ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-249/18МОТИВИ от 08.10.2018 Коношского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-249/18 Мотивированное решение29RS0007-01-2018-000361-86 изготовлено 8 октября 2018 года РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

4 октября 2018 года п. Коноша

Коношский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Никановской И.А.,

при секретаре Шутеевой С.А.,

с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице Вельского территориального отдела Черняева В.Н.,

представителя ответчика администрации МО «Коношский муниципальный район» Орлиной И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице Вельского территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» о возложении обязанности организовать круглогодичное водоснабжение населения д.Папинская муниципального образования "Тавреньгское" Коношского района Архангельской области питьевой водой,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице Вельского территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к администрации МО «Коношский муниципальный район» о возложении обязанности организовать водоснабжение населения д.Папинская МО "Тавреньгское" Архангельской области питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Исковые требования мотивировали тем, что Вельским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области по обращению депутата муниципального Совета МО «Ерцевское» Науменко Г.А. на отсутствие питьевой воды в сетях централизованного холодного водоснабжения в д. Папинская (территория МО «Тавреньгское») проведено административное расследование в отношении МУП «Ерцевские теплосети» (определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно представленной в рамках проведенного административного расследования информации было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Коношский муниципальный район» и МУП «Ерцевские теплосети» было заключено соглашение о взаимодействии сторон в случае введения режима повышенной готовности на территории МО «Коношский муниципальный район» в отношении объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и водоснабжению населения. МУП «Ерцевские теплосети» будет осуществлять эксплуатацию объектов, в том числе на территории Коношского муниципального района, в том числе буровой скважины и водозаборных сооружений по адресу: Архангельская область, Коношский муниципальный район, МО «Тавреньгское», д. Папинская только в случае введения режима чрезвычайной ситуации. На момент осмотра территории д. Папинская ДД.ММ.ГГГГг. в период с 10 час. 30 мин. до 11час. 20мин. деятельность МУП «Ерцевские теплосети» по организации водоснабжения населения не осуществляется, буровая скважина не эксплуатируется, вода в системе водоснабжения отсутствует. По имеющейся информации скважина может эксплуатироваться исключительно в летний период, при понижении температуры из-за малого разбора воды происходит замерзание воды в водонапорной башне. Отсутствие водоснабжения для населения в д. Папинской МО «Тавреньгское» Коношского района, вызвано тем, что имеющаяся водонапорная башня не приспособлена для эксплуатации в зимний период. В результате чего, местным жителям, особенно в зимний период времени, приходится использовать воду из открытого источника водоснабжения - из реки. Полагают, что ответчиком не приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в обеспечении населения д.Папинская Коношского района питьевой водой. В результате бездействия администрации МО «Коношский муниципальный район» население в д. Папинская МО «Тавреньгское» Коношского района не имеют водоснабжения из надлежащим образом оборудованного источника водоснабжения в течение всего календарного года.

Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице Вельского территориального отдела Черняев В.Н. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил

обязать администрацию МО «Коношский муниципальный район» организовать водоснабжение населения д.Папинская муниципального образования "Тавреньгское" Коношского района Архангельской области питьевой водой в течении всего календарного года. Поддержал требования по доводам изложенным в иске. Не возражает установить срок для исполнения решения до 1 января 2019 года

Представитель ответчика - администрации МО «Коношский муниципальный район» Орлина И.Л. в судебном заседании уточненные исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Дополнила, что в настоящее время в деревне Папинская Коношского района оборудована скважина силами ТОС «Хмельники», которая пока не введена в эксплуатацию, работает в тестовом режиме. Указанная скважина должна будет снабжать питьевой водой население деревни в течении всего календарного года. Просит установить срок для исполнения решения до 1 января 2019 года

Представитель третьего лица - МУП «Ерцевские теплосети» администрации МО «Коношский муниципальный район» Гахраманов Ш.О. в судебном заседании не присутствовал о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого исследованного доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительств РФ от 30.06.2004 № 322.

В судебном заседании установлено, что Вельским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области проведено административное расследование в отношении МУП «Ерцевские теплосети» в ходе которого было выявлено, что централизованная система холодного водоснабжения в д.Папинская Коношского района в зимний период времени отсутствует, водоснабжение осуществляется путем забора воды жителями из частных колодцев и реки. Скважина может эксплуатироваться исключительно в летний период, при понижении температуры из-за малого разбора воды, происходит замерзание воды в водонапорной башне.

Таким образом, установлено отсутствие организации водоснабжения для населения в д.Папинской МО «Тавреньгское» Коношского района Архангельской области, поскольку водонапорная башня не приспособлена для эксплуатации в зимний период (замерзает), указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, пояснениями сторон и не опровергаются стороной ответчика.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Коношский муниципальный район» и МУП «Ерцевские теплосети» заключено соглашение о взаимодействии сторон в случае введения режима повышенной готовности на территории МО «Коношский муниципальный район» в отношении объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и водоснабжению населения, из которого следует, что МУП «Ерцевские теплосети» отвечает за организацию централизованного водоснабжения в д. Папинская только на период чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 131 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

На основании пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2007 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

В силу п.1 ч.1 ст.6 ФЗ от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 1.1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные на территории сельского поселения, осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 23 вышеуказанного Федерального закона предусматривается, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

На основании части 9 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют "централизованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, судом при рассмотрении дела установлен факт не соблюдения администрацией МО «Коношский муниципальный район» норм действующего законодательства по организации обеспечения водоснабжением населения в д.Папинская Коношского района, не обеспечение населения питьевой водой в течение всего календарного года в достаточном количестве для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, что приводит к нарушению прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. ст. 41, 42 Конституции РФ.

С учетом изложенного, исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице Вельского территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Коношский муниципальный район» о возложении обязанности организовать круглогодичное водоснабжение населения д.Папинская МО "Тавреньгское" Коношского района Архангельской области питьевой водой подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Сторонами в судебном заседании согласован срок исполнения решения суда - до 1 января 2019 года. Исходя из фактических обстоятельств дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 01 января 2019 года.

В соответствии с подп. 13 и 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице Вельского территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» о возложении обязанности организовать круглогодичное водоснабжение населения д.Папинская муниципального образования "Тавреньгское" Коношского района Архангельской области питьевой водой - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Коношский муниципальный район» в срок до 1 января 2019 года организовать водоснабжение населения д.Папинская муниципального образования "Тавреньгское" Коношского района Архангельской области питьевой водой в течении всего календарного года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд Архангельской области.

Председательствующий И.А.Никановская