Дело № 2-2493/2021 14 сентября 2021 года
49RS0001-01-2021-003609-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Пановой Н.А.,
при секретаре Кузиной А.Ю.,
с участием представителей ответчика ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области о возмещении расходов на проезд к месту отдыха и обратно в виде сбора агентства за оформление авиабилетов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в Магаданский городской суд с названным иском.
В обоснование требований истцом указано, что она с января 1997 года проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В период с 29 марта 2021 года по 25 мая 2021 года ей и члену ее семьи был предоставлен очередной отпуск за 2021 год с оплатой проезда до г. Рязани и обратно.
Сообщает, что по возвращению из отпуска 4 июня 2021 года в подразделение Центра финансового обеспечения УМВД России по Магаданской области ею был направлен рапорт о возмещении расходов на проезд с приложением заполненного авансового отчета, подлинников проездных документов и справок на общую сумму 47 975 руб. 60 коп.
Между тем 9 июня 2021 года на заработную банковскую карту истца поступило зачисление компенсации в размере 43 544 руб. 60 коп.
15 июня 2021 года истец обратилась Центр финансового обеспечения УМВД России по Магаданской области с рапортом о разъяснении неполноты выплаты компенсации расходов проезда в отпуск, в ответ на который ей было разъяснено, что в кассовых чеках, представленных к оплате в авансовом отчете, указана операция «Сбор агентства за оформление авиабилета» на общую сумму 3 600 руб. 00 коп., которая является платой за услуги, оказываемые агентством, и не входят в сборы, включенные в тариф авиабилета, в связи с чем оплата по ним не производилась.
Считает, что ей необоснованно было отказано в оплате указанного сбора, поскольку авиабилеты ею были приобретены в уполномоченном агентстве ООО «Агентство Беркут», в связи с чем был оформлен сбор за их оформление, а потому подлежат оплате в полном объеме.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит суд взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по оплате проезда к месту отпуска и обратно в размере сбора агентства за оформление авиабилетов на общую сумму 3 600 руб. 00 коп.
Истец для участия в судебном заседании не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в связи с чем суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представители ответчика требования не признали, указав, что в кассовых чеках, представленных истцом к оплате в авансовом отчете, указано, что данный сбор является платой за услуги, оказываемые агентством, и не входит в сборы, включенные в тариф авиабилета. Считают, что понесенные истцом расходы за оформление авиабилетов фактически являются агентским сбором ООО «Агентство Беркут» за оказание истцу услуги по оформлению проездных документов, в связи с чем не могут быть отнесены к фактическим расходам истца по проезду в отпуск, а потому не подлежат компенсации.
Выслушав пояснения представителей ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (ч. 8 ст. 325 ТК РФ).
Отношения, связанные, в частности с предоставлением сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации социальных гарантий, регулирует Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел).
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в органе внутренних дел, дислоцированном в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Порядок оплаты проезда сотрудника и члена его семьи устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО3 в период с января 1997 года по июль 2021 года проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В период с 29 марта 2021 года по 25 мая 2021 года ФИО3 был предоставлен оплачиваемый отпуск.
С целью возмещения расходов на проезд к месту отпуска и обратно истец обратилась в УМВД России по Магаданской области с рапортом, приложив к нему авансовый отчет, в котором указано, что всего ею израсходовано 47 974 руб. 60 коп., а также квитанции электронных билетов, посадочные талоны и кассовые чеки.
В подтверждение своих доводов о том, что работодателем ей было компенсировано только 43 544 руб. 60 коп., истцом представлена выписка по счету своей дебетовой карты.
Полагая, что расходы к месту отдыха и обратно были компенсированы ей не в полном объеме, истец 15 июня 2021 года обратилась к начальнику Центра финансового обеспечения УМВД России по Магаданской области с рапортом о разъяснении неполной выплаты такой компенсации.
В ответ на рапорт истца начальник Центра финансового обеспечения УМВД России по Магаданской области сообщил ФИО3, что в кассовых чеках, представленных к оплате в авансовом отчете, указана операция «Сбор агентства за оформление авиабилета» на общую сумму 3 600 руб. 00 коп., которая является платой за услуги, оказываемые агентством, и не входит в сборы, включенные в тариф авиабилета, в связи с чем к оплате были приняты только проездные документы, подтверждающие транспортные расходы по проезду в отпуск на сумму 43 544 руб. 60 коп.
Полагая, что ей необоснованно было отказано в компенсации расходов, понесенных на сбор агентства за оформление авиабилетов, истец обратилась в суд с вышеназванным иском.
Возражая против удовлетворения требований, сторона ответчика утверждала, что такие расходы компенсации не подлежат, поскольку являются агентским сбором и не входят в тариф авиабилета.
Проверяя доводы сторон, суд приходит к следующему.
Оплата проезда сотрудникам органов внутренних дел предусмотрена Порядком оплаты проезда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда, членам семей и родителям погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 23 ноября 2020 года № 794 (далее - Порядок).
Так, согласно п. 32 Порядка оплата проезда железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным транспортом (за исключением личного транспорта) производится в размере фактически произведенных расходов на основании документов, подтверждающих расходы по оплате проезда, но не выше стоимости проезда беспересадочным маршрутом.
При приобретении проездных документов (билетов) на железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный транспорт оплате подлежат сборы за сдачу и (или) переоформление приобретенного билета, произошедшие не по вине лиц, указанных в подп. 1.1 - 1.3 указанного Порядка, подтвержденные первичными учетными документами, а также сборы, включенные в тариф, в том числе за оформление билета (п. 36 Порядка).
Пунктом 37 Порядка определены случаи, когда при приобретении проездных документов (билетов) на железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный транспорт не подлежат оплате (компенсации) расходы, в числе которых среди прочего указаны расходы, связанные с предоставлением информационно-вычислительных услуг, в том числе консультативных услуг и услуг по подбору маршрута перевозки (подп. 37.1.4).
В подтверждение факта несения расходов на сбор агентства за оформление авиабилетов, истцом представлены два кассовых чека на общую сумму 3 600 руб. 00 коп., выданные ООО «Агентство Беркут».
С целью выяснения сведений о том, что включает в себя услуга «Сбор агентства за оформление авиабилета», судом была истребована информация в ООО «Агентство Беркут».
Из сведений, представленных ООО «Агентство Беркут», следует, что сбор агентства за оформление авиабилетов подразумевает сбор за подбор оптимальных условий перевозки, который применяется в соответствии с абз. 3 п. 30 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82, согласно которому за оказание уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю услуг по подбору оптимального маршрута перевозки, перевозчика(ов), осуществляющего(их) перевозку по маршруту, провозной платы за перевозку в соответствии с заданными пассажиром, грузоотправителем приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки и консультативных услуг уполномоченным агентом взимается дополнительная плата.
При этом указано, что сбор, взимаемый с ООО «Агентство Беркут», включает в себя: консультационные услуги по тарифной политике авиакомпаний; подбор маршрута, перевозчика; консультационные услуги по расписанию и движению рейсов, правилам возврата и переоформления авиаперевозок; бронирование авиабилетов.
Таким образом, вопреки доводам истца взимаемый ООО «Агентство Беркут» сбор за оформление авиабилетов не является сбором, включенным в тариф авиабилета, поскольку в услугу «Сбор агентства за оформление авиабилета» входят консультативные услуги и услуги по подбору маршрута перевозки, которые в силу подп. 37.1.4 Правил не подлежат оплате (компенсации) сотрудникам органов внутренних дел при приобретении проездных документов на воздушный транспорт.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований для компенсации работнику расходов на оплату сбора агентства за оформление авиабилетов у работодателя не имелось, в связи с чем им обоснованно было отказано в компенсации таких расходов.
При таком положении суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области о возмещении расходов на проезд к месту отдыха и обратно в виде сбора агентства за оформление авиабилетов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения - 20 сентября 2021 года.
Судья Н.А. Панова
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> | <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>