ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-249/18 от 02.10.2018 Большеулуйского районного суда (Красноярский край)

Дело №2-249/2018

24RS0009-01-2018-000283-48

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИО1 Улуй, Красноярский край 02 октября 2018 года

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,

при секретаре Доброхотовой С.Н.,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от 27 августа 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделу социальной защиты населения Администрации Большеулуйского района Красноярского края о признании незаконными действий при назначении жилищной субсидии, возложении обязанности по изменению порядка назначения субсидии и её перерасчёте

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 . обратился в суд с иском к отделу социальной защиты населения Администрации Большеулуйского района Красноярского края о признании незаконными действий в части проведения сравнения размера субсидии с фактически понесенными расходами семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг не по истечении двух сроков предоставления субсидий подряд, а по истечении каждого периода через 6 месяцев и возложении на ответчика обязанности проводить такое сравнение по истечении двух сроков.

ФИО2 просит признать незаконным отказ отдела социальной защиты населения Администрации Большеулуйского района в принятии от него платежных документов, подтверждающих факт приобретения (покупки) твёрдого топлива по рыночной цене и определение его фактических расходов на их покупку по цене, установленной Правительством Красноярского края расчётным путем, возложить на ответчика обязанность принимать у него платёжные документы, подтверждающие факт покупки твёрдого топлива по рыночной цене и на основании указанных документов определять его фактические расходы для предоставления субсидии.

ФИО2 просит признать незаконным назначение субсидии, определение её размера на оплату приобретения и доставки твёрдого топлива по цене, утверждённой Постановлением Правительства Красноярского края, в которую не включена стоимость доставки твёрдого топлива до потребителя, обязать ответчика назначать субсидию от дохода и субсидии Ветерана труда на приобретение и доставку твёрдого топлива на основании предоставляемых им документов.

ФИО2 просит обязать отдел социальной защиты населения администрации Большеулуйского района Красноярского края пересчитать ему размер субсидий исходя из рыночной стоимости твёрдого топлива, сложившейся в с.Большой Улуй за период с 2009 года по 2018 год включительно.

Требования мотивированы следующим. Истец, в том числе с 2009 года является получателем субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг на основании ст. 11 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года, N 13-2804, а с 05.11.2015 года в связи с присвоением ему звания "Ветеран труда" он получил право на получение субсидии по двум основаниям: как ветеран труда и на субсидию от дохода. У истца в доме печное отопление, он использует твёрдое топливо, которое покупает у предпринимателей по рыночной цене, но платёжные документы, подтверждающие факт покупки твёрдого топлива ответчик у него не принимает, в нарушение положений п.27 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные постановлением от 14.12.2005 г. N 761. Размер субсидии ему рассчитывают исходя из Постановления правительства Красноярского края, в которое не заложены расходы на доставку твёрдого топлива. В нарушение указанных Правил сравнение фактических расходов семьи с размером выплаченной субсидии ответчик производит не по истечение 2-х сроков подряд, а по истечение каждого периода предоставления субсидии. При этом сравнение производят не субсидии с фактическими расходами семьи, а сравнение субсидии предоставленной с размером субсидии, исчисленной по тарифам и нормативам, переплату, которой быть не может, с него удерживают при очередном предоставлении субсидии. Истец выдвигает указанные выше требования.

В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФИО3 относительно иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором ответчик признает тот факт, что истец ФИО2 является ветераном, неработающим пенсионером, является получателем субсидии по двум основаниям, предусмотренным Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Расчет размера предоставляемой истцу субсидии производится в соответствии с требованиями указанного Закона, а также Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761. Поскольку на территории Красноярского края до настоящего времени не установлены региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, размер субсидии на приобретение твёрдого топлива определяется согласно норм отпуска твёрдого топлива населению, установленных Постановлением Совета администрации Красноярского края от 21 января 2005 года № 17-п «Об утверждении порядка расчета отпуска твёрдого топлива населению в перерасчёте на уголь» и предельных цен на твёрдое топливо, установленных Правительством Красноярского края от 18 августа 2017 года № 655-П «Об утверждении предельных цен на твёрдое топливо, реализуемое гражданам, управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, Жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», которые для Большеулуйского района установлена в размере 674 рубля на 2018 год.

Кроме того, в настоящем судебном заседании представитель ответчика не оспаривала того факта, что сравнение размера предоставленной истцу субсидии с фактическими его расходами производится по истечение каждого периода предоставления субсидии, а не по истечение двух периодов подряд. Вместе с тем, представитель ответчика пояснила, что платёжные документы на приобретение твёрдого топлива истец ФИО2 в отдел социальной защиты населения не предоставляет, поскольку знает, что размер субсидии на твёрдое топливо ему исчисляется по установленным нормативам и не зависит от фактически понесённых им расходов на покупку дров.

Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, третье лицо о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.

В силу с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав стороны и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ коммунальные услуги включают в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ, действующей в редакции Федерального закона, действующей в редакции от 02 июня 2016 года № 175, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том численормативовнакопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации впорядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренныечастью 4 статьи 154настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Согласно ч.1 ст. 159 ЖК РФсубсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правиламчасти 6настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленногопрожиточного минимумамаксимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

В силу ч.4 ст.157 ЖК РФ субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленногочастью 1 статьи 155настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее «Правила»),

Приказом Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26.05.2006 были утверждены Методические рекомендациях по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

Приказом Минстроя России № 1037 и приказом Минтруда России № 857 от 30.12.2016 прежние методические рекомендации признаны утратившими силу, утверждены новые Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г.№ 761.

На основании п.20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).

В соответствии с п.21 Правил размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п.20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).

В силу п.21 Правил размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п.27 Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.

Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.

В силу п.27(1) Правил уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня представления получателем субсидии документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производит сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий.

В силу п.27(2) Правил в случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.

В силу п.49 Правил в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в Методических рекомендациях по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26.05.2006, согласно которым сравнение размера субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг может осуществляться различными способами в зависимости от технических и организационных возможностей:

в течение субсидируемого месяца;

в следующем месяце, после субсидируемого месяца;

по окончании срока предоставления субсидии - за весь период предоставления субсидии (пункт 93).

При превышении размера субсидии над фактическими расходами необоснованно полученные в качестве субсидии за предыдущий месяц средства засчитываются в счет субсидии за следующий месяц, а при отсутствии права на получение субсидии в следующем месяце эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет (пункт 94).

Аналогичные положения закреплены и в Методических рекомендациях, утверждённых Приказом Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2016, согласно пункту 88 которых сравнение размера субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рекомендуется осуществлять различными способами в зависимости от технических и организационных возможностей:

88.1. по окончании срока предоставления субсидии - за весь период предоставления субсидии;

88.2. по окончании второго срока предоставления субсидии, в течение которого заканчивается отопительный период - суммарно за два срока предоставления субсидии, при условии, что субсидия предоставляется только во время отопительного периода, либо если для отопления используется в качестве основного вида топлива твердое топливо (при наличии печного отопления), электроэнергия (при наличии электрических отопительных приборов) или газ (при наличии газовых отопительных приборов).

В случае если субсидия на второй срок подряд не предоставлялась, сравнение рекомендуется производить за один период предоставления субсидии после его окончания.

При этом если первый срок предоставления субсидии заканчивается в отопительный период, рекомендуется такое сравнение производить в общем порядке; второй срок предоставления субсидии, в котором начнется новый отопительный период, будет приниматься за первый.

Субсидии, приходящиеся на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного отопления), рекомендуется перечислять (выплачивать) за весь срок предоставления субсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.

89. При превышении размера субсидии над фактическими расходами необоснованно полученные в качестве субсидии за предыдущий месяц средства рекомендуется засчитывать в счет субсидии за следующий месяц, а при отсутствии права на получение субсидии в следующем месяце эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет.

В Красноярском крае размеры региональных стандартов органами государственной власти края не установлены, а действует Закон Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон Красноярского края).

Согласно ст.2 Закона Красноярского края ветеранам труда, указанным в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", после назначения им страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" предоставляются субсидии в размере 50 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «г» ст. 11 Закона Красноярского края собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) имеют право на субсидии, предоставляемые с учетом их доходов.

Согласно п.2 ст. 12 Закона Красноярского края субсидии, предусмотренные статьей 11 настоящего Закона, предоставляются гражданам после предоставления субсидий, указанных в статьях 2 - 8, 8.2, 9, 10.1 настоящего Закона.

Согласно п.п.1, 3 ст.15 Закона Красноярского края N 13-2804 субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, предоставляются независимо от дохода граждан. Размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, определяется как разница между размером оплаты жилья и коммунальных услуг, начисленным заявителю, и размером собственных расходов, рассчитанным исходя из максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина).

Согласно ст. 18.1 Закона Красноярского края при определении размера субсидий и дополнительных мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предусмотренных настоящим Законом, предоставляемых в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, до утверждения органом государственной власти края нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отдельных услуг (холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод, тепловая энергия) применяются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления в отношении соответствующих коммунальных услуг.

Согласно п.1 ст. 19 Закона Красноярского края заявителям, проживающим в домах, не подключенных к централизованной системе отопления и имеющих печное отопление, размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, на оплату приобретения и доставки твердого топлива (кроме угля) определяется в соответствии с расчетом отпуска твердого топлива населению в перерасчете на уголь в порядке, установленном Правительством края.

Согласно ст.22 Закона Красноярского края орган местного самоуправления принимает решение о продлении срока предоставления субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, на очередной срок, указанный в пункте 6 статьи 14 настоящего Закона, семьям, состоящим из неработающих пенсионеров и (или) инвалидов, имеющих I или II группу инвалидности, а также инвалидам, признанным до 1 января 2010 года имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III, II степени, до очередного переосвидетельствования и (или) несовершеннолетних детей, одиноко проживающим неработающим пенсионерам или инвалидам, имеющих I или II группу инвалидности, а также инвалидам, признанным до 1 января 2010 года имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III, II степени, до очередного переосвидетельствования без истребования каких-либо документов.

Согласно п.2 ст. 1 указанного Закона исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по назначению (отказу в назначении) мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2-11 Закона края от 17 декабря 2004 года №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», в том числе, в соответствии с подпунктом «д», осуществлять расчет (перерасчет) размера субсидий и мер социальной поддержки.

Как было указано выше, при отсутствии утверждённого регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг применению к спорным отношениям подлежат Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2012 года № 729-п «Об утверждении предельных цен на топливо твёрдое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», а также Постановление Совета администрации Красноярского края от 21.01.2005 года № 17-п «Об утверждении Порядка расчета твердого топлива населению в пересчете на уголь», в соответствии с которыми размер субсидии на твёрдое топливо подлежит определению не по фактическим затратам лица, претендующего на получение субсидии, а расчетным способом с применением нормативов и цен, определённых указанными нормативными актами.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан" контроль исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляет министерство социальной политики Красноярского края.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона Красноярского края N 11-5397 исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по назначению (отказу в назначении) мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2 - 11 Закона края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", в том числе, в соответствии с подпунктом "д", осуществлять расчет (перерасчет) размера субсидий и мер социальной поддержки.

В настоящем судебном заседании установлено, что истец ФИО2 совместно с супругой, оба неработающие пенсионеры, проживают в собственном жилом доме, имеющим площадь 43,7 кв.м., состоящем из двух комнат, с печным отоплением. Для отопления помещения истец использует дрова, пользуется такими видами коммунальных услуг, как электроснабжение, холодное водоснабжение из уличной водоразборной колонки, газоснабжение в баллонах.

ФИО2 с 05.11.2015 года имеет статус «Ветеран труда». В соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», пользуется льготой в виде 50 процентов оплаты коммунальных услуг и правом на получение субсидии на основании ст.11 Закона Красноярского края, начисляемой в зависимости от доходов плательщика услуг. По истечение каждого периода, в который истцу ФИО2 назначалась субсидии, ОСЗН Администрации Большеулуйского района производит сравнение уже предоставленной ФИО2 субсидии с его фактическими расходами на жилищно-коммунальные услуги в пределах установленных нормативов потребления и стоимости коммунальных услуг без истребования документов о понесенных истцом фактических расходов на приобретение твёрдого топлива.

