Дело № 2-2498/2021
24RS0017-01-2021-003181-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2021 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Каплеева В.А.,
при секретаре Ельцове И.А.,
с участием прокурора Тодинова А.А.,
представителей ответчика АО «АК «НордСтар» Санниковой О.А. и Кузнецовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» об устранении требований воздушного законодательства при подготовке пилотов,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» (АО «АК «НордСтар») об устранении требований воздушного законодательства.
Требования искового заявления мотивированы тем, что Краснояркой транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения АО «АК «НордСтар» требований воздушного законодательства при подготовке пилотов. В ходе проверки установлено, что АО «АК «НордСтар» разработана программа периодической наземной подготовки специалистов, в соответствии с перечнем персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденная Красноярским МТУ Росавиации ДД.ММ.ГГГГ. В 2019 году ответчиком при отсутствии сертификата авиационного учебного центра (далее также АУЦ) самостоятельно осуществлены периодическая наземная подготовка, подготовка по управлению ресурсами кабины экипажа, перевозке опасных грузов и обучение авиационной безопасности ряда пилотов. По окончании обучения им выданы зачетные ведомости, подтверждающие успешное прохождение обучения. В период с 2018 по 2020 г.г. в АО «АК «НордСтар» осуществлена подготовка и тренировка других пилотов воздушных судов Боинг 737 и АТР 42-500. ДД.ММ.ГГГГ Красноярским транспортным прокурором в отношении генерального директора АО «АК «НордСтар» внесено представление с требованием устранить указанное нарушение. По результатам рассмотрения представления меры по устранению нарушений закона не предприняты. Прокурор полагает, что поскольку ответчиком разработана программа, в рамках которой проводится обучение (подготовка) пилотов, то АО «АК «НордСтар» как организация, осуществляющая обучение специалистов, обязано получить в соответствии в п. 3 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации сертификат авиационного учебного центра. Действиями ответчика нарушаются требования воздушного законодательства, регламентирующего подготовку пилотов, создаются угрозы возникновения авиационных событий в связи с ненадлежащей подготовкой пилотов, и как следствие, возможность причинения вреда жизни и здоровою неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным прокурор просит суд признать незаконными действия АО «АК «НордСтар», выразившиеся в самостоятельной подготовке (периодической наземной подготовке, подготовке по управлению ресурсами кабины экипажа, перевозке опасных грузов и авиационной безопасности) членов летного экипажа воздушных судов без получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289; запретить АО «АК «НордСтар» осуществлять подготовку (периодическую наземную подготовку, подготовку по управлению ресурсами кабины экипажа, перевозке опасных грузов и авиационной безопасности) членов летного экипажа воздушных судов без документа (сертификата), подтверждающего соответствие АО «АК «НордСтар», осуществляющего обучение соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям Федеральных авиационных правилам «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденным Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289.
Прокурор Тодинов А.А. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснил, что фактически АО «АК «НордСтар» осуществляет деятельность авиационного учебного центра, в связи с чем должно получить соответствующий сертификат, что подтверждается складывающейся правоприменительной практикой, в том числе кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции. Просил учесть, что компетентным органом Минтрансом России скорректированы разъяснения, которые ранее им давались, и в отзыве на исковое заявление поддержана позиция прокурора.
Представители ответчика АО «АК «НордСтар» Санникова О.А. и Кузнецова Т.В. возражали против заявленных требований, поддержали письменные возражения на исковое заявление и выступили с подробными объяснениями по существу доводов прокурора.
