Дело № 2-249/2014
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Мотыгино 20 марта 2014 года
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ООО «<адрес>» по невнесению оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за четыре квартала ДД.ММ.ГГГГ года, с возложением обязанности произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за четыре квартала ДД.ММ.ГГГГ года и произвести соответствующую оплату в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росприроднадзора по <адрес>, расположенного по адресу: №, <адрес>,
установил:
прокурор района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО <адрес>» о признании незаконным бездействия ООО <адрес>» по невнесению оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за четыре квартала ДД.ММ.ГГГГ года, с возложением обязанности произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за четыре квартала ДД.ММ.ГГГГ года и произвести соответствующую оплату в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росприроднадзора по <адрес>, расположенного по адресу: № <адрес>.
Исковые требования мотивировал тем, что в результате проведения прокуратурой проверки установлено, что ООО «<адрес> осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу стационарными и передвижными источниками без утвержденного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов, без разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. ООО «<адрес> согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе осуществляет деятельность с ДД.ММ.ГГГГ года. На основании Устава, утвержденного собранием учредителей ООО <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, общество осуществляет следующие виды деятельности: оказание коммунальных услуг населению, предприятиям и организациям (теплоснабжения, водоснабжения, вывоз жидких нечистот и твердого мусора); содержание поселковых дорожных сетей, благоустройство, озеленение, санитарная очистка территорий поселений, реконструкция, капитальный и текущий ремонт тепловых, водопроводных, канализационный сетей, машин, механизмов, зданий и сооружений всех форм собственности; заготовка и реализация твердого печного топлива (дров) населению, организациям и предприятиям. При этом ООО <адрес>» плату за негативное воздействие на окружающую среду за четыре квартала ДД.ММ.ГГГГ года не произвела, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан, в Управление Росприроднадзора по <адрес> для утверждения не предоставлен, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ года не произведен.
В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника прокурора ФИО4 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – ООО «<адрес>», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил и не просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, с согласия истца, рассматривает настоящее дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представитель третьего лица ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № № представила отзыв на иск о согласии с исковыми требованиями. В отзыве указала, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; размещение отходов. Своевременное и полное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является конституционной обязанностью юридического лица, осуществляющего деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды. Расчет платы производится непосредственно хозяйствующим субъектом, в результате деятельности которого осуществляются указанные в законе виды негативного воздействия на окружающую среду. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО <адрес>» не обращалось в Управление Росприроднадзора по <адрес> с ежеквартальными расчетами платы за ДД.ММ.ГГГГ год. Внесение платы в бюджеты всех уровней осуществляется посредством перечисления её на специально открытый счёт Управления в органе Федерального казначейства по реквизитам, отражающим вид негативного воздействия – отдельно за выбросы от стационарных и от передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха, отдельно за размещение отходов. Реквизиты для внесения платы размещены на сайте Управления <адрес>.ru в разделе «Деятельность», подраздел «Администрирование платы». Таким образом, ответчик незаконно не исполняет требования природоохранного законодательства.
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 16 указанного закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден «Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сбор загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.д.). В случает отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и в п. 5 определен порядок её исчисления.
В соответствии с п. 1.4 «Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», утв. Минприроды РФ от 26.01.1993 (ред. от 15.02.2000, с изм. от 12.07.2011), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую среду: - выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; - сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; - размещение отходов.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
Формы расчетов платы и порядок их заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и предъявления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».
В соответствии со ст. 51 Бюджетного Кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета. В соответствии со ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ указанные сборы зачисляются в доходную часть Федерального бюджета – 20 %; бюджета субъекта РФ – 40 % и местный бюджет – 40 %.
В соответствии с пп. 1, 2 действующего Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится не позднее 20 числа месяца, следующей за отчетным периодом, при этом отчетным периодом признается календарный квартал.
Как установлено судом, ООО «<адрес> зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, и поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции ФНС № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Согласно устава, предметом деятельности общества является, в том числе: оказание коммунальных услуг населению, предприятиям и организациям (теплоснабжения, водоснабжения, вывоз жидких нечистот и твердого мусора); получение (приобретение), хранение, переработка и реализация угля населению, предприятиям и организациям.
В состав имущества находящегося в аренде у ООО <адрес>», входят стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух – две котельные на твердом топливе, расположенные в <адрес> <адрес> <адрес>, которые осуществляют выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем сжигания твердого топлива в котельной.
Проверкой, проведенной прокуратурой района, в деятельности ООО <адрес> выявлены нарушения природоохранного законодательства. Установлено, что в нарушение ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «<адрес> осуществляя выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без разрешения, плату за негативное воздействие на окружающую среду не вносит. Данный факт не оспаривается ответчиком.
Согласно предоставленной ООО «<адрес>» информации от ДД.ММ.ГГГГ № №, оплата за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ не вносилась, в связи с отсутствием необходимых средств в сметах расходов по регулируемым видам деятельности и невозможности определить количественный и качественный состав.
По сообщению Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО <адрес>» не обращалось с расчетами платы за ДД.ММ.ГГГГ год.
Довод ответчика не может быть принят, поскольку ни Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ни Порядок определения платы не предусматривают такого основания для освобождения от внесения платежей, как отсутствие необходимых средств. Отсутствие у природопользования оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, не препятствует расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
Учитывая, что общество в № осуществляло свою деятельность, связанную с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не внося плату за негативное воздействие на окружающую среду, требования прокурора являются обоснованными, поскольку деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования.
Вместе с тем, предложенный истцом срок (до №) для устранения ответчиком нарушения не позволит ответчику исполнить решение в указанных пределах, поскольку на момент рассмотрения дела судом до истечения указанного срока осталось 11 дней. Учитывая это, суд при установлении срока исполнения судебного решения считает разумным и реальным установить срок исполнения до №
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> ФИО3, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО <адрес>» по невнесению оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за четыре квартала ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Общество с ограниченной ответственность <адрес>» (№ ФИО1 <адрес>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, ИНН №) произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за четыре квартала № года и произвести соответствующую оплату в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> (№ <адрес>, дата регистрации №, ИНН №).
Разъяснить ответчику право подать в Мотыгинский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения с подачей жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова