ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2497/2022 от 22.09.2022 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-2497/2022 г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 сентября 2022 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Эминова О.Н.,

при секретаре Манжеевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Республики Калмыкия в защиту интересов Республики Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия к Бадма-Халгаеву Эдуарду Валерьевичу о возмещении ущерба, причиненного преступлением,

установил:

прокурор Республики Калмыкия обратился в интересах Республики Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в суд с настоящим иском к Бадма-Халгаеву Э.В. Заявленные требования мотивированы следующим, вступившим в законную силу приговором Элистинского городского суда РК от 08.06.2022г. Бадма-Халгаев Э.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью третьей статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, - мошенничество, т.е. хищение чужого имущества путем обмана, с использованием своего служебного положения, в крупном размере. При следующих обстоятельствах.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11.06.2013г. №293 утверждена Государственная программа Республики Калмыкия «Развитие жилищного строительства в Республике Калмыкия». Одной из задач которой является создание специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», реализуемых в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 09.12.2021г. № 438.

12.08.2013г. Бадма-Халгаев Э.В., являясь директором КУ РК «Домостроительный комбинат», основным видом деятельности которого является строительство жилых и нежилых зданий, дополнительными видами работы являются подготовка строительной площадки, производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ, строительно-отделочные работы, работы по сбору и монтажу сборных конструкций, заключил с Министерством по земельным и имущественным отношениям РК в лице министра Андреева Н.Б. государственный контракт №3 на выполнение работ в рамках указанной государственной программы по строительству объекта «Одноэтажный 4-х квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>», стоимостью контракта 3968000 руб.

Бадма-Халгаев Э.в. в период с 12.08.2013 по 20.08.2013г. в ходе проведения на объекте «Одноэтажный 4-х квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>» общестроительных работ умышленно с целью минимизации затрат, связанных с устройством фундамента одноэтажного 4-х квартирного блокированного жилого дома, без согласования с Заказчиком, допустил отступление от проекта, связанное с заменой строительного материала.

По указанию Бадма-Халгаева Э.В. подчиненные ему работники КП РК «ДСК» 20.08.2013г., руководствуясь проектно-сметной документацией, изготовили исполнительную и бухгалтерскую документацию об объемах и стоимости выполненных работ на объекте «Одноэтажный 4-хт квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>», в которые включили затраты, не соответствующие фактически понесенным расходам, влекущие юридические последствия в виде возникновения обязанности государственного заказчика – Министерства по земельным и имущественным отношениям РК на возмещение якобы понесенных затрат КП РК «ДСК» при устройстве фундамента объекта, а именно: акт о приемке выполненных работ №1 от 20.08.2013г. по форме КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 20.08.2013г. по форме КС-3, счет на оплату №108 и счет-фактуру №00000115 от 20.08.2013г. на оплату КП РК «ДСК» за выполнение строительно-монтажных работ. Которые в последующем представил указанные документы в Отдел капитального строительства Министерства по земельным и имущественным отношениям РК по адресу: РК, г.Элиста, АТО «Город Шахмат», д.8.3, для возмещения якобы понесенных затрат КП РК «ДСК» при устройстве фундамента на объекте «Одноэтажный 4-хт квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>», за счет средств финансовым обеспечением которых являлась субсидия федерального бюджета.

В рамках договора №29/10/20Э от 02.11.2020г. на оказание услуг по проведению обследования (строительно-техническая экспертиза) недвижимого имущества, заключенного Министерством по земельным и имущественным отношениям РК и АНО «НЭКС» (г.Ставрополь) проведено строительно-техническое обследование с целью определения технического состояния объекта 4-хт квартирного блокированного жилого дома по адресу: Республика Калмыкия, Лаганский район, г.Лагань, микрорайон, д.№44, соответствие его строительным нормам и правилам, и пригодности для постоянного проживания.

Из технического заключения экспертизы №803/11/20Э от 09.11.2020г. следует, что в результате проведенного технического обследования установлено, что объект исследования: здание 4-х квартирного блокированного жилого дома общей площадью 164,40 кв.м., инвентарный номер <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, не соответствует требованиям строительно-технической документации, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Так как данный объект недвижимости не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является не пригодным для проживания, находится в неудовлетворительном (аварийном) техническом состоянии, ремонт или реконструкция объекта нецелесообразны, подлежит сносу в соответствии с пп. 33,34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2007г. №47.

Таким образом, в результате противоправных действий Бадма-Халгаева Э.В. одноэтажный 4-х квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>, для обеспечения жилыми помещениями 4 детей-сирот является не пригодным для проживания, находится в неудовлетворительном (аварийном) техническом состоянии, ремонт или реконструкция объекта нецелесообразны и подлежит сносу. В настоящее время в указанном доме ввиду его аварийности жильцы не проживают, поскольку это опасно для их жизни и здоровья.

Просил суд взыскать с Бадма-Халгаева Э.В. в пользу бюджета Республики Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыки в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, денежные средства в размере 3968000 руб.

В судебном заседании прокурор Бачаева С.Р. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Ответчик Бадма-Халгаев Э.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке, установленном гл.10 ГПК РФ.

Письменных возражений относительно заявленных требований не поступило.

В соответствии со ст.ст. 167, 233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон спора в порядке заочного производства.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы уголовного дела №1-66/2022 в отношении Бадма-Халгаева Э.В., суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

В абзацах 2, 3 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 №23 «О судебном решении» разъяснено, что суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчиков, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения. В решении суда об удовлетворении иска, помимо ссылки на приговор по уголовному делу, следует также приводить имеющиеся в гражданском деле доказательства, обосновывающие размер присужденной суммы (например, учет имущественного положения ответчика или вины потерпевшего).

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 марта 1979 года №1 «О практике применения судами законодательства о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением» при рассмотрении в порядке гражданского судопроизводства иска, вытекающего из уголовного дела, суд определяет суммы, подлежащие взысканию в возмещение ущерба, с учетом доказательств, имеющихся в уголовном деле, а также дополнительно представленных сторонами и собранных по инициативе суда.

Судом установлено и из материалов дела следует.

Вступившим в законную силу приговором Элистинского городского суда РК от 08.06.2022 г. Бадма-Халгаев Э.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью третьей статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, - мошенничество, т.е. хищение чужого имущества путем обмана, с использованием своего служебного положения, в крупном размере, при следующих обстоятельствах.

Указанным приговором суда от 08.06.2022 г., установлено, что Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11.06.2013г. №293 утверждена Государственная программа Республики Калмыкия «Развитие жилищного строительства в Республике Калмыкия». Одной из задач которой является создание специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», реализуемых в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 09.12.2021г. № 438.

Согласно Перечню мероприятий республиканской целевой программы для обеспечения жилыми помещениями 4 детей-сирот предусмотрено строительство одноэтажного 4-х квартирного блокированного жилого дома по адресу: <данные изъяты>.

12.08.2013г. Бадма-Халгаев Э.В., являясь директором КУ РК «Домостроительный комбинат», основным видом деятельности которого является строительство жилых и нежилых зданий, дополнительными видами работы являются подготовка строительной площадки, производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ, строительно-отделочные работы, работы по сбору и монтажу сборных конструкций, заключил с Министерством по земельным и имущественным отношениям РК в лице министра Андреева Н.Б. государственный контракт №3 на выполнение работ в рамках указанной государственной программы по строительству объекта «Одноэтажный 4-х квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>», стоимостью контракта 3968000 руб.

В соответствии с п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 14 Государственного контракта № 3 от 12.08.2013г. настоящий контракт заключается на строительство Объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся Объектом работ, в соответствии с видами, объемами работ и материалами, оборудованием, предусмотренными утвержденной проектно-сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта. Подрядчик обязан осуществлять поставки оборудования и других материальных ресурсов, а также все виды строительных и инженерных работ и сдать полностью оборудованный объект, готовый к эксплуатации («под ключ»), в установленном порядке. Подрядчик обязан выполнить работу собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией. Предусмотренные настоящим Контрактом работы в части видов и объемов работ, а также материалов выполняются в полном соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией; качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям действующих ГОСТов, СНИПов, ТУ и др. НТД и утвержденной проектно-сметной документации.

