ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2494/15 от 20.10.2015 Иркутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2015 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Кампо К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2494/15 по исковому заявлению Западно – Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Ревякинскому муниципальному образованию об обязании провести общее собрание участников долевой собственности, подготовке проекта межевания, проведении кадастровый работ,

УСТАНОВИЛ:

Западно – Байкальский межрайонный прокурор в обоснование заявленных требований указал, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2015 г. проведена проверка исполнения законодательства при обороте и использовании долей в праве общей собственности на земельные участки, относящиеся к категории сельскохозяйственного назначения на территории Иркутского района. Необходимость проведения данной проверки была обусловлена тем, что на территории Иркутского района расположено большое количество земель сельскохозяйственного назначения которые, или зарастают сорной травой, или теряют свои плодородные качества.

Федеральным законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по проведению в срок до 01.07.2013 г. общих собраний участников долевой собственности, обеспечению подготовки проектов межевания земельных участков и проведению кадастровых работ. Земельные доли в установленном законом порядке невостребованными не признаются.

В соответствии со ст. 6 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно данному Закону земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

Согласно ст. 14.1 Закона решение об утверждении проекта межевания земельных участков принимается общим собранием участников долевой собственности.

В соответствии со ст. 19.1 Закона, а так же федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан:

провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;

обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;

обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение требований Закона администрацией Ревякинского муниципального образования данная работа до настоящего времени не проведена.

По результатам проведенной проверки в адрес Ревякинского муниципального образования межрайонной прокуратурой 24.02.2015 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое до настоящего времени не исполнено в полном объеме.

18.06.2015 г. в межрайонную прокуратуру поступила информация от главы Ревякинского муниципального образования о том, что меры по устранению нарушений принимаются, ведутся работы по подготовке проекта межевания, окончание его планировалось на 30.06.2015 г.

Вместе с тем, с момента возложения на орган местного самоуправления обязанности по проведению общего собрания участников долевой собственности, обеспечению подготовки проекта межевания земельных участков, обеспечению проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, т.е. с 01.07.2013 г. прошло 2 года, однако органом местного самоуправления требования закона до настоящего времени не исполнены.

Отсутствие надлежащего контроля со стороны администрации Ревякинского муниципального образования за оборотом земель сельскохозяйственного назначения и надлежащем их учете, а так же неисполнение возложенных на органы местного самоуправления обязательств по проведению работ направленных на постановку земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, повлечет за собой нерациональное, нецелевое использование данных земель.

С учетом уточнения заявленных требований Западно – Байкальский межрайонный прокурор просит: обязать администрацию Ревякинского муниципального образования провести общее собрание участников долевой собственности с внесением в повестку дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков, относящихся к долевой собственности, выделяемых в счет земельных долей из земель совхоза «Бакал», обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

В судебном заседании помощник Западно – Байкальского межрайонного прокурора Задорожный А.А. заявленные требования поддержал по доводам иска.

Представитель администрации Ревякинского муниципального образования ФИО1, действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что в 2012 году по инициативе администрации созывалось собрание участников долевой собственности с внесением в повестку дня собрания вопроса об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, кворума на собрании не было, собрание признано несостоявшимся, о чем составлен протокол от **/**/**** Список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, 19 земельных долей в установленном законом порядке признаны невостребованными, право муниципальной собственности администрации Ревякинского муниципального образования на 15 земельных долей. В течение 2015 года проведена работа о подготовке исковых заявлений в суд, по уточнению списка земельных долей. **/**/**** администрацией размещено извещение о проведении общего собрания собственников земельных долей с повесткой дня собрания: утверждение проекта межевания, утверждение перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания, и размеров из долей в праве общей собственности на образуемые участки. Извещение было опубликовано в информационном бюллетене на официальном сайте администрации Ревякинского МО. Участники долевой собственности на собрание не явились, собрание признано несостоявшимся. Неиспользуемых или используемых не по назначению не имеется, 58 долей переданы в аренду ОАО «Сибирская Нива».

Исследовав письменные доказательства, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится в том числе, содействие в развитии сельскохозяйственного производства.

Судом установлено, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой, в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2015 г. проведена проверка исполнения законодательства при обороте и использовании долей в праве общей собственности на земельные участки, относящиеся к категории сельскохозяйственного назначения на территории Иркутского района. Необходимость проведения данной проверки была обусловлена тем, что на территории Иркутского района расположено большое количество земель сельскохозяйственного назначения которые теряют свои плодородные качества.

Проверкой установлено, что в Ревякинском муниципальном образовании при наличии на территории земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам в виде долевой собственности, в нарушение требований действующего законодательства работа по постановке на государственный кадастровый учет данных земель, а также признания права муниципальной собственности на данные земельные участки проводится ненадлежащим образом. Проверкой выявлены факты использования сельхозземель не по целевому назначению путем размещения на землях данной категории лесозаготовительных комплексов, строительства объектов недвижимости, размещения грунтов, полигонов бытовых отходов, что не связанно с сельскохозяйственной деятельностью.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Федеральный закон) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (п. 1 ст. 1 Федерального закона).

В соответствии с ч. 3 ст. 19.1 вышеназванного Федерального закона, если до 01.07.2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан:

1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов,

указанных в п. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона;

2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;

3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона, общее собрание участников долевой собственности по вопросу межевания земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения администрацией Ревякинского муниципального образования соответствующим образом не проведено. Подготовка проектов межевания земельных участков и проведение кадастровых работ по образованию земельных участков администрацией указанного сельского поселения не обеспечено.

Из представленных ответчиком протоколов общего собрания собственников земельных долей, участников общей долевой собственности на земельный участок совхоза «Байкал» с кадастровым номером ~~~ находившийся Иркутская область, Иркутский район, д. Ревякина примерно в 40 км от Иркутска следует, что на повестке дня стоял вопрос об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. В связи с тем, что на собрании не было кворума, собрание признано несостоявшимся, решение по вопросам повестки дня не принимались.

Более того, в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на общее собрание участников долевой собственности могут быть приняты решения:

1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;

2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе, если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;

3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;

4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;

5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;

6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;

7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;

8) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;

9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами.

Указанные вопросы на повестку дня общего собрания от 21.02.2012 г. не выносились.

Ответчиком доказательства по инициированию и проведению общего собрания участников долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для рассмотрения вопросов межевания земельных участков в соответствии с ч. 3 ст. 19.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не представлено.

При таких обстоятельствах суд находит требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Западно – Байкальского межрайонного прокурора в защиту Ревякинскому муниципальному образованию об обязании провести общее собрание участников долевой собственности, подготовке проекта межевания, проведении кадастровый работ - удовлетворить.

Обязать администрацию Ревякинского муниципального образования провести общее собрание участников долевой собственности с внесением в повестку дня собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков, относящихся к долевой собственности, выделяемых в счет земельных долей из земель совхоза «Бакал», обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.П. Коткина