Эти обстоятельства сторонами в настоящем судебном заседании не оспариваются, подтверждаются справкой Большеулуйской сельской администрации от 21 февраля 2006 года о том, что жилой дом, находящийся по адресу:<адрес>, принадлежит ФИО2 с 1978 года по настоящее время (л.д.62); свидетельством о государственной регистрации права собственности ФИО2 на указанный жилой дом, имеющий площадь 43,7 кв.м., (л.д.63); протоколом назначения жилищной субсидии от 28.12.2003 года (л.д.64), от 29 апреля 2014 года (л.д.66), от 25 сентября 2017 года (л.д.67).

Правильность арифметического расчета размера назначаемых ему субсидий исходя из нормативов потребления и установленного норматива стоимости каждого вида жилищно-коммунальных услуг ФИО2 не оспаривает, ссылаясь лишь на неправильное, по его мнению, применение ответчиком норм действующего законодательства, регламентирующего спорные правоотношения в части периода, за который должно производиться сравнение субсидии с фактическими расходами на приобретение твёрдого топлива, и в части расчета субсидии на приобретение твёрдого топлива не по рыночной цене и без учета его доставки.

Однако такие доводы истца являются несостоятельными.

При рассмотрении требования истца в части определения размера субсидии на приобретение твёрдого топлива и его доставки суд исходит из следующего.

.

В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В Красноярском крае размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг органами государственной власти края не установлены, в связи с чем, действует Закон края от 17.12.2004 № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" вступивший в законную силу 8 января 2005 года и Правила предоставления субсидий..., утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, в части, не противоречащей нормам Закона края, указанным в пункте 2 статьи 12, пункте 6 статьи 14, статьях 15, 16, 18, 19, 23, 24, поскольку организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в силу п. п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 19. Закона Красноярского края № 13-2804, устанавливающий особенности исчисления размера субсидии на твёрдое топливо, заявителям, проживающим в домах, не подключенных к централизованной системе отопления и имеющих печное отопление, размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, на оплату и приобретения, и доставки твердого топлива (кроме угля) определяется в соответствии с расчетом отпуска твердого топлива населению в перерасчете на уголь в порядке, установленном Правительством края.

При отсутствии утвержденного регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг применению к спорным правоотношениям подлежат Постановления Правительства Красноярского края, которыми ежегодно устанавливались предельные цены на твёрдое топливо.

Применительно к спорному периоду такие постановления были приняты

Постановлением Совета администрации Красноярского края от 29 декабря 2007 года № 513-п были утверждены предельные цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, которые для Большеулуйского района составили для швырка всех групп пород 376 рублей 00 копеек, в том числе доставка 104 рубля 56 копеек, для чурок всех групп пород 325 рублей, в том числе доставка 104 рубля 56 копеек.

Постановлением от 17 марта 2009 года № 117-п были утверждены предельные цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, которые для Большеулуйского района составили для щвырка всех групп пород 433 рубля 30 копеек, в том числе доставка 116 рублей 82 копейки, для чураков всех групп пород 365 рублей 54 копейки, в том числе доставка 116 рублей 82 копейки. Постановление от 29 декабря 2007 года № 513-п в части ранее установленных цен было признано утратившим силу.

Постановлением от 27 января 2010 года № 34-п были утверждены предельные цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, которые для Большеулуйского района составили для щвырка всех групп пород 433 рубля 30 копеек, в том числе доставка 116 рублей 82 копейки, для чураков всех групп пород 365 рублей 54 копейки, в том числе доставка 116 рублей 82 копейки.

