УИД 18RS0002-01-2021-003516-36
дело №2-2495/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Лучкина М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калнагуз М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению судебного департамента в УР о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, признании недействительным правового акта в части,
у с т а н о в и л:
Первоначально истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Управлению судебного департамента в УР об отмене п.8.10 раздела VIII «Положения», утв. Приказом и.о. начальника управления судебного департамента в УР 26.03.2012 №04-04/156, возложении обязанности по выплате 6 окладов материального стимулирования-25 932 руб., компенсации морального вреда-10 000 руб.
Свои требования мотивирует тем, что 30.04.2021 получив расчетный лист за апрель месяц узнал, что общая сумма денежного содержания, в которую входит выплата ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премия за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, материальное стимулирование федеральным государственным служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных Арбитражных судов и системы судебного департамента не соответствует тому, что истец д.б. получить. В отделе Управления судебного департамента в УР пояснили, что согласно приказу начальника Управления № истцу назначено к выплате 6 окладов, а д.б. 12.
Представлением от 14.04.2021 и.о. председателя Первомайского районного суда г.Ижевска истец включен в список для выплаты материального стимулирования федеральным государственным служащим за период с 01.01.2021 по 30.04.2021 из расчета по 3,2 должностных оклада ежемесячно с января по апрель 2021 года.
В приказе начальника Управления судебного департамента в УР № от 22.04.2021 о выплате 6 окладов идет ссылка на п.8.10 раздела VIII «Положения о выплате ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным и гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и Управления судебного департамента в УР», утв. Приказом и.о. начальника управления судебного департамента в УР 26.03.2012 №04-04/156 (далее-Положение), где указано, что начальник Управления судебного департамента в УР, либо лицо исполняющее его обязанности, своим решением могут пересмотреть размер материального стимулирования с учетом личного вклада в работу суда. В этом же приказе начальником Управления судебного департамента не дана оценка личного вклада истца в работу суда. Оценку личного вклада сотрудника в работу суда оценивает прямой работодатель-председатель суда, либо лицо, исполняющее его обязанности.
П.8.10 раздела VIII Положения, утв. Приказом и.о. начальника управления судебного департамента в УР 26.03.2012 №04-04/156 считает неправомерным, т.к. определен порядок выплат приказом судебного департамента при Верховном суде РФ №41 от 27.03.2007
Полагает, что совершенные в отношении него действия являются незаконными, ввиду чего испытал моральные страдания, которые оценивает в сумме 10 000 руб.
На основании изложенного просил исковые требования удовлетворить.
Определением судьи Верховного суда УР от 25.06.2021, вступившим в силу, гражданское дело по вышеуказанному спору передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г.Ижевска.
В силу ст.33 ГПК РФ споры о подсудности между судами в РФ не допускаются.
Определением суда от 05.10.2021 удовлетворено ходатайство ФИО1 об уточнении предмета иска, а именно просил признать недействительным п.8.10 раздела VIII «Положения о выплате ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным и гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и Управления судебного департамента в УР», утв. Приказом и.о. начальника управления судебного департамента в УР 26.03.2012 №04-04/156.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Кроме того, представил дополнительные пояснения, в которых указал, что порядок выплаты ежемесячной надбавки, материального стимулирования утвержден приказом судебного департамента при Верховном суде РФ от 27.03.2007 №41, где в п.1.2 указано, что установление конкретных размеров ежемесячно надбавки за особые условия гражданской службы и премий осуществляется в отношении федеральных государственных гражданских служащих районных судов председателем соответствующего суда.
В соответствии с п.1.3 настоящего приказа основание для выплаты материального стимулирования в отношении федеральных государственных гражданских служащих районных судов-приказ начальника управления Судебного департамента в субъекте РФ, изданный по представлению председателя соответствующего суда. Начальник управления судебного департамента в субъекте РФ не наделен правом изменять существующий порядок, а также не наделен правом определять размер материального стимулирования в отношении федеральных государственных гражданских служащих аппаратов районный судов.
П.8.10 Положения противоречит п.1.2, 1.3 приказа судебного департамента при Верховном суде РФ от 27.03.2007 №41, принят с нарушением полномочий начальником управления, истец полагает, что имеются основания для отмены указанного пункта положения.
Истец является сотрудником аппарата суда и подчиняется председателю Первомайского районного суда, основанием для выплаты материального стимулирования является приказ начальника Управления судебного департамента в субъекте РФ, изданный по представлению председателя соответствующего суда (п.1.3 приказа судебного департамента при Верховном суде РФ от 27.03.2007 №41). По мнению истца именно председатель суда наделен правом определять размер материального стимулирования работников аппарата суда, а не ответчик. Определение размера материального обеспечения это исключительное полномочие председателя суда. Руководитель ответчика, издав приказ от 15.04.2021 превысил свои должностные полномочия. Незаконными действиями ответчика по невыплате материального стимулирования в полном объеме истцу причинен моральный вред, на иждивении имеется несовершеннолетний ребенок, имеется кредит, сократив выплату материального стимулирования, нет возможности содержать ребенка как родитель, снижена возможность по погашению кредита, ограничено право на достойную жизнь и оплату труда. Указанное привело к моральным и нравственным страданиям, поскольку вынужден занимать денежные средства у знакомых, что является унизительным.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, представила суду отзыв, который в судебном заседании поддержала, указав, что сотрудниками ответчика проведена проверка деятельности Первомайского суда г.Ижевска, в ходе которой выявлены нарушения осуществления работы по учету, регистрации, получению, хранению, списанию основных средств, а также товарно-материальных ценностей, которая возложена на истца. Имеются недостатки в его работе (отзыв имеется в материалах дела). По итогам проверки истцу даны рекомендации и установлены сроки для устранения замечаний. С учетом проведенной в отношении истца служебной проверки Первомайским районным судом г.Ижевска, комплексной проверки истцу выплачено материальное стимулирование 6 должностных оклада. Также ответчик отметил, что материальное стимулирование в расчет денежного содержания не включается.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Приказом председателя Первомайского районного суда г.Ижевска № от 02.07.2010 ФИО1 назначен с 05.07.2010 на должность федеральной государственной гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» на должность старшего специалиста 1 разряда отдела государственной службы, кадров и делопроизводства.
05.07.2010 между Первомайским районным судом г.Ижевска и ФИО1 заключен служебный контракт.
С должностным регламентом по занимаемой должности истец ознакомлен, что подтверждается его подписью и им не оспорено.
14.04.2021 председателем Первомайского районного суда г.Ижевска в адрес начальника Управления судебного департамента УР направлено представление о выплате материального стимулирования государственным гражданским служащим Первомайского районного суда г.Ижевска УР, в т.ч. ФИО1-3,2 оклада за каждый месяц.
Приказом № от 22.04.2021 Управления судебного департамента в УР ФИО1 выплачено материальное стимулирование за период работы с 01.01.2021 по 30.04.2021 в размере 6 должностных окладов, сторонами по делу не оспорено, что выплата материально стимулирования в соответствии с приказом истцу произведена.
Указанный приказ не оспорен, недействительным не признан.
Как следует из содержания служебного контракта, № от 05.07.2010. заключенного между представителем нанимателя, в лице председателя Первомайского районного суда г.Ижевска и ФИО1, его стороны при заключении контракта руководствовались нормами ТК РФ, ФКЗ «О судебной системе», Закона РФ «О статусе судей РФ», ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Как следует из п.7 раздела III контракта представитель нанимателя имеет право поощрять гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей.
Из содержания служебного контракта (п.9, раздел IV) не следует, что материальное стимулирование истца входит в обязанность ответчика, не определен его размер.
Истец, обращаясь в суд с иском полагал, что размер материального стимулирования определяет лицо, которое заключило с ним контракт.
Однако, в силу п.1.3 Порядка, утв. Приказом судебного департамента при Верховном суде РФ №41 от 27.03.2007 основанием для выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования является: в отношении федеральных государственных гражданских служащих районных судов, гарнизонных военных судов - приказ начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, изданный по представлению председателя соответствующего суда.
Таким образом, именно ответчик наделен правом издавать приказ о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих районных судов. Как видно из материалов дело председатель Первомайского районного суда г.Ижевска (а равно лицо исполняющее его обязанности) подобного приказа не издавали.
То есть ответчик не лишил истца материального стимулирования, издал приказ о выплате денежных сумм в пределах представленных полномочий.
В соответствии со ст.11 ТК РФ на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением,прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ являются предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее–Федеральный закон №79-ФЗ).
Федеральный закон №79-ФЗ, как следует из преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Из п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона №79-ФЗ следует, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно ст.50 Федерального закона №79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее-должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2).
К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10).
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.03.2007 №41 утвержден порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы судебного департамента.
Пунктом 1.3 указанного порядка предусмотрено, что основанием для выплаты суммы материального стимулирования в отношении федеральных государственных гражданских служащих районных судов является приказ начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, изданный по представлению председателя соответствующего суда.
Из пункта 1.4 порядка следует, что выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда.
Оценка эффективности и качества выполнения работы, проверка установленных критериев для выплаты указанных средств является прерогативой представителя нанимателя, которым является ответчик.
При таких обстоятельствах суд оснований для удовлетворения требований истца к ответчику о взыскании сумм материального стимулирования не усматривает.
Разрешая требования о признании недействительным п.8.10 раздела VIII «Положения о выплате ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным и гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и Управления судебного департамента в УР», утв. Приказом и.о. начальника управления судебного департамента в УР 26.03.2012 №04-04/156 суд также не усматривает оснований для удовлетворения требований истца, поскольку он положениям действующего законодательства не противоречит.
На основании изложенного, требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
р е ш и л:
Иск ФИО1 к Управлению судебного департамента в УР, о признании недействительным Положения, утв. приказом Управления судебного департамента в УР от 26.03.2012 №04-04/156 в части, взыскании сумм стимулирования, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Ижевска.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.01.2022.
Председательствующий судья М.М. Лучкин