ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2496/2016 от 06.09.2016 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-2496/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 06 сентября 2016 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Назаренко С.А

при секретаре Немченко Т.Ю.,

с участием: представителя истца – администрации МО Темрюкский район Краснодарского края, Ярковой В.А. по доверенности,

представителя ответчика - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, Иващенко А.А. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации МО Темрюкский район Краснодарского края к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО Темрюкский район Краснодарского края обратилась в суд с иском, в котором просит обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , площадью 3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес><адрес>

В обоснование своих требований истец указал, что администрация муниципального образования Темрюкский район и ГДД.ММ.ГГГГ заключили договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения , для установки рекламного щита.

В настоящее время, срок действия указанного договора истёк, запись о регистрации права погашена.

Размещение наружной рекламы на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе». В связи со вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации изменен порядок размещения рекламных конструкций, а также порядок их демонтажа. Рекламные конструкции необходимо размещать только в соответствии со схемами, подготовленными, согласованными в установленном порядке и утвержденными органами местного самоуправления.

На момент обращения в суд земельный участок свободен от прав третьих лиц, объекты недвижимости на нем отсутствуют.

Администрация обратилась в Темрюкский отдел филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка КН 2. Однако, Отдел по кадастровому учету не нашел оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета в связи с тем, что земельный участок с КН 2 имеет статус «Учтенный» и не является преобразуемым, поэтому не подлежит снятию в порядке, предусмотренном ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Данный земельный участок имеет площадь 3 кв.м., изменился закон в соответствии с которым он был предоставлен в аренду, в силу чего, в настоящее время его невозможно использовать по его прямому назначению -для размещения рекламного щита.

Невозможность использования земельного участка по назначению, может быть основанием для снятия ранее учтенного земельного участка с кадастрового учета в судебном порядке.

В судебном заседании, представитель истца – администрации МО Темрюкский район Краснодарского края, Оборин А.А., просил принять уточненные требования, в которых просит считать иск поданным в порядке ст. 46 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, Иващенко А.А., в судебном заседании в удовлетворении предъявленных исковых требований просила отказать, сославшись на отсутствие законных оснований для снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учёта.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, находит заявленный администрацией МО <адрес> иск подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, администрация муниципального образования <адрес> и ГДД.ММ.ГГГГ заключили договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения , для установки рекламного щита.

В настоящее время, срок действия указанного договора истёк, запись о регистрации права погашена.

Таким образом, на момент обращения в суд земельный участок свободен от прав третьих лиц, объекты недвижимости на нем отсутствуют.

Размещение наружной рекламы на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе». В связи со вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации изменен порядок размещения рекламных конструкций, а также порядок их демонтажа. Рекламные конструкции необходимо размещать только в соответствии со схемами, подготовленными, согласованными в установленном порядке и утвержденными органами местного самоуправления.

Как установлено судом, в связи с прекращением договорных отношений, на момент обращения в суд и на день рассмотрения спора по существу, земельный участок свободен от прав третьих лиц, объекты недвижимости на нем отсутствуют, спор о праве собственности на земельный участок также отсутствует.

Администрация обратилась в Темрюкский отдел филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка КН 2. Однако, Отдел по кадастровому учету не нашел оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета в связи с тем, что земельный участок с КН 2 имеет статус «Учтенный» и не является преобразуемым, поэтому не подлежит снятию в порядке, предусмотренном ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Законом о кадастре.

Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Ведение государственного кадастра недвижимости и государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок ).

Согласно пункту 4 Порядка при внесении кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости предусмотрено выполнение кадастровой процедуры «снятие с кадастрового учета объекта недвижимости» и «аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости, носящих временный характер».

Согласно части 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости: снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется после государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости (часть 3 статьи 24 Закона о кадастре); снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется после государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки (часть 3.1 статьи 24 Закона о кадастре).

Кроме этого, в соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о кадастре, если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 статьи 24 случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (часть 5 статьи 24 Закона о кадастре).

Иных оснований для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, либо аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, Законом о кадастре не предусмотрено.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 193-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона «О рекламе» статья 19 Федерального закона № 38-ФЗ дополнена частью 5.1, в соответствии с которой установка рекламной конструкции осуществляется на основании договора по результатам торгов; не ставит проведение торгов в зависимость от сдачи в аренду земельного участка или иного недвижимого имущества.

Спорный земельный участок имеет площадь 3 кв.м., изменился закон в соответствии с которым он был предоставлен в аренду, в силу чего, в настоящее время его невозможно использовать по его прямому назначению -для установки рекламного щита.

Невозможность использования земельного участка по назначению, может быть основанием для снятия ранее учтенного земельного участка с кадастрового учета в судебном порядке.

Кроме того, согласно ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Постановка на государственном кадастровом учёте земельного участка, который в настоящее время не используется и не может быть использован по прямому назначению, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что выражается в отсутствии возможности реализации предоставленных законом правомочий на оформление прав на землю и её использование.

Данное обстоятельство даёт возможность администрации МО Темрюкский район, как органу местного самоуправления, обратиться в суд с настоящим иском в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Иск администрации МО <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> о снятии земельного участка с кадастрового учета удовлетворить.

Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером площадью 3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский краевой суд, через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Назаренко