Дело № 2-2496/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Батайский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Роговой Ю.П.
при секретаре Хаустовой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты> к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о признании незаконным отказа, обязании предоставить социальную норму потребления электрической энергии, обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что 23.07.2018 года между ним и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» заключен индивидуальный договор энергоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В начале августа 2018 года истец получил счет на оплату потребленной электроэнергии, где в графе «расход с учетом социальной нормы» указан тариф только сверх нормы. Не согласившись с данным порядком начисления платы за поставленную электроэнергию, 09.08.2018 года истец обратился в ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» с заявлением об учете показаний с применением социальной нормы и аналогичной жалобой от 10.09.2018 года, однако, истцу в предоставлении социальной нормы отказано. Истец полагает, что данный отказ нарушает его права, в связи с чем просит признать незаконным и недействительным отказ гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о непредоставлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), обязать ответчика предоставить социальную норму потребления электрической энергии (мощности) с момента заключения договора с гарантирующим поставщиком электрической энергии, обязать произвести перерасчет с учетом предоставления социальной нормы с момента заключения договора с гарантирующим поставщиком электрической энергии в счет будущей оплаты за потребленную электроэнергию.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчика ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали относительно удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истец не относится к категориям граждан, которым предоставляется социальная норма в соответствии с положениями нормативных актов, указанных ФИО1 в исковом заявлении.
Суд, выслушав истца и представителей ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
При этом в соответствии с частью 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В силу положения п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При этом порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также перерасчета размера такой платы урегулирован Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, (п. 36 Постановления)
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (п. 38).
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» социальная норма потребления электрической энергии (мощности) - определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам).
Согласно постановлению Правительства РФ №614 от 22.07.2013 года «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» на территории Ростовской области с 01.09.2013 года реализуется пилотный проект по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области №28/1 от 05.08.2013 года, установлена и введена в действие с 01.09.2013 года социальная норма потребления электрической энергии (мощности) в Ростовской области согласно приложению к постановлению. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) применяется при оплате электрической энергии, потребленной населением и приравненными к нему категориями потребителей Ростовской области.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО1 является собственником 1/3 доли земельного участка, общей площадью 581 кв.м с кадастровым №, и жилого дома, площадью 69 кв.м с кадастровым №, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 8-9, 10).
Между ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (гарантирующим поставщиком) и ФИО1 (потребитель) 23.07.2018 года заключен договор энергоснабжения с гражданами-потребителями №, предметом которого является подача через присоединенную сеть электрической энергии в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> гарантирующим поставщиком и ее оплата потребителем.
Согласно п. 5.3 договора, размер платы за электрическую энергию рассчитывается в порядке, определяемом Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Размер платы за электрическую энергию, предоставленную потребителю в жилом помещении (жилом доме), оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с правилами, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (п. 5.3.1. договора).
В соответствии п. 5.4 договора, в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии, размер платы за электрическую энергию рассчитывается с учетом такой социальной нормы в порядке и случаях, установленных законодательством, по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии. Сведения о величине социальной нормы потребления электрической энергии для потребителя указываются в платежном документе.
Согласно представленным истцом счетам на оплату за период с августа 2018 по сентябрь 2018 года, расчет оплаты потребленной электроэнергии по лицевому счету № производится из расхода с учетом потребления сверх социальной нормы (л.д. 16,17,18).
09.08.2018 года ФИО1 обратился в ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» с заявлением об исправлении в платежном документе сведений в графе «расход в пределах социальной нормы» как собственнику домовладения (л.д. 19-21).
В ответе ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 28.08.2018 года за исх. № ФИО1 отказано в предоставлении социальной нормы в связи с тем, что истец не зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 25-26).
10.09.2018 года ФИО1 в ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» подана жалоба с требованием о перерасчете в пределах социальной нормы начислений по лицевому счету №. В ответе от 20.09.2018 года за исх. № истцу даны пояснения аналогичные предыдущему ответу об отсутствии оснований для начисления платы за потребленную электроэнергии с учетом социальной нормы (л.д. 27-28).
В силу п. 2 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного вышеуказанным Постановлением Правительства РФ №614 от 22.07.2013 года, «группа домохозяйства» - категория домохозяйства, определяемая количеством совместно проживающих в жилом помещении и в установленном порядке зарегистрированных по месту жительства лиц, относящихся к одному домохозяйству, или количеством лиц, проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
Согласно п. 12 Положения, социальная норма рассчитывается в соответствии с методикой расчета социальной нормы согласно приложению №4 в отношении следующих групп домохозяйств и типов жилых помещений: группы домохозяйств: первая группа домохозяйств - с одним лицом, зарегистрированным в жилом помещении в установленном порядке; вторая группа домохозяйств - с двумя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства; третья группа домохозяйств - с тремя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства; четвертая группа домохозяйств - с четырьмя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства; пятая группа домохозяйств - с пятью и более лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства; шестая группа домохозяйств (в расчете на одного проживающего), к которой относятся граждане, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства.
В соответствии с пп. «а», п. 18 Положения, величина социальной нормы для приравненных к населению категорий потребителей - в отношении садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан - некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, - принимается равной социальной норме для первой группы домохозяйств на одного члена объединения граждан, а в случае, если граждане зарегистрированы в жилом помещении, располагающемся на территории такого объединения граждан, - принимается равной социальной норме для соответствующей группы домохозяйств (с первой группы по пятую).
Данной нормой правоприменитель приравнял к потребителю некоммерческие объединения, созданные гражданами в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками. При этом, получателем социальной нормы на основании пп. «а» п. 18 Постановления являются не члены названных объединений (или собственники домовладений, расположенных на их территории), а само юридическое лицо, заключившее договор с гарантирующим поставщиком на поставку электрической энергии для нужд объединения и для ее последующего распределения между группами домохозяйств.
Судом установлено, что истец является собственником домовладения, расположенного в дачном некоммерческом товариществе «Лесная поляна», вместе с тем, между ФИО1 и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» заключен индивидуальный договор энергоснабжения.
Учитывая факт заключения между гарантирующим поставщиком и истцом индивидуального договора энергоснабжения, что исключает участие ДНТ «Лесная поляна» в приобретении электроэнергии для нужд ФИО1, как собственника домовладения, расположенного на территории ДНТ, у истца не возникло право на получение социальной нормы на основании указанного подпункта.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом также не представлено доказательств наличия регистрации в установленном порядке и проживания лиц в домохозяйстве, расположенном по адресу: <адрес>. Более того, согласно имеющейся в материалах дела копии паспорта ФИО1, истец зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 45). Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у истца права на предоставление социальной нормы.
В силу статьи 157 ГПК РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к однозначному выводу о том, что истцом в соответствии со ст.ст. 55, 56 ГПК РФ, не доказаны обстоятельства, послужившие, по его мнению, основанием для обращения в суд с заявленными требованиями к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», в связи с чем в удовлетворении иска должно быть отказано в полном объеме.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 <данные изъяты> к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о признании незаконным отказа, обязании предоставить социальную норму потребления электрической энергии, обязании произвести перерасчет - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через
Батайский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня
изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2018 года.
Cудья Ю.П. Роговая