Постановлением от 28 декабря 2010 года № 668-п были утверждены предельные цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, которые для Большеулуйского района составили для швырка всех групп пород 480 рублей 53 копейки, в том числе доставка 129 рублей 55 копеек, для чураков всех групп пород 405 рублей 39 копеек, в том числе доставка 129 рублей 55 копеек. В Постановление от 27 января 2010 года № 34-п в части ранее установленных цен были внесены соответствующие изменения.

Постановлением от 27 декабря 2012 года № 729-п были утверждены предельные цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, которые для Большеулуйского района составили для швырка всех групп пород 545 рублей 88 копеек, для чураков всех видов пород 460 рублей 52 копейки, Постановление от 27 января 2010 года № 34-п и Постановлением от 28 декабря 2010 года № 668-п в части ранее установленных цен были признаны утратившими силу.

Постановлением от 27 августа 2014 года № 380-п были утверждены предельные цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, которые для Большеулуйского района составили для швырка всех групп пород 575 рублей 36 копеек, для чураков всех видов пород 485 рублей 39 копеек, Постановление от 27 декабря 2012 года № 729-п в части ранее установленных цен были признаны утратившими силу.

Постановлением от 12 августа 2015 года № 438-п были утверждены предельные цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, которые для Большеулуйского района составили для швырка всех групп пород 618 рублей 51 копейка, для чураков всех групп пород 521 рубль 79 копеек, Постановление от 27 августа 2014 года № 380-п в части ранее установленных цен были признаны утратившими силу.

Постановлением от 18 августа 2016 года № 412-п были утверждены предельные цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, которые для Большеулуйского района составили для швырка всех групп пород 661 рубль 19 копеек, для чураков всех групп пород 557 рублей 79 копеек, Постановление от 27 августа 2014 года № 380-п в части ранее установленных цен были признаны утратившими силу.

Постановлением от 02 ноября 2017 года № 655-п были утверждены предельные цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, которые для Большеулуйского района составили для швырка всех групп пород 674 рубля 41 копейка, для чураков всег групп пород 568 рублей 95 копеек, Постановление от 18 августа 2016 года № 412-п в части ранее установленных цен были признаны утратившими силу.

Анализ изложенных выше нормативных актов, устанавливающих предельные цены на топливо в различные периоды, относящиеся к спорному, в совокупности с тем, что полномочиями по установлению предельных цен на топливо обладают субъекты Российской Федерации, в совокупности с отсутствием иных нормативных актов, регламентирующих порядок ценообразования на твердое топливо, включая его доставку, свидетельствуют о том, что в них цена на твёрдое топливо установлена уже с учетом его доставки до потребителя.

Согласно указанным выше постановлениям, а также согласно Постановлению Совета администрации Красноярского края от 21.01.2005 года № 17-п «Об утверждении Порядка расчета твердого топлива населению в пересчете на уголь», размер субсидии на твёрдое топливо подлежит определению не по фактическим затратам лица, претендующего на получение субсидии, а расчетным способом с применением нормативов и цен, определённых указанными нормативными актами.

При субсидировании семьи ФИО2 . не подлежат применению Положения п. 95 Методических рекомендаций по применению вышеуказанных Правил, утвержденных Приказом Минрегиона России N 58, Минздравсоцразвития России N 403 (п.90 Методических рекомендаций, утверждённых Приказом Минстроя России № 1037/приказом Минтруда России № 857 от 30.12.2016), в части того, что покупка твердого топлива и/или баллонов со сжиженным газом подтверждается кассовым или товарным чеком, так как гражданам, проживающим на территории Красноярского края субсидии на приобретение твердого топлива предоставляются без подтверждения фактических расходов на его покупку, в соответствии с алгоритмом расчета: площадь субсидирования, нормы отпуска твердого топлива и предельные цены на твердое топливо, установленные Правительством края.

Поскольку действия ответчика в части определения размера субсидии без учета его рыночной стоимости, а в пределах нормативов, установленных нормативными документами, действующими на территории Красноярского края, являются правильными, иск в этой части удовлетворению не подлежит.

