86RS0001-01-2019-003580-08 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 июня 2019 года г.Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В., при секретаре Фадиной Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2498/19 по исковому заявлению ФИО1 ФИО8 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда»; признании права на присвоение звания «Ветеран труда» с выдачей удостоверения «Ветеран труда»; присвоении звания «Ветеран труда», УСТАНОВИЛ: Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда»; признании права на присвоение звания «Ветеран труда» с выдачей удостоверения «Ветеран труда»; присвоении звания «Ветеран труда», мотивировав свои требования тем, что награждена медалью «За отличие в службе» III степени на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний от № В ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в Управление труда и социальной защиты населения по <адрес> с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» с выдачей удостоверения. ДД.ММ.ГГГГ года поступил ответ от заместителя директора Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о том, что комиссией по присвоению званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении звания отказано, ввиду того, что медаль «За отличие в службе» III степени не включена в Перечень наград, почётных званий, ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утверждённый постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года №103-п. Полагая данный отказ незаконным, истец просит признать незаконным решение ответчика, признать право на присвоение звания «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения, обязать ответчика вынести решение о присвоении звания «Ветеран труда», взыскать понесённые судебные расходы в размере 300 рублей. Истец, представитель ответчика о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц. Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. ФИО3 на основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний от № награждена медалью «За Отличие в службе» III степени. Согласно свидетельства о перемене имени Чертополох И.А. переменила фамилию на ФИО1. ФИО4 осуществляла трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается трудовой книжкой. Истец обратилась в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». ФИО4 в присвоении звания «Ветеран труда» отказано, поскольку истец не награждена ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), так же в разделе IV Перечня наград, которым установлены ведомственные знаки отличия в труде, являющиеся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», отсутствует медаль ФСИН России «За отличие в службе» 3 степени, что подтверждается ответом № В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан. Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав. Статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно п.п.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, или награжденные ведомственными знаками отлития в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет мужчин и 35 лет для женщин. Приказом ФСИН РФ от 10 ноября 2005 года №855 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний» в целях совершенствования практики награждения сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, граждан Российской Федерации и иностранных граждан учреждены: медаль «За доблесть в службе» I и II степени; золотую и серебряную медали «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России»; медаль «За усердие в службе» I и II степени; медаль «Ветеран уголовно-исполнительной системы России»; медаль «За отличие в службе» I, II и III степени. В соответствии с Положением о Медали «За отличие в службе» медалью «За отличие в службе» награждаются сотрудники уголовно-исполнительной системы за безупречную службу в уголовно-исполнительной системе, имеющие соответствующую выслугу лет в календарном исчислении; лица безупречно прослужившие и перешедшие из других федеральных органов исполнительной власти в уголовно-исполнительную систему, имеющие стаж военной службы или службы в федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена правоохранительная служба, и имеющие соответствующую выслугу лет в календарном исчислении. Медаль «За отличие в службе» состоит из трех степеней: медаль «За отличие в службе» I степени; медаль «За отличие в службе» II степени; медаль «За отличие в службе» III степени (Приложение №5 к Приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 10 ноября 2005 года №855). Таким образом, Федеральная служба исполнения наказаний применила в отношении истца меры поощрения и наградила ФИО2 за отличие в труде, то есть истец награжден ведомственным знаком отличия в труде. Ответчик в обоснование своего решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО2, ссылается на ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», согласно которого «Ветеранами труда» являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. В силу положений ч.3 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Таким образом, анализируя представленные материалы дела, суд полагает, что решение ответчика об отказе истцу в присвоении звания «Ветеран труда» основано на неправильном применении ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», так как по состоянию на 30 июня 2016 года истец имел страховой стаж более 20лет, награждена ведомственной наградой за отличие в труде в установленном порядке, то есть на момент обращения с заявлением к ответчику, за ней сохранилось право на присвоение звания «Ветеран труда», исходя из вышеуказанного, истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда». В соответствии с п.4 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» переданы субъектам Российской Федерации. Согласно постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2006 года №142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и выдачи удостоверений Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». В соответствии с пунктами 1.3, 4.1. указанного Порядка оформление удостоверения «Ветеран труда» осуществляется управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, выдача удостоверений осуществляется многофункциональным центром. В этой связи, требования истца о возложении обязанности на Департамент социального развития автономного округа по выдаче удостоверения «Ветеран труда» удовлетворению не подлежат. Исковые требования ФИО2 о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда»; признании права на присвоение звания «Ветеран труда»; присвоении звания «Ветеран труда» подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные истцом по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление ФИО1 ФИО9 удовлетворить частично. Признать незаконным решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об отказе в присвоении ФИО1 ФИО10 звания «Ветеран труда». Признать за ФИО1 ФИО11 право на присвоение звания «Ветеран труда» Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить ФИО1 ФИО12 звание «Ветеран труда». В удовлетворении искового требования о выдаче удостоверения «Ветеран труда», отказать. Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу ФИО1 ФИО13 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 24 июня 2019 года. Судья Ханты-Мансийского районного суда А.В. Воронцов |