Представитель ответчика Санникова О.А. акцентировала внимание на том, что программы, разработанные и используемые в учебно-методическом центре (далее также УМЦ) АО «АК «НордСтар» – это не программы, «списанные» с программ авиационных учебных центров и не тождественные им, это самостоятельные программы, разработанные в соответствии с Приказом Минтранса России от 07.11.2019 № 360 «Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы «Подготовка авиационного персонала для подтверждения уровня, соответствующего требованиям к обладателю свидетельства коммерческого пилота гражданской авиации (вид воздушного судна - самолет)». Ранее по указанному вопросу Минтрансом России множество раз давались разъяснения о том, что законодательство не запрещает авиакомпании самостоятельно без привлечения АУЦ осуществлять подготовку авиационного персонала, в связи с чем отзыв Минтранса России на исковое заявление о необходимости получения сертификата АУЦ вызвал у ответчика недоумение. Деятельность по подготовке авиационного персонала не соответствуют ни одному виду образовательной деятельности, как она определена в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации».
На вопросы суда о различиях между обучением специалистов соответствующего уровня согласно Приказу Минтранса России от 29.09.2015 № 289 и подготовкой в УМЦ АО «АК «НордСтар» авиационного персонала для подтверждения уровня, соответствующего установленным требованиям, представитель ответчика пояснила, что один и тот же курс может быть по ее мнению и обучением в рамках деятельности АУЦ и подготовкой в УМЦ, не требующей сертификата АУЦ, а разница состоит в том, что в первом случае существо программы состоит в обучении, в получении новых знаний, а во втором случае это всего лишь повторение ранее пройденного материала. Повторение материала производится в форме зачетов: специалистам зачитывают те же самые нормы и проверяют знание этих норм.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика Кузнецова Т.В. также указала, что вывод Красноярского транспортного прокурора о необходимости иметь сертификат АУЦ, выданный Росавиацией, является неверным и противоречащим действующему воздушному законодательству. С учетом положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» целью реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации является именно обучение пилота на новую специальность с выдачей диплома о профессиональной переподготовке и внесением квалификационной отметки в свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации. Периодическая наземная подготовка профессиональных пилотов подразумевает под собой систематическую деятельность эксплуатанта, направленную на качественное выполнение пилотами функциональных обязанностей на борту воздушного судна, и такая деятельность не имеет отношения к первоначальному профессиональному образованию и профессиональному обучению пилотов, требующему наличие сертификата, поскольку пилоты не получают новой профессии, не проходят профессиональную переподготовку. Реализуемая АО «АК «НордСтар» программа периодической наземной подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (летные экипажи) не является программой дополнительной профессиональной переподготовки, предусмотренной ст. 76, п. 4 ст. 85 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Включение в программу периодической подготовки АО «АК «НордСтар» таких видов подготовки как наземная, тренажерная, летная, практическая, обусловлено требованиями п.6 Федеральных авиационных правил «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса России от 02.10.2017 № 399 (далее также ФАП № 399), а также необходимостью поддержания требуемой квалификации персонала гражданской авиации в рамках полученных ими знаний при прохождении образовательных программ. Поскольку пункт 2 ФАП № 399 не регулирует правоотношения, связанные с разработкой и утверждением образовательных программ, то документы, выдаваемые ответчиком по итогам периодической подготовки (зачетные ведомости, задания на тренировку), содержащие сведения о прохождении курса тренажерной подготовки, по объективным причинам не могут соответствовать деятельности АУЦ; имеет место исключительно совпадение названий программ подготовки, проведение каждой из которых предусмотрено соответствующим нормативным актом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство транспорта Российской Федерации в судебное заседание не направило своего представителя, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещено путем вручения заказной корреспонденции почтовой связью 09.08.2021, а также дополнительно – посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ.
До судебного заседания от представителя Министерства транспорта Российской Федерации Андреевой Д.В., действующей на основании доверенности, поступили письменные пояснения, в которых указано, что во исполнение п. 2 ст. 54 ВК РФ приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил» (далее также ФАП № 289).
Дополнительно во исполнение п. 4 ст. 54 ВК РФ приказом Минтрансом России от 02.10.2017 № 399 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации». ФАП № 289 и ФАП № 399 не регулируют правоотношения, связанные с разработкой и утверждением образовательных программ и осуществление образовательной деятельности. Под профессиональной подготовкой следует понимать подготовку специалистов авиационного персонала, осуществляемую по программам подготовки, утвержденным Росавиацией, в образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, обладающих сертификатом АУЦ, выданным Росавиацией в соответствии с ФАП №289.
На АО «АК «НордСтар» как организацию, осуществляющую образовательную деятельность по подготовке специалистов авиационного персонала, возлагается обязанность иметь выданный Росавиацией сертификат АУЦ. В связи с тем, что АО «АК «НордСтар» осуществляет деятельность по подготовке специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации в отсутствие сертификата АУЦ, проводимая АО «АК «НордСтар» подготовка является нелегитимной.
В письменных пояснениях содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, исследовав материалы дела и иные представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обращение в суд лица, в том числе, выступающего в пользу другого лица либо неопределенного круга лиц, должно быть направлено на защиту их прав, свобод или законных интересов, что соответствует задачам гражданского судопроизводства, определенным в статье 2 ГПК РФ.
Как указано в преамбуле Воздушного кодекса Российской Федерации (далее также ВК РФ), государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Пунктом 2 статьи 2 ВК РФ предусмотрено, что Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 8 ВК РФ образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Пунктами 2, 3, 4 статьи 54 ВК РФ предусмотрено, что требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами. Подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 ВК РФ свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Пунктами 5 – 7 Федеральных авиационных правил «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, запрещено осуществлять обучение авиационного персонала в отсутствие выданного Федеральным агентством воздушного транспорта сертификата, а также предусмотрено, что сертификат авиационного учебного центра (АУЦ) должен находиться по месту осуществления основной деятельности АУЦ и предъявляется по требованию уполномоченных органов в области гражданской авиации или заказчиков (получателей) услуг АУЦ. Неотъемлемой частью сертификата АУЦ является приложение к сертификату АУЦ.
Сертификаты АУЦ выдаются центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта.
Порядок выдачи сертификата АУЦ предусмотрен разделом II ФАП № 289. В частности, п. 11 ФАП № 289 предусмотрено, что заявитель для получения сертификата АУЦ предоставляет в том числе перечень программ подготовки для включения (изменения, исключения) в приложение к сертификату АУЦ и копии указанных программ, копию руководства по организации деятельности АУЦ.
В соответствии с положениями п. 1 Приказа Минтранса России от 04.08.2015 № 240 «Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации» к категории специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации относятся, в том числе, пилоты, т.е. лица, осуществляющие пилотирование воздушным судном.
Также Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее также ФАП № 128).
Пунктом 5.84 данных Федеральных авиационных правил предусмотрено, что эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей и: а) предусматривает средства наземной и летной подготовки, а также преподавателей и инструкторов соответствующей квалификации; б) состоит из наземной и летной подготовки на типе (типах) воздушных судов, на котором работают члены летного экипажа; в) включает отработку взаимодействия членов летного экипажа, а также обучение действиям при всех видах аварийной и исключительной обстановки или режима, вызванных неисправностями силовой установки, планера или систем, пожаром или другими отрицательными факторами; г) включает подготовку в целях приобретения знаний и навыков, касающихся схем визуальных полетов и полетов по приборам в предполагаемом районе выполнения полетов, ограничений человеческих возможностей («человеческого фактора»), включая знания об опасности их проявления при выполнении полетов, о предотвращении ситуаций, приводящих к выходу за ограничения человеческих возможностей, о предотвращении ошибок и их исправлении, перевозки опасных грузов воздушными судами; д) обеспечивает проведение обучения с таким расчетом, чтобы все члены летного экипажа знали функции, которые они должны осуществлять, и как эти функции связаны с функциями других членов экипажа воздушного судна, в том числе при выполнении нештатных или аварийных процедур; е) предусматривает следующее: не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев подготовку по аварийно-спасательному оборудованию воздушного судна и тренировку процедур аварийной эвакуации на суше; не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку к выполнению полетов в особых условиях, включая сдачу экзамена, и т.д. (всего 21 абзац в п.п. «е»).
Статьей 85 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации; согласно данной статье в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации реализуются в том числе дополнительные профессиональные программы. Реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, могут устанавливаться в части, не противоречащей данному Федеральному закону, особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта.
В силу п.п. 1-2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Акционерное общество «Авиакомпания «НордСтар» согласно выписке из ЕГРЮЛ зарегистрировано в качестве юридического лица 01.09.2002 Администрацией Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Статьей 2.1 Устава АО «АК «НордСтар», утвержденного решением № 13 от 30.09.2019 единственного акционера АО «Норильский комбинат», предусмотрено, что к основным видам деятельности АО «АК «НордСтар» относится выполнение авиаперевозок пассажиров, почты, грузов на внутренних и международных авиалиниях.
Сертификатом эксплуатанта (т. 1 л.д. 165) подтверждается, что АО «АК «НордСтар» предоставлено право осуществлять коммерческие воздушные перевозки.
Прокурором и ответчиком представлена суду Программа АО «АК «НордСтар» периодической наземной подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (летные экипажи), утвержденная руководителем Красноярского МТУ Росавиация 18.07.2018.
Как указано в п. 1.1.1 данной Программы, целью реализации Программы является формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в качестве пилота ВС Boeing – 737-300/400/500 (Classic-CL); ВС Boeing – 737-600/700/800//900/900ER; ВС Boeing – 737-8; ВС ATR-42-500 (т. 1 л.д. 17).
Пунктом 1.1.2 Программы предусмотрено, что Программа предназначена для периодической подготовки пилотов ВС, указанных в п. 1.1.1, проходивших обучение по специальной профессиональной подготовке в учебных заведениях или образовательных учреждениях дополнительного образования ГА РФ, имеющих свидетельства/сертификаты, выданные полномочным органом ГА России, и выполняющие полеты на изучаемом типе ВС, либо имеющие перерывы в летной работе или в полетах на данном типе ВС в пределах, установленных действующим законодательство РФ в области ГА.
В качестве нормативно-правовой основы разработки указанной программы в ней указаны в том числе ВК РФ, ФАП № 128 и ФАП № 399, а также Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно п. 1.11 данной Программы реализация Программы должна обеспечить выполнение целей теоретической и практической подготовки летного состава и готовность к использованию полученных знаний в практической деятельности. При проведении аудиторных занятий каждый слушатель должен быть обеспечен комплектом раздаточных материалов для выполнения контрольных и практических заданий. Программой предусмотрен опрос в ходе чтения лекций, использование дополнительной литературы, предусмотрены практические занятия на воздушном судне или тренажерах.
Пунктом 1.1.3 Программы предусмотрено, что допускается проведение подготовки летного состава по программам, разработанным в сертифицированных АУЦ и удовлетворяющим требованиям Авиакомпании, которые изложены в Программе (Глава 4). Программы, разработанные АУЦ, должны быть рассмотрены и утверждены на Летно-методическом совете.
Программой предусмотрены различные формы подготовки в зависимости от модулей программы: лекционные занятия, практикум, тренажерные подготовки и т.д. В зависимости от модулей различаются и формы контроля результатов подготовки: для модуля «применение процедур по противообледенительной защите ВС на земле» – решение практической задачи, для модуля «подготовка по аварийно-спасательному оборудованию воздушного судна и тренировка процедур аварийной эвакуации на суше» – заключение инструктора, для модуля «подготовка в области авиационной безопасности» – зачет, для модуля «подготовка по перевозке опасных грузов» – экзамен, для модуля «охрана труда» – «в соответствие с программами АУЦ».
Суду также представлена программа тренажерной подготовки пилотов ВС Боинг-737, утвержденная руководителем Красноярского МТУ Росавиация 31.03.2021. Указанная программа имеет сходную структуру, ссылки на нормативные акты и основные положения о целях и результатах проводимой подготовки.
