ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-24/19КОПИ от 11.01.2019 Очерского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-24/2019 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2019 года г. Очер

Очёрский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Кляусовой И.В.,

при секретаре Носковой Н.Ф.,

с участием прокурора Дровосекова С.А.,

представителя ответчика Комитета имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края ФИО2,

ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Комитету имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края, ФИО3 о признании заключенного договора купли-продажи недействительным (ничтожным), применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции,

установил:

прокурор Очерского района Пермского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края, ФИО3 о признании заключенного договора купли-продажи муниципального имущества от 01.06.2018 №08-18 недействительным (ничтожным), применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции, а именно возложении обязанности на ФИО3 возвратить здание детского сада с цокольным этажом и теплым пристроем с земельным участком по адресу: <адрес>, и возложении обязанности на Комитет имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края возвратить ФИО3 денежные средства, полученные по указанному договору купли-продажи.

Требования мотивированы тем, что между Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края и ФИО3 заключен договор купли-продажи детского сада с цокольным этажом и теплым пристроем с земельным участком по адресу: <адрес>. Данный объект недвижимости является объектом культурного наследия регионального значения Пермского края. Вместе с тем, данный договор был заключен с существенными нарушениями действующего законодательства, а именно: решение о приватизации не содержало сведений об отнесении такого объекта к объектам культурного наследия, к решению копия охранного обязательства, паспорт объекта культурного наследия не прилагается, при этом, условия проведения конкурса по продаже имущества должны были предусматривать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Кроме того, приватизация объекта недвижимости произведена путем продажи без объявления цены, а не путем продажи через объявление конкурса, что является нарушением требований действующего законодательства.

Кроме того, договор купли-продажи, в том числе дополнительное соглашение к нему не содержат указания на обязанность нового собственника по выполнению требований охранного обязательства собственника от 09.07.2009 на объект культурного наследия.

Прокурор Дровосеков С.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает по доводам, изложенным в иске. Указал, что договор купли-продажи должен содержать обязанность нового собственника по соблюдению охранного обязательства, однако заключенный договор такого требования к покупателю не содержит.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края ФИО2 в судебном заседании заявление требования не признала, пояснила, что спорный объект недвижимости не относится к особо ценным объектам, был продан без объявления цены. Ранее в данном здании располагался детский сад, в последующем здание было передано в Комитет имущественных отношений, сдать его в аренду не смогли, здание было выставлено на продажу. Указала, что к договору купли-продажи возможно заключить дополнительное соглашение в части указания об охранном обязательстве. Спорное здание может использоваться в дальнейшем как помещение детского сада, но на дату продажи здания, оно не соответствовало санитарным нормам и правилам. В настоящее время заключено дополнительное соглашение, охранное обязательство передано новому собственнику.

Ответчик ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что повлиять на процедуру оформления документов по продаже здания она не имела возможности, поскольку оформлением всех документов занимался Комитет имущественных отношений. Фактически в здании после заключения договора купли-продажи проведена только уборка. В настоящее время она не лишена возможности участвовать в конкурсе по продаже здания вновь при условии приемлемости продажной стоимости.

Заслушав прокурора, ответчика, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Пунктом 3 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования "Очерский муниципальный район Пермского края" установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Решением Земского Собрания Очерского муниципального района от 30.10.2008 N 394 утверждено Положение о комитете имущественных отношений администрации Очерского муниципального района.

Согласно п.2.2 Положения, приватизация, управление и распоряжение муниципальным имуществом, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Очерского муниципального района, в пределах своей компетенции, относится к задачам Комитета имущественных отношений.

В соответствии с п.1.3. Положения, комитет обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, печать, штампы и бланки со своим наименованием и гербом Очерского муниципального района, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном суде в пределах своей компетенции.

В силу п.1 ч.2 ст.50.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о распоряжении находящимися в государственной или муниципальной собственности объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, должно содержать сведения об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в реестр, или к выявленным объектам культурного наследия, о нахождении в границах земельного участка объекта археологического наследия и об обязанности лица, к которому переходит имущественное право на указанные объекты или земельные участки, выполнять установленные настоящим Федеральным законом требования в отношении объекта культурного наследия, в том числе при приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр, в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В соответствии со ст.29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, а также путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества при условии их обременения требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, требованиями к сохранению таких объектов, требованиями к обеспечению доступа к указанным объектам (часть 1).

Решение об условиях приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, должно содержать информацию об отнесении такого объекта к объектам культурного наследия, включенным в реестр объектов культурного наследия.

К решению об условиях приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, должны прилагаться копии охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр объектов культурного наследия, утвержденного в порядке, предусмотренном статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", и паспорта объекта культурного наследия, предусмотренного статьей 21 указанного Федерального закона (при его наличии), а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона, - копии иного охранного документа и паспорта объекта культурного наследия (при его наличии) (часть 2).

Договор, предусматривающий отчуждение объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, в порядке приватизации, должен содержать в качестве существенного условия обременение приватизируемого объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а при отсутствии данного охранного обязательства - требований иного охранного документа, предусмотренного пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона.

В случае отсутствия в таком договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, является ничтожной (часть 3).

В случае приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, путем продажи на конкурсе условия конкурса должны предусматривать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, в соответствии с охранным обязательством, предусмотренным статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а при отсутствии данного охранного обязательства - с иным охранным документом, предусмотренным пунктом 8 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (часть 4).

В силу положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры) (ч.2 ст.24).

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч.3 ст.24)

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (ч.4 ст.24).

В силу положений ч.1, 4 ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно ч.1 ст.422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с ч.1 ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Положениями ст.168 ГК РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Пунктами 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что также ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

Судом установлено следующее.

Распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 N 713-р "О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения" объект недвижимости по адресу: <адрес> отнесен к числу объектов культурного наследия регионального значения.

По сведениям из Единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объект недвижимости по адресу: <адрес> объектом культурного наследия регионального значения (л.д.41).

09.07.2009 в отношении объекта недвижимости «Дом, в котором жили ученые братья Вологдины» по адресу: <адрес>, то есть в отношении объекта культурного наследия, органом исполнительной власти Пермского края оформлено охранное обязательство, учреждением, использующим памятник является <данные изъяты> (л.д.39).

Решением Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края от 27.10.2017 №39 утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального образования «Очерский муниципальный район» на 2018-2020 годы. Среди объектов муниципальной собственности, планируемых к приватизации, указано, в том числе, здание детского сада с цокольным этажом и теплым пристроем с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. Способ приватизации указан - аукцион (л.д.31-34).

Решением Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края от 16.02.2018 №2 в названный прогнозный план внесены изменения в части указания способа приватизации с аукциона на продажу посредствам публичного предложения (л.д.35).

Решением Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края от 27.04.2018 №13 в названный прогнозный план внесены изменения в части указания способа приватизации с продажи посредствам публичного предложения на продажу без объявления цены (л.д.36).

Протоколом комиссии по приватизации муниципального имущества Администрации Очерского муниципального района Пермского края от 30.05.2018 №12-18 принято решение о том, что ФИО3 является покупателем имущества – здание детского сада с цокольным этажом и теплым пристроем с земельным участком с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> с продажной ценой 65000 руб. (л.д.37-38).

01.06.2018 между Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края и ФИО3 заключен договор купли-продажи здания детского сада с цокольным этажом и теплым пристроем с земельным участком с кадастровым номером , площадью 1304 кв.м. по адресу: ФИО1<адрес> с продажной ценой 65000 руб. (л.д.13-14).

Сведений о том, что данный объект недвижимости является объектом культурного наследия, в отношении него подлежит оформление охранного обязательства не указано.

Дополнительным соглашением от 09.07.2018 в договор купли-продажи спорного объекта недвижимости включены дополнительные условия по содержанию и использованию объекта культурного наследия (л.д.15-16).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, по адресу: <адрес> расположено здание детского сада, площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый , а также земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый (л.д.17-20, 21-30). В качестве собственника указана ФИО3, а также имеется отметка о наличии ограничений прав и обременения объекта недвижимости в виде охранного обязательства.

Таким образом, решение о распоряжении находящемся в муниципальной собственности объектом, расположенном в здании, которое является объектом культурного наследия регионального значения, не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В нарушение перечисленных норм, решение Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края от 26.10.2017 №39 которым утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального образования «Очерский муниципальный район» на 2018- 2020 годы, в том числе в отношении объекта культурного наследия регионального значения Пермского края «Дом, в котором жили ученые братья Вологдины 1882-1898 гг.», расположенный по адресу <адрес>, не содержит сведения об отнесении здания к объектам культурного наследия, включенным в реестр, сведения об обязанности лица, к которому переходит имущественное право на указанный объект, выполнять установленные законом об объектах культурного наследия требования в отношении объекта культурного наследия.

Следует отметить и то, что к одному из способов приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, в соответствии с Законом о приватизации относится продажа на конкурсе. Согласно Решению Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края от 26.10.2017 №39, с учетом изменений, внесенных Решением Земского собрания Очерского муниципального района от 15.02.2018 №2, Решением Земского собрания Очерского муниципального района от 26.04.2018 №13 способ приватизации объекта - продажа без объявления цены, а не на условиях конкурса.

Таким образом, органом местного самоуправления не соблюден порядок приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия в соответствии с Законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

Исходя из изложенного, сделка по купле-продаже муниципального имущества от 01.06.2018 №08-18 между Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района и ФИО3, является ничтожной сделкой, соответственно заключенный договор – ничтожным.

Поскольку договор купли-продажи муниципального имущества от 01.06.2018 №08-18, между Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района и ФИО3, является ничтожным, к сторонам сделки следует применить последствия ее недействительности в виде двусторонней реституции, путем возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Очерского района Пермского края удовлетворить.

Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи муниципального имущества от 01.06.2018 №08-18, заключенный между Комитетом имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района и ФИО3.

Применить последствия недействительности сделки:

- обязать ФИО3 возвратить Комитету имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края имущество: здание детского сада с цокольным этажом и теплым пристроем с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>;

- обязать Комитет имущественных отношений Администрации Очерского муниципального района Пермского края возвратить ФИО3 полученные денежные средства по договору купли-продажи муниципального имущества от 01.06.2018 №08-18.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения судом в окончательной форме, начиная с 15 января 2019 года.

Судья

Копия верна: судья