Судья Беспалов О.В. Дело № 2-249/13.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Троицкое 26 июля 2013 года
Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Беспалова О.В.,
при секретаре Басханджиевой Е.Г.,
с участием помощника прокурора Целинного района РК Мучаевой М.Э.,
представителя органа, чьё решение обжалуется ФИО1,
заинтересованного лица ФИО2,
его представителя ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Целинного района Республики Калмыкия в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным решения Собрания депутатов Бага-Чоносовского сельского муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия от 26 декабря 2012 года №67 "О назначении главы администрации Бага-Чоносовского сельского муниципального образования", линного района Республики Калмыкия
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Целинного района РК обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что 26 декабря 2012г. решением Собрания депутатов Бага-Чоносовского сельского муниципального образования Целинного района РК (далее по тексту – Бага-Чоносовское СМО) №67 ФИО2 назначен главой администрации Бага-Чоносовского СМО. Данное решение представительного органа местного самоуправления прокурор считает незаконным, поскольку согласно ч.1 ст.6 ФЗ №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с Уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Согласно Приложению №1 к Закону РК от 18 ноября 2009 года № 148-IV-З "О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в РК" должность главы администрации СМО относится к высшей группе должностей категории "руководители".
К числу квалификационных требований к должностям муниципальной службы категории "руководители" относятся наличие стажа работы на должности муниципальной службы предшествующей группы не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее пяти лет.
Проведённой проверкой установлено, что в нарушение указанных правовых норм ФИО2 назначен на должность главы администрации Бага-Чоносовского СМО при отсутствии стажа работы на должности муниципальной службы или стажа работы по специальности. 07 мая 2008 года ФИО2 присуждена квалификация <данные изъяты> В соответствии с выпиской из трудовой книжки ФИО2 по данной специальности не работал, стажа муниципальной службы не имеет. Назначение ФИО2 на должность главы администрации СМО свидетельствует о нарушении законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции.
ФИО2 являясь главой администрации Бага-Чоносовского СМО, руководит деятельностью администрации СМО по решению вопросов местного значения, в связи с чем затрагиваются интересы неопределённого круга лиц, проживающих на территории муниципального образования. В связи с этим прокурор района просит суд признать решение Собрания депутатов Бага-Чоносовского СМО от 26 декабря 2012г. № 67 "О назначении главы администрации Бага-Чоносовского СМО ФИО2" незаконным.
В судебном заседании помощник прокурора Мучаева М.Э. поддержала заявленное требование, по основаниям, указанным в заявлении, настаивая на его удовлетворении.
Представитель органа, чье решение обжалуется, - председатель Собрания депутатов Бага-Чоносовского СМО ФИО1 пояснил, что конкурс на замещение должности главы администрации Бага-Чоносовского СМО проводился с соблюдением требований законодательства о муниципальной службе. Документы, представленные ФИО2 конкурсной комиссии, проверялись. Кандидатура ФИО2 подходит по квалификационным требованиям. Нарушений закона при назначении ФИО2 на должность Главы администрации Бага-Чоносовского СМО, не допущено.
Заинтересованное лицо ФИО2 и его представитель ФИО3 возражали против удовлетворения заявления прокурора района и пояснили суду, что ФИО2 имеет высшее профессиональное образование по специальности <данные изъяты>" и общий стаж работы <данные изъяты> свыше 5 лет. Федеральное и региональное законодательство не содержит положений о том, что для квалификационных требований учёту подлежит стаж, приобретённый после получения диплома о высшем профессиональном образовании, в связи с чем в стаж работы преподавателя по специальности <данные изъяты>" засчитывается всё время работы преподавателем, в том числе и до получения высшего образования. В силу ст.2 ФЗ "О государственной службе", служба в органах внутренних дел является видом государственной службы. Согласно ст. 3 данного Закона к основным принципам государственной службы относится взаимосвязь государственной и муниципальной службы. Пункт 4 ст.5 ФЗ "О муниципальной службе" предусматривает учёт стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учёт стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы. В соответствии с п.4 ст. 25 этого же Закона в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях государственной гражданской службы, должностях правоохранительной службы. ФИО2 же в течение № проходил службу в органах внутренних дел.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного прокурором требования по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
В силу ч.2 ст.9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02 марта 2007г. № 25-ФЗ квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниями навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В силу ч.1 ст.16 указанного выше федерального Закона на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возрасте 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст.13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
Согласно ст.4 Закона Республики Калмыкия "О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия" от 18 ноября 2009 г. № 148-IV-З в число квалификационных требований к должностям муниципальной службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В число квалификационных требований к должностям муниципальной службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты", а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей муниципальной службы входит наличие высшего профессионального образования.