Не подлежит в связи с этим удовлетворению и исковое требование истца о признании незаконным отказа отдела социальной защиты населения Администрации Большеулуйского района в принятии от него платежных документов, подтверждающих факт приобретения (покупки) твёрдого топлива по рыночной цене и возложении на ответчика обязанность принимать у него платёжные документы, подтверждающие факт покупки твёрдого топлива по рыночной цене и на основании указанных документов определять его фактические расходы для предоставления субсидии.

Более того, каких-либо доказательств, подтверждающих тот факт, что истец такие документы в Отдел социальной защиты предоставлял и их там принимать отказались, истец суду не представил, пояснил, что такие документы он не предоставляет, т.к. их к расчету не принимают.

При рассмотрении требования истца в части признания незаконными действий ответчика и возложении на него обязанности производить сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг по истечение двух сроков подряд, суд исходит из следующего.

Действительно, пунктом 27(1) Правил предусмотрено, что уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня представления получателем субсидии документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производит сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий. При этом сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий, использующих для отопления жилого помещения в качестве основного вида топлива твердое топливо (при наличии печного отопления), электроэнергию (при наличии электрических отопительных приборов) или газ (при наличии газовых отопительных приборов), а также получателей субсидий, осуществляющих в установленном порядке оплату коммунальной услуги отопления только во время отопительного периода по факту потребления тепловой энергии с использованием показаний приборов учета, производится уполномоченным органом суммарно за 2 срока предоставления субсидий подряд по окончании второго срока предоставления субсидий, в течение которого заканчивается отопительный период. В случае если субсидия на второй срок подряд не предоставлялась, сравнение производится за один период предоставления субсидии после его окончания.

Однако суд отмечает, что указанная норма в части сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий, использующих для отопления жилого помещения в качестве основного вида топлива твердое топливо, исходя из её буквального толкования, подлежит применению в тех случаях, когда размер субсидии определяется от фактических затрат на данный вид коммунальной услуги при установленных региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, но не расчётным способом, как это имеет место в Красноярском крае в связи с отсутствием утвержденного регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, как уже было отмечено выше.

Действия ответчика по сравнению ранее предоставленной субсидии с фактическими затратами семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления и тарифов по окончании каждого периода, на который предоставлена субсидия, действующему законодательству не противоречит.

Анализ действующего законодательства позволяют суду придти к выводу о том, что действия ответчика по порядку определения размера субсидии истцу ФИО4 являются законными и обоснованными, а требования истца основаны на неверном толковании норма материального права.

Поскольку порядок расчета субсидии не нарушен, постольку и требования истца о возложении на ответчика обязанности пересчитать ему размер субсидий исходя из рыночной стоимости твёрдого топлива, сложившейся в с.Большой Улуй за период с 2009 года по 2018 год включительно, удовлетворению не подлежат.

При этом заслуживает внимания и довод представителя ответчика о применении к требованиям истца срока исковой давности, который в силу статей 196 и 200 ГК РФ составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

ФИО2 о нарушении своего права мог узнать каждые полгода в период назначения субсидии на очередной период, в суд он обратился 03 августа 2018 года. По отношении к требованиям, предшествующим 03 августа 2015 года иск не может быть удовлетворён и в связи с пропуском истцом срока исковой давности.

При этом его доводы о том, что все эти годы он осуществляет защиту своих прав в судебном порядке, а поэтому срок нельзя считать пропущенным, являются несостоятельными. Обращения ФИО2 в суд с исками, по которым Большеулуйским районным судом принимались решения 14 апреля 2011 года, 16 мая 2013 года, 13 декабря 2013 года, 07 июля 2014 года, 26 января 2015 года, от 20 июня 2016 года, от 16 февраля 2018 года рассматривались требования истца ФИО2 к ответчику отделу социальной защиты населения Администрации Большеулуйского района о перерасчете субсидии в конкретный период её получения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в иске ФИО2 к Отделу социальной защиты населения Администрации Большеулуйского района Красноярского края о признании незаконными действий при назначении жилищной субсидии, возложении обязанности по изменению порядка назначения субсидии и её перерасчёте.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 08 октября 2018 года.

Судья: