РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2014 года Центральный районный суд г.о.Тольятти в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующих в собственных интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 к Мэрии г.о.Тольятти об отмене распоряжения органа местного самоуправления об отказе в выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты в соответствии с долгосрочной целевой программой г.о. Тольятти «Молодой семье- доступное жилье» на 2011-2015 годы,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО1, ФИО2, действующие в собственных интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 обратилась в суд с иском к Мэрии г.о. Тольятти, просили признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 02.03.2014 г. №1397-р/5 « О внесении изменений в распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 26.04.2013 г. №2524-р/5 «О признании граждан нуждающимися в получении социальной выплаты на погашение основного долга по жилищные кредитам (займам) за счет средств бюджета г.о. Тольятти»» в части отказа в признании ФИО1 с составом семьи 3 человека нуждающимися в получении социально выплаты на погашение основного долга по жилищные кредитам (займам) за счет средств бюджета г.о. Тольятти, обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ФИО1 с составом семьи 3 человека социальную выплату на погашение основного долга по жилищным кредитам (займам) за счет средств бюджета г.о. Тольятти, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании ФИО1, действующая в собственных интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, исковые требования изменила, просила суд обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ФИО1 с составом семьи 3 человека социальную выплату на погашение основного долга по жилищным кредитам (займам) за счет средств бюджета г.о. Тольятти не позднее 2015 года, в остальной части ранее заявленные исковые требования поддержала, в их обоснование указав следующее. 29.12.2008 года, на основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 26.04.2013 г. №2524-р/5, ее семья в составе 3 человек, была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей " федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. Рассчитывая на получение субсидии с рамках данной подпрограммы, ДД.ММ.ГГГГ истцы заключили кредитный договор с ОАО «Сбербанк России» на приобретение квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. Постановлением мэрии г. Тольятти от 19.04.2011 г. N 1186-п/1 утверждена долгосрочная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 26.04.2013 г. №2524-р/5, по заявлению истицы, её семья в составе 3-х человек была признана нуждающейся в получении социальной выплаты на погашение основного долга по жилищному кредиту (займу) за счет средств бюджета г.о. Тольятти. Однако, 12.03.2014 года она получила из Мэрии г.о. Тольятти выписку из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 05.03.2014 г. №1397-р/5, которым были внесены изменения в распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 26.04.2013 г. № 2524-р/4, в соответствии с которыми истице с составом семьи 3 человека отказано в признании нуждающимися в получении социальной выплаты на погашение основного долга по жилищные кредитам (займам) за счет средств бюджета г.о. Тольятти в связи с несоответствием молодой семьи требованию указанному в абзаце 28 главы 6 долгосрочной целевой программы г.о. Тольятти « Молодой семье- доступное жилье» на 2011-2015 года, утвержденной постановлением мэрии г.о. Тольятти от 19.04.2011 года №1186-п/1. С данным распоряжением истица не согласна, считает его незаконным, в связи с чем, обратилась в суд с указанными требованиями.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Мэрии г.о.Тольятти ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 26.04.2013 г. № 2524-р/5, ФИО1 с составом семьи 3 человека, ошибочно была признана нуждающейся в получении социальной выплаты на погашение основного долга по жилищному кредиту за счет средств бюджета г.о. Тольятти, поскольку семья Дроздовых на момент подачи заявления не соответствовала требованиям подпрограммы «Обеспечение жилье молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 года, так как на момент заключения кредитного договора с ОАО «Сбербанк России» возраст ФИО2 составлял 36 лет, т.е. превысил 35 лет. В то время как в соответствии с п.п. а п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285, возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. В связи с этим, при выявлении данной ошибки было издано распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 05.03.2014 г. №1397-р/5, в соответствии с которым были внесены изменения в распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 26.04.2013 г. № 2524-р/5, был исключен п.п.1.4 п.1 о признании ФИО1, с составом семьи 3 человека, нуждающейся в получении социальной выплаты на погашение основного долга по жилищным кредитам (займам) за счет средств бюджета г.о.Тольятти, распоряжение дополнено п.п.2.2 п.2 об отказе ФИО1, с составом семьи 3 человека, нуждающейся в получении социальной выплаты на погашение основного долга по жилищному кредиту (займам) за счет средств бюджета г.о.Тольятти, в связи с несоответствием требованиям программы. На основании изложенного, считает необходимым в иске оказать.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В Постановлении рекомендовано заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
В рамках данной Программы утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285.
В соответствии с пунктом 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Согласно пункту 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
На основании пункта 21 и 22 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Согласно пункту 23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по установленной форме и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по установленной форме.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением мэрии г.о. Тольятти от 19.04.2011 года № 1186-п/1 «утверждена долгосрочная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 года, в которую внесены изменения Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 06.03.2013 г. №681-п/1.
В соответствии с главой VI Постановления Мэрии г.о. Тольятти от 06.03.2013 г. №681-п/1, предоставление семьям, члены которых превысили возраст 35 лет, социальных выплат на погашение долга по кредитам (займам) на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, оформленным до 1 января 2011 года, осуществляется за счет средств бюджета городского округа Тольятти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год соответствующему главному распорядителю средств бюджета городского округа Тольятти на реализацию мероприятий программы.
Право на получение социальной выплаты за счет средств бюджета городского округа Тольятти имеют семьи, соответствующие следующим условиям:
1) семья была признана нуждающейся в жилых помещениях на территории городского округа Тольятти (в том числе в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы) на момент заключения кредитного договора (договора займа);
2) семья была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы на территории городского округа Тольятти на момент заключения кредитного договора (договора займа);
3) возраст одного из членов семьи на момент подачи заявления о признании нуждающимися в получении социальной выплаты в рамках Программы за счет бюджета городского округа Тольятти превысил возраст 35 лет;
4) семья имеет регистрацию на территории Самарской области; на момент приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) с использованием кредитных (заемных) средств семья проживала на территории городского округа Тольятти (с соблюдением правил регистрации);
5) приобретенное жилое помещение (объект индивидуального жилищного строительства) находится на территории Самарской области;
6) общая площадь приобретенного жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена семьи не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилья;
7) кредитный договор (займ) на приобретение жилого помещения (создание объекта индивидуального жилищного строительства) заключен в период после признания молодой семьи участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и до 1 января 2011 года.
Основаниями для отказа в признании семьи нуждающейся в получении социальной выплаты за счет средств местного бюджета являются:
1) несоответствие семьи требованиям, предусмотренным абзацами 3 - 9 настоящей главы;
2) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных абзацами 15 - 23 настоящей главы;
3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
4) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального, областного или местного бюджета.
Предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты соответствуют содержанию Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Судом установлено, что в соответствии с распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 29.12.2008 г. №8905-р/4, ФИО1 с составом семьи 3 человека, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. и признана участницей подпрограммы.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» с одной стороны, и ФИО1, ФИО2 с другой, был заключен кредитный договор на приобретение квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. При этом, как установлено судом и не оспаривается сторонами, на момент заключения кредитного договора истцу ФИО2 исполнилось 36 лет.
Вместе с тем, судом также установлено, что на момент заключения кредитного договора семья Дроздовых не была исключена из подпрограммы, являлась ее признанным действующим участником, и совершенно обоснованно оформила договор ипотечного кредитования, рассчитывая на получение денежной выплаты, как участник подпрограммы.
Судом также установлено, что распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 26.04.2013г. № 2524-р/5 ФИО1, с составом семьи 3 человека, была признана нуждающейся в получении социальной выплаты на погашение основного долга по жилищному кредиту (займам) за счет средств бюджета г.о.Тольятти.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 05.03.2014 г. №1397-р/5, были внесены изменения в распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 26.04.2013 г. № 2524-р/5, так, был исключен п.п.1.4 п.1 о признании ФИО1, с составом семьи 3 человека, нуждающейся в получении социальной выплаты на погашение основного долга по жилищным кредитам (займам) за счет средств бюджета г.о.Тольятти, распоряжение дополнено п.п.2.2 п.2 об отказе ФИО1, с составом семьи 3 человека, нуждающейся в получении социальной выплаты на погашение основного долга по жилищному кредиту (займам) за счет средств бюджета г.о.Тольятти, в связи с несоответствием требованиям программы.
Из пояснений истицы следует, что распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 26.04.2013 г. № 2524-р/5 она считает незаконным, поскольку её семья соответствует всем требованиям, указанным в абзаце 28 главы VI долгосрочной целевой программы г.о. Тольятти « Молодой семье- доступное жилье» на 2011-2015 года, утвержденной постановлением мэрии г.о. Тольятти от 19.04.2011 года №1186-п/1. Так, в соответствии с п.3 главы VI Постановления Мэрии г.о. Тольятти № 681-п/1 от 06.03.2013 года, в том числе одним из условия для возникновения права на получение социальной выплаты является то, что возраст одного из членов семьи на момент подачи заявления о признании нуждающимися в получении социальной выплаты в рамках Программы за счет бюджета г.о. Тольятти превысил возраст 35 лет.
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что право на получение социальной выплаты за счет средств г.о. Тольятти имеет семья, признанная нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения кредитного договора и признанная участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на момент заключения кредитного договора.
Согласно пояснениям ответчика, ФИО1 с составом семьи 3 человека не могла являться участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», так как возраст ФИО2 на момент включения в Программу превысил 35 лет.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данным мнением представителя ответчика, по следующим основаниям.
Как следует из главы VI Постановления Мэрии г.о. Тольятти № 681-п/1 от 06.03.2013 года, право на получение социальной выплаты имеют семьи, соответствующие следующим условиям:
1)семья была признана нуждающейся в жилых помещениях на территории городского округа Тольятти (в том числе в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы) на момент заключения кредитного договора (договора займа);
2) семья была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы на территории городского округа Тольятти на момент заключения кредитного договора (договора займа);
3) возраст одного из членов семьи на момент подачи заявления о признании нуждающимися в получении социальной выплаты в рамках Программы за счет бюджета г.о. Тольятти превысил возраст 35 лет;
4) семья имеет регистрацию на территории Самарской области; на момент приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) с использованием кредитных (заемных) средств семья проживала на территории городского округа Тольятти (с соблюдением правил регистрации);
5) приобретенное жилое помещение (объект индивидуального жилищного строительства) находится на территории Самарской области;
6) общая площадь приобретенного жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена семьи не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилья;
7) кредитный договор (займ) на приобретение жилого помещения (создание объекта индивидуального жилищного строительства) заключен в период после признания молодой семьи участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и до 1 января 2011 года.
Данный перечень условий является закрытым, иных условии к семье предъявляться не может.
В данном списке отсутствует указание на то, что возраст членов семьи-заявительницы на момент заключения кредитного договора не должен составлять 36 лет. Напротив, п. 3 условий прямо указывает, что возраст одного из членов семьи на момент подачи заявления о признании нуждающимися в получении социальной выплаты в рамках Программы за счет бюджета городского округа Тольятти превысил возраст 35 лет.
Таким образом, по мнению суда, семья истцов ФИО1 и ФИО2 на момент признания ее участницей подпрограммы отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы предоставления социальных выплат семьям, члены которых превысили возраст 35 лет и которые оформили ипотечные жилищные кредиты на приобретение жилого помещения до 01.01.2011 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование истцов о признании незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 02.03.2014 г. №1397-р/5 « О внесении изменений в распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 26.04.2013 г. №2524-р/5 «О признании граждан нуждающимися в получении социальной выплаты на погашение основного долга по жилищные кредитам (займам) за счет средств бюджета г.о. Тольятти»» в части отказа в признании ФИО1 с составом семьи 3 человека нуждающимися в получении социально выплаты на погашение основного долга по жилищные кредитам (займам) за счет средств бюджета г.о. Тольятти, обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ФИО1 с составом семьи 3 человека социальную выплату на погашение основного долга по жилищным кредитам (займам) за счет средств бюджета г.о. Тольятти, подлежат удовлетворению.
Суд находит необходимым оставить без удовлетворения требования истцов о возложении на ответчика обязанности предоставить социальную выплату не позднее 2015 года, поскольку названная выплата осуществляется за счет средств муниципального бюджета и может быть предоставлена лишь при наличии указанных средств.
Вместе с тем, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требования истцов о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлин при подаче иска в суд, поскольку, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, Мэрия г.о. Тольятти освобождена от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления и не может быть отнесена с числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 02.03.2014 г. №1397-р/5 « О внесении изменений в распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 26.04.2013 г. №2524-р/5 «О признании граждан нуждающимися в получении социальной выплаты на погашение основного долга по жилищные кредитам (займам) за счет средств бюджета г.о. Тольятти»» в части отказа в признании ФИО1 с составом семьи 3 человека нуждающимися в получении социально выплаты на погашение основного долга по жилищные кредитам (займам) за счет средств бюджета г.о. Тольятти.
Обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить ФИО1 с составом семьи 3 человека социальную выплату на погашение основного долга по жилищным кредитам (займам) за счет средств бюджета г.о. Тольятти в соответствии с долгосрочной целевой программой г.о. Тольятти «Молодой семье- доступное жилье» на 2011 -2015 годы, утвержденной постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 19.04.2011 года № 1186-п/1.
В остальных требованиях отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31.07.2014 года.
Председательствующий: