ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-249/2018 от 04.05.2018 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело №2-249/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Бологое 04 мая 2018 года

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Калько И.Н.,

при секретаре Аверьяновой Ю.С.,

с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Корниловой Н.В.,

представителя третьего лица администрации МО «Бологовский район» Савельевой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области гражданское дело по иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению "Центр культуры и досуга" об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей и к администрации муниципального образования «Городское поселение город Бологое» об обязании обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений в здании учреждения в случае отсутствия собственных денежных средств,

у с т а н о в и л:

Бологовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению "Центр культуры и досуга" об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей и к администрации муниципального образования «Городское поселение город Бологое» об обязании обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений в здании учреждения в случае отсутствия собственных денежных средств. Требования прокурора мотивированы тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры Тверской области проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием граждан на территории МО «Бологовский район» Тверской области. В ходе проведения проверки в Муниципальном бюджетном учреждении «Центр культуры и досуга» (далее МБУ «ЦКИД»), расположенном по адресу: Тверская область, г.Бологое, ул.Дзержинского, д.41, выявлены нарушения вышеуказанных требований. В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Согласно ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. В соответствии с ч.ч.2, 3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса). Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. №176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования) установлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий). Пунктом 5 Требований установлено, что в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории. В соответствии с п.7 Требований для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия), в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящих требований. Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации) в сфере культуры в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней. В соответствии с п.8 Требований в состав комиссии включаются: а) руководитель органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), или его заместитель (председатель комиссии); б) работники органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), отвечающие за пожарную безопасность, охрану и инженерно-техническое оснащение, секретное делопроизводство; в) представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых находится объект (территория); г) представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (по согласованию). Согласно пункту 11 Требований в ходе своей работы комиссия: а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности; б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории); в) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), его критические элементы; г) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения; д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию; е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования. В соответствии с п.14 Требований категории объектов (территорий) устанавливаются с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения. Согласно п.18 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории). Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории). В соответствии с п.19 Требований в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий. Пунктом 41 Требований установлено, что на каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности. В соответствии с п.43 Требований паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией в 2 экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территорий) в 30-дневный срок со дня его составления. Пунктом 25 Требований установлено, что в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории среди прочих, осуществляются следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; б) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) с периодичностью не реже 1 раза в год для объектов (территорий) второй и третьей категорий опасности, не менее 2 раз в год - для объектов (территорий) первой категории опасности. Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований, в МБУ «ЦКИД» категорирование объекта не проведено; паспорт безопасности объекта отсутствует; не назначено должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; не проводятся учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) с установленной законом периодичностью. МБУ «ЦКИД» возложенные законом обязанности по созданию безопасных условий для посещающих его граждан, по обеспечению антитеррористической защищенности здания МБУ «ЦКИД», специально предназначенного для проведения культурно-массовых и развлекательных мероприятий не исполняются, что не отвечает принципам государственной политики в области противодействия терроризму, изложенным в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. Кроме выявленных нарушений требований антитерористической защищенности, в здании МБУ «ЦКИД» имеются многочисленные нарушения требований пожарной безопасности. Так, в ходе проверки установлено, что в МБУ «ЦКИД» имеются следующие нарушения требований пожарной безопасности: 1) в нарушение ст.84 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.1 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), табл.2, в здании МБУ «ЦКИД» установлена система оповещения 2 типа, вместо системы оповещения 3 типа; 2) в нарушение п.63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., не проведено техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт системы пожаротушения в зрительном зале; 3) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., ч.6 ст.83 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещениях библиотеки, вахты, кассы, подсобном помещении церковной школы, кабинете художника, гримерной, столовой, костюмерной малого зала, парикмахерской, горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до электросветильника менее 0,5 метра; 4) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., ч.6 ст.83 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в помещениях библиотеки, помещениях церковной школы, гримерной горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до вентиляционной трубы менее 0,5 метра; 5) в нарушение п.36 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., п.4.2.7 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.6.18* СНиП 21-01-97, на дверях, ведущих на лестничные клетки, отсутствуют доводчики; 6) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25,.04.2012г., п.14 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 №315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), в помещении охраны, складском помещении церковной школы, в помещении сцены, отсутствуют пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации; 7) в нарушение ст.84 Федеральный закон №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., п.5.3 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», над эвакуационными выходами отсутствуют табло «Выход» при выходе из помещений парикмахерской, шахматного клуба, 1-го этажа лестничной клетки, малого зала; 8) в нарушение п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., в помещениях охраны, вахты допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; 9) в нарушение п.