ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2493/2016Г от 26.10.2016 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-2493/2016г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Крымск Краснодарского края

резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2016года

мотивированное решение изготовлено 31октября 2016года

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ляха Д.Г., с участием представителя истца помощника Крымского межрайонного прокурора – Сердюк Р.Н., представителя ответчика ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» – ФИО1, представителя третьего лица Управления социальной защиты населения министерства социального развития и социальной защиты населения семейной политики Краснодарского края в Крымском районе – ФИО2, при секретаре судебного заседания Малиеве Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» о признании незаконным бездействия, выразившееся в невыполнении требований закона о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Крымский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района», расположенный по адресу: <...>, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства, а также СП 59.13330.20120 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденная Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее СНиП 35-01-2001) установлено, что в ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» входная лестница в здание центра занятости не продублирована пандусом; входная лестница не оборудована поручнями (4.1.14, 5.2.15); краевые ступени лестничного марша не выделены цветом или фактурой (п. 4.1.12); перед открытой лестницей за 0,8- 0,9 м не предусмотрены предупредительные тактильные полосы (п. 4.1.12); пороги в дверных проемах превышают допустимые размеры (их не должно быть или допустимая высота не должна превышать 1,4 см); не решен вопрос доступности инвалидов на второй этаж путем дублирования лестницы пандусом или строительством подъемного устройства; входная лестница на второй этаж используется без полуступенек, что недопустимо (п. 5.2.9); отсутствуют специальные символы доступных элементов здания, указатели направления движения (п. 4.1.1. и 5.5.1).

Указанные выше нарушения, ущемляют права неопределенного круга лиц – инвалидов и граждан, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ даёт право прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту их прав, свобод и законных интересов.

Просит признать незаконным бездействие ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района», расположенное по адресу: <...>, выразившееся в невыполнении требований закона о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

Обязать ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» в полном объеме устранить допущенные нарушения, а именно: входную лестницу в здание центра занятости продублировать пандусом; входную лестницу оборудовать поручнями; краевые ступени лестничного марша выделить цветом или фактурой; перед открытой лестницей за 0,8-0,9м установить предупредительные тактильные полосы; пороги в дверных проемах привести в соответствие со стандартом; лестницу на второй этаж здания продублировать пандусом или строительством подъемного устройства; установить специальные символы доступных элементов здания, указатели направления движения.

В судебном заседании представитель истца помощник Крымского межрайонного прокурора Сердюк Р.Н. исковые требования изменил. Суду пояснил, что здание, расположенное по адресу: <...> принадлежит государственному казенному учреждению Краснодарского края «Центр занятости населения Крымского района» на праве оперативного управления.

В процессе рассмотрения дела и в результате повторной прокурорской установлено, что при входе в здание ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» имеется пандус, установленный в 2011 году. Установка пандуса или подъемного устройства на второй этаж здания не имеет своей актуальности ввиду того, что специалисты, занимающиеся вопросами инвалидов, находятся на первом этаже здания. Другие нарушения не устранены

Просит суд признать незаконным бездействие ГУП ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» по адресу: <...>, выразившееся в невыполнении требований закона о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

Обязать ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» по адресу: <...>, в полном объеме устранить допущенные нарушения, а именно, входную лестницу в здание центра занятости продублировать пандусом; входную лестницу оборудовать поручнями; краевые ступени лестничного марша выделить цветом или фактурой; перед открытой лестницей за 0,8-0,9м установить предупредительные тактильные полосы; пороги в дверных проемах привести в соответствие со стандартом; лестницу на второй этаж здания продублировать пандусом или строительством подъемного устройства; установить специальные символы доступных элементов здания, указатели направления движения.

Представитель ответчика ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» в судебном заседании – ФИО1 с исковыми требованиями Крымского межрайонного прокурора не согласился по следующим основаниям. ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» является казенным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств краевого бюджета на основании бюджетной сметы. В целях реализации требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» ведется плановая целенаправленная работа на постоянной основе. С 2011 года организован выездной прием маломобильных групп населения специалистами центра занятости населения; подготовлена техническая и сметная документация на выполнение необходимых работ по устранению указанных нарушений. В 2011 году был установлен пандус. Разработан план мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в здание центра занятости населения. Здание ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» включено в реестр приоритетных объектов по программе «Доступная среда». Разработан и утвержден паспорт доступности инвалидов общественного здания ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района». Предоставлен перечень планируемых мероприятий, разработанных в соответствии с рекомендациями паспорта доступности инвалидов общественного здания. Разработан и согласован Временный порядок предоставления государственных услуг инвалидам в ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района». В результате своевременных мер руководством и работниками ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» Министерством труда и социального развития Краснодарского края в бюджет учреждения на 2016 год предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в сумме 119000, 00 рублей на реализацию мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов общественного здания ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района». В целях освоения указанных средств подготовлен проект государственного контракта на работы по ремонту и реконструкции на объекте в рамках государственной программы Краснодарского края «Доступная среда», контракт был включен в план-график закупок в августе 2016 года, однако заключить не представилось возможным в связи с отзывом лимитов. Несмотря на это ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» продолжена целенаправленная работа на реализацию мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов, в связи с чем создана постоянно действующая комиссия по проведению обследования и паспортизации объектов ГКУ КК ЦЗН Крымского района и предоставления в нем услуг. При взаимодействии с управлением социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Крымском районе в июле, сентябре 2016 года обновлен Паспорт доступности для инвалидов, подготовлена новая проектно-сментая документация, определившая потребности финансовых средств необходимых для обеспечения достижения доступности административного здания ЦЗН для инвалидов на настоящий период времени. Кроме того, в целях соблюдения законодательства определено ответственное лицо за организацию работы по обеспечению доступности объекта для инвалидов, инструктаж персонала и контроль за соблюдением сотрудниками требований доступности для инвалидов в ГКУ КК ЦЗН Крымского района, назначен ответственный за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи. Утверждены должностные инструкции персонала, ответственного за оказание помощи инвалидам и сопровождение их на объекте, утвержден порядок проведения инструктажа по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в ГКУ КК ЦЗН Крымского района.

Таким образом, при наличии описанного объема принятых необходимых мер и выполненных мероприятий ГКУ КК ЦЗН Крымского района, полностью соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и не может расцениваться как незаконное бездействие. Весь спектр необходимых мер, по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан в подведомственное административное (общественное) здание, зависящих от работников и руководителей ГКУ КК ЦЗН Крымского района осуществлен в полном объеме. Не приведение общественного здания ГКУ КК ЦЗН Крымского района на современном этапе к нормативным требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан обусловлено только значительностью сумм необходимых затрат и отсутствием выделенных целевых финансовых средств финансовыми органами администрации Краснодарского края определяющими бюджет учреждения. На основании изложенного просит отказать Крымской межрайонной прокуратуре в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения министерства социального развития и социальной защиты населения семейной политики Краснодарского края в Крымском районе – ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что измененные исковые требования Крымского межрайонного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района», расположенной по адресу: <...> в ходе которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.

Нежилые помещения здания, расположенного по адресу: <...> принадлежат ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» на праве оперативного управления.

Так согласно ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) от 24.11.1995 № 181-ФЗ под социальной защитой инвалидов следует понимать систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Закон Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» (далее по тексту – Закон № 1229-КЗ) определяет общие требования к приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним маломобильных граждан в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами Российской Федерации и устанавливает ответственность за их нарушение в Краснодарском крае.

Согласно ст. 3 Закона № 1229-КЗ к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан относятся: административные здания и сооружения культурно-зрелищные учреждения; учреждения социального назначения здравоохранения, аптеки; объекты коммунально-бытового назначения, общественного питания, торговли; здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации (почтовые отделения связи, переговорные пункты, Интернет-киоски и другие здания и сооружения).

Правовой нормой ч.1 ст. 4 Закона № 1229-КЗ установлено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для моломобильных граждан, специальными приспособлениями и оборудованием, то есть, пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта и т.д.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», предусмотрено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что здание ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» оборудовано пандусом в соответствии с нормативами. Имеется ответственное лицо, которое оказывает инвалидам, обратившимся в центр занятости помощь, как непосредственно обслуживая их с помощью ноутбука, так и помогая им подняться в здание. Необходимость подъема инвалида на второй этаж здания отсутствует, так как специалист спускается сам и осуществляет прием.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, а также СП 59.13330.20120 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденная Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее СНиП 35-01-2001) установлено, что в ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» по адресу: <...>, входная лестница не оборудована поручнями (5.2.15); краевые ступени лестничного марша не выделены цветом или фактурой (п. 4.1.12); перед открытой лестницей за 0,8- 0,9 м не предусмотрены предупредительные тактильные полосы (п.4.1.12); высота порогов на входных дверях превышает допустимые нормативы (их не должно быть или допустимая высота не должна превышать 1,4 см (п. 5.1.4); отсутствуют специальные символы доступных элементов здания, указатели направления движения (п. 4.1.1 и 5.5.1).

Суд не может согласиться с позицией ответчика представителя ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» - ФИО1 по следующим основаниям.

Из представленных суду документов, приказов, паспортов, планов мероприятий, смет и официальных писем следует, что ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» вопросы организации доступной среды инвалидов, в части организации посещения здания ГКУ КК ЦЗН Крымского района не оставлен без внимания, начиная с 2011 года. Разработка и утверждение указанной выше документации без сомнения является необходимым этапом работы в данном направлении. Однако, в результате проведенной прокурорской проверки выявлены конкретные нарушения, которые необходимо устранить. Представителем ответчика не представлены суду доказательства устранения конкретных выявленных в результате прокурорской проверки нарушений и указанных в иске прокурора. Оформление необходимой документации как «бумажная деятельность» ответчика в течение пяти лет и отсутствие финансирования не может являться основанием для отказа прокурору в иске.

Указанные выше нарушения, ущемляют права неопределенного круга лиц – инвалидов и граждан, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ даёт право прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту их прав, свобод и законных интересов.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Крымского межрайонного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» по адресу: <...>, выразившееся в невыполнении требований закона о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

Обязать ГКУ КК «Центр занятости населения Крымского района» по адресу: <...>, в полном объеме устранить допущенные нарушения, а именно, входную лестницу оборудовать поручнями; краевые ступени лестничного марша выделить цветом или фактурой; перед открытой лестницей за 0,8-0,9м установить предупредительные тактильные полосы; пороги в дверных проемах привести в соответствие со стандартами; установить специальные символы доступных элементов здания, указатели направления движения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца с момента изготовления его в окончательной форме.

Судья: подпись