РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2011года г.Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе
председательствующего судьи Антаевой Е.В.
с участием адвоката Раскина Л.Л.
при секретаре Першиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 №, ФИО3 № к Администрации Большедолженковского сельского совета Октябрьского района Курской области, ГУ МЧС России по Курской области о признании права на включение в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров, обязании ГУ МЧС России по Курской области о согласовании списков,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к Администрации Большедолженковского сельского совета <адрес>, ГУ МЧС России по <адрес> о признании права на включение в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров, обязании ГУ МЧС России о согласовании списков как пострадавших в результате природного пожара. При этом указали, что в период произошедшего ДД.ММ.ГГГГ пожара жилые дома, принадлежащие им на праве собственности, были полностью уничтожены огнем из-за возгорания сухой травы. В результате указанного стихийного бедствия ими были утрачены жилые помещения и надворные постройки. Несмотря на указанные обстоятельства, их обращения к Главе Администрации Большедолженковского сельского совета <адрес>, как к органу местного самоуправления, о включении в список граждан, пострадавших в результате природного пожара в <адрес> в 2010 году, не были рассмотрены.
В судебные заседания, состоявшиеся ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 дважды не явился, о причинах неявки суд не уведомил, заявления о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступало. В связи с этим определением от ДД.ММ.ГГГГ его заявление оставлено без рассмотрения.
Представитель истца ФИО3 по доверенности ФИО5 представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО6 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали по основаниям, указанным в заявлении. В обоснование иска указали, что их доверители проживали в домовладениях №№67 и 69 в <адрес>. Во время произошедшего пожара находились в домовладениях. При обращении к Главе Администрации сельского совета им было отказано во включении в список лиц, пострадавших от пожара, так как ГУ МЧС России не согласовало указанный список. Просили понудить Администрацию Большедолженковского сельского совета <адрес> включить их в список граждан, пострадавших в результате природного пожара, как лишившихся жилого помещения, и обязать ГУ МЧС России по <адрес> согласовать список.
Представитель ответчика – Глава Администрации Большедолженковского сельского совета <адрес> ФИО7 исковые требования не признала. В обоснование своей позиции пояснила, что истцы не могут быть включены в список граждан, пострадавших в результате природного пожара, поскольку в домовладениях, которые были уничтожены огнем во время стихийного бедствия, они постоянно не проживали, сведений о них как о жителях д.Липина в администрации не имелось. Также сослалась на то, что пожар не является природным, так как произошел по вине жителей, которые организовали свалку. Кроме того указала, что ФИО3 постановлением общественной палаты было выделено 400000 руб. и ему уже приобретено домовладение на территории сельского совета, которое является благоустроенным и более качественным, нежели прежнее.
Представители ответчика ГУ МЧС России по <адрес> по доверенностям ФИО8, ФИО9 иск не признали. При этом указали, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утвержден Порядок предоставления жилья либо осуществления компенсационных выплат гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших в 2010 году на территории <адрес>, который определяет процедуру предоставления жилья гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших в 2010 году на территории <адрес>, либо осуществления компенсационных выплат гражданам, лишившимся жилого помещения, а также восстановления поврежденного жилого помещения. Право на предоставление и восстановление жилья либо на получение компенсационных выплат взамен утраченного жилого помещения имеют граждане, являвшиеся собственниками утраченных (поврежденных) жилых помещений, включенные в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших в 2010 году. Согласно пункту 9 Порядка право на получение жилья либо компенсационной выплаты взамен утраченного жилого помещения имеет заявитель и проживавшие в утраченном жилом помещении члены семьи, предоставившие правоустанавливающие документы на утраченное жилое помещение, в том числе и акт о пожаре. По их утверждению, истцы в домовладениях не проживали, а ФИО3 взамен утраченного жилья было приобретено домовладение из выделенных общественной палатой денежных средств в размере 400000 руб.. Также считают, что пожар не являлся природным, поскольку произошел в жилом секторе, является бытовым, произошедшем по вине жителей д.Липина, которые организовали свалку, допустили разрастание травы. При этом сослались на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и акт о пожаре.
Представители третьих лиц Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности ФИО10, Комитета строительства и архитектуры <адрес> по доверенности ФИО11, <адрес> по доверенности ФИО12 просили в иске отказать, так как Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп право на предоставление и восстановление жилья либо на получение компенсационных выплат взамен утраченного жилого помещения имеют граждане, являвшиеся собственниками утраченных (поврежденных) жилых помещений, пострадавшими в результате природных пожаров. По их мнению, истцы таковыми не являются и на момент возникновения пожара в домовладениях не проживали, а ФИО3 взамен утраченного жилья было приобретено домовладение из выделенных общественной палатой денежных средств в размере 400000 руб.. Также указывают, что пожар не являлся природным, так как произошел а рамках административного округа, ссылаясь на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и акт о пожаре, в которых указано, что пожар произошел из-за загорания на свалке мусора и неосторожного обращения с огнем неустановленных лиц.
Представитель третьего лица УВД по <адрес>, извещенный судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2010 года №1400-р было определено оказать финансовую помощь ряду субъектов РФ для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших на территории РФ за счет предоставления в 2010 году из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в размере 2666,7 млн рублей.
В соответствии с указанным Распоряжением Правительства Российской Федерации, Правительством Курской области было принято Постановление Правительства Курской области от 3 сентября 2010 г. №108-пп (в ред. постановления Правительства Курской области от 28.12.2010 г. №174-пп) утвержден Порядок предоставления жилья либо осуществления компенсационных выплат гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Курской области.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1286-р «О выделении субъектам Российской Федерации средств для оказания материальной помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате лесных пожаров, произошедших в 2010 году», бюджету Курской области была оказана финансовая помощь в размере 40,3 миллионов рублей. Указанная дотация предоставлена для восстановления, строительства и приобретения жилья, взамен утраченного в целях предоставления его гражданам, лишившимся жилого помещения, либо для осуществления компенсационных выплат гражданам, лишившимся жилого помещения, оказания материальной помощи гражданам, в связи с утратой ими имущества, из расчета 100 тысяч рублей каждому гражданину. Указанным Распоряжением также рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ осуществить дополнительные выплаты в связи утратой имущества из расчета 100 тысяч рублей каждому гражданину.
В соответствии с данным распоряжением Правительством Курской области распоряжение Администрации Курской области от 27.08.2010 года №375- ра «О мерах по реализации распоряжения Правительства РФ от 20.08.2010 года № 1400-р», согласно которому Комитету социальной защиты населения <адрес> было поручено организовать выплату материальной помощи в размере 100 тысяч рублей каждому гражданину в связи с утратой имущества в результате природных пожаров, произошедших в 2010 году, а Комитет строительства и индустрии <адрес> был определен уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению восстановления, строительства и приобретения жилого помещения взамен утраченного в целях предоставления его гражданам, лишившимся жилого помещения, либо осуществлению компенсационных выплат гражданам на территории <адрес>, согласно реестрам пострадавших от пожара, представленным органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>. В Приложении № к Порядку предусмотрено согласование с Главным Управлением МЧС России по <адрес> и УВД по <адрес>.
Исходя из положений указанных нормативных актов, обязанность по составлению списков граждан, пострадавших от пожара на территории <адрес>, возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> с последующим их предоставлением в территориальные исполнительные органы государственной власти <адрес> по социальной защите населения.
Таким образом, обязанность по составлению реестра граждан, пострадавших в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, и ответственность за точность сведений, содержащихся в нем, лежала на Администрации Большедолженковского сельского совета <адрес>. А потому доводы представителя Администрации - Главы Большедолженковского сельского совета <адрес> о том, что Администрация не является ответчиком по данному делу, суд считает несостоятельными.
Из постановления дознавателя ОГПН по Курскому и <адрес>м от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела, утвержденного начальником отдела ГПН по Курскому и <адрес>м следует, что ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание домов <адрес>, принадлежащих ФИО2 и ФИО3, и в результате пожара огнем были уничтожены строения жилых домов и надворных построек. Также из постановления видно, что причиной пожара явилось самовозгорание бытового мусора и сухой травы, находящихся напротив <адрес>, где на земле возгорания бытовых отходов имеется битое стекло, прозрачные стеклянные бутылки, которые превратились на солнце в линзу, сконцентрировав солнечные лучи до спонтанного возгорания находящихся под ними сухой травы либо бытовых горючих отходов. Виновное лицо в возгорании бытового мусора и сухой травы не установлено.
Указанные обстоятельства подтвердил ФИО16, дознаватель ОГПН по Курскому и <адрес>м, допрошенный судом в качестве свидетеля.
Из справок начальника отдела ГПН по Курскому и <адрес>м <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, имеющихся в материалах дела, усматривается, что пожар произошел из-за загорания сухой травы.
Из справки Начальнику ГУ «Курский ЦГМС-р» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ДД.ММ.ГГГГ наблюдалась малооблачная, жаркая погода, без осадков, максимальная температура почвы составила выше 51,0 градусов, максимальная температура воздуха достигала до 37,0 градусов.
Как следует из представленных суду материалов домовладение № принадлежало ФИО2, что подтверждено в суде повторным свидетельством государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданным взамен свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из похозяйственной книги и лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ.
Домовладение № принадлежало ФИО3, что не оспаривалось представителями ответчиков.
Утверждение представителей ответчиков, что истцы не проживали в жилых домовладениях, не были в них зарегистрированы в установленном законом порядке, не нашло своего подтверждения в ходе исследования доказательств по делу. Кроме того, нормы принятых <адрес> постановлений не связывают оказание какой-либо материальной помощи пострадавшим, утратившим жилье и имущество с постоянным проживанием в сгоревшем жилом помещении и с его состоянием.
Кроме того, допрошенная судом свидетель ФИО17 в суде пояснила, что в указанных домовладениях истцы проживали.
Суд также не может согласиться с доводами представителей ответчиков и третьего лица о том, что пожар, возникший ДД.ММ.ГГГГ, не является природным, а является бытовым. При этом суд исходит из следующего.
Из ГОСТа 22.0.03.95 видно, что природный пожар - это неконтролируемый процесс горения, стихийно распространяющийся в природной среде, вызванный естественными причинами и действиями человека.
Как следует из ГОСТа Р22.0.06.95 (таблицы 1) природные пожары подразделяются на ландшафтные, степные, лесные, торфяные.
Согласно ГОСТу ДД.ММ.ГГГГ.-83 ландшафтный пожар - это пожар, охватывающий различные компоненты географического ландшафта.
По мнению суда, пожар, возникший ДД.ММ.ГГГГ, по типу пожара относится к ландшафтному, а, следовательно, к природному пожару. Тогда как, по мнению суда, к бытовому пожару относится пожар, возникший в жилых дома и на объектах культурно-бытового назначения.
Ссылка ответчиков и третьих лиц на постановление об отказе в возбуждении уголовного, акт о пожаре как на доказательства, опровергающие доводы истцов о том, что пожар является природным, суд считает несостоятельными.
Как пояснил в суде свидетель ФИО18, составивший и подписавший акт о пожаре, и который был задействован в тушении пожара, выводы в акте о том, что пожар произошел из-за загорания на свалке мусора и неосторожного обращения с огнем неустановленных лиц, являлся предположением, так как в их обязанность установление причины пожара не входило.
Свидетель ФИО16 в суде пояснил, что в его компетенцию также не входит установление типа пожара.
Доводы Главы Администрации о том, что жители сами организовали несанкционированную свалку, что привело к возникновению пожара, суд не принял во внимание, поскольку, по мнению суда, Глава Администрации соответствующего сельсовета обязана принимать меры по уборке территории муниципального образования.
Доказательств в опровержение доводов истцов в соответствии со ст.56 ГПК РФ ответчики в суд не представили.
Проанализировав представленные доказательства с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу том, что исковые требования ФИО2 о понуждении Администрации Большедолженсковского сельского совета <адрес> к включению ее в реестр граждан, пострадавших в результате природного пожара, а ГУ МЧС России по <адрес> – к согласованию данного списка, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В то же время, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3 суд не находит.
Так, в судебном заседании установлено, что ФИО3 принадлежало на праве собственности домовладение №<адрес>, которое ДД.ММ.ГГГГ уничтожено во время природного пожара.
Также судом установлено, что решением Совета Общественной палаты <адрес> третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выделена сумма в размере 400000 руб.. При этом в пункте 2 решения указано, что перечисление суммы возможно при наличии договора купли-продажи или других документов, подтверждающих оформление сделки. Из указанного следует, что 400000 руб. были выделены ФИО3 для приобретения жилья. Кроме того судом установлено, что ему в <адрес> было приобретено домовладение №, стоимостью 400000 руб..
Указанные обстоятельства подтверждены в суде договором о намерении о купле-продаже жилого дома, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права, не оспаривались в суде представителем истца по доверенности ФИО5, а также подтвердила Глава Большедолженковского сельского совета.
А потому, по мнению суда, права ФИО3, лишившегося жилья в результате природного пожара, имевшего место быть ДД.ММ.ГГГГ, восстановлены путем приобретения домовладения по ходатайству <адрес> и Администрации Большедолженковского сельсовета <адрес>. При этом из пояснений Главы сельского совета и приобщенных документов следует, что домовладение подобрано со всеми удобствами (дом в хорошем состоянии, ремонта не требует, с газовым отоплением, во дворе своя скважина).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО3 № к Администрации Большедолженковского сельского совета <адрес>, ГУ МЧС России по <адрес> о признании права на включение в список граждан, признанных пострадавшими в результате природного пожара ДД.ММ.ГГГГ, обязании ГУ МЧС России по <адрес> о согласовании списка отказать.
Исковые требования ФИО1 № удовлетворить.
Обязать Администрацию Большедолженсковского сельского совета <адрес> включить ФИО1 № в список граждан, признанных пострадавшими в результате природного пожара ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУ МЧС России по <адрес> согласовать список о включении в него ФИО1 №.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: