной области» ФИО3,

 при секретаре Барановой Т.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области об оспаривании пунктов 1, 2 предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений обязательных требований, -

 У С Т А Н О В И Л:

 Комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области (далее – КСЗН правительства ЕАО, Комитет) обратился в суд с заявлением об оспаривании пунктов 1, 2 предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Еврейской автономной области (ТО Росздравнадзор по ЕАО) от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений обязательных требований. В заявлении указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ТО Росздравнадзор по ЕАО на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № провело проверку КСЗН правительства ЕАО с целью контроля за расходованием субвенций, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России». По результатам проверки в адрес Комитета направлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № и предписание об устранении нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с предписанием КСЗН правительства ЕАО необходимо, в частности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить соглашение о взаимодействии между ОГКУ «МФЦ» и комитетом (пункт 1); в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР» (пункт 2). Комитет не согласен с исполнением пунктов 1, 2 предписания по следующим основаниям.

 В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

 В соответствии с постановлением правительства ЕАО от 31.10.2011 № 547-пп Комитет является органом, уполномоченным предоставлять ежегодную денежную выплату гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР» проживающим на территории Еврейской автономной области; Комитету определено организовать предоставление ежегодной денежной выплаты вышеуказанным гражданам, проживающим на территории Еврейской автономной области, через областное    государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ОГКУ «МФЦ»).

 В соответствие с п. 1.2. Положения о комитете социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области» (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ), утвержденного постановлением правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ №, ОГКУ «МФЦ» является подведомственным Комитету.

 ОГКУ «МФЦ» оказывает услугу по предоставлению ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР» проживающим на территории области (абз. 6 п. 2.4.1 Устава ОГКУ «МФЦ»).

 На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1.3. статьи 16 Федерального закона № 210-ФЗ, на ОГКУ «МФЦ» для предоставления государственной услуги, переданной для осуществления полномочий Российской Федерации и предоставляемой в рамках осуществления полномочий органа государственной власти области - Комитета, возложена соответствующая функция нормативным правовым актом субъекта - постановлением правительства Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР», проживающим на территории Еврейской автономной области».

 Комитет, являясь органом исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемым правительством области, проводящим государственную политику в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на территории области, на основании вышеуказанных нормативных правовых актов организовал предоставление ОГКУ «МФЦ» ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР» проживающим на территории области. Фактически ОГКУ «МФЦ» в Еврейской автономной области оказывает данную государственную услугу не по принципу «одного окна», как это определено Федеральным законом №, а в полном объеме осуществляет прием заявлений и их обработку, принятие решений о назначении выплаты либо отказе в назначении, перечисление денежных средств.

 В рамках сложившегомя правового поля заключение соглашения о взаимодействии с подведомственным и подконтрольным Комитету ОГКУ «МФЦ» неправомерно и нецелесообразно.

 Статьей 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О донорстве крови и ее компонентов» определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России». Средства на осуществление переданного полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

 В соответствии с пунктом 6 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном регламентом, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.

 В соответствии с пунктом 1.1. Положения о комитете социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ №, Комитет является органом исполнительной власти Еврейской автономной области (далее - область), формируемым правительством области, проводящим государственную политику в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на территории области.

 Таким образом, Комитет не имеет полномочий на утверждение административного регламента «Предоставление ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР» проживающим на территории Еврейской автономной области».

 Заявитель просит признать незаконными и неподлежащими исполнению пункты 1, 2 предписания территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Еврейской автономной области об устранении нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №

 В судебном заседании представитель заявителя ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.

 Представитель заинтересованного лица - ТО Росздравнадзор по ЕАО ФИО2 заявленные требования не признала. Суду пояснила, что плановая выездная проверка проведена на основании приказа ТО Росздравнадзор по ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ № с целью контроля за расходованием субвенций, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти ЕАО, формируемым правительством области, проводящим государственную политику в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на территории области. Деятельность комитета осуществляется в соответствии с положением о комитете социальной защиты населения правительства ЕАО, утвержденным постановлением правительства Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ № «О комитете социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области» (далее - Положение).

 В соответствии с Положением комитет:

 разрабатывает в пределах своей компетенции и вносит в установленном порядке проекты законов и иных нормативных правовых актов области (пункт 4.1. части II Положения);

 организует предоставление ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР», проживающим на территории области (пункт 4.23. части II Положения);

 осуществляет контроль за деятельностью учреждений по вопросам, относящимся к компетенции комитета (пункт 6.10. части II Положения);

 анализирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений, осуществлять контроль за целевым использованием средств областного бюджета (пункт 6.8. части II Положения);

 заключает договоры, соглашения, выдает доверенности, открывает и закрывает текущие бюджетные и иные счета в соответствии с законодательством Российской Федерации, совершает по ним операции, подписывает банковские и иные финансовые документы (пункт 9.4. части III Положения).

 Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О донорстве и ее компонентах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России».

 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов» предусмотрен размер субвенций Еврейской автономной области на ДД.ММ.ГГГГ год на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» – <данные изъяты> рублей. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № Комитету выделены дополнительные бюджетные ассигнования на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР» в объеме <данные изъяты> рубля. Всего на ДД.ММ.ГГГГ год предусмотрен размер субвенций на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» – <данные изъяты> рубля.

 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

 Согласно пункта 1 статьи 2 Закона государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

 Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право, в том числе:

 на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги;

 на получение государственных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

 Согласно п. 4 ст. 2 Закона № административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

 Согласно пункту 6 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном регламентом, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.

 Вместе с тем, согласно ст. 6 Федерального закона № органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

 Согласно ст. 13 Закона № разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу.

 В соответствии с п. 1, п. 2. ст. 29 Закона № административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу Закона. Административные регламенты, принятые до дня вступления в силу Закона, должны быть приведены в соответствие с положениями Закона не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно ч. 1 ст. 15 главы 4 Закона № предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

 Многофункциональный центр организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» утверждено Положение о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (далее – Положение).

 Постановлением правительства Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных и муниципальных услугах, предоставление которых организуется в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг Еврейской автономной области» утвержден «Перечень государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг Еврейской автономной области», согласно которого предоставление государственной услуги «Предоставление ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР», проживающим на территории Еврейской автономной области», по принципу «одного окна», организовано через многофункциональный центр.

 В соответствии с пунктом 2 Положения Соглашение заключается между многофункциональным центром в лице его руководителя, с одной стороны, и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в лице руководителей указанных органов, с другой стороны.

 Пунктом 3 указанного Положения предусмотрено, что с инициативой о заключении соглашения могут выступать органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с абзацем 2 пункта 9 орган государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставляющий государственные услуги вправе заключить одно соглашение в отношении всех государственных услуг, предоставление которых предполагается осуществлять в многофункциональном центре. Перечень указанных услуг оформляется как приложение к Соглашению.

 Примерная форма Соглашения утверждена Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления». Предметом Соглашения является порядок взаимодействия многофункционального центра и Органа при организации предоставления услуг.

 В связи с отсутствием документов, установленных Федеральным законодательством и разработанных в установленные сроки, выявленные проверкой нарушения, наносят ущерб государству в виде нецелевого использования средств Федерального бюджета.

 Таким образом, требования ТО Росздравнадзор по ЕО о заключении соглашения о взаимодействии между ОГКУ «МФЦ» и КСЗН правительства ЕАО, а также об утверждении административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР» являются законными и обоснованными.

 Представитель заинтересованного лица – ОГКУ «МФЦ» ФИО3, действующий на основании доверенности, заявленные требования КСЗН правительства ЕАО поддержал. Суду пояснил, что заключение соглашения между ОГКУ «МФЦ» и КСЗН правительства ЕАО является нецелесообразным. Механизм выплат гражданам, являющимися почетными донорами РФ или почетными донорами СССР, не относится к тем услугам, которые оказываются по принципу «одного окна», выплаты производятся напрямую ОГКУ «МФЦ», поэтому и заключать соглашения по данному механизму выплат не требуется. Разработка и утверждение регламента не входит в полномочия КСЗН правительства ЕАО, поскольку в соответствие с п. 6 Правил разработки и утверждения административных регламентов, исполнение органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном регламентом, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти; Комитет является органом исполнительной власти субъекта РФ – Еврейской автономной области.

 Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

 Согласно требованиям ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена обязанность либо он незаконно привлечен к ответственности.

 Как следует из п. 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Пункт 25 указанного Постановления Пленума ВФ РФ предписывает, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

 имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

 соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

 соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

 Как установлено судом, на основании приказа ТО Росздравнадзор по ЕАО ДД.ММ.ГГГГ № в КСЗН правительства ЕАО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка с целью контроля за расходованием субвенций, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России».

 По результатам указанной проверки ТО Росздравнадзор по ЕАО в адрес КСЗН правительства ЕАО вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №

 КСЗН правительства ЕАО оспаривает п. 1 и п. 2 указанного предписания в той части, где ему предписано: в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить соглашение о взаимодействии между ОГКУ «МФЦ» и комитетом (пункт 1), в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР» (пункт 2).

 В соответствие с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от 02.11.2013) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет следующие полномочия осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством выполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного им полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданного полномочия.

 Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, согласно которому, территориальный орган Росздравнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно п. 8.7 данного Положения, территориальный орган в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и/или ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

 Таким образом, суд удостоверился, что оспариваемое предписание вынесено ТО Росздравнадзор по ЕАО в пределах его законных полномочий.

 Нарушений порядка вынесения предписания судом также не установлено: проверка являлась плановая, выездная, на основании приказа ТО Росздравнадзор по ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ №.

 В соответствие с п. 5 ст. 5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

 Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона № предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

 Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О донорстве и ее компонентах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России».

 Постановлением правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшего на момент вынесения оспариваемого предписания) утверждено Положение о комитете социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, в соответствие с которым, Комитет, в частности, организует предоставление ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР», проживающим на территории области (п. 4.23); осуществляет контроль за деятельностью учреждений по вопросам, относящимся к компетенции комитета (п. 6.10); анализирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений, осуществлять контроль за целевым использованием средств областного бюджета (пункт 6.8).

 Согласно Перечню государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг Еврейской автономной области», утвержденных постановлением правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставление государственной услуги «Предоставление ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР», проживающим на территории Еврейской автономной области» организовано через многофункциональный центр; ответственным за предоставление данной государственной услуги органом является КСЗН правительства ЕАО.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» утверждено Положение о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (соглашение).

 Согласно п. 2 данного Положения, соглашение заключается между многофункциональным центром в лице его руководителя, с одной стороны, и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов (при отсутствии территориальных органов или в случае отсутствия у территориальных органов полномочий на заключение соглашений - федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда), органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления в лице руководителей указанных органов, с другой стороны.

 Пунктом 3 Положения предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут выступать с инициативой о заключении соглашения.

 Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставляющий государственные услуги вправе заключить одно соглашение в отношении всех государственных услуг, предоставление которых предполагается осуществлять в многофункциональном центре. Перечень указанных услуг оформляется как приложение к соглашению. (п. 9)

 Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований оспариваемого предписания ТО Росздравнадзор по ЕАО, обязывающих КСЗН правительства ЕАО заключить с ОГКУ «МФЦ» соглашение о взаимодействии, поскольку обязанность заключения такого соглашения установлена приведенными нормами Федерального законодательства. Доводы заявителя о нецелесообразности заключения такого соглашения суд считает не состоятельными, требование о соблюдении норм закона не должно быть обусловлено мнением исполнителя о целесообразности или нецелесообразности применения данных норм.

 Кроме того, как установлено судом, указанное требование о заключении соглашения о взаимодействии никоим образом не нарушают ни прав граждан, ни прав заявителя и/или других заинтересованных лиц.

 Рассматривая требования о признании п. 2 предписания ТО Росздравнадзор по ЕАО, суд приходит к следующему.

 Согласно пункту 6 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном регламентом, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.

 Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент – это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

 В соответствии с п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона № органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять такие услуги в соответствии с административным регламентом.

 Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу. (п. 1 ст. 13)

 Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

 Постановлением правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, в соответствие с п. 2 которого регламенты разрабатываются органами исполнительной власти, предоставляющими государственные услуги и осуществляющими функции и полномочия учредителей областных государственных учреждений, предоставляющих государственные услуги, в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами области, нормативными правовыми актами губернатора области и правительства области, а также с учетом решений областной комиссии по проведению административной реформы.

 Таким образом, доводы заявителя о том, что нормы п. 6 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, предписывают, что соответствующий регламент должен быть утвержден лишь федеральным органом исполнительной власти, которым КСЗН правительства ЕАО не является, а является исполнительным органом власти субъекта РФ, суд считает не обоснованными. Данная норма содержит оговорку «если иное не установлено федеральным законом». Совокупный анализ норм федерального законодательства, в частности, ст. 6, ст. 12, ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ, ст. 25 ФЗ «О донорстве и ее компонентах» и др. позволяет суду сделать вывод о том, что административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежегодной денежной выплаты гражданам, награждаемыми нагрудным знаком «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР» может быть разработан и утвержден КСЗН правительства ЕАО.

 Суд также установил, что требование об утверждении данного административного регламента не влечет нарушений прав граждан, а напротив, способствует соблюдению их прав.

 Таким образом, суд считает, что заявление КСЗН правительства ЕАО о признании незаконными требований предписания ТО Росздравнадзор по ЕАО удовлетворению не подлежит.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2, 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ст.ст. 254-258, 194-198 ГПК РФ, -

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении заявления Комитета социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области об оспаривании пунктов 1, 2 предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений обязательных требований - отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья О.П. Данилова