РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2013 года город Иркутск
Иркутский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Титенкова В.В., при секретаре Чичигиной А.А., с участим прокурора –помощника военного прокурора Иркутского гарнизона капитана юстиции ФИО1, в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению заместителя военного прокурора Иркутского гарнизона майора юстиции ФИО2 в защиту интересов военнослужащего войсковой части <...> ФИО3 об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командующего войсками Центрального военного округа, командира войсковой части <...> и руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Минобороны России», связанных с выплатой заявителю ежемесячной процентной надбавки за военную службу в отдаленной местности в меньшем размере,
установил:
Заместитель военного прокурора Иркутского гарнизона обратился в суд с заявлением, указал, что прокуратурой гарнизона была проведена проверка обращения военнослужащего войсковой части <...> Якушевского по вопросу неполного обеспечения денежным довольствием.
Автор заявления отмечает, что в ходе проверки установлено, что ФИО3 с 03 апреля 2007 года проходит военную службу в войсковой части <...>, в 2013 году эта воинская часть получила условное наименование войсковая часть <...>, которая дислоцирована в <...>, с 03 апреля 2012 года у него возникло право на обеспечение денежным довольствием с учетом ежемесячной процентной надбавки за службу в отдаленной местности в размере 50%, однако, заявителю с 03 апреля 2012 года по 30 июня 2013 года денежное довольствие выплачивается с учетом процентной надбавки за военную службу в отдаленной местности в размере 40% (далее надбавка).
Далее Шуляк сообщает, что бездействие командира войсковой части <...> по не изданию проектов приказов Министра обороны Российской Федерации и командующего войсками Центрального военного округа (далее ЦВО) об установлении Якушевскому надбавки в размере 50% с 03 апреля 2012 года по 30 июня 2013 года и выплате заявителю данной надбавки за указанное время, бездействие Министра обороны Российской Федерации и командующего войсками ЦВО по не изданию приказов об установлении и выплате Якушевскому надбавки в размере 50% за период с 03 апреля 2012 года по 31 декабря 2012 года и с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года соответственно, действия руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Минобороны России» (далее ЕРЦ) по не обеспечению Якушевского денежным довольствием с учетом надбавки в размере 50% за период с 03 апреля 2012 года по 30 июня 2013 года нарушают нормы федерального законодательства, тем самым нарушают права и свободы Якушевского на обеспечение денежным довольствием в установленных размерах.
Прокурор считает, что действующим законодательством обязанность полного и своевременного обеспечения Якушевского денежным довольствием возложена на Министра обороны Российской Федерации, командующего войсками ЦВО, руководителя ЕРЦ, которое и создано для решения задач полного и правильного обеспечения военнослужащих ВС России денежным довольствием и командира войсковой части <...>, где проходит военную службу по контракту ФИО3.
Полагая, что права Якушевского были нарушены, прокурор просит суд признать незаконными бездействия: командира войсковой части <...>, в части не направления им в адрес вышестоящего командования проектов приказов Министра обороны Российской Федерации и командующего войсками ЦВО об установлении Якушевскому надбавки в размере 50% с 03 апреля 2012 года по 31 декабря 2012 года и с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года соответственно и выплате данной надбавки; Министра обороны Российской Федерации и командующего войсками ЦВО в части неиздания приказов об установлении Якушевскому надбавки в размере 50% с 03 апреля 2012 года по 31 декабря 2012 года и с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года соответственно и выплате данной надбавки; признать незаконными действия руководителя ЕРЦ по выплате Якушевскому денежного довольствия с учетом надбавки в размере 40% с 03 апреля 2012 года по 30 июня 2013 года, обязать: командира войсковой части <...> направить Министру обороны Российской Федерации и командующему войсками ЦВО проекты приказов об установлении Якушевскому надбавки в размере 50% с 03 апреля 2012 года по 31 декабря 2012 года и с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года соответственно; Министра обороны Российской Федерации и командующего войсками ЦВО издать приказы об установлении Якушевскому надбавки в размере 50% с 03 апреля 2012 года по 31 декабря 2012 года и с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года соответственно и о выплате заявителю надбавки в этом размере; руководителя ЕРЦ произвести перерасчет и выплату Якушевскому денежного довольствия с учетом надбавки в размере 50% к денежному довольствию с 03 апреля 2012 года по 30 июня 2013 года.
В судебное заседание надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства не прибыли заявитель, Министр обороны Российской Федерации, командующий войсками ЦВО, командир войсковой части <...> и руководитель ЕРЦ.
Военный суд ходатайства заявителя, представителей Министра обороны РФ, командующего войсками ЦВО, руководителя ЕРЦ и командира войсковой части <...>, о рассмотрении данного гражданского дела без их участия, удовлетворил.
В судебном заседании прокурор требования заявления поддержал и отметил, что права Якушевского на обеспечение денежным довольствием с учетом надбавки в размере 50%, а не 40%, как ему выплачивается, нарушаются с 03 апреля 2012 года по 30 июня 2013 года, то нарушение прав заявителя является длящимся.
При этом прокурор представил в суд расчет суммы невыплаченного Якушевскому денежного довольствия с учетом недоплаченной надбавки в размере 10% за период с 03 апреля 2012 года до 30 июня 2013 года.
Представитель Министра обороны РФ и командующего войсками ЦВО П. в своих возражениях требования заявления не признал и сообщил, что прокурор пропустил трехмесячный срок обращения с заявлением в суд и не представил доказательств уважительности причин пропуска такого срока, эти обстоятельства сами по себе являются законным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Представитель руководителя ЕРЦ Б. в своих возражениях указала, что требования заявления не признает и просит отказать в их удовлетворении, так как в базе данных ЕРЦ имеются данные о том, что Якушевскому с 01 января 2012 года по настоящее время денежное довольствие выплачивается с учетом надбавки в размере 40%.
Далее она отмечает, что именно кадровые органы Минобороны России обязаны своевременно вносить в базу данных ПО «Алушта» приказы Министра обороны на начисление и выплату военнослужащим денежного довольствия в установленных размерах.
Командир войсковой части <...> свои возражения в суд на заявление не представил.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Статья 12 названного закона определяет, что военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Согласно частям 24 и 25 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" 306-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок.
Размеры коэффициентов и процентных надбавок, указанных в части 24 настоящей статьи, и порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом в состав денежного довольствия, на которое начисляются коэффициенты и процентные надбавки, входят:
1) оклад по воинскому званию;
2) оклад по воинской должности;
3) ежемесячная надбавка за выслугу лет;
4)ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс);
5) ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
6) ежемесячная надбавка за особые условия военной службы.
Из копии выписки из приказа командира войсковой части <...> от 03 апреля 2007 года № по строевой части следует, что с этой даты ФИО3 в связи с заключением первого контракта о прохождении военной службы зачислен в списки личного состава данной воинской части, поставлен в ней на все виды обеспечения и назначен на соответствующую воинскую должность.
Факт прохождения Якушевским военной службы с даты, указанной в предыдущем абзаце и до настоящего времени, подтверждается копией нового контракта Якушевского, этот контракт заключен до 02 апреля 2015 года.
Согласно расчетным листкам ЕРЦ о начислении и выплате Якушевскому денежного довольствия с апреля 2012 года по 30 июня 2013 года включительно это довольствие выплачено заявителю с учетом надбавки в размере 40%.
Анализируя вышеизложенные документы и положения постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или климатическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях», которым к денежному довольствию военнослужащих применяются надбавки до 50%, отнесена Иркутская область, в частности <...> район, в этом районе надбавка установлена в размере 10% за первый год стажа (военной службы) и дальнейшее увеличение размера надбавки за каждый год на 10%, но не более 50%, военный суд находит, что у Якушевского право на обеспечение денежным довольствием с учетом надбавки в размере 50% к денежному довольствию возникло с 03 апреля 2012 года, невыплата ему денежного довольствия с 03 апреля 2012 года по 30 июня 2013 года с учетом надбавки в размере 50%, является незаконной.
Факт обеспечения военнослужащих войсковой части <...> с февраля 2012 года денежным довольствием через ЕРЦ является общеизвестным и доказыванию не подлежит.
Согласно приказу Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 года №3733 и решению заместителя Министра обороны России от 14 мая 2013 года командующему войсками ЦВО с 01 июня 2013 года предоставлено право издания приказов по строевой части, установления подчиненным военнослужащим размеров и составов денежного довольствия.
Несмотря на то, что командир войсковой части <...> представил в суд проекты приказов Министра обороны РФ об установлении и выплате Якушевскому с 01 января 2012 года, и с 01 января 2013 года надбавки в размере 50%, однако доказательств о том, что эти проекты приказов фактически были направлены и поступили к вышестоящему командиру суду не предоставлено, поэтому военный суд считает, что командир войсковой части <...> проявил бездействие в части полного обеспечения заявителя установленным размером денежного довольствия.
В связи с вышеизложенным военный суд признает, что бездействие указанного командира в свою очередь повлекло за собой бездействие Министра обороны РФ и командующего войсками ЦВО в части неиздания приказов об установлении Якушевскому надбавки в размере 50% с 03 апреля 2012 года по 31 декабря 2012 года и с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года соответственно.
Поэтому военный суд вышеуказанное бездействие командира войсковой части <...>, Министра обороны РФ и командующего войсками ЦВО признает незаконным и нарушающим права и свободы заявителя на полное обеспечение денежным довольствием.
Кроме того, военный суд признает действия руководителя ЕРЦ по выплате Якушевскому денежного довольствия за период с 03 апреля 2012 года по 30 июня 2013 года включительно с учетом надбавки 40%, а не 50%, незаконными и нарушающими права и свободы заявителя.
Военный суд обязывает командира войсковой части <...>, Министра обороны РФ, командующего войсками ЦВО и руководителя ЕРЦ восстановить нарушенные права заявителя путем издание проектов приказов об установлении и выплате Якушевскому с 03 апреля 2012 года по 30 июня 2013 года включительно надбавки в размере 50%, подписания Министром обороны РФ и командующим войсками ЦВО данных приказов, руководителя ЕРЦ выплатить Якушевскому разницу между невыплаченной надбавкой в размере 50% и выплаченной надбавкой в размере 40% за период с 03 апреля 2012 года по 30 июня 2013 года включительно.
Определяя конкретную сумму, военный суд исходит из расчета, представленного в суде прокурором, в котором полно и обоснованно приведен механизм расчетов и исходные данные, положенные в основание данных расчетов, общая сумма, которая указана в этом расчете, составляет <...> руб. с учетом 13% удержанного налога на доходы физических лиц, которую находит необходимым взыскать с ЕРЦ в пользу заявителя.
Оценивая доводы представителя Министра обороны РФ и командующего войсками ЦВО о том, что прокурор пропустил трехмесячный срок обращения с заявлением в суд и не представил доказательств уважительности причин пропуска такого срока, военный суд находит позицию П. не основанной на нормах действующего законодательства, так как нарушение прав и свобод Якушевского продолжается с 03 апреля 2012 года, это нарушение Минобороны России указанных прав заявителя является длящимся.
В отношении доводов представителя руководителя ЕРЦ военный суд признает их несостоятельными, поскольку в силу положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).
Таким образом, военный суд констатирует, что Министр обороны РФ, обладая всей полнотой властных полномочий по отношению к своим подчиненным, командующему войсками ЦВО, руководителю ЕРЦ, командиру войсковой части <...> был обязан организовать работу данных должностных лиц таким образом, чтобы права и свободы Якушевского на полное обеспечение денежным довольствием не были нарушены.
Поскольку прокурор в соответствии со ст.45 ГПК Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины за обращение с заявлением в суд, то на основании ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации военный суд считает необходимым взыскать с ЕРЦ Минобороны России в федеральный бюджет её размер, составляющий, согласно ст.333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-199 и 258 ГПК Российской Федерации, военный суд
решил:
Заявление заместителя военного прокурора Иркутского гарнизона майора юстиции ФИО2 в защиту интересов военнослужащего войсковой части <...> ФИО3 об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командующего войсками Центрального военного округа, командира войсковой части <...> и руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Минобороны России», связанных с выплатой заявителю ежемесячной процентной надбавки за военную службу в отдаленной местности в меньшем размере, удовлетворить.
Признать бездействие командира войсковой части <...>, связанное с не направлением по команде проектов приказов об установлении ФИО3 процентной надбавки за службу в отдаленной местности в размере 50% к денежному довольствию с 03 апреля 2012 года по 31 декабря 2012 года, с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года включительно, незаконным.
Признать бездействие Министра обороны РФ, связанное с не изданием приказа об установлении и выплате ФИО3 процентной надбавки за службу в отдаленной местности в размере 50% к денежному довольствию с 03 апреля 2012 года по 31 декабря 2012 года, незаконным.
Признать бездействие командующего войсками Центрального военного округа, связанное с не изданием приказа об установлении и выплате ФИО3 процентной надбавки за службу в отдаленной местности в размере 50% к денежному довольствию с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года, незаконным.
Обязать командира войсковой части <...> в течение 10 дней со дня получения сообщения о вступлении настоящего решения в законную силу направить вышестоящему командованию проекты приказов об установлении и выплате ФИО3 денежного довольствия с учетом процентной надбавки за службу в отдаленной местности в размере 50% к денежному довольствию с 03 апреля 2012 года по 31 декабря 2012 года и с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года включительно.
Обязать Министра обороны Российской Федерации и командующего войсками Центрального военного округа в течение 10 дней со дня получения проектов приказов, указанных в предыдущем абзаце, подписать их в следующей части, - Министра обороны Российской Федерации за период с 03 апреля 2012 года по 31 декабря 2012 года, командующего войсками Центрального военного округа за период с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года.
Признать действия руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Минобороны России», связанные с невыплатой ФИО3 денежного довольствия с 03 апреля 2012 года по 30 июня 2013 года включительно с учетом процентной надбавки за службу в отдаленной местности в размере 50% к денежному довольствию, незаконными.
Обязать руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав заявителя, с этой целью взыскать с Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в пользу ФИО3 процентную надбавку за службу в отдаленной местности в размере 50% к денежному довольствию за период с 03 апреля 2012 года по 30 июня 2013 года включительно в размере <...> рубля.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд, через Иркутский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Титенков