61RS0012-01-2020-003859-05 дело № 2-51/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2021 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Стадниковой Н.В.,
при секретаре Байдалиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-51/2021 по иску ФИО1 к ООО УК «Жилстрой», третье лицо ООО «Расчетный центр «ВТС» о признании действий незаконными, взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда, судебных расходов отказать,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО УК «Жилстрой», указав, что собственники помещений дома <адрес> выбрали способ управления своим домом - управляющую компанию ООО УК «Жилстрой». Между собственниками помещений дома № и УК заключен договор управления МКД с 19.06.15. Согласно пункту 3.1.3 договора управления МКД УК предоставляет коммунальные услуги потребителям (горячее водоснабжение, водоотведение, холодное водоснабжение, отопление). УК по поручению собственников помещений дома №9 обязуется в интересах и за счет собственников оказывать услуги по надлежащему содержанию МКД и предоставлять коммунальные услуги потребителям и на содержание общего имущества МКД (далее СОИД). УК принимает обязательства выступать в качестве агента и в целях исполнения условий договора управления МКД за вознаграждение заключает договора с поставщиками коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг жильцам дома (пункты 3.1.15, 3.2.6. договора управления МКД). Согласно Постановления Правительства РФ от 08.11.2012 №1149 и Постановления Региональной Службы по тарифам Ростовской области (далее РСТ) от 17.12.13 №67/29 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «Волгодонские тепловые сети» потребителям, с 01.04.14 при расчете размера платы за услугу по горячему водоснабжению применяют 2-х компонентный тариф на горячую воду, состоящий из компонента на теплоноситель (холодная вода) и компонента на тепловую энергию. РСТ утвердила норматив на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в размере от 0,054 Г кал/ куб.м, до 0,066 Г кал/ куб.м. (Постановление РСТ №85/2 от 28.12.2017), норматив на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению введен в декабре 2019 года. В случае установления двухкомпонентных тарифов по горячему водоснабжению плата состоит из двух компонентов - тариф тепловой энергии (компонент), тариф на холодную воду (компонент, теплоноситель). Эти компоненты не являются самостоятельными коммунальными ресурсами. Норматив на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения - не коммунальная услуга и служит для распределения тепловой энергии между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В случае установления двухкомпонентных тарифов согласно раздела VII приложения 2 п.26 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 применяется формула 23 для определения платы коммунальной услуги по горячему водоснабжению Р=V*Т(х) + Q*T(t.3) Q=V*n, где Р- плата коммунальной услуги по горячему водоснабжению, V-объем потребленной за расчетный период в жилом помещении горячей воды, определенный по показаниям ИПУ, Т(х) -тариф на холодную воду (компонент, теплоноситель), Q- объем тепловой энергии на подогрев холодной воды, Т(т.э) - тариф (компонент) тепловой энергии, п- норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При установлении двухкомпонентного тарифа по горячему водоснабжению независимо от наличия приборов учета (УУТЭ) в системе горячего водоснабжения, независимо от системы теплоснабжения (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или не отопительный), количество тепловой энергии, использованный на подогрев холодной воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Данный порядок разъяснен в письме Департамента Министерства строительства и ЖКХ РФ от 22.03.2017 №9268-00/04 и находит подтверждение в многочисленной судебной практики ВС РФ. Предоставление коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством (п.10 ст. 4, п.1 ст. 157 ЖК РФ). На основании и во исполнении п.1 ст. 157 ЖК РФ Правительство РФ утвердило Правила 354, нормы установленные в Правилах 354 (с учетом п.8 ст.5 ЖК РФ) имеют приоритет над нормами, устанавливающими иной порядок действия при расчете размера платы за коммунальные услуги. Следовательно, УК и ресурсоснабжающие организации (поставщик ресурсов) при определении платы за коммунальные услуги обязаны применять расчетные формулы Приложения 2 Правил 354. Соблюдение такой процедуры направлено на защиту прав и законных интересов потребителей. УК и ООО «РЦ ВТС» начисляет плату за коммунальные услуги по ГВС исходя из показаний УУТЭ, что является нарушением Правил 354. УК и ООО «РЦ ВТС» нарушает требования жилищного законодательства, права и законные интересы потребителей, в том числе и истца. Тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величина Q служит для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. Согласно п.2 ст. 162 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 исполнителем коммунальной услуги являться ООО «Жилстрой», то есть надлежащим ответчиком. Истец является добросовестным плательщиком коммунальной услуги по горячему водоснабжению с 2015-по 2020 год, перед ООО «Жилстрой » не имеет задолженности за указанный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду необходимо применять утвержденный уполномоченным органом норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения. В переходный период от 04.04.2014 до 01.12.2019 до установления уполномоченным органом норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения, должен быть установлен и применяться, утвержденный норматив местными органами или применятся ранее действующий норматив тепловой энергии. До внесения изменений в ЖКХ РФ, Правила 354 на основании ФЗ от 27.07.2010 №237 органы местного самоуправления были правомочны утвердить нормативы потребления коммунальных услуг. В переходный период с 04.04.2014 по 01.12.2019 местным властям дано право утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды. В переходный период с 01.04.2014 по 14.02.2015 по МО «Город Волгодонск» применялся при установлении стоимости 1 куба метра коммунальной услуги «горячего водоснабжения» потребляемой населением величина количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куба м. горячее воды-0,0617 Гкал/м в кубе. Данный расчет цены услуги ГВС на 2014 подписан зам. главы администрации г. Волгодонска по экономике и финансам ФИО2 До 01.07.2014 цена коммунальной услуги горячего водоснабжения потребляемой населением составляет 110,95 рублей, после 01.07.2014 117,43 рублей. В переходный период с 01.04.2014 по 14.02.2015 потребители г. Волгодонска и истец в том числе, должны оплачивать за потребленную услугу ГВС за 1 куба метра 110,95 рублей, после 01.07.2014 -117,43 рублей, независимо от наличия УУТЭ и независимо от периода времени года (отопительный или не отопительный). В переходный период с 14.02.2015 с внесением изменений в ЖКХ РФ, Правила 354 на основании Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 №129, до установления норматива тепловой энергии, утвержденный уполномоченным органом применяется ранее действующий норматив тепловой энергии на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения. В переходный период с 04.04.2014 по 01.12.2019 по МО «Город Волгодонск» применялся при установлении стоимости 1 куба метра коммунальной услуги «горячего водоснабжения» потребляемой населением -величина количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куба м. горячее воды-0,0617 Гкал/м в кубе в отопительный период и в МКД, где отсутствуют приборы учета. Об этом сказано в письме ответе Администрации г. Волгодонска от 24.09.2019 №52.4-05/2079 и ООО РЦ «ВТС» от 12.08.2019 №1454. Ответчик избирательно подходит к вопросу расчета оплаты ГВС, что повлекло к необоснованному повышению платы ГВС в неотопительный период, увеличению платежей. Действиями Ответчика истцу были причинены нравственные страдания. В МКД с открытой системой горячего водоснабжения расчет платы за горячую воду УК и ООО РЦ «ВТС» производит расчетным способом исходя из показаний приборов учета УУТЭ и Т, что не предусмотрено Правилами № 354. В связи с переносом срока вступления в силу норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения с 01.05.2018 на 01.12.2019 (из-за отсутствия действующего норматива расхода тепловой энергии) в отопительный период в МКД, оснащенных УУТЭ и Т, при расчете объема тепловой энергии на подогрев 1 куба метра теплоносителя применялась ранее действующая величина тепловой энергии на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения в размере 0,0617 Гкал/м в кубе. Величина тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куба м. горячее воды-0,0617 Гкал/м в кубе должна применятся круглый год, независимо от наличия УУТЭ, в том числе и на СОИД. В нарушении норм права ответчик в расчетные периоды с мая 2018 года по октябрь 2018 года произвел расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению и СОИД, предоставленную в жилом помещении истца, исходя из показаний приборов учета УУТЭ и Т, то есть в порядке, не предусмотренном требованиям жилищного законодательства, в частности формулы 23 приложения 2 к Правилам № 354. Истцу в спорный период с 01.05.2018 по 01.11.2018 в мае вместо 274,34 рубля начислено 661,45 рубль, в июне 2018-774,23 рубля, в июле вместо 281,76 рубль начислено 745,27 рублей, в августе 749,4 рублей, в сентябре 777,95 рублей, в октябре 749,02 рублей. Переплата составляет: в мае 387,11 рублей, в июне 499,89 рублей, в июле 463,51 рубля, в августе 467,64 рублей, в сентябре 496,19 рублей, в октябре 467,26 рублей. Итого переплата составляет: 2781,60 рубль. По дому №9, расположенного по адресу <...> стоимость 1 куба метра ГВС вместо 137,17 рублей в мае 2018 составляет 330,73 рублей, в июне 2018- 387,05 рублей, в июле вместо 140,88 рублей составляет 372,63 рубля, в августе 374,70 рубля, в сентябре 370,02 рублей. Стоимость 1 куба метра коммунальной услуги «горячего водоснабжения» увеличилась в 2-3 раза, вместо 4% (в спорный период с 01.05.2018 по 01.11.2018). Ответчик произвел расчет размера платы СОИД по горячему водоснабжению в размере 0,12 Гкал/м в кубе вместо 0,0617 Гкал/м в кубе в течение всего 2018 года. В июне 2019 большое количество домов (<адрес>), где УУТЭ и Т, были выведены из эксплуатации, в том числе и по дому №9 в июле 2019 года. По распоряжению ответчика в виду отсутствия сведений об объеме потребления тепловой энергии и теплоносителя по УУТЭ и Т объем тепловой энергии на подогрев 1 куба метра теплоносителя составил 0,0617 Гкал/м в кубе (письмо ответ ООО РЦ «ВТС» от 12.08.2019 №1454). Ответчик отказался добровольно в досудебном порядке урегулировать спор, произвести перерасчет излишне начисленной платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в спорный период с 01.05.2018 по 01.11.2018 и СОИД в течении всего 2018 года. Плата за коммунальные услуги должна быть в предельных индексах роста цен. Данная позиция находит подтверждение в многочисленной судебной практики ВС РФ Ежегодно тарифы (плата) на коммунальные услуги не должны увеличиваться на более 4%, в не отопительный период, в новой части города -стоимость 1 куба ГВС увеличивается в несколько раз и составляет от 200 руб. до 700 руб. (вместо 137,17 рублей).
В иске истец просила признать действия ответчика по начислению платы за услугу по горячему водоснабжению за период с 01.05.2018 по 01.11.2018 по <адрес> недействительными (незаконными); взыскать с ООО УК «Жилстрой» излишне начисленную и уплаченную истцом сумму в размере 2781,6 рубль, штраф в размере 50 % от суммы удовлетворенной исковых требований за от в добровольном удовлетворении требований потребителей, компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей, штраф в размере 50 % за неверное начисление платы за коммунальные услуги по ГВС, за необоснованное увеличение размера платы, необоснованное обогащение за счет потребителей в размере 1390,8 рублей, судебные расходы в сумме 111 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла исковые требования и окончательно просила исключению (не применению) в переходный период с 01.01.2018 по 31.12.2018 из расчетов размера оплаты за коммунальную услугу по горячему водоснабжению норматива расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м теплоносителя установленного органом местного самоуправления г. Волгодонска в размере 0,0617 Гкал/куб.м., признать действия ООО УК «Жилстрой» незаконными и нарушающими пункт 26 приложения №2 Постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 по <адрес>; взыскать с ООО УК «Жилстрой» излишне начисленную и уплаченную истцом сумму в размере 2781,6 рубль, штраф в размере 50 % от суммы удовлетворенной исковых требований за от в добровольном удовлетворении требований потребителей, компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей, штраф в размере 50 % за неверное начисление платы за коммунальные услуги по ГВС, за необоснованное увеличение размера платы, необоснованное обогащение за счет потребителей в размере 1390,8 рублей, судебные расходы, указав, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации - по вопросам предоставления коммунальных услуг», которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право до 31.12.2016 принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг при соблюдении определенных условий. В случае принятия такого решения переход должен быть завершен не позднее 01.01.2020. В разъяснениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.11.2016 № 38026 -ОД/04 указывается, что в случае принятия решения о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг, при расчете размера платы за коммунальные услуги необходимо применять нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления. На территории Ростовской области Постановлением Региональной службой по тарифам Ростовской области от 28.12.2017 № 85/2, от 26.04.2019 № 15/1 установлен переходный период по вопросу введения единых нормативов при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению до 01.12.2019. В соответствии с пунктом 4 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (в ред. от 23.05.2006 действовавшей до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду») нормативы потребления коммунальных услуг утверждались уполномоченными органами. Пунктом 2 правил № 306 (в указанной выше редакции) к уполномоченным органам отнесены органы местного самоуправления. В соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 30.12.210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Администрации Ростовской области от 17.03.2005 № 89 «Об утверждении порядка установления цен (тарифов, надбавок, наценок и тому подобного), подлежащих государственному регулированию на территории Ростовской области», Уставом муниципального образования «Город Волгодонск, на основании решений Волгодонской городской Думы от 06.07.2005 №105 «Об утверждении Порядка установления цен (тарифов, надбавок, наценок) органами местного самоуправления г. Волгодонска», от 16.05.2007 №57 «Об утверждении Порядка установления цен (тарифов) на услуги муниципальных предприятий и учреждений г. Волгодонска» и в целях приведения нормативной правовой базы, регулирующей ценообразование на территории города Волгодонска, в соответствие действующему законодательству Постановлением Администрации г. Волгодонска от 19.11.2010 №3145 «О создании Волгодонской городской тарифной комиссии, утверждении Положения о ней и ее состава» в г. Волгодонске был создан постоянно действующий коллегиальный орган, уполномоченный Администрацией г. Волгодонска проводить реализацию муниципальной и отдельных полномочий государственной ценовой политики в соответствии с действующим законодательством (п. 1.2 Постановления №3145). Официальная публикация в СМИ: «Волгодонск Официальный», №54, 25.11.2010. Указанным Постановлением председателем Волгодонской тарифной комиссии назначается заместитель главы Администрации г. Волгодонска по экономике и финансам. Председатель Волгодонской тарифной комиссии подписывает протоколы заседаний, решения ВГТК и заключения по расчетам цен, тарифов, размерам платы и тому подобного (п.4.8 Постановления № 3145). В соответствии с постановлением Администрации г. Волгодонска от 19.11.2020 №3145 в январе 2014 года председателем Волгодонской городской тарифной комиссии - заместителем главы Администрации города Волгодонска по экономике и финансам утвержден расчет цены коммунальной услуги «Горячее водоснабжение на 2014 год по муниципальному образованию «Город Волгодонск» в открытых системах теплоснабжения по состоянию на 20.01.2014. Таким образом, в январе 2014 года для расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению органом местного самоуправления г. Волгодонска был установлен норматив расхода тепловой энергии на подогрев теплоносителя в размере 0,0617 Г кал/куб.м. Для потребителей коммунальных услуг г. Волгодонска проживающих в многоквартирных домах имеющих открытую систему теплоснабжения, были установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду. Разделом VII Приложения 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или не жилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В силу Правил. №354 количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке установленном федеральным законом. Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов, исходя из стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзаце 6 пункта 38 Правил №354. В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду») размер платы за коммунальную услугу предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения №2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения №2 к настоящим правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды. Вместе с тем, из пункта 26 приложения №2 к Правилам № 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Таким образом, размер платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, определяется на основании пункта 42 Правил № 354, с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала, что необходимость применения норматива, установленного органом местного самоуправления, обусловлена тем, что последующая передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг не является основанием для исключения из расчетов оплаты оказанных гражданам коммунальных услуг нормативов, утвержденных органами местного самоуправления в предшествующий период, если органами государственной власти субъекта Российской Федерации новые нормативы не утверждались. Указанными судебными определениями Верховным Судом Российской Федерации были установлены гражданские права и обязанности. На обращение истца о нарушении порядка расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в переходный период (01.01.2017 - 01.12.2019) Администрация г. Волгодонска письмом от 24.09.2019 №52.4-05/2079 разъясняет, что «В связи с переносом срока вступления в силу норматива тепловой энергии на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения (должен был вступить в силу 01.05.2019, срок перенесен на 01.12.2019) в межотопительный период (май-сентябрь) для многоквартирных домов, оборудованных допущенными в коммерческую эксплуатацию узлами учета тепловой энергии и теплоносителя, объем тепловой энергии на подогрев 1 куб/м теплоносителя определяется исходя из показаний общедомового узла учета тепловой энергии и теплоносителя. В отопительный период при расчете объема тепловой энергии на подогрев 1 куб.м теплоносителя применяется ранее действующий норматив на подогрев теплоносителя (0,0617 Гкал/куб.м), так как у общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, установленных в МКД, отсутствует техническая возможность фиксации потребления количества тепловой энергии на отопление и на горячую воду раздельно, установить фактически потребленную тепловую энергию на подогрев 1 куб.м, теплоносителя не предоставляется возможным». Таким образом, Администрация г. Волгодонска разъяснила: норматив тепловой энергии на подогрев теплоносителя был установлен в г. Волгодонске в размере 0,0617 Гкал/куб.м.; норматив тепловой энергии на подогрев теплоносителя в размере 0,0617 Гкал/куб.м. для расчета платы за коммунальную услугу но горячему водоснабжению применялся только в отопительный период. Указанный порядок применения норматива 0,0617 Гкал/куб.м. при расчете объема тепловой энергии на подогрев 1 куб.м теплоносителя в отопительный период и не применения в межотопительный период незаконен. Таким образом, в переходный период 01.01.2018 по 31.12.2018 при расчете платы за тепловую энергию незаконно не применялся норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м воды установленный органом местного самоуправления и утвержденный заместителем главы Администрации г. Волгодонска в размере 0,0617 Гкал/куб.м.
В судебном заседании 13.01.2021 истец ФИО1, ее представитель по устному ходатайству ФИО3 поддержали уточненные требования.
Представитель ответчика ООО УК «Жилстрой» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании 13.01.2021 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что многоквартирный дом <адрес> находится в управлении ООО УК «Жилстрой» с 01.07.2015 (протокол ОСС от 16.06.2015), заключен договор управления от 19.06.2015. Между ООО УК «Жилстрой» и ООО «ВТС» 19.01.2015 был заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды № 2344. В период с 01.05.2018 по 01.11.2018 ООО «ВТС» поставило управляющей организации через присоединенную сеть теплоноситель и тепловую энергию в целях предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений. Управляющая организация во исполнение обязательств по договору управления оказало коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению собственникам многоквартирного дома <адрес>. На основании заключенного договора об организации расчетов за коммунальные услуги от 20.01.2015 между ООО УК «Жилстрой» и ООО РЦ «ВТС», ООО РЦ «ВТС» произвело расчет платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению собственниками помещений многоквартирного дома, направляет в адрес потребителей коммунальных услуг счета-квитанции на оплату, принимает от потребителей оплату указанных коммунальных услуг и перечисляет ее ресурсоснабжающей организации ООО «ВТС», с которой ООО УК «Жилстрой» заключен договор на поставку тепловой энергии и теплоносителя по <адрес>. Начисление платы за коммунальные услуги потребителям многоквартирного дома <адрес> производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, постановления Правительства РФ от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду». В соответствии с Постановлением главы г. Волгодонска от 24.12.2007 № 4010 был утвержден норматив потребления ГВС на одного человека в объеме 3,5 куб.м. в месяц и норматив тепловой энергии на подогрев данного объема воды 0,216 кал (т.е. 0, 0617 Гкал/куб. м). В октябре 2012 данное постановление утратило силу. В спорный период норматив на нагрев утвержденного постановлением Региональной службы по тарифам РО объема теплоносителя для жилых помещений не утвержден. До утверждения соответствующим Постановлением РСТ по Ростовской области норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для МКД, оборудованными допущенными в коммерческую эксплуатацию приборами учета, объем тепловой энергии на подогрев 1 куб. м теплоносителя определяется исходя из показаний общедомового прибора учета, который ежемесячно отражается в счет-извещениях по оплате за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, направленных в адрес потребителя ФИО1 проживающей по <адрес>. В соответствии с п.42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" размер платы определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2. В соответствии с абзацем 2 п.42.1 Правил, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Таким образом, для расчета за потребленные коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению исполнителем должны быть приняты фактические показания прибора учета, а именно Уд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год, Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6) Правил исходя из потребленного объема в жилом многоквартирном доме определенном из показаний прибора учета. В связи с тем, что показания прибора учета не отражают Уд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном жилом доме тепловой энергии поставленного теплоносителя, он подлежит расчету в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (Далее Методика). В соответствии с пп.39, 40 Методики, для открытых систем теплоснабжения количество тепловой энергии, полученной потребителем за отчетный период, рассчитывается на основании показаний прибора учета с применением фактической температуры холодной воды. ООО «ВТС», исходя из показаний прибора учета, осуществляет обработку показаний общедомового прибора учета (согласно методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.03.2014 №99/пр.), после чего полученные величины направляет в ООО РЦ «ВТС» для дальнейших начислений населению по лицевым счетам. Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.03.2019 №10952-00/06 до утверждения уполномоченным органом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей приготовления горячей воды величину удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды стороны договора горячего водоснабжения вправе определить по соглашению. При наличии общедомового прибора учета т/э в системе ГВС - использовать показания ОДПУ, подаваемой в дом для целей горячего водоснабжения. Расчеты с потребителями производятся по фактическому удельному расходу тепловой энергии на подогрев воды за расчетный период, определяемому путем отношений фактического объема потребленной тепловой энергии на подогрев воды за расчетный период к фактическому объему потребленной горячей воды, что соответствует порядку определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Представитель третьего лица ООО «РЦ ВТС» ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании 13.01.2021 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что между ООО «Волгодонские тепловые сети» и ООО УК «Жилстрой» 19.01.2015 был заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды №2344. Во исполнение обязательств ООО «Волгодонские тепловые сети» в спорные периоды поставило управляющей организации через присоединенную сеть теплоноситель и тепловую энергию в целях предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений. В свою очередь, Управляющая организация во исполнение обязательств по договору управления оказало коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению собственникам многоквартирного дома <адрес>. На основании заключенного договора об организации расчетов за коммунальные услуги от 20.01.2015 между ООО УК «Жилстрой» и ООО «Расчетный центр «ВТС», ООО «Расчетный центр «ВТС» произвело расчет платы за коммунальные услуги, а именно услуга по отоплению, горячему водоснабжению собственникам многоквартирного дома <адрес>, в том числе Истцу, в спорные периоды. Истец в своем расчете в нарушение ч. 1 ст. 157 ЖК РФ применяет норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды равный 0,0617 Гкал/м в кубе. Начисление платы за коммунальные услуги потребителям МКД производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В соответствии с п.42 Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды. Объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом или нежилом помещении и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 26.04.2019 № 15/1 «О внесении изменения в постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.12.2017 №85/2 «Об установлении нормативов потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ростовской области»- установление нормативов потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению перенесено на 01.12.2019. До указанной даты нормативно установленное количество тепловой энергии на подогрев ГВС отсутствовало. Информация об объемах потребления тепловой энергии и теплоносителя ежемесячно отражаются в счетах-квитанциях в разделе «Справочная информация». ООО «Расчетный центр «ВТС» произвело расчет платы за коммунальные услуги, а именно услуги по отоплению, горячему водоснабжению собственникам жилых помещений расположенных в МКД <адрес>, в том числе истцу, в период с 01.05.2018 по 01.11.2018, в соответствии с п. 42 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 с использованием формулы 23 приложения № 2 Правил, исходя из показаний приборов учета горячей воды. Постановление Главы г. Волгодонска от 24.12.2007 №4010 «Об установлении нормативов потребления услуг и введении в действие размеров оплаты для населения по горячему водоснабжению и централизованному отоплению» признано утратившим силу постановлением Администрации г. Волгодонска № 3241 от 29.10.2012. До 01.12.2019 нормативно установленное количество тепловой энергии на подогрев ГВС, отсутствовало. Норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды равный 0,0617 Гкал/м в кубе, на который ссылается истец, не был утвержден ни одним нормативно-правовым актом в Ростовской области в спорный период. Ссылка истца на расчет, подписанный зам. Главы г. Волгодонска по экономике и финансам ФИО2, является необоснованной, так как в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а указанный документ не был утвержден в указанном порядке органом государственной власти Ростовской области и не является нормативно-правовым актом. Таким образом, вывод истца о необходимости применения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды равный 0,0617 Гкал/м в кубе при расчете платы за горячее водоснабжение собственникам МКД является не законным и необоснованным. Отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Истца, так как нарушений прав истца со стороны управляющей компании при осуществлении расчета платы за коммунальные услуги, а именно, услуги по горячему водоснабжению, оказанные в период с 01.05.2018 по 01.11.2018, не допущено, относимых и допустимых доказательств нарушения прав истцом не представлено.
Выслушав пояснения истца, представителей сторон, третьего лица, изучив доказательства по делу и дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенное по <адрес>.
Управление многоквартирным домом <адрес> на основании договора управления МКД от 19.06.2015 осуществляет ООО УК «Жилстрой».
В соответствии с п. 3.1.3 договора управления ООО УК «Жилстрой» предоставляет коммунальные услуги (горячее водоснабжение, водоотведение, холодное водоснабжение, отопление).
Согласно п. 3.1.15 договора управляющая организация обязана заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 3.2.6 договора предусмотрено право управляющей компании заключать агентский договор на ведение расчетов за коммунальные услуги и прием платежей от собственников за коммунальные услуги.
Во исполнение условий договора управления, 19.01.2015 между ООО «ВТС» (теплоснабжающая организация) и ООО УК «Жилстрой» (потребитель) был заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды № 2344, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель.
Согласно п. 5.1 договора теплоснабжения и поставки горячей воды № 2344 от 19.01.2015 учет тепловой энергии и теплоносителя, потребленных потребителем, производится на основании показаний прибора(ов) учета, установленного(ых) согласно техническим условиям, выданным теплоснабжающей организацией, по согласованному с теплоснабжающей организацией проекту и допущенного(ых) в коммерческую эксплуатацию в соответствии с действующими Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с п. 6. 1 договора теплоснабжения и поставки горячей воды № 2344 от 19.01.2015 расчеты за тепловую энергию и теплоноситель производятся по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам Ростовской области. С даты введения в действие тарифы становятся обязательными для теплоснабжающей организации и для потребителя. В случае изменения существующих или установления новых тарифов, цена настоящего договора изменяется с момента ввода в действие измененных или установленных тарифов.
20.01.2015 между ООО РЦ «ВТС» (исполнитель) и ООО УК «Жилстрой» (заказчик) заключен договор об организации расчетов за коммунальные услуги, по условиям которого исполнитель обязуется за вознаграждение совершать по поручению заказчика от его имени и за его счет следующие действия: производить расчет платы за коммунальные услуги, а именно услуги по отоплению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации; осуществлять формирование и печать счетов-квитанций по форме, согласованной сторонами настоящего договора.
ООО УК «Жилстрой» является исполнителем по договору управления МКД от 19.06.2015.
Сторонами не оспаривается, что многоквартирный жилой дом <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя. По горячему водоснабжению установлен двухкомпонентный тариф.
Подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, поэтому эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из положений ч. 4 ст. 154 ЖК РФ следует, что оплата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а так же соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и соглашением сторон.
Истец, оспаривая порядок расчета оплаты за горячее водоснабжение, ссылается на то, что ответчиком в спорный период при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, не применялись Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, согласно которым при расчете за горячую воду по двухкомпонентному тарифу, предусматривающему компоненты на холодную воду и на тепловую энергию, определение величины тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, должно производиться из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды. Показания общедомового прибора учета в этой части в расчет приниматься не должны.
Представители ответчика и третьего лица, возражая против исковых требований, ссылаются на отсутствие в спорный период действующего норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, в связи с чем начисление платы за горячее водоснабжение производится в соответствии с п. 42 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 с использованием формулы 23 приложения № 2 Правил, исходя из показаний приборов учета горячей воды.
В соответствии с абз. 2 п.38 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открыт ых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Разъясняя данную норму, Верховный Суд РФ указал, что при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения (п. 27 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017).
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 введен раздел VII приложения 2 к Правилам N 354, которым установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Согласно взаимосвязанным положениям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, утвержденных, постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
До внесения изменений в названную статью Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ органы местного самоуправления были правомочны утверждать нормативы потребления коммунальных услуг.
Согласно пунктам 2 и 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции, действовавшей до внесения в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258), уполномоченными на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг органами являлись органы местного самоуправления; в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации; в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В указанный ФИО1 период времени на территории Ростовской области не был в установленном законом порядке утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения, т.к. ранее действовавший норматив, установленный Постановлением Главы Администрации г. Волгодонска №4010 от 24.12.2007 был отменен Постановлением Администрации г. Волгодонска №3241 от 29.10.2012, а новый был установлен Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области №85/2 от 28.12.2017, введен в действие с 01.05.2019 и не распространяет свое действие на указанные в иске периоды времени, в связи с чем расчет оплаты оказанной истцу услуги по горячему водоснабжению в период с 01.05.2018 по 01.11.2018 не мог осуществляться, исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения ввиду отсутствия данного норматива.
Поскольку судом не установлено нарушений прав истца действиями ООО УК «Жилстрой», при начислении оплаты за коммунальные услуги, действующего в качестве исполнителя по договору управления МКД от 19.06.2015, то не подлежат удовлетворению и производные от основного требования истца о взыскании излишне оплаченных сумм, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л:
В иске ФИО1 к ООО УК «Жилстрой» о признании действий незаконными, взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 18.01.2021.
Судья