Дело № 2-2494/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2015 года Центральный районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Туймятовой Н.А., участием представителя процессуального истца – помощника Читинского транспортного прокурора Галиницкого К.Л., представителя ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску и.о. Благовещенского транспортного прокурора к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
и.о. Благовещенского транспортного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований, указав на следующие обстоятельства. Благовещенской транспортной прокуратурой проведена проверка по исполнению требований законодательства об оружии, в ходе которой установлено, что охрана комнат хранения оружия по адресу <адрес> осуществляются ведомственной охраной (ответчиком) собственными силами, из указанного, прокурор полагает, что комнаты хранения оружия в настоящее время не обеспечены государственной охраной, что не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации в сфере оборота оружия, поскольку ответчик в силу ст. 4 ФЗ «Об оружии» является юридическим лицом с особыми уставными задачами, следовательно, включен в перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией. Полагает, что осуществление охраны комнат хранения оружия, расположенных по вышеназванным адресам, собственными силами Читинского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Забайкальской железной дороге, может создать предпосылки к ненадлежащей охране оружия и опасность его попадания в свободное обращение лицам, неуполномоченным правом его использования, в связи с чем просит признать незаконным бездействие ответчика в виде не организации охраны органами внутренних дел РФ помещений для хранения оружия в Белогорском отряде ведомственной охраны по охране комнат хранения оружия, расположенным по адресам: <адрес> и обязать ответчика в течении 6 месяцев со дня вынесения решения суда организовать охрану органами внутренних дел РФ помещений для хранения оружия в Белогорском отряде ведомственной охраны по охране комнат хранения оружия, расположенным по адресам: <адрес>.
Третье лицо Благовещенский филиал ФГКУ УВО УМВД Росси по Амурской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в связи с чем, в отношении указанного лица рассмотрении дела возможно по правилам ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель процессуального истца, исковые требования поддержал, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске. Просил иск удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность требований.
В судебном заседании представитель ответчика просил в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля ГСП, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Из материалов дела усматривается, что по адресам <адрес> находятся помещения для хранения оружия Белогорского отряда Ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации, охрана которых осуществляется собственными силами ответчика.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Судом установлено, что в Благовещенской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства по обеспечению надлежащей охраны служебного и боевого оружия ведомственной охраны Белогорского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Забайкальской железной дороге.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение требований действующего законодательства охрана комнат для хранения оружия по вышеуказанным адресам, осуществляется ведомственной охраной собственными силами.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах, а также иные задачи, которые могут быть возложены на ведомственную охрану в соответствии с федеральными законами, а в соответствии со ст. 8 данного Федерального Закона, ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
Согласно статьи 22 ФЗ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации. Требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, а также требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, что закреплено в пунктах 55, 56, 58 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 года №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
В соответствии с Приказом МВД России от 29.06.2012 № 646 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия», контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется органами внутренних дел при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие. Сотрудники ГУОООП МВД России, ГУТ МВД России и территориальных органов МВД России, исполняющие государственную функцию, имеют право: Проводить проверки мест производства, хранения а также проверки объектов, где они обращаются, изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, патроны к оружию, основные части к ним, ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке оборот оружия и применять иные меры, предусмотренные Законом «Об оружии».
Согласно пункта 55 «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ № 814 от 21.07.1998 года, оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными МВД РФ, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
Указанные Правила также закрепляют, что требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и хранилищах оружия и патронов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации (п.58).
Приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Разделом XX данной Инструкции установлены требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов.
В силу абзаца 1 пункта 169.6 Инструкции (в ред. от 24.12.2003 года) комната хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Однако при этом, абзацем 5 этого же пункта 169.6 Инструкции предусмотрено, что охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что пожарно-охранная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но я на пульты охраны организаций, (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
На имя начальника Белогорского отряда - структурного подразделения филиала на Забайкальской железной дороге ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства «Об оружии» (л.д.________).
В добровольном порядке указанное предписание ответчиком выполнено не было, ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ на представление (л.д. _________), в связи с чем, истец обратился в суд с данным иском.
Ответчиком суду представлены акты о проверке объектов хранения или места размещения, использования оружия и патронов по заявленным объектам, согласно которых должностные лица ЛО МВД России на транспорте осуществляют периодические проверки по названным в иске объектам, согласно которым недостатков не было выявлено, разрешено дальнейшее хранение и использование оружия и боеприпасов к нему (л.д. ___________).
Указанными актами, а также показаниями свидетеля ГСП, оснований не доверять которым, у суда не имеется, являющегося инженером по вопросам вооружения филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», пояснившего, что по поводу охраны объектов, указанных в иске прокурора, что имеется три рубежа охраны комнат хранения оружия, первый их которых, этот сигнализационная система, которая выведена на пульт дежурного отряда, физическая вооруженная охрана, а также охрана территории, где располагаются комнаты хранения оружия осуществляется служебными собаками - подтверждается наличие рубежей охраны, наличие которых предусмотрено действующим законодательством.
Таким образом, комнаты хранения оружия оборудованы многорубежной охранно-пожарной сигнализацией и подключены на круглосуточный пульт централизованного наблюдения, расположенного в отряде, выведена на круглосуточные пульты охраны, на что и ссылается сторона ответчика и не опровергнуто стороной истца.
Цели и задачи деятельности организации-ответчика закреплены в Положениях о филиале ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге, Уставе ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта в Российской Федерации», согласно которых организация осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в охране перевозимых грузов, объектов железнодорожного транспорта и подвижного состава, предупреждению и тушению пожаров на объектах, в грузовом и пассажирском подвижном составе на железнодорожном транспорте РФ; осуществляется защита охраняемых объектов от противоправных посягательств и охрана в пути следования и на железнодорожных станциях, в том числе с использованием боевого ручного стрелкового, служебного, гражданского огнестрельного оружия, специальных и технических средств охраны; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных нарушений на охраняемых объектах в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что комнаты хранения оружия, принадлежащие ответчику, оборудованы охранно-пожарной сигнализацией по установленным нормам, подключены на пульты охраны ФГП ВО ЖДТ, занимающегося охранной деятельностью на законных основаниях, что и не оспаривалось и стороной истца, а следовательно ответчиком соблюдены все установленные законодательством требования к охране оружия.
Нормы, содержащиеся в пункте 169.6 Инструкции, не устанавливают требования об обязательном подключении охранно-пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел. Иное толкование данной нормы вообще лишало бы смысла применение хранителем, абзаца 5 пункта 169.6 Инструкции, предусматривающей возможность подключения охранно-пожарной сигнализации также на пульты охраны иных организаций, занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении требований и.о. Благовещенского транспортного прокурора к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий – отказать.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в течение одного месяца со дня изготовления его мотивированного текста в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Мотивированное решение изготовлено 14.05.2015 года.
Судья И.Н. Филиппова