Дело № 2-2499/8-2022
46RS0030-01-2022-003255-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2022 года г. Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Масловой Л.А.,
с участием пом. прокурора ЦАО г. Курска Евсюкова А.В.
при секретаре Бобровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры ЦАО г. Курска в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №», Комитету образования города Курска о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов,
Установил:
Прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к ответчикам с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» на праве оперативного управления принадлежит здание детского сада по адресу: . Указанный объект в нарушение требований действующего законодательства в области противодействия терроризму до настоящего времени не оборудован системой охранной сигнализации, В связи с этим просит обязать МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» оборудовать указанный объект системой охранной сигнализации, обязать Комитет образования города Курска обеспечить финансирование МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» на выполнение указанных мероприятий.
В судебном заседании пом. прокурора Евсюков А.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» - заведующая Карамышева Л.М., просила об отказе в иске по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика – Администрации города Курска Городова О.Ю. просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика – комитета образования города Курска, будучи надлежаще уведомленным, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения участвующих лиц, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 названного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п.п. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В силу пп. 1, 4, 5, 6, 17, 25 указанных требований настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются: Министерством просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования. Перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, являются документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, и имеют пометку «Для служебного пользования», если им не присваивается в соответствии с законодательством Российской Федерации гриф секретности.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Помимо названных правовых актов требования к антитеррористической защищенности учреждений образования установлены п. 6.48 Свода правил СП 118.13330 2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 года № 635/10 (далее - СП 118.13330 2012), которым предусмотрено, что для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Выполнение требований указанного пункта СП 118.13330 2012 согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 года № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов…» и ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» является обязательным.
В судебном заседании установлено, что МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» на праве оперативного управления принадлежит здание детского сада по адресу: , которому решением комиссии о присвоении категории объекту (территории) Министерства просвещения Российской Федерации присвоена 3 категория опасности.
В настоящее время указанный объект в нарушение п.п. «а» п. 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006, п. 6.48 СП 118.13330.2012 не оборудован системой охранной сигнализации.
При таких обстоятельствах заявленные требования о возложении обязанности на МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» оборудовать указанный объект системой охранной сигнализации подлежат удовлетворению в полном объеме.
Отсутствие же финансирования, как на то указывает ответчик, не является основанием к отказу в проведении мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения в соответствии с установленными нормативными требованиями.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 и п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии с пп. 1.7, 1.8 Положения о комитете образования города Курска, утвержденного Решением Курского городского Собрания от 08.04.2014 № 75-5-РС, комитет от имени муниципального образования «Город Курск» осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений города Курска, находящихся в его ведении и является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете города Курска по отрасли «Образование».
Постановлением Администрации города Курска от 16 мая 2014 года № 1761 «Об установлении расходных обязательств комитета образования города Курска» установлено, что комитетом образования города Курска осуществляются следующие мероприятия, в том числе: текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений и жизнеобеспечивающих систем учреждений образования с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся; приобретение необходимого оборудования, предметов снабжения и расходных материалов для учреждений образования города Курска; проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности образовательных учреждений.
Постановлением Администрации города Курска от 15 октября 2018 года № 2384 утверждена муниципальная программа «Развитие образования в городе Курске на 2019-2024 годы», обеспечение выполнения которой возложено на комитет образования города Курска.
Пунктом 7.9 Программы предусмотрена организация работы по охране объектов специализированными охранными организациями, безопасная школа, охрана средствами охранной сигнализации, техническое обслуживание средств охраны объектов: «тревожных кнопок», кнопок экстренного вызова полиции за счет средств бюджета города Курска.
Анализ приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что на Комитет образования города Курска возложена обязанность по финансированию за счет средств бюджета мероприятий по оборудованию системой охранной сигнализации здания детского сада №.
При таких обстоятельствах, заявленные требования о возложении на комитет образования города Курска обязанности обеспечить финансирование МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» на оборудование указанного объекта системой охранной сигнализации подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» оборудовать указанный объект системой охранной сигнализации.
Обязать Комитет образования города Курска обеспечить финансирование МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» на выполнение мероприятий по оборудованию указанного объекта системой охранной сигнализации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца в Курский областной суд, через Ленинский районный суд города Курска со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено и может быть получено сторонами с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: