ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2499/18 от 31.07.2018 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-2499/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирьяш А.В., при секретаре Перминовой Д.Д., рассмотрев 31 июля 2018 года в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Широковой Т.С., Сидоренко Т.С., Тнибековой А.Ш., Затолоцкой Б.Н., Заикиной Н.В., Рачевой Н.В., Хоменко Г.Б., Шевелевой Г.Т., Жгир В.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Иртыш», Обществу с ограниченной ответственности «Иртыш-4» о признании вознаграждения председателю совета многоквартирного дома незаконным и исключению из структуры платы за содержание жилого помещения, признании расчета на общедомовые нужды по холодному, горячему, водоснабжению, электроснабжению с учетом налога на добавленную стоимость неправомерным, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании излишне начисленных сумм платежей за содержание и ремонт жилого помещения, взыскание штрафа за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчикам ООО «Иртыш-4» о признании вознаграждения председателю совета многоквартирного дома незаконной и исключению из структуры платы за содержание жилого помещения, признании расчета на общедомовые нужды по холодному, горячему, водоснабжению, электроснабжению с учетом налога на добавленную стоимость неправомерным, возложении обязанности произвести перерасчет. После неоднократных уточнений требований истцы в обоснование требований указали, что Сидоренко С.Н., Затолоцкая Б.Н., Тнибекова А.Е., Заикина Н.В., Рачева Н.В., Хоменко Г.Б., Шевелева Г.Т., Жгир А.А. являются жителями многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Омск улица <адрес>. Между истцами и управляющей компанией ООО « Иртыш-4» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления многоквартирным домом на выполнения работ по содержанию жилого помещения и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с ч.1 ст.44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в доме является органом управления МКД. В соответствии с постановлением Администрации г.Омска №1457-п от 30.11.2016 года определен перечень услуг и работ, которые в обязательном порядке применяется в случае заключения договора управления МКД. Ответчик ДД.ММ.ГГГГ утвердил размер платы за содержание жилого помещения (с содержанием услуг по уборке лестничных клеток) без учета затрат на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования на жилой фонде ООО « Иртыш-4» на 2017год (без учета НДС), в структуру которого включена статья расходов «вознаграждение председателю Совета МКД». В соответствии п.7.2 договора управления МКД вознаграждение председателю совета дома находится за пределами тарифа на содержания и ремонт жилого помещения. В соответствии с решением общего собрания собственников многоквартирного дома, проведенного в форме заочного голосования в период с 26.12.2016 года по 28.12.2016г., принято решение о выплате ежемесячно в течении 2017 года вознаграждения председателю Совета МКД Абрамовой С.И. в размере 1,6 руб. (с учетом налогов, предусмотренных законодательством) за счет денежных средств находящихся на финансовом лицевом счете дома выше указанного адреса. В 2017 году на общем собрании собственников МКД, проведенного в форме заочного голосования в период с 22 по 25 декабря 2017года на повестке дня не рассматривался вопрос о выплате вознаграждению председателя Совета МКД Абрамовой С.И. на 2018год, решение по данному вопросу не принималось. Не смотря на это, ответчик 28.12.2017года утвердил тариф на содержание и ремонт жилого помещения на 2018 год в структуру которого включена статья «вознаграждение председателю» (с отчислениями) в размере 1,6 руб. за 1 кв.м, ежемесячно. В соответствии с ч.8.1 ст. 161.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета МКД, в том числе председателю совета дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплат указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера. Принятое решение ответчика о включении вознаграждения председателю Севета многоквартирного дома не соответствует принятым решениям общего собрания собственников, в повестке дня не рассматривался вопрос о включении в структуру тарифа за содержания жилого помещения статьи «вознаграждение председателю» и не принималось по данному вопросу решения собственниками общего собрания. В соответствии с ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня. Кроме того, общее собрание собственников помещений в МКД не давало полномочий председателю Совета МКД Абрамовой С.И. утверждать тариф на содержания и ремонт жилого помещения 2017-2018гг. Истцы считают решение ответчика о заключении договора на оказания услуг №10 от 09.01.2018г с гражданкой Абрамовой С.И., в котором сумма вознаграждения председателю составляет 6 900 руб. ежемесячно (в том числе НДФЛ) т.е.1,08 руб. за 1 кв.м., что на 52 коп. за кв.м.меньше, чем утверждено ответчиком в тарифе на содержание и ремонт жилого помещения незаконным. Из ответов на обращения собственников многоквартирного дома ответчик указал, что кроме НДФЛ включены: ПФ РФ-22%, Фонд МС-5,1%, страхование от несчастного случая-0,2%.УСН-1, что не соответствует условию оплаты вознаграждения председателю по договору. С 01.07.2018г ответчик уменьшил тариф на содержание и ремонт на 1,6 руб. за кв.м.(статья расходов «Вознаграждение председателю») На основании ст. 154 ЖК РФ с 01.01.2017г. в плату за содержание жилого помещения включена плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с постановлением Администрации г.Омска №1457-п от 30.11.2016 расходы на организацию работ по расчету платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД несут управляющие организации, которые осуществляют расчет, начисление и сбор платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на ОДН хвс, гвс,эл./эн. ООО «Иртыш-4» производится расчет ОДН хв,гв,эл/эн. на 2017-2018гг. с применением нормативов на потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные РЭК Омской области на 2017- 2018гг. с учетом НДС(18%). Между тем, ответчик с 21.01.2010 года применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы-расходы» и не является налогоплательщиком на НДС. В связи с этим при реализации населению коммунальных услуг, в том числе, ОДН хвс, гвс,эл./эн, по тарифам, утвержденным РЭК Омской области, ответчик, применяющий упрощенную систему налогообложения, уплачивать НДС в бюджет не должен. Таким образом ООО «Иртыш-4» не имел законного основания включать сумму НДС в стоимость товаров, работ, услуг. В соответствии с п.2 ст.346.11; п.23 ст.346.16 НК РФ организация, применяющая УСН не признается налогоплательщикам налога на добавленную стоимость и при расчетах обязана уменьшать расходы по оплате стоимости услуг на величину НДС (18%). Следовательно, ответчик обязан исключить НДС при расчете тарифа на содержание и ремонт жилого помещения в том числе в части оплаты за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирным домом включая плату на общедомовые нужды. Кроме того при расчете платы на общедомовые нужды горячего водоснабжения ответчик применил показатели: Нподогр. (Гкал./куб.м.)- количество тепловой энергии на приготовления 1куб.м. горячей воды и Ттэ (руб/Гкал)-тариф на тепловую энергию не учитывая, что в доме центральное горячее водоснабжение. В соответствии с п.п.44-48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354- размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды горячего водоснабжения многоквартирного дома для жилого помещения определяется по формуле 10 приложения №2., №370 от 25.12.2017г. При этом, ответчик не произвел перерасчет тарифов на ОДН хв,гв,эл/эн. с 01.01.2017года по 31.05.2017года в соответствии с приказом РЭК Омской области от 16.12.2016г. №532/70, приказом РЭК Омской области от 19.12.2016г. №596/71, приказом РЭК Омской области от 19.12.2019г. № 607/71). Обращения собственников дома к ответчику с просьбой в добровольном порядке устранить нарушения и произвести перерасчет платежей за содержание жилого помещения, в том числе за ОДН хвс, гвс,эл./эн с 01.01.2017 года по настоящее время - остались без удовлетворения. Просили суд, признать плату вознаграждение председателю Совета многоквартирного дома по ул. Радищева, 88 на 2017- 2018гг. утвержденную с нарушением п.7.2 договора управления многоквартирным домом от 30.03.2015 г. и российского законодательства незаконной. Обязать УК ООО «Иртыш-4», исключить из структуры размера платы за содержание жилого помещения на 2017-2018 гг. статью расходов вознаграждение председателю. Признать расчет платы на общедомовые нужды хв,гв,эл/эн. на 2017-2018 гг. с учетом НДС неправомерным. Обязать произвести перерасчет на общедомовые нужды горячего водоснабжения на 2017-2018 г. в соответствии с формулой 10 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №.... Взыскать излишне начисленные суммы платежей за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе ОДН хв,гв,эл/эн. с 01.01.2017г.по 31.05.2018г., за 2017 год и 5 месяцев 2018 года в размере 21 946,10 рублей в пользу каждого из истцов пропорционально произведенным платежам, взыскать штраф в размере 50 % за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке от суммы удовлетворенных требований.

На основании определения суда с согласия истцов к участию в деле в качестве соответчика привлечен ООО «Иртыш», в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований Региональная энергетическая комиссия Омской области, Государственная жилищная инспекция Омской области.

Сидоренко С.Н., Затолоцкая Б.Н., Заикина Н.В., Рачева Н.В., Жгир А.А. требования в судебном заседании поддержали по основаниям указанным в иске поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчиков ООО «Иртыш», ООО «Иртыш-4» на основании доверенности Н.Э. Евсеева требования не признала по основаниям указанным в письменных возражениях на иск, просила в удовлетворении требований отказать за необоснованностью.

Тнибекова А.Е., Хоменко Г.Б., Шевелева Г.Т., в судебное заседание не явились, о времени и дате слушания дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Региональная энергетическая комиссия Омской области, Государственная жилищная инспекция Омской области в судебное заседание своих представителей не направили, о времени дате слушания извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав стороны, свидетелей, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

В силу ст.2, ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии со статьей 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с положениями статей 44, 60, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации выбор способа управления многоквартирным домом является исключительным правомочием собственников помещений в данном доме.

Согласно положениям статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе, собственников помещений в многоквартирном доме ) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Аналогичные положения закреплены в п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 (далее – Правила № 491), согласно которым при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Согласно части 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

На основании статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Сидоренко С.Н., Затолоцкая Б.Н., Заикина Н.В., Рачева Н.В., Жгир А.А., Тнибекова А.Е., Хоменко Г.Б., Шевелева Г.Т., является собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г.Омск, ул. Радищева, 88.

Собственники помещений дома ул. <адрес> заключили с ООО «Иртыш-4», в настоящее время ООО «Иртыш» договор управления многоквартирным домом, результаты которого оформлены Протоколом № б/н общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ., и договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением общего собрании собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, проведенном в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ результаты которого оформлены Протоколом № 1 общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ., принято решение о выплате ежемесячно в течение 2017 года вознаграждения председателю Совета МКД в размере 1,6 руб. за 1 кв. м общей площади помещений в доме (с учетом налогов, предусмотренных действующим законодательством), поручено управляющей организации ООО «Иртыш-4» производить выплату вознаграждения председателю совета МКД и отчисление налогов, предусмотренных действующим законодательством, а также утверждена структура платы за содержание жилого помещения, в состав которой входит вознаграждение председателю совета МКД.

Выплата вознаграждения председателю Совета МКД была включена в структуру платы по просьбе собственников помещений многоквартирного дома по вышеназванному адресу.

Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проведенного в форме заочного голосования в период с 22 по 25 декабря 2017 года, результаты которого оформлены Протоколом № б/н общего собрания от 25.12.2017г., установлена плата за содержание жилого помещения на 2018 год в размере 17,54 руб. за 1 кв.м общей площади помещений в месяц, НДС не облагается, без учета расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а также утверждена структура платы за содержание жилого помещения, в состав которой в состав которой входит вознаграждение председателю совета МКД. Выплата вознаграждения председателю Совета МКД была включена в структуру платы по просьбе собственников помещений многоквартирного дома по вышеназванному адресу.

Как установлено судом, в судебном порядке недействительным решение общего собрания собственников многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ.. не признавалось.
Из материалов дела следует, ООО «Иртыш-4» производило начисление платы за содержание жилого помещения в 2018 году в соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № <адрес> г. Омска.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 354 определено, что коммунальные услуги эго осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В свою очередь к коммунальным ресурсам в соответствии с Правилами № 354 относится холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно- технического обеспечения;

Таким образом, ТО ВДГО не является коммунальной услугой, а относится к услугам, выполняемым в целях надлежащего содержания общего имущества, и включается в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Статьями 36,37,38 Жилищного Кодекса РФ определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном, доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Постановлением Правительства от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» определено, что внутридомовос газовое оборудование в многоквартирном доме это: являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.

Согласно п.п. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства от 13.08.2006 № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается в т.ч. собственниками помещений:

- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 156 Жилищного Кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного Кодекса РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

Согласно пп. 11 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в том числе: определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Как ранее указано истцом, ООО «Иртыш-4» тариф на 2017 год был принят собственниками вышеуказанного многоквартирного дома протоколом № 1 от ДД.ММ.ГГГГ и составил 16,57 руб. за 1 кв.м., структура платы утверждена на внеочередном собрании собственников многоквартирного дома по вышеуказанному адресу. В структуру платы входит графа вознаграждение председателю МКД (с отчислениями) в размере 1,6 руб. за 1 кв.м.

В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Таким образом, все собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований действующего жилищного законодательства, между тем, как установлено судом собственники дома ул. <адрес> своим правом не воспользовались.

В связи с чем, требования истцов нарушений действующего законодательства ООО «Иртыш-4», о признании вознаграждения председателю совета многоквартирного дома незаконным и исключению из структуры платы за содержание жилого помещения не подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истцов о том, что ООО «Иртыш-4» обязано исключать НДС (налог на добавленную стоимость) при начислении платы за содержание жилого помещения в части оплаты за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей Акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» по сетям Муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» на 2016-2018 годы установлены приказом РЭК Омской области от 18.12.2015 № 813/79.

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель (холодная вода) и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, ООО «Иртыш-4» при расчете стоимости горячей воды обоснованно использует стоимость тепловой энергии и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный приказом РЭК Омской области от 20.11.2017 № 288/69.

Акционерное общество «Омские распределительные тепловые сети» находится на общей системе налогообложения, в связи с чем является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно части 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

Общество с ограниченной ответственностью «Иртыш-4» с 21 января 2010 года применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «Доходы-расходы», что подтверждается уведомлением от 16.02.2010г. № 6996 Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому АО г. Омска (копия прилагается).

Согласно п.2 ст.346.11. НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС).

В связи с этим при реализации населению коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроэнергия), потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, по тарифам, утвержденным РЭК Омской области, управляющая организация, применяющая УСН, уплачивать НДС в бюджет не должна.

Следовательно, ООО «Иртыш-4» обоснованно учитывает сумму НДС, предъявленного ему к оплате ресурсоснабжающими организациями, при расчете платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном домеоборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы иразмер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном жиломдоме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения
В соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Также в соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определен подразделом III Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

При этом порядок определения объема коммунального ресурса на ОДН исходя из показаний общедомового прибора учета установлен пунктом 13 Приложения № 2 к Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов - пунктом 15 Приложения № 2 к Правилам.

В п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 1308.2006, предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержаниеобщего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов насодержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме ( за исключениемслучаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных оплатежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащегосодержания общего имущества в многоквартирном доме услуг ( за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с п. 35 названных Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.

В соответствии с ч.9.2. ст. 156 ЖК РФ в редакции, действующей на 01.01.2017г., размер расходов граждан на расходов на общедомовые нужды определяется исходя из тарифов на коммунальные ресурсы и нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Региональной энергетической комиссии Омской области (РЭК Омской области).

Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории города Омска и Омской области по состоянию на 01.01.2017г. установлены Приказом РЭК Омской области от 11.09.2014г. № 118/46.

Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории города Омска и Омской области по состоянию на 01.01.2017г. установлены Приказом РЭК от 15.08.2012г. № 136/38.

Как верно было определено ответчиком ООО «Иртыш», размер платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома № <адрес> г. Омска, в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. определены по формулам №№ 10-15 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г.) и составляет:

ОДН хвс = S моп (542,8)х Нхвс (0,041) х Тхвс (14,63) / 8жил + 8нежил = 0,05 (руб./кв.м)

ОДН гвс = S моп (542,8)х Нгвс (0,041) х Тгвс (Кхвс (17,82) + (Нподогр.(0,0503) х Ттэ(1422,6)) / Бжил + 8нежил = 0,3099 (руб./кв.м)

Где S жил = 6 418,68 кв.м - суммарная площадь жилых помещений;

S нежил = 0 кв.м - суммарная площадь нежилых помещений;

S моп = 542,8 кв.м - общая площадь помещений общего имущества без подвала;

S подвала = 1 491 кв.м - Площадь технического подвала;

Н хвс = 0,041 куб.м/ кв.м - норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в месяц на 1 кв. м S моп (Приказ РЭК Омской области от 11.09.2014г. № 118/46);

Тхвс = 14,63 руб./куб.м - тариф на питьевую воду (Приказ РЭК Омской области от 16.12.2016г. №532/70);

Н гвс = 0,041 куб.м/ кв.м - норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды в месяц на 1 кв. м S моп (Приказ РЭК Омской области от 11.09.2014г. № 118/46);

Ттэ = 1 422,6 руб./Гкал - тариф на компонент тепловой энергии от теплоисточника АО «ОмскРТС» по открытой схеме водоразбора (Приказ РЭК Омской области от 19.12.2016г. № 596/71);

Кхвс = 17,82 руб./м3 - тариф компонента (воды) на теплоноситель (Приказ РЭК Омской области от19.12.2016г. № 596/71 );

Н подогр.=0,0503 Гкал/куб.м - нормативное количество тепловой энергии для определения одного кубометра воды (Приказ РЭК Омской обл.от 19.11.2016г. № 288/69).

Размер платы за коммунальную услугу по электроэнергии (ОДН эл.), потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома № 88 по ул. Радищева г. Омска, в период с 01.01.2017г. по 31.05.2017г. составляет:

ОДН эл.= (S моп. (542,8)+ 8подв.(1491))хНэл. (3,91)хТэл. (3,56)/ 8жил + 8нежил =4,41 (руб./кв.м)

Где Нэл. = 3,91 кВт/кв.м - норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в месяц на 1 m2(S моп. + 8подв.) (Приказ РЭК Омской области от 19.12.2016 №607/71);

Тэл. = 3,56 руб./кВт - тариф на электроэнергию (Приказ РЭК Омской области от 19.12.2016г. № 607/71).

С 01 июня 2017 года Региональной энергетической комиссией Омской области (далее - РЭК Омской области) утверждены новые нормативы потребления коммунальных услуг.

Размер платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, электроэнергии (далее соответственно - ОДН хвс, ОДН гвс, ОДН эл.), потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома № <адрес> г. Омска, в период с 01.06.2017г. по 30.06.2017г. составляют:

ОДН хвс = S моп (542,8)х Нхвс (0,042) х Тхвс (14,63) / 8жил + 8нежил = 0,05 (руб./кв.м)

ОДН гвс = S моп (542,8)х Нгвс (0,042) х Тгвс (Кхвс (17,82) + (Нподогр.(0,0503) х Ттэ(1422,6)) / Бжил + внежил = 0,32 (руб./кв.м)

ОДН эл.= (S моп.(542,8)+ 8подв.(1491)) х Нэл. (1,039) х Тэл. (3,56) / 8жил + S нежил =1,17 (руб./кв.м)

Где: Нэл. = 1,039 руб./м2 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в месяц на 1 м2 (S моп. + 8подв.) (Приказ РЭК Омской области от 31.05.2017г. №62/27);

Н хвс = 0,042 куб.м/ кв.м - норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в месяц на 1 кв. м S моп (Приказ РЭК Омской области от 31.05.2017г. №63/27);

Н гвс = 0,042 куб.м/ кв.м - норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды в месяц на 1 кв. м S моп (Приказ РЭК Омской области от 31.05.2017г. №63/27).

С 01 июля 2017 года установлены новые тарифы на электроэнергию, холодное водоснабжение и горячее водоснабжение Приказами РЭК Омской области, именно:

Тэл. = 3,68 руб./кВт - тариф на электроэнергию (Приказ РЭК Омской области от 19.12.2016г. №607/71);

Тхвс = 15,29 руб./куб.м - тариф на питьевую воду (Приказ РЭК Омской области от 16.12.2016г. № 532/70);

Ттэ = 1486,61 руб./Гкал - тариф на компонент тепловой энергии от теплоисточника АО «ОмскРТС» по открытой схеме водоразбора (Приказ РЭК Омской области от 19.12.2016г. № 595/80);

Кхвс = 18,62 руб./м3 - тариф компонента (воды) на теплоноситель (Приказ РЭК Омской области от19.12.2016г.№ 596/71 );

Размер платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, электроэнергии (далее соответственно - ОДН хвс, ОДН гвс, ОДН эл.), потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома № <адрес> г. Омска, с 01.07.2017г. составляет:

ОДН хвс = S моп (542,8)х Нхвс (0,042) х Тхвс (15,29) / Бжил + Бнежил = 0,05 (руб./кв.м)

ОДН гвс = S моп (542,8)х Нгвс (0,042) х Тгвс (Кхвс (18,62) + (Нподогр.(0,0503) х Ттэ(1486,61)) / 8жил + 8нежил = 0,33 (руб./кв.м)

ОДН эл.= (S моп.(542,8)+ 8подв.(1491)) х Нэл. (1,039) х Тэл. (3,68) / 8жил + 8нежил =1,21 (руб./кв.м).

Кроме этого, истцы полагают неправомерным со стороны ответчика начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребляемому при содержании общего имущества многоквартирного дома № <адрес> г. Омска, входящей в состав платы за содержание жилого помещения, с использованием компонента на теплоноситель и на тепловую энергию.

Полагаю, что в данном случае доводы истцов не обоснованны, поскольку ООО «Иртыш-4» производило начисления за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребляемому при содержании общего имущества многоквартирного дома, руководствуясь разделом 4 «Порядок определения стоимости и оплаты коммунального ресурса» договора ресурсоснабжения (в целях содержания общего имущества в МКД) № 3-258- ON от 11.02.2017г., заключенного между АО «ОмскРТС» и ООО «Иртыш-4».

Так, согласно п.4.2, вышеназванного договора стоимость коммунального ресурса определяется следующим образом:

Стоимость горячей воды при открытой схеме горячего водоснабжения по тарифу на дату заключения договора:

компонент на теплоноситель - 17,82 руб./м2 (С НДС); компонент на тепловую энергию - 14 22,60 руб./Гкал (с НДС).

Количество тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 м3 горячей воды указан в Приложении № 1 к настоящему договору (норматив на подогрев холодной воды равен 0,0503 Гкал/м), определяется условиями настоящего договора до момента установления уполномоченным органом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Представленный ООО «Иртыш-4» в судебное заседание расчет платы за горячую воду на общедомовые нужды исходя из утвержденных нормативов потребления соответствует указанным Правилам.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из толкования закона и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что в период исполнения своих договорных обязанностей ответчик обязан был предоставлять истцу услуги, а истцы оплатить данные услуги на основании платежей, исчисленных в порядке, установленном законодательством РФ.

Доводы истцов о том, что с них взимались платежи за коммунальные услуги в размере, превышающем законные начисления, что привело к превышению их расходов на оплату коммунальных услуг, суд находит несостоятельными.

Таким образом, фактов нарушения прав истцов действиями управляющей компании ООО «Иртыш-4», ООО «Иртыш» в части неверных расчетов начислений по коммунальным услугам за спорный период не было установлено. Подача искового заявления в данном случае обусловлена личными предположениями истца без фактического подтверждения обстоятельств.

Учитывая выше изложенное, установив, что начисления за коммунальные услуги осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ, суд отказывает истцам в удовлетворении исковых требований о взыскании переплаты за коммунальные услуги, в том числе ОДН хв,гв,эл/эн. с 01.01.2017г.по 31.05.2018г., за 2017 год и 5 месяцев 2018 года в размере 21946,10 рублей.

Поскольку суд отказал в удовлетворении основных требований, производные от них требования о взыскании штрафа не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Широковой Т.С., Сидоренко Т.С., Тнибековой А.Е., Затолоцкой Б.Н., Заикиной Н.В., Рачевой Н.В., Хоменко Г.Б., Шевелевой Г.Т., Жгир В.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Иртыш», Обществу с ограниченной ответственности «Иртыш-4» о признании вознаграждения председателю Совета многоквартирного дома незаконным и исключению из структуры платы за содержание жилого помещения, признании расчета на общедомовые нужды по холодному, горячему, водоснабжению, электроснабжению с учетом налога на добавленную стоимость неправомерным, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании излишне начисленных сумм платежей за содержание и ремонт жилого помещения, взыскание штрафа за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба не может содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанной жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

Судья

А.В Кирьяш

Мотивированное решение суда изготовлено 06.08.2018 года.

Судья

А.В Кирьяш