Согласно п.п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 Государственного контракта № 3 от 12.08.2013г. общая цена выполняемых работ по этому контракту составляет 3968000 руб., включает в себя все расходы пот выполнению Работ, в том числе стоимость всех материалов и оборудования, необходимых для выполнения работ, затраты на транспортировку и разгрузку всех материалов, оборудования, необходимых для выполнения работ, стоимость сопутствующих (в том числе подготовительных) работ, монтаж оборудования, командировочные (накладные) расходы, вывоз мусора, все налоги и пошлины, выплаченные или подлежащие выплате за счет Подрядчика, а также иные сборы и обязательные платежи.

Бадма-Халгаев Э.в. в период с 12.08.2013 по 20.08.2013г. в ходе проведения на объекте «Одноэтажный 4-х квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>» общестроительных работ умышленно с целью минимизации затрат, связанных с устройством фундамента одноэтажного 4-х квартирного блокированного жилого дома, без согласования с Заказчиком, допустил отступление от проекта, связанное с заменой строительного материала монолитной фундаментной ленты на ее устройство из отдельных элементов с заниженным объемом бетона, использованием горизонтальной гидроизоляции из рубероида вместо цементно-песчаного раствора и устройством вертикальной обмазочной гидроизоляции, в нарушение технического задания, проекта и локальных сметных расчетов, которыми определена контрактная цена конкретных материалов, подлежащих использованию при выполнении работ, чем занизил стоимость и качество выполненных работ.

По указанию Бадма-Халгаева Э.В. подчиненные ему работники КП РК «ДСК» 20.08.2013г., руководствуясь проектно-сметной документацией, изготовили исполнительную и бухгалтерскую документацию об объемах и стоимости выполненных работ на объекте «Одноэтажный 4-хт квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>», в которые включили затраты, не соответствующие фактически понесенным расходам, влекущие юридические последствия в виде возникновения обязанности государственного заказчика – Министерства по земельным и имущественным отношениям РК на возмещение якобы понесенных затрат КП РК «ДСК» при устройстве фундамента объекта, а именно: акт о приемке выполненных работ №1 от 20.08.2013г. по форме КС-2, согласно которому подрядной организацией КП РК «ДСК» якобы в полном объеме выполнены работы по устройству бетонной подготовки, устройству ленточных фундаментов железобетонных, монтажу горячекатаной арматурной стали класса А-I, класса А-II, класса А-III, монтажу горячекатаной арматурной стали периодического профиля класса А-III, диаметром 6 мм, монтажу горячекатаной арматурной стали периодического профиля класса А-III, диаметром 12 мм,

гидроизоляции стен фундаментов горизонтальной цементной с жидким стеклом, гидроизоляции боковой обмазочной битумной; справку о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 20.08.2013г. по форме КС-3, согласно которой стоимость выполненных работ и затрат, с учетом налога на добавленную стоимость, составила 304049, 88 руб., а также счет на оплату №108 и счет-фактуру №00000115 от 20.08.2013г. на оплату КП РК «ДСК» за выполнение строительно-монтажных работ на сумму 304049, 88 руб.

В тот же период времени Бадма-Халгаев Э.В., продолжая реализовывать свой преступный умысел на хищение путем обмана бюджетных средств, предназначенных для строительно-монтажных работ на объекте «Одноэтажный 4-хт квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>», зная о том, что акт о приемке выполненных работ №1 от 20.08.2013г. по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 20.08.2013г. содержат заведомо ложные, не соответствующие действительности сведения об объемах выполненных работ, используемых строительных материалах и сумме понесенных КП РК «ДСК» затрат, связанных с устройством фундамента, из корыстных побуждений, с целью безвозмездного противоправного обращения бюджетных средств в свою пользу и аффилированного, подконтрольного Бадма-Халгаеву Э.В. коммерческого предприятия – ООО «ГРЭЙД, представил указанные документы в Отдел капитального строительства Министерства по земельным и имущественным отношениям РК по адресу: РК, г.Элиста, АТО «Город Шахмат», д.8.3, для возмещения якобы понесенных затрат КП РК «ДСК» при устройстве фундамента на объекте «Одноэтажный 4-хт квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>», за счет средств финансовым обеспечением которых являлась субсидия федерального бюджета.

В рамках договора №29/10/20Э от 02.11.2020г. на оказание услуг по проведению обследования (строительно-техническая экспертиза) недвижимого имущества, заключенного Министерством по земельным и имущественным отношениям РК и АНО «НЭКС» (г.Ставрополь) проведено строительно-техническое обследование с целью определения технического состояния объекта 4-хт квартирного блокированного жилого дома по адресу: <данные изъяты>, соответствие его строительным нормам и правилам, и пригодности для постоянного проживания.

В ходе проведения обследования установлено, что фундамент выполнен из фундаментного блока сплошного, тогда как проектной документацией предусмотрен монолитный железобетонный фундамент.

Разрушение цокольной части происходит из-за отсутствия арматурной сетки основания, замоноличивания блоков между собой, отсутствия гидроизоляции, вследствие чего происходит неравномерная осадка сверх нормативно, что приводит к деформации и разрушению.

В ходе проведения обследования установлено, что основания и фундамент ненадежны, после их обследования, и сопоставления с Положениями ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий», а также положениями МДС 13-20.2004 №Комплексная методика по обследованию и энергоаудиту реконструируемых зданий. Пособие по проектированию», было установлено аварийное техническое состояние данного объекта.

Сверхнормативная осадка фундамента объекта вследствие отступления при строительстве от проектной документации являются причинами образования дефектов и повреждений каменных и аромокаменных конструкций обследуемого здания.

Наружные и внутренние стены обследуемого дома ненадежные и не соответствуют требованиям нормативной документации в строительстве, исходя из наличия массовых вертикальных, горизонтальных трещин, шириной раскрытия до 2 см, глубиной до 25 см, наличия трещин в перемычках, дверных и оконных проемах, разрушение, расслоение кирпичной кладки на отдельных участках, нарушение связи отдельных кирпичей между собой.

Причинами образования перекосов, щелей и трещин в окнах и дверях, трещин в полах обследуемого здания является сверхнормативная осадка фундамента объекта вследствие отступления при строительстве от проектной документации.

Причинами образования трещин в полах обследуемого здания является сверхнормативная осадка фундамента объекта вследствие отступления при строительстве от проектной документации.

Из технического заключения экспертизы №803/11/20Э от 09.11.2020г. следует, что в результате проведенного технического обследования инструментальными и органолептическими методами, а также сопоставления данных с положениями ВСН 55-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий, общий фактический износ объекта: Здание 4-х квартирного блокированного жилого дома общей площадью 164,40 кв.м., инвентарный номер <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, составил 68,65%, что соответствует оценке состояния объекта как неудовлетворительное (аварийное).

Несущие конструктивные элементы объекта: фундаменты, стены, перекрытия, находятся в неудовлетворительном (аварийном) техническом состоянии.

Архитектурно-строительные мероприятия, принятые при устройстве фундаментов, не соответствуют требованиям нормативной документации в строительстве: СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений», актуализированная редакция СНиП «2.02.01-83*; СП 70.133330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции», актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87; СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия; СП 50-101-2004 «Свод правил по проектированию и устройству оснований и фундаментов зданий и сооружений».

Обследованием установлены прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания, нарушений горизонтальности линий цоколя, признаки сверхнормативной осадки оснований и фундаментов, отмостка и замощение разрушены, что не обеспечивает надежного отвода сточных вод от основания объекта, происходит систематическое подтопление оснований и фундаментов атмосферными осадками, промерзание фундаментов, всоледствие чего происходит потеря несущей способности и разрушение фундаментов, обнаружены повсеместные трещины по периметру потолка комнат; неровности потолка; конструкция перекрытий на грани разрушения, которое местами уже началось на отдельных участках.

Согласно МДС 13-20.2004 «Комплексная методика по обследованию и проектированию и энергоаудиту реконструируемых зданий. Пособие по проектированию», выявленные инструментальными и органолептическими методами при обследовании дефекты и повреждения характеризуются следующим техническим состоянием: «Недопустимое – в конструкциях наблюдаются деформации и дефекты, свидетельствующие о потере ими несущей способности. Состояние конструкций аварийное. Возникает угроза обрушения. Необходимо запрещение эксплуатации аварийных конструкций, прекращение технологического процесса и немедленное удаление людей из опасных зон. При невозможности или нецелесообразности усиления следует произвести разборку конструкций».

