ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2494/2014 от 26.04.2016 Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело №2- 2494/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2016 года г. Магнитогорск

Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

Председательствующего Кульпина Е.В.,

При секретаре Колотыгиной А.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магнитогорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению СИЗО №2 ГУФСИН России по Челябинской области об обязании проведения специальной оценки условий труда,

У С Т А Н О В И Л:

Магнитогорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению СИЗО №2 ГУФСИН России по Челябинской области об обязании проведения специальной оценки условий труда.

В обосновании иска указал, что Магнитогорской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проведения проверки в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области было установлено, что данным учреждением не соблюдаются требования трудового в части проведения специальной оценки условий труда. В нарушение требований действующего законодательства в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области не обеспечено проведение специальной проверки условий труда на рабочем месте (не реже чем один раз в пять лет) в отношении 10 рабочих места, на которых трудоустроены и работают осужденные: кухонный рабочий, гладильщик, рабочий по обслуживанию бани, уборщик производственных и служебных помещений, уборщик территории, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, подсобный рабочий, заведующий камерой хранения, повар.

В связи с тем, что на вышеуказанных производственных объектах (участках) на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать и специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, то специальная оценка условий труда включает в себя комплекс мероприятий, направленных на установление безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Просит обязать ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области в срок до 01.09.2016 года провести специальную оценку условий труда в отношении 10 рабочих мест следующих специальностей: кухонный рабочий, гладильщик, рабочий по обслуживанию бани, уборщик производственных и служебных помещений, уборщик территории, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, подсобный рабочий, заведующий камерой хранения, повар.

Магнитогорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО1 настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области – ФИО2, действующая на основании доверенности от 30.12.2015 года, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования Магнитогорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; государственное управление охраной труда; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; государственная экспертиза условий труда; установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 4, ч. 1, ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426 – ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

В соответствии с положениями ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии с общими правилами, предусмотренными ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426 – ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Требованиями ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426 – ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426 – ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В судебном заседании установлено, что 04.03.2016 года Магнитогорской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Челябинской области проведена проверка соблюдения требований действовавшего законодательства в ФКУ СИЗО – 2 ГУФСИН России по Челябинской области. В ходе указанной проверки было установлено, что специальная оценка условий труда в отношении 10 рабочих мест следующих специальностей: кухонный рабочий, гладильщик, рабочий по обслуживанию бани, уборщик производственных и служебных помещений, уборщик территории, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, подсобный рабочий, заведующий камерой хранения, повар, - не проведена.

Ответчик указанное обстоятельство отрицал, указывая, что непроведение в ФКУ СИЗО – 2 ГУФСИН России по Челябинской области специальной проверки условий труда в 2015 году имело место по объективным причинам, а в 2016 году в ФКУ СИЗО – 2 ГУФСИН России по Челябинской области приняло и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обстоятельств и бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Судом установлено, что приказом № <номер обезличен> от 17 февраля 2016 года "Об утверждении штатного расписания" с 01.01.2016 года утверждено штатное расписание осужденных отряда по хозяйственному обслуживанию. Контроль за выполнением приказа возложен на начальника отряда ФКУ СИЗО – 2 ГУФСИН России по Челябинской области старшего лейтенанта внутренней службы ФИО3

Согласно штатному расписанию осужденных отряда по хозяйственному обслуживанию с 01.01.2016 года численность отряда хозяйственного обслуживания составляет 56 человек, которые трудоустроены на 10 рабочих местах следующих специальностей: кухонный рабочий, гладильщик, рабочий по обслуживанию бани, уборщик производственных и служебных помещений, уборщик территории, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, подсобный рабочий, заведующий камерой хранения, повар.

Из имеющихся в материалах дела сведений об аттестации рабочих мест осужденных отряда по хозяйственному обслуживанию ФКУ СИЗО – 2 ГУФСИН России по Челябинской области усматривается, что дата окончания действия аттестационных мест по указанным выше специальностям – 07.07.2015 года.

Кроме того, из объяснений главного энергетика ФКУ СИЗО – 2 ГУФСИН России по Челябинской области ФИО4, данных в ходе проверки за соблюдением законов в исправительных учреждениях следует, что по роду своей деятельности он отвечает за соблюдение трудового законодательства в ФКУ СИЗО – 2 ГУФСИН России по Челябинской области. Согласно штатному расписанию осужденных отряда по хозяйственному обслуживанию ФКУ СИЗО – 2 ГУФСИН России по Челябинской области имеются 10 рабочих мест (кухонный рабочий, гладильщик, рабочий по обслуживанию бани, уборщик производственных и служебных помещений, уборщик территории, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, подсобный рабочий, заведующий камерой хранения, повар), на которых трудоустроены 56 осужденных. Аттестация указанных рабочих мест была проведена 07.07.2010 года, срок ее действия истек 07.07.2015 года. в настоящее время данные рабочие места не аттестованы.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Магнитогорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, поскольку в судебном заседании установлено, что на ответчика обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда возложена законом, а его бездействие в силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, привело к нарушению трудовых прав неопределенного круга лиц. При этом суд считает правильным согласится с позицией истца установить срок для проведения аттестации до 01.09.2016 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Магнитогорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению СИЗО №2 ГУФСИН России по Челябинской области об обязании проведения специальной оценки условий труда удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение СИЗО №2 ГУФСИН России по Челябинской области устранить нарушение требований действующего законодательства - провести специальную оценку условий труда следующих 10 рабочих мест: кухонный рабочий, гладильщик, рабочий по обслуживанию бани, уборщик производственных и служебных помещений, уборщик территории, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, подсобный рабочий, заведующий камерой хранения, повар в срок до 01 сентября 2016 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца в Челябинский областной суд через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: