ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-249/2016 от 21.01.2016 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего: Ижболдиной Т.П.

при секретаре: Б

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 21 января 2016 года гражданское дело по исковому заявлению К к Администрации <адрес>, Комитету Жилищно – коммунального хозяйства администрации <адрес>, Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес>, ООО «Сибирская теплосбытовая компания», ОАО «Кузнецкая ТЭЦ», Муниципальному автономному учреждению «Оздоровительные центры», Муниципальному предприятию Новокузнецкого городского округа «Сибирская Сбытовая Компания» о признании начислений незаконными, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

К обратился в суд с иском к Администрации <адрес>, Комитету ЖКХ администрации <адрес>, КУМИ администрации <адрес>, ООО «СТК», ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» о признании начислений незаконными, обязании совершить определенные действия.

Требования мотивировал тем, что жилой МКД А по <адрес> в <адрес> используется на правах собственности: 2167 кв.м. 65% - собственниками жилых помещений; 1132 кв.м. 35% - собственниками нежилых помещений, а именно городской округ Новокузнецка. Считает, что при наличии двух форм собственности, а именно: муниципальной – нежилые и жилые помещения; собственники МКД - жилые помещения, необходимо разделение потребляемого ресурса по теплоснабжению и независимому учету. Кроме того, договор «теплоснабжения и горячего водоснабжения» от ДД.ММ.ГГГГ. заключенный между ООО «Инкомстрой» и «ПСП «Кузнецкая ТЭЦ» недействующий, т.к. заключен с организацией в настоящее время несуществующей, поскольку ДД.ММ.ГГГГ. управление домом осуществляется ООО «С-Порт». При заключении указанного договора не соблюден порядок заключения договора, порядок расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии, имеющие существенные значения. В связи с этим, считает, что ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» и МП «ССК» должен быть заключен договор оказания услуг технической возможности разделения внутридомовой инженерной системы на две подсистемы с установкой на каждой из них общедомовых приборов учета для раздельного учета потребляемого тепла собственниками жилых и нежилых помещений. В настоящее время в техническом подвале дома имеются значительные утечки тепла, которые зафиксированы в актах обследования комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. и не могут оплачиваться собственниками жилых помещений в МКД. Указанные акты не соответствуют форме, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011г. № 627 приложение 2, т.к. отсутствуют указания о технической возможности установки общедомовых приборов учета, что является бездействием должностных лиц Комитета ЖКХ и КУМИ администрации <адрес> в части решения указанных вопросов. Применение СТК к оплате за отопление повышающего коэффициента является ничем необоснованным повышением цены за отопление существенно нарушающим Закон РФ «О защите прав потребителей». С учетом указанного, просит отменить начисление коэффициента повышающего цену за отопление в МКД корп. «А», как не отвечающего требованиям действующего законодательства и нормативных актов РФ; излишне уплаченные собственниками жилья денежные средства, зачислить на лицевые счета последних в качестве оплаты услуг по основному тарифу; взыскать с ООО «СТК» денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. и направить их на расчетный счет управляющей компании ООО «С-Порт» для дальнейшего зачисления на лицевой счет МКД А; обязать ООО «СТК» заключить договор теплоснабжения и представить предложения об оснащении МКД приборами учета, а также порядок учета и расходования денежных средств Совету дома для принятия последних общим собранием собственников жилья; обязать муниципальное образование <адрес> разделить систему теплоснабжения на две подсистемы, обеспечивающих раздельный учет теплоносителя.

Определением суда от 18.11.2015г. в качестве соответчиков были привлечены МАУ «Оздоровительные центры», МПНГО «ССК».

Определением суда от 18.11.2015г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена управляющая компания ООО «С-Порт».

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель Администрации <адрес>Б, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Представитель ответчика Комитет ЖКХ Администрации <адрес>В, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Представитель ответчика КУМИ Администрации <адрес>К, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Представитель ответчиков ООО «СТК» и ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» Д, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.

Представитель ответчика МПНОО «ССК» З, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Представитель ответчика МАО «Оздоровительные центры» С, Л, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований.

Третье лицо ООО «С-Порт» в судебное заседание не явилось, о явке в суд извещено надлежаще, причины неявки суду не сообщило, требования не оспорило.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, считает исковые требования истца не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При этом, ч.1 и п.5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая), от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015), оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Правовое регулирование вопросов оснащения многоквартирных домов приборами учета энергетических ресурсов и возмещения ресурсоснабжающей организации связанных с этим расходов установлено Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 27 ноября 2009 года, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ 13 августа 2006 года N 491.

В соответствии с п. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники зданий, строений, сооружений, помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Пунктом 5 ст. 13 данного Закона установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах до 1 июля 2012 года обязаны были обеспечить многоквартирные дома коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета электрической энергии.

Если собственники помещений в многоквартирном доме не выполнили требования Закона в указанной части, то обязанность по оснащению приборами учета электрической энергии лежит на организации, осуществляющей снабжение электрической энергией (ресурсоснабжающей организации), или организации, осуществляющей передачу электрической энергии и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома (сетевой организации).

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 14.02.2015) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В частности, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п.13).

Пунктом 18 указанных Правил предусмотрено, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.

В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.

В судебном заседании установлено, что К является членов семьи собственника жилого помещения в МКД А по <адрес>. Кроме того, согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., выданной собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома, К является их представителем, которому они доверили представлять их интересы по вопросам, связанным с управлением, обслуживанием, содержанием и текущим/капитальным ремонтом общего имущества многоквартирного дома во всех государственных органах. В том числе, он имеет право выступать в суде в качестве представителя собственников помещений в многоквартирном доме по делам, связанным с управлением, обслуживанием данным домом и предоставлением коммунальных услуг.

Также установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, встроенное нежилое помещение общей площадью 1132,3 кв.м., расположенное в жилом доме на 1 этаже - подвальное помещение МКД А по <адрес> находится в собственности <адрес> на основании Решения малого совета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности на муниципальную по городским административно-территориальным образованиям <адрес>».

Между КУМИ <адрес> и МАУ «Оздоровительные центры» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, предметом которого является встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> А (кабинеты № и места общего пользования), общей площадью 185,0 кв.м., сроком до ДД.ММ.ГГГГ (п.1 договора). В соответствии с п.4.3.10 договора также предусмотрена обязанность МАУ «Оздоровительные центры» самостоятельно производить оплату в установленном законодательством порядке за предоставленные соответствующими организациями коммунальные услуги, услуги и работы по содержанию и ремонту отдельно стоящего нежилого здания, услуги и работы по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества в МКД, своевременно оплачивать договоры с обслуживающими организациями в течение всего периода действия настоящего договора. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ теплоснабжения и поставки горячей воды, ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» как «Теплоснабжающая организация» обязуется поставить МАУ «Оздоровительные центры» как потребителю через присоединенную суть тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а потребитель обязуется оплачивать принятую энергию и горячую воду, соблюдать режим потребления энергии и горячей воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии и горячей воды (п.1.1 договора). Согласно п.11.1 договор заключен сроком по ДД.ММ.ГГГГ и считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях. Согласно приложению к договору цена договора за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты> руб. Кроме того, от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор между МАУ «Оздоровительные центры» и ООО «С-Порт» на содержание и ремонт имущества МКД, в соответствии с которым компания по поручению собственников помещений осуществляет комплекс работ по обслуживанию общего имущества МКД, а именно текущее содержание, текущий ремонт, введение учета средств на лицевом счете дома (п.1.1 договора). Согласно п.4.1 цена договора за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты> руб., исходя из расчета стоимости по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД за месяц, без НДС (приложение к договору). Приказом от ДД.ММ.ГГГГ год КУМИ <адрес> о закреплении на праве хозяйственного ведения за МП «ССК» закреплено встроенное нежилое помещение, находящегося по адресу: <адрес> А, на 1 этаже площадью 291 кв.м. и подвал площадью 592,6 кв.м. Указанное подтверждается актами от ДД.ММ.ГГГГ/К и от ДД.ММ.ГГГГ/К о приеме-передаче здания (сооружения). Согласно справке о начисленных и оплаченных денежных средств по статье «Повышающий коэффициент» по дислокации поставщика ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» по сетям МП НГО «ССК» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год по адресу <адрес> А начислено <данные изъяты> руб., из которых оплачено <данные изъяты> руб.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета, проводившего ООО «СТК» в лице инженера ТО К по <адрес> А, установлено, что присутствует техническая возможность установки прибора учета тепловой энергии. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ комиссии в составе ГЖИ, МПНГО ССК, КЖКХ, председателя МКД А К установлено, что общедомовой прибор учета в МКД А по <адрес>, отсутствует.

С учетом указанного, суд считает требование истца об отмене начисления коэффициента повышающего цену за отопление в МКД корп. «А» по <адрес>, как не отвечающего требованиям действующего законодательства и нормативных актов РФ, незаконным и необоснованным, не подлежащим удовлетворению, поскольку основаниями для начисления платы по статье «повышающий коэффициент» на услуги отопления и горячего водоснабжения для потребителей МКД А по <адрес> РФ: от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»; от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».

Данные постановления, предусматривают увеличение норматива услуг на величину повышающего коэффициента при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях.

При этом, актами от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ в результате обследования МКД А по <адрес> установлено, что присутствует техническая возможность установки общедомового прибора учета, который в доме отсутствует. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Таким образом, с учетом того, что техническая возможность для установки общедомового прибора учета в указанном доме имеется, суд полагает, что начисление повышающего коэффициента правомерно при отсутствии общедомового прибора учета, так как установлено законодательством Российской Федерации.

При этом, суд считает несостоятельным довод истца о том, что перечисленные акты обследования являются ничтожными. Доказательств ничтожности или несоответствия актов установленным правилам в соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцом в судебное заседание не представлено. Они составлены и соответствуют Приложению приказа Минрегиона развития Российской Федерации «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения». Более того, истец в судебном заседании не оспаривал, а соглашался с выводами указанных актов в части наличия технической возможности установления прибора учета, что, по мнению суда, свидетельствует о необоснованности указанного довода.

С учетом перечисленного, требования истца о зачислении на лицевой счет собственникам излишне уплаченные ими денежные средства в качестве оплаты услуг по основному тарифу также являются незаконными и необоснованными, поскольку не соответствуют перечисленным нормам права.

При этом, требование истца о взыскании с ответчика денежных средств и направление их на расчетный счет ООО «С-Порт» для зачисления на лицевой счет дома, по мнению суда, не основаны на законе, так как начисленные и оплаченные платежи собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес>А по <адрес> получены ресурсоснабжающей организацией правомерно. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данного требования истца.

Помимо указанного, решения собственниками жилых помещений указанного дома о взыскании оплаченной суммы по повышающему коэффициенту и зачислению их не конкретным вносителям таковых, а на лицевой счет дома, не принималось, что, по мнению суда, не порождает законных оснований для удовлетворения таких требований истца.

Требования истца об обязании ООО «СТК» заключить договор теплоснабжения и представить предложения об оснащении МКД приборами учета, а также порядок учета и расходования денежных средств Совету дома для принятия последних общим собранием собственников жилья, по мнению суда, также не подлежит удовлетворению, в связи с тем, что договорные отношения на подачу тепла между ответчиком и собственниками жилых помещений <адрес>А по <адрес> существуют на условиях публичного договора.

Довод истца о том, что отсутствие договора влечет неопределенность объема предоставляемого ответчиком ресурса, что влечет нарушение прав собственников жилых помещений дома и норм действующего законодательства Российской Федерации, суд считает необоснованным, в связи с тем, что законодательством Российской Федерации определены методика и порядок начисления платы за отопление собственниками жилых помещений многоквартирных домов, которые не связанны с наличием или отсутствием договора между ресурсоснабжающей организацией и собственниками жилых помещений.

При этом, данное требование не подлежит удовлетворению и в связи с тем, что собственниками жилых помещений не было принято решения об установлении общедомового прибора учета в многоквартирном <адрес>.

Довод истца о том, что установление прибора учета является обязанностью ООО «СТК», суд считает необоснованным, в связи с тем, что данная обязанность возникает у ресурсоснабжающей организации на основании принятого решения собственниками жилых помещений многоквартирного дома и возможности ими оплатить указанные работы.

Кроме того, довод истца об обязанности ответчика представить предложения об оснащении МКД 2 приборами учета, суд считает несостоятельным, в связи с тем, что таких прав истца действующее законодательство не содержит.

Также, суд полагает, что не подлежат удовлетворению требования истца обязать муниципальное образование <адрес> разделить систему теплоснабжения на две подсистемы, обеспечивающих раздельный учет теплоносителя.

Мнение суда основано на том, что действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанности органа местного самоуправления производить деление внутридомовых инженерных систем в многоквартирных домах для установления нескольких приборов учета.

Довод истца об установленной законодательством Российской Федерации обязанности органа местного самоуправления закончить оснащение приборами учета зданий, сооружений и т.д., основано, по мнению суда, на неверном толковании им действующих норм права.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцу в удовлетворении требований должно быть отказано в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований К отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26.01.2016г.

Судья (подпись) Ижболдина Т.П.

Копия верна. Судья Ижболдина Т.П.