Квалификационные требования к стажу муниципальной службы и опыту работы по специальности устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей муниципальной службы для категорий "руководители" высшей, главной групп должностей муниципальной службы, а также категории "специалисты" высшей, главной и ведущей групп должностей муниципальной службы, "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей муниципальной службы - стаж работы на должности муниципальной службы предшествующей группы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;
Согласно Реестру должностей муниципальной службы в Республике Калмыкия (приложение №1 к Закону Республики Калмыкия "О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия" от 18 ноября 2009 г. № 148-IV-З) должность "глава администрации" относится к высшей группе должностей категории "руководители".
В соответствии с п.2 и п.4 ст.34 Устава Бага-Чоносовского СМО РК, принятого решением Собрания депутатов Бага-Чоносовского СМО РК 27 сентября 2011г. №35, главой администрации муниципального образования является лицо, назначаемое на должность главы администрации муниципального образования по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Собрания депутатов. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования устанавливается нормативным правовым актом Собрания депутатов.
По смыслу приведённых положений Закона, стаж работы по специальности для претендента на занятие должности муниципальной службы исчисляется с момента завершения обучения в учебном заведении и должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном заведении.
Вместе с тем, согласно диплому <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 присуждена квалификация <данные изъяты>
Из трудовой книжки ФИО2 следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал чабаном с/за "Балковский", с ДД.ММ.ГГГГ. служил в рядах Советской Армии, с ДД.ММ.ГГГГ принят скотником в с/з "Балковский", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал учителем физвоспитания Балковской средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в органах внутренних дел Калмыцкой АССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал художественным руководителем Балковского СДК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Элистинском педучилище, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учитель Балковской средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – член кооператива "Дизайн". С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вновь принят учителем Бага-Чоносовской средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принят в к/х "Мечта", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – председатель буддийской общины "Бага-Чонос", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - педагог Центра детского творчества, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – грузчик ООО "Антей-21", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – председатель буддийской общины "Бага-Чонос".
Таким образом, судом установлено, что ФИО2 не имеет необходимого пятилетнего стажа работы по специальности, поскольку после получения им высшего образования не работал по полученной им специальности.
В соответствии со ст.25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы).
Из смысла указанного положения Закона следует, что периоды работы на должностях правоохранительной службы включаются в общую продолжительность муниципальной службы, но не в специальный стаж, необходимый для назначения на должность Главы администрации СМО.
Так, согласно ст.4 Закона Республики Калмыкия "О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия" в число квалификационных требований к стажу муниципальной службы и опыту работы по специальности для категорий "руководители" высшей, главной групп должностей муниципальной службы, а также категории "специалисты" высшей, главной и ведущей групп должностей муниципальной службы, "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей муниципальной службы входит наличие стажа работы на должности муниципальной службы предшествующей группыне менее двух лет.
В реестре должностей, который является приложением № 1 к указанному Закону, указаны должности категории "руководители" высшей группы должностей, в которую входят: Глава администрации, Первый заместитель главы администрации, заместитель главы администрации, руководитель аппарата администрации. Данной группе предшествует главная группа должностей, в которую входят: председатель комитета (департамента, управления), начальник (заведующий) отдела (отделом)
При таких обстоятельствах, суд убеждён в том, что служба ФИО2 в органах внутренних дел может быть включена в общую продолжительность муниципальной службы, но не является специальным стажем, установленным ст.4 указанного Закона РК.
Вместе с тем, решением Собрания депутатов Бага-Чоносовского СМО РК от 26 декабря 2012г. № 67 ФИО2 назначен главой администрации Бага-Чоносовского СМО РК, несмотря на то, что в силу указанных обстоятельств не мог быть допущен к участию во втором туре конкурса на замещение должности главы администрации СМО, а в последующем назначен на указанную должность.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Собрание депутатов Бага-Чоносовского СМО РК, приняв решение о назначении ФИО2 на должность главы администрации Бага-Чоносовского СМО РК, допустило нарушения требований законодательства о муниципальной службе, в результате чего был назначен кандидат, не соответствующий квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством Республики Калмыкия о муниципальной службе. Данное нарушение требований законодательства свидетельствует о незаконности принятого Собранием депутатов Бага-Чоносовского СМО РК решения от 26 декабря 2012г. № 67 "О назначении Главы администрации Бага-Чоносовского СМО РК. В силу изложенного доводы представителя лица, чье решение обжалуется, заинтересованного лица и его представителя выдвинутые в обоснование несогласия с требованиями прокурора района, являются необоснованными.
В связи с указанными обстоятельствами, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Целинного района Республики Калмыкия удовлетворить.
Признать решение Собрания депутатов Бага-Чоносовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 26 декабря 2012г. №67 "О назначении Главы администрации Бага-Чоносовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия ФИО2" незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Целинный районный суд Республики Калмыкия.
Судья подпись
Копия верна
Судья Целинного
районного суда РК О.В. Беспалов