Согласно представленным в материалы дела зачетным ведомостям в АО «АК «НордСтар» в период с 2018 по 2020 г.г. обучались пилоты воздушных судов по различным модулям вышеуказанной Программы периодической наземной подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, в частности: подготовка в области авиационной безопасности; теоретическая подготовка по управлению ресурсами экипажа ВС; воздушное право; основы полета; воздушная навигация; авиационная метрология; международные правила полетов, фразеология радиообмена на английском языке; выполнение полетов в условиях сдвига ветра ВС; вывод ВС из сложного пространственного положения и т.д., по результатам подготовки ставилась оценка (4 или 5) либо «зачет».
Из материалов дела следует, что 30.01.2020 заместителем Красноярского транспортного прокурора вынесено решение о проведении проверки в отношении АО «АК «НордСтар» в области исполнения законодательства о безопасности полетов (т. 1 л.д. 10). 30.01.2020 Красноярской транспортной прокуратурой направлено АО «АК «НордСтар» требование о предоставлении документов по факту сработанной 22.01.2020 сигнализации по причине неисправности системы электронного управления силовых установок воздушного судна Боинг 737-800 (опознавательный знак VQ-BPM), выполнявшего рейс № 208 (т. 1 л.д. 8-9).
В ответ на требование Красноярского транспортного прокурора 22.01.2020 представлены документы в области соблюдения законодательства о безопасности полетов (т. 1 л.д.11-12).
По результатам проверки 27.02.2020 Красноярской транспортной прокуратурой генеральному директору АО «АК «НордСтар» внесено представление № 23/12-03-2020 (т. 1 л.д. 54-55) об устранении нарушений закона. В числе нарушений закона, устранить которые требовал прокурор, указано на то, что АО «АК «НордСтар» в 2018-2019 г.г. осуществлялась подготовка и тренировка членов экипажа воздушного судна Боинг 737-800, а также других пилотов, при отсутствии сертификата АУЦ.
На указанное представление прокурору АО «АК «НордСтар» дан ответ от 27.07.2020 исх. № НС/1250-исх, в котором в части данной претензии прокурора указано, что авиакомпания не осуществляет образовательную деятельность, и согласно разъяснениям Минтранса России в воздушном законодательстве РФ не содержится положений, ограничивающих проведение авиакомпанией подготовки членов летных экипажей без привлечения АУЦ.
09.11.2020 Красноярским транспортным прокурором вновь вынесено решение № 464 о проведении проверки в отношении АО «АК «НордСтар» (т. 1 л.д. 63). В рамках указанной проверки 09.11.2020 прокурором направлено требование о предоставлении информации и документов (т. 1 л.д. 59-62), в том числе программы подготовки членов экипажей, а также все документы, подтверждающие прохождение пилотами теоретической, практической и тренажерной подготовки в 2019-2020 г.г. (включая сертификаты АУЦ, задания на тренировку и т.д.).
В ответ на указанное требование АО «АК «НордСтар» представлены прокурору, а также впоследствии суду, списки членов летных экипажей с указанием дат прохождения подготовки и наименования образовательных организаций в разрезе направлений подготовки и видов тренажеров (т. 1 л.д. 66), представлены сами программы подготовки. Из сопроводительного письма следует, и ответчиком не оспаривалось, что АО «АК «НордСтар» не представлены доказательства получения им сертификата АУЦ.
В связи с неисполнением внесенного представления прокурор обратился в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая исковые требования по существу, суд прежде всего обращает внимание на то, что в силу ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
В силу положений ст. 11 ГПК РФ суд при применении вышеперечисленных положений законов и подзаконных нормативных актов не связан мнением различных должностных лиц различных департаментов государственных органов, включая частично не совпадающие мнения сотрудников Минтранса России. Содержание норм ВК РФ, Федеральных авиационных правил подлежит установлению по общим правилам толкования права: грамматического, логического, системного (во взаимосвязи с законодательством об образовании) и т.д.