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., эвакуационные выходы 1-го этажа загромождены мусором; 10) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», лестница, ведущая с малого зала на 2-ой этаж, не оборудована перилами; 11) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», на полу на путях эвакуации 1-го этажа допускаются перепады высот менее 45 см; 12) в нарушение п.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., под лестничными клетками 1-го этажа хранятся сценические декорации, мебель; 13) в нарушение п.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., на путях эвакуации на втором этаже расположена мебель, сценические декорации; 14) в нарушение п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., запоры на дверях эвакуационных выходов 1-го этажа не обеспечивают возможность ее свободного открывания изнутри без ключа; 15) в нарушение п.480 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., огнетушители в здании расположены на высоте более 1,5 м; 16) в нарушение п.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., под лестничной клеткой на 2-ом этаже устроены помещения архива; 17) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», лестница, ведущая со 2-го этажа, не оборудована перилами; 18) в нарушение ст.84 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.14.5 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», приборы приемно-контрольные и приборы управления установлены не в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала; 19) в нарушение п.23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., отсутствует дверь в коридоре 3-го этажа у зала хореографии, предусмотренная проектной документацией, препятствующая распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; 20) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», на полу на путях эвакуации 3-го этажа у костюмерной зала хореографии допускаются перепады высот менее 45 см; 21) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.17 Строительные нормы и правила (СНиП 21-01-97) «Пожарная безопасность зданий и сооружений», дверь лестничной клетки 1-го этажа открывается не по направлению выхода из помещения; 22) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.17 Строительные нормы и правила (СНиП 21-01-97) «Пожарная безопасность зданий и сооружений», дверь, ведущая из коридора парикмахерской, открывается не по направлению выхода из помещения; 23) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., ч.6 ст.83 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», точечные пожарные извещатели в холле 1-го этажа установлены на балках на расстоянии менее 0,5 м от угла; 24) в нарушение требований п.42 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., в помещении охраны допускается использование электроплитки, не имеющей устройства тепловой защиты; 25) в нарушение требований п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012 г., питание систем противопожарной защиты осуществляется через штепсельные розетки; 26) в нарушение ч.1 ст.88 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.7.4 Строительные нормы и правила (СНиП 21-01-97) «Пожарная безопасность зданий и сооружений», не отделены помещения различного функционального назначения противопожарными дверьми на 1-ом этаже здания; 27) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.6.16 Строительные нормы и правила (СНиП 21-01-97) «Пожарная безопасность зданий и сооружений», высота эвакуационного выхода, ведущего со сцены, в свету менее 1,9 метра; 28) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.2.7 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», выход из подвала, являющийся эвакуационным, не отделен от общей лестничной клетки здания. Согласно ст.34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно ст.38 указанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий. В соответствии с Уставом МБУ «ЦКИД» целью деятельности Учреждения является развитие сферы культуры на территории города Бологое и Бологовского района, удовлетворение культурных потребностей населения в продукции, работах и услугах в области культуры. Основными видами деятельности учреждения являются: организация и проведение различных форм культурно-просветительной, культурно-массовой, художественно-просветительской и досуговой деятельности; создание и организация работы кружков, студий, коллективов, курсов, любительских объединений и других клубных формирований по различным направлениям деятельности в зависимости от запросов населения, в том числе на платной основе; осуществление подготовки и проведения театрализованных представлений; танцевально-развлекательных, театральных, литературно-художественных, выставочных, концертных, игровых программ, вечеров отдыха, тематических праздников, торжественных поздравлений, карнавалов, детских утренников, семейных праздников, обрядов, ритуалов, ярмарок, выставок-продаж, спектаклей, конкурсов, фестивалей, смотров и других форм культурной деятельности, в том числе на платной основе и др. Учредителем МБУ «ЦКИД» является администрация МО «Городское поселение город Бологое» Тверской области. Выявленные факты нарушают права граждан, в том числе несовершеннолетних, посещающих указанное учреждение, и занимающихся в кружках учреждения, а также работников учреждения на охрану жизни и здоровья, и могут повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда их жизни и здоровью, а также ущерба имуществу в результате противоправных посягательств. В соответствии со ст.27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц. В целях защиты прав неопределенного круга лиц, прокурор в силу ч, 1 ст. 45 ГПК РФ наделен правом обращения в суд. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию в деле отдельно взятого гражданина, межрайонный прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45,131,132 ГПК РФ, просит возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Центр культуры и досуга» обязанность устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности на объекте с массовым пребыванием людей, а именно, провести обследование и категорирование объекта, составить паспорт безопасности объекта в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017г. № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; издать приказ о назначении должностного лица, ответственного за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; провести учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. №176; возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Центр культуры и досуга» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры и досуга», расположенном по адресу: Тверская область, г.Бологое, ул.Дзержинского, д.41; возложить на администрацию МО «Городское поселение город Бологое» в случае отсутствия собственных денежных средств у Муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры и досуга» обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в зданий Муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры и досуга», расположенном по адресу: Тверская область, г.Бологое, ул.Дзержинского, д.41.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 13 апреля 2018 года, в порядке досудебной подготовки к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца привлечено Главное управление МЧС России по Тверской области.

В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Корнилова Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении основания.

В судебном заседании представитель третьего лица администрации МО «Бологовский район» Савельева Ю.Ю. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Ответчики МБУ «Центр культуры и досуга», администрация муниципального образования «Городское поселение город Бологое», будучи извещенными о слушании дела, своих представителей в судебное заседание не направили, возражений по иску не представлено.

Представители третьих лиц ОНД и ПР по Вышневолоцкому, Бологовскому, Фировскому районам Тверской области Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тверской области, Главного управления МЧС России по Тверской области, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.

Учитывая положения ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав помощника Бологовского межрайонного прокурора, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст.27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

Учитывая вышеуказанные нормы закона, прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим иском.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В силу ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. №176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Пунктом 5 установлено, что в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

Согласно п.7 Требований для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории), в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящих требований. Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации) в сфере культуры в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней.

В соответствии с п.8,11,14 Требований в состав комиссии включаются: а) руководитель органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), или его заместитель (председатель комиссии); б) работники органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), отвечающие за пожарную безопасность, охрану и инженерно-техническое оснащение, секретное делопроизводство; в) представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых находится объект (территория); г) представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (по согласованию).

В ходе своей работы комиссия: а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности; б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории); в) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), его критические элементы; г) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения; д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию; е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

Категории объектов (территорий) устанавливаются с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения.

Согласно п.18,19 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории). Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории).

В течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.

Пунктами 41,42 Требований установлено, что на каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией в 2 экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территорий) в 30-дневный срок со дня его составления.

Пунктом 25 Требований установлено, что в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории среди прочих, осуществляются следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; б) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) с периодичностью не реже 1 раза в год для объектов (территорий) второй и третьей категорий опасности, не менее 2 раз в год – для объектов (территорий) первой категории опасности.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно пункту 7.1 ст.14, пункту 6.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения – к вопросам местного значения поселения.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Судом установлено, что решением заместителя Бологовского межрайонного прокурора №... от 28 марта 2018 года по заданию прокуратуры области №... от 28.03.2018г. были проведены проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности и соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности в досуговых детских организациях, на объектах культуры и спорта, а также иных местах с массовым пребыванием людей на территории Бологовского района (л.д.9-11).

В соответствии с Уставом МБУ «ЦКиД», целью деятельности учреждения является развитие сферы культуры на территории города Бологое и Бологовского района, удовлетворение культурных потребностей населения в продукции, работах и услугах в области культуры. Основными видами деятельности учреждения являются: организация и проведение различных форм культурно-просветительной, культурно-массовой, художественно-просветительской и досуговой деятельности; создание и организация работы кружков, студий, коллективов, курсов, любительских объединений и других клубных формирований по различным направлениям деятельности в зависимости от запросов населения, в том числе на платной основе; осуществление подготовки и проведения театрализованных представлений; танцевально-развлекательных, театральных, литературно-художественных, выставочных, концертных, игровых программ, вечеров отдыха, тематических праздников, торжественных поздравлений, карнавалов, детских утренников, семейных праздников, обрядов, ритуалов, ярмарок, выставок-продаж, спектаклей, конкурсов, фестивалей, смотров и других форм культурной деятельности, в том числе на платной основе и др. (л.д.14-21).

Учредителем МБУ «ЦКиД» является администрация МО «Городское поселение город Бологое» (п.п.1.2,1.3 Устава).

В нарушение вышеуказанных требований, в МБУ «ЦКиД» категорирование объекта не проведено; паспорт безопасности объекта отсутствует; не назначено должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; не проводятся учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) с установленной законом периодичностью, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом проверки Бологовской межрайонной прокуратуры от 09 апреля 2018 года (л.д.22.-23).

В преамбуле к Федеральному закону от 21.12.1994г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодатель закрепляет обеспечение пожарной безопасности в качестве одной из важнейших функций государства, определяя общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируя в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В статье 1 ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности как действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Статьей 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Неисполнение определенных законом противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей и влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности, могущее повлечь возникновение пожара, является угрозой для жизни и здоровья граждан.

Согласно ст.ст.34,37,38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.

В ходе проведения проверки в МБУ «ЦКиД» выявлены также нарушения требований пожарной безопасности: 1) в нарушение ст.84 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.1 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), табл.2, в здании МБУ «ЦКИД» установлена система оповещения 2 типа, вместо системы оповещения 3 типа; 2) в нарушение п.63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., не проведено техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт системы пожаротушения в зрительном зале; 3) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., ч.6 ст.83 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещениях библиотеки, вахты, кассы, подсобном помещении церковной школы, кабинете художника, гримерной, столовой, костюмерной малого зала, парикмахерской, горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до электросветильника менее 0,5 метра; 4) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., ч.6 ст.83 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в помещениях библиотеки, помещениях церковной школы, гримерной горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до вентиляционной трубы менее 0,5 метра; 5) в нарушение п.36 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., п.4.2.7 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.6.18* СНиП 21-01-97, на дверях, ведущих на лестничные клетки, отсутствуют доводчики; 6) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25,.04.2012г., п.14 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 №315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), в помещении охраны, складском помещении церковной школы, в помещении сцены, отсутствуют пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации; 7) в нарушение ст.84 Федеральный закон №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., п.5.3 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», над эвакуационными выходами отсутствуют табло «Выход» при выходе из помещений парикмахерской, шахматного клуба, 1-го этажа лестничной клетки, малого зала; 8) в нарушение п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., в помещениях охраны, вахты допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; 9) в нарушение п.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., эвакуационные выходы 1-го этажа загромождены мусором; 10) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», лестница, ведущая с малого зала на 2-ой этаж, не оборудована перилами; 11) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», на полу на путях эвакуации 1-го этажа допускаются перепады высот менее 45 см; 12) в нарушение п.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., под лестничными клетками 1-го этажа хранятся сценические декорации, мебель; 13) в нарушение п.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., на путях эвакуации на втором этаже расположена мебель, сценические декорации; 14) в нарушение п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., запоры на дверях эвакуационных выходов 1-го этажа не обеспечивают возможность ее свободного открывания изнутри без ключа; 15) в нарушение п.480 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., огнетушители в здании расположены на высоте более 1,5 м; 16) в нарушение п.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., под лестничной клеткой на 2-ом этаже устроены помещения архива; 17) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», лестница, ведущая со 2-го этажа, не оборудована перилами; 18) в нарушение ст.84 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.14.5 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», приборы приемно-контрольные и приборы управления установлены не в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала; 19) в нарушение п.23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., отсутствует дверь в коридоре 3-го этажа у зала хореографии, предусмотренная проектной документацией, препятствующая распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; 20) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», на полу на путях эвакуации 3-го этажа у костюмерной зала хореографии допускаются перепады высот менее 45 см; 21) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.17 Строительные нормы и правила (СНиП 21-01-97) «Пожарная безопасность зданий и сооружений», дверь лестничной клетки 1-го этажа открывается не по направлению выхода из помещения; 22) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.17 Строительные нормы и правила (СНиП 21-01-97) «Пожарная безопасность зданий и сооружений», дверь, ведущая из коридора парикмахерской, открывается не по направлению выхода из помещения; 23) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., ч.6 ст.83 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», точечные пожарные извещатели в холле 1-го этажа установлены на балках на расстоянии менее 0,5 м от угла; 24) в нарушение требований п.42 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., в помещении охраны допускается использование электроплитки, не имеющей устройства тепловой защиты; 25) в нарушение требований п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012 г., питание систем противопожарной защиты осуществляется через штепсельные розетки; 26) в нарушение ч.1 ст.88 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.7.4 Строительные нормы и правила (СНиП 21-01-97) «Пожарная безопасность зданий и сооружений», не отделены помещения различного функционального назначения противопожарными дверьми на 1-ом этаже здания; 27) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.6.16 Строительные нормы и правила (СНиП 21-01-97) «Пожарная безопасность зданий и сооружений», высота эвакуационного выхода, ведущего со сцены, в свету менее 1,9 метра; 28) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.2.7 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», выход из подвала, являющийся эвакуационным, не отделен от общей лестничной клетки здания, что подтверждается информацией, предоставленной ОНД и ПР по Вышневолоцкому, Бологовскому, Фировскому районам Тверской области Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тверской области от 06 апреля 2018 года (л.д.12-13).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик МБУ «ЦКиД» возложенные законом обязанности по созданию безопасных условий для посещающих его граждан, по обеспечению антитеррористической защищенности здания, специально предназначенного для проведения культурно-массовых и развлекательных мероприятий не исполняет, что не отвечает принципам государственной политики в области противодействия терроризму, а также нарушает права граждан, посещающих МБУ «ЦКиД», в том числе несовершеннолетних, и занимающихся в кружках учреждения, а также работников учреждения на охрану жизни и здоровья, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда их жизни и здоровью, а также ущерба имуществу в результате противоправных посягательств.

Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к выводу о том, что выявленные в ходе проверки нарушения требований нормативных документов по пожарной и антитеррористической безопасности создают угрозу жизни и здоровью людей, опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, работников, граждан, посещающих учреждение, нарушает их права и законные интересы.

Из системного толкования положений п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ "О противодействии терроризму", п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, следует, что орган местного самоуправления, обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

Руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд приходит к выводу о возложении обязанности по устранению нарушений требований безопасности в здании МБУ «ЦКиД», как на МБУ «ЦКиД», так и на администрацию МО «Городское поселение город Бологое», как орган местного самоуправления, являющийся учредителем учреждения, обеспечивающий его финансирование и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма. Орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности посещающих и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Суд отмечает, что отсутствие надлежащего финансирования для этих целей не может служить основанием для освобождения администрации МО «Городское поселение город Бологое» от исполнения обязанности возложенной законом, поскольку в силу ч.1 ст.81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций).

Таким образом, требование прокурора обязать администрацию МО «Городское поселение город Бологое» в случае отсутствия собственных денежных средств у МБУ «ЦКиД» обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической и пожарной безопасности в здании МБУ «ЦКиД», расположенном по адресу: Тверская область, г. Бологое, ул. Дзержинского, д.41, подлежит удовлетворению.

Указанный прокурором срок для исполнения решения суда в части проведения обследования и категорирования объекта, составления паспорта безопасности объекта – в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу, суд считает обоснованным и разумным.

Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

По смыслу приведенной нормы закона с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере, в котором судебные расходы должен был оплатить истец.

При определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, суд руководствуется размером государственной пошлины, установленной п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением неимущественного характера, поскольку прокурором иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц.

Поскольку по данному делу истец по заявленному требованию неимущественного характера должен был уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей, с ответчика подлежат взысканию в местный бюджет судебные расходы в этом размере.

При этом суд принимает во внимание, что согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

В этой связи суд полагает необходимым взыскать с МБУ «ЦКиД» государственную пошлину, от уплаты которой прокурор при подаче искового заявления освобожден в силу закона, в размере 300 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Иск Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению "Центр культуры и досуга" об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей и к администрации муниципального образования «Городское поселение город Бологое» об обязании обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений в здании учреждения в случае отсутствия собственных денежных средств, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Центр культуры и досуга» обязанность устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности на объекте с массовым пребыванием людей, а именно, провести обследование и категорирование объекта, составить паспорт безопасности объекта в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017г. № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Центр культуры и досуга» обязанность издать приказ о назначении должностного лица, ответственного за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; провести учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. №176.

Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Центр культуры и досуга» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры и досуга», расположенном по адресу: Тверская область, г.Бологое, ул.Дзержинского, д.41.

Возложить на администрацию МО «Городское поселение город Бологое» в случае отсутствия собственных денежных средств у Муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры и досуга» обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании Муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры и досуга», расположенном по адресу: Тверская область, г.Бологое, ул.Дзержинского, д.41.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры и досуга» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 08 мая 2018 года.

Председательствующий