Объект исследования: здание 4-х квартирного блокированного жилого дома общей площадью 164,40 кв.м., инвентарный номер <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, не соответствует требованиям строительно-технической документации (СП 14.13330.2018, СП 17.13330.2017, СП 20.13330.2016, СП 22.13330.2016. СП 42.13330.2016, СП 63.13330.2012, СП 70.13330.2012, СП 71.13330.2017, СП 131.13330.2012, ГОСТ 27751-2014, СП 15.13330.2012, СП 54.13330.2016, СП 64.13330.2017), градостроительным правилам, санитарно-эпидемиологическим нормам «СанПин 2.2.1/2.1.1.1076л, СП 52.13330.2016), требованиям норм пожарной безопасности (Федеральный закон №384-ФЗ от 20.12.2009г.), требованиям к жилым помещениям, предъяваляемым Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 47, п.п. 10, 13, 16, 20).

Здание 4-х квартирного блокированного жилого дома общей площадью 164,40 кв.м., инвентарный номер <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, создает угрозу жизни и здоровью граждан, т.к. при проведении инструментального и органолептического обследования зафиксированы значительные дефекты и сверхнормативные деформации конструктивных элементов здания, а именно: фундаментов, наружных и внутренних несущих стен, перекрытий и покрытий, опирающихся на несущие элементы, то есть нарушены требования механической безопасности, требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях, требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями, требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду, что является значительным нарушением Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технической регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

На основании проведенного технического обследования объекта недвижимости можно сделать заключение, что исследуемый объект недвижимости не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является не пригодным для проживания, находится в неудовлетворительном (аварийном) техническом состоянии, ремонт или реконструкция объекта нецелесообразны, подлежит сносу в соответствии с пп. 33,34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2007г. №47.

Согласно заключению эксперта №СКФ 3/25 от 12.04.2021г., на расчетный счет КП РК «Домостроительный комбинат» № № 40602810811340001706 за период с 12.08.2013 по 25.11.2013г. поступили денежные средства в сумме 41118827 руб. 05 коп., в том числе от Министерства по земельным и имущественным отношениям РК в общей сумме 3968000 руб. За период с 12.08.2013 по 25.11.2013г. с расчетного счета КП РК «Домостроительный комбинат» № 40602810811340001706 были израсходованы денежные средства в сумме 40614832 руб. 19 коп., оприходование в кассу КП РК «ДСК» денежных средств, снятых наличным расчетом с расчетного счета КП РК «ДСК» отражено полностью, в том числе 491000 руб. перечислены на расчетный счет ООО «ГРЭЙД».

Согласно заключению эксперта №7140/5-1 от 23.07.2021 г., на расчетный счет КП РК «Домостроительный комбинат» № № 40602810811340001706 за период с 12.08.2013 по 25.11.2013г. поступили денежные средства в сумме 41118827 руб. 05 коп., в том числе от Министерства по земельным и имущественным отношениям РК в общей сумме 3968000 руб. За период с 12.08.2013 по 25.11.2013г. с расчетного счета КП РК «Домостроительный комбинат» № 40602810811340001706 были израсходованы денежные средства в сумме 40614832 руб. 19 коп., оприходование в кассу КП РК «ДСК» денежных средств, снятых наличным расчетом с расчетного счета КП РК «ДСК» отражено полностью. Сметная стоимость выполненных работ по справкам и актам составляет 3968000 руб.

Таким образом, в результате противоправных действий Бадма-Халгаева Э.В., установленных приговором Элистинского городского суда РК от 08.06.2020г., одноэтажный 4-х квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>, для обеспечения жилыми помещениями 4 детей-сирот является не пригодным для проживания, находится в неудовлетворительном (аварийном) техническом состоянии, ремонт или реконструкция объекта нецелесообразны и подлежит сносу.

В настоящее время в указанном доме ввиду его аварийности жильцы не проживают, поскольку это опасно для их жизни и здоровья.

Согласно акта приемки объектам капитального строительства от 12.11.2013г. объект «Одноэтажный 4-х квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>, принят заказчиком (Министерство по земельным и имущественным отношениям РК) от генерального подрядчика (КП РК «ДСК») для подготовки к эксплуатации, стоимость строительно-монтажных работ данного объекта составляет 3968000 руб.

Согласно свидетельству о государственной регистрации объект «Одноэтажный 4-х квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>, зарегистрирован в ЕГРН за кадастровым номером <данные изъяты> 27.11.2013г. на основании разрешения на строительство №1011 от 06.08.2013г., разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №1457 от 13.11.2013г., собственником которого является Республика Калмыкия.

Согласно распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям РК №1005-р от 29.11.2013г. объект «Одноэтажный 4-х квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>, принят в собственность Республики Калмыкия.

Согласно распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям РК №1072-р от 05.12.2013г. объект «Одноэтажный 4-х квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>, включен в специализированный жилищный фонд Республики Калмыкия.

В целях признания указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям РК от 07.12.2020г. №132-од образована межведомственная комиссия по оценке и обследованию помещений жилищного фонда Республики Калмыкия на соответствие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Согласно заключения данной комиссии от 11.01.2021 г. № 1/5/2021 4-х квартирный блокированный жилой дом по адресу: <данные изъяты>, признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям РК от 11.02.2021г. №130-р, 4-х квартирный жилой дом, находящийся в составе казны Республики Калмыкия, расположенный по адресу: по адресу: <данные изъяты> построенный и введенный в эксплуатацию по государственной программе для обеспечения жильем детей-сирот, признан аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, в результате умышленных противоправных действий Бадма-Халгаева Э.В. государству в лице его правопреемника Министерства по земельным и имущественным отношениям РК – Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, уполномоченного осуществлять формирование специализированного жилищного фонда РК для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причинен имущественный ущерб на общую сумму 3968000 руб., которые были выделены на строительство указанного жилого объекта.

При вынесении вышеуказанного приговора от 08.06.2020 г. гражданский иск о взыскании с подсудимого Бадма-Халгаева Э.В. ущерба, причиненного преступлением в размере 3968000 руб., не рассматривался.

В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Факт совершения преступления и причиненного ущерба, вина ответчика в причинении вреда, а также причинно-следственная связь между противоправными действиями ответчика, выразившимися в злоупотреблении должностными полномочиями, и наступившими последствиями в виде причинения ущерба бюджету Республики Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в размере 3968000 руб., установлены обвинительным приговором суда и положенными в его основу доказательствами.

В соответствии со статьей 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приговор суда отнесен к числу письменных доказательств по гражданскому делу, и обстоятельства, установленные приговором, имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела.

Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджета Республики Калмыкия относится субсидия, предоставленная из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 03 декабря 2012 года №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», согласно Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2553-р.

В силу положений главы 5 Гражданского кодекса РФ Республика Калмыкия является субъектом гражданского права.

Согласно Закона Закон Республики Калмыкия от 26.12.2011г. № 316-IV-З (ред. от 29.11.2012г.) «О республиканском бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) РК от 23.12.2012г. № 659-IV) Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, и реализацию возложенных на Министерство функций по формированию специализированного жилищного фонда по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11.01.2016 г. №4 Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия определено уполномоченным органом по реализации мероприятий государственной программы «Развитие жилищного строительства в Республике Калмыкия на 2013-2020г.г.» подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В последующем на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 20.01.2016. №14 осуществлена передача полномочий по формированию специализированного жилищного фонда по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.

Как указано выше, указанные противоправные действия Бадма-Халгаева Э.В. повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов государства и причинили материальный ущерб бюджету Республики Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, в размере 3968000 руб.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик несет ответственность перед потерпевшим за причиненный ущерб. Оснований для освобождения ответчика от материальной ответственности не имеется. На момент рассмотрения дела материальный ущерб ответчиком не возмещен, отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств этому не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу бюджета Республики Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, денежные средства в размере 3968000 руб.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку в данном случае в результате совершения ответчиком преступления были существенно нарушены охраняемые законом интересы государства, то суд считает, что в силу приведенной нормы закона прокурор в данном случае вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 28040 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Республики в защиту интересов Республики Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия к Бадма-Халгаеву Эдуарду Валерьевичу о возмещении ущерба, причиненного преступлением, - удовлетворить.

Взыскать с Бадма-Халгаева Эдуарда Валерьевича в пользу бюджета Республики Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыки в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, денежные средства в размере 3968000 руб.

Взыскать с Бадма-Халгаева Эдуарда Валерьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 28 040 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки ответчиков в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: О.Н. Эминов

Мотивированное решение составлено 26 сентября 2022 года.