Дело №2-24/2020
Решение
именем Российской Федерации
20 июля 2020 года г.Шагонар
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Монге-Далай Ч.Ч., при секретаре Базыр А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации сельского поселения сумон Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский кожууна Республики Тыва» о признании распоряжения об освобождении от должности не законным, восстановлении на работе, признании незаконным объявление конкурса на замещение вакантной должности распоряжения о назначении на должность, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, предоставлении отпуска и оплаты отпуска,
с участием истца ФИО3 и ее представителя ФИО4, представителей ответчика ФИО5 и ФИО6, помощника прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва Ынаалай О.О.,
установил:
истец обратилась в суд к ответчику с иском о признании распоряжения об освобождении от должности не законным, восстановлении на работе, признании незаконным объявление конкурса на замещение вакантной должности распоряжения о назначении на должность, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, предоставлении отпуска и оплаты отпуска, указывая на то, что 21 декабря 2017 года на основании распоряжения № 18 председателя сельского поселения была принята временно на должность исполняющим обязанности заместителя председателя по социальной политике администрации сумона Хайыраканский Муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва». 25 июня 2018 года на основании распоряжения № председателя сельского поселения назначена на постоянной основе заместителем председателя по социальной политике администрации сумона Хайыраканский Муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва». 14 ноября 2019 года распоряжением № 24 администрации сельского поселения Хайыраканский Муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» была освобождена от должности временно исполняющей обязанности заместителя председателя администрации по социальной политике сумона Хайыраканский Улуг-Хемского кожууна в связи с назначением на должность работника на постоянной основе. С увольнением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, так как была принята на работу на постоянной основе и работодатель не имел права объявлять конкурс по замещаемой ею должности. Также при увольнении ей не был выдан расчет и не был полностью предоставлен очередной отпуск, что также нарушило ее права. Конкретный расчет не предоставленного отпуска будет дополнительно предоставлен после получения документов. В связи с тем, что работодатель не предоставил справку о заработной плате за 12 месяцев, предшествующих увольнению, а расчетные листки не выдавались, произвести расчет по заработной плате за время вынужденного прогула не может. He законным отказом в восстановлении на работе ей были причинены нравственные страдания, она осталась без средств к существованию, причиненные нравственные страдания оценивает в размере 150 000 рублей. Просит признать распоряжение № 24 администрации сельского поселения от 14 ноября 2019 года об освобождении от занимаемой должности временно исполняющей обязанности заместителя председателя администрации по социальной политике сумона Хайыраканский Муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» незаконным и восстановить в должности заместителя председателя администрации по социальной политике сумона Хайыраканский Муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»; признать не законным объявление конкурса на замещение вакантной должности заместителя председателя с.Хайыракан решение конкурсной комиссии № 4 от 13.11.2019 г. «Результаты работы конкурсной комиссии на замещение вакантной должности заместителя председателя администрации с.Хайыракан» и Распоряжения исполняющего обязанности председателя администрации сельского поселения сумон Хайыраканский Улуг-Хемского кожууна № 23 от 14 ноября 2019 г. «О назначении на должность заместителя председателя администрации по социальной политике»; взыскать компенсацию морального вреда в размере 150.000 рублей; взыскать заработную плату за время вынужденного прогула и обязать ответчика предоставить не использованные дни отпуска за период работы 22.12.2018 г. по 14.11.2019 г. с оплатой.
В