Суд учитывает, что пункты 2 и 3 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289 (в соответствии с которыми прокурор требует привести деятельность ответчика) регламентируют сферу их применения: ФАП № 289 регламентируют обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, но при этом не регулируют правоотношения, связанные с осуществлением образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Соответственно, предусмотренное п. 2 ст. 54 ВК РФ обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации не является средним, высшим профессиональным или дополнительным образованием, осуществляется не на основании федеральных государственных образовательных стандартов. Правовое регулирование подобного обучения следует считать специальным правовым регулированием, возможность которого предусмотрена ч. 7 ст. 85 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, могут устанавливаться особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации и членов экипажей.
В соответствие с п. 3 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под обучением (которое является составляющей образования по смыслу пункта 3 той же статьи, но не тождественно образованию) понимается целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Анализ деятельности, которую собственными силами осуществляет АО «АК «НордСтар», как с точки зрения содержания представленных программ периодической наземной подготовки специалистов, так и с точки зрения требований п. 5.84 ФАП № 128 (исполнением которых обусловлено ее осуществление), показывает, что данная деятельность является ни чем иным как обучением специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации. Следовательно, АО «АК «НордСтар» как организация, осуществляющая обучение собственными силами, должно соответствовать п. 2 ст. 54 ВК РФ и требованию п. 6 ФАП № 289 о запрете осуществлять обучение специалистов без сертификата АУЦ.
Доводы представителей ответчика о разграничении подготовки, которая проводится авиакомпанией согласно п. 5.84 ФАП № 128 и обучения, которое проводится АУЦ в рамках ФАП № 289, суд отклоняет как необоснованные. В вышеуказанных ФАП № 128 не имеется каких-либо положений, которые бы позволяли выделить подготовку членов летного экипажа как самостоятельный вид просветительской (образовательной) деятельности, которая не является обучением, тем более с учетом того, что прямо по тексту п. 5.48 (подпункт «д») ФАП № 128 говорится о том, что подобная подготовка включает проведение обучения. Виды подготовки, описанные в п. 5.84 ФАП № 128 (ознакомление, теоретическая подготовка, тренировка и т.п.) соответствуют вышеприведенному понятию «обучения». Следовательно, деятельность по подготовке и обучению, которая проводится в целях исполнения ФАП № 128, должна отвечать требованиям ФАП № 289.
Аргументы представителя ответчика о том, что осуществляемая АО «АК «НордСтар» подготовка является только «повторением», а не «первоначальным обучением», которое проводится в АУЦ, суд находит надуманными. Во-первых, в самой программе подготовки АО «АК «НордСтар» указаны цели реализации данной программы (формирование профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности), которые поглощаются процитированным ранее понятием «обучения». Более того, в указанную подготовку входят не одни лишь только мероприятия по проверке уровня знаний (поэтому подготовку нельзя считать подобием аттестации), в нее включаются все типовые составляющие процесса обучения (повышения квалификации) – лекции (в том числе с аудиторной формой занятий), практические задания, тестирование, зачеты и экзамены.
Практически любое обучение сопровождается закреплением пройденного материала и контролем за результатами, в связи с чем содержательно выделить самостоятельную форму обучения в виде «преимущественно повторения пройденного» невозможно.
Во-вторых, представленные доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что в действительности программы подготовки в сертифицированных АУЦ и в УМЦ АО «АК «НордСтар» являются взаимозаменяемыми. Пунктом 1.1.3 программы периодической наземной подготовки, представленной ответчиком, предусмотрено, что по отдельным модулям подготовка может проводится по программам, используемым в сертифицированных АУЦ. Доводы ответчика о том, что когда по программе, обучение по которой проводит сертифицированный АУЦ, подготовку начинает проводить сама авиакомпания, то подготовка трансформируется в иного рода деятельность (не обучение), не выдерживают критики.
О взаимозаменяемости программ обучения (подготовки) в сертифицированных АУЦ и в УМЦ АО «АК «НордСтар» говорит и представленный список членов летных экипажей с данными о прохождении подготовки. Один и тот же курс подготовки (например, по авиационной безопасности) согласно данного списка разные пилоты (например, Анетько А.К. и Бессонов К.А.) проходили: один в сертифицированном АУЦ (ЧПОУ «Авиашкола Аэрофлота»), второй – в УМЦ АО «АК «НордСтар», и для авиакомпании оба пилота в равной степени считаются прошедшими подготовку по данному курсу, как того требует п. 5.84 ФАП № 128. Следовательно, в действительности АО «АК «НордСтар» де-факто осуществляет деятельность АУЦ, не имея соответствующего сертификата.
Ссылки ответчика на разъяснения Минтранса России о праве проводить подготовку специалистов согласно ФАП № 128 без привлечения стороннего АУЦ не противоречат указанным выводам суда, поскольку ФАП № 289 не предписывают эксплуатантам обязательно создавать (привлекать) для осуществления деятельности АУЦ отдельное юридическое лицо, которое занимается только обучением; данными ФАП не запрещено авиакомпании как организации, в том числе осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, получить сертификат АУЦ самостоятельно и самостоятельно продолжать осуществление деятельности АУЦ на имеющейся базе собственных образовательных ресурсов, тренажеров, и т.п.
Таким образом, суд приходит к выводу, что прокурором доказано, что ответчиком осуществляется обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала, и при этом ответчик не имеет выданного в соответствие с ФАП № 289 сертификата АУЦ, что запрещено п. 5 данных ФАП № 289. Ответчиком, напротив, соблюдение требований воздушного законодательства в соответствующей части не доказано.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что осуществление обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала в нарушение требований действующего законодательства может являться по правилам ст. 1065 ГК РФ основанием удовлетворения иска о запрещении соответствующей деятельности, поскольку требования ФАП № 289 преследуют цель контроля уполномоченным органом исполнительной власти (который осуществляет выдачу сертификата АУЦ) за соответствием самого АУЦ и программ подготовки в нем требованиям воздушного законодательства. В том числе указанный орган перед выдачей сертификата с выездом к заявителю осуществляет проверку соответствия заявителя требованиям, установленным ФАП № 289 (п. 18, п. 21). К АУЦ предъявляются требования наличия необходимого персонала, помещения, документация, оборудования и т.д. (п. 36, 50 ФАП № 289).
Несоответствие ответчика установленным требованиям к деятельности АУЦ (возможность чего не исключается при отсутствии соответствующей обязательной проверки, которую ответчик не проходил) может создавать угрозу ненадлежащей подготовки членов летного экипажа воздушного судна, и, как следствие – угрозу авиационный происшествий, вызванных ненадлежащей подготовкой.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора; при удовлетворении иска суд считает нужным скорректировать формулировку возлагаемой на ответчика обязанности таким образом, чтобы ответчик мог продолжить в будущем деятельность после получения сертификата АУЦ в установленном порядке.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Поскольку иск прокурора, предъявленный в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворен, с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» удовлетворить.
Признать незаконными действия Акционерного общества «Авиакомпания «НордСтар», выразившиеся в самостоятельной подготовке (периодической наземной подготовке, подготовке по управлению ресурсами кабины экипажа, перевозке опасных грузов и авиационной безопасности) членов летного экипажа воздушных судов без получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289.
Запретить Акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» осуществлять подготовку (периодическую наземную подготовку, подготовку по управлению ресурсами кабины экипажа, перевозке опасных грузов и авиационной безопасности) членов летного экипажа воздушных судов до получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289.
Взыскать с Акционерного общества «Авиакомпания «НордСтар» в доход бюджета муниципального образования г. Красноярск государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Решение изготовлено в полном объеме 25.08.2021.
Судья В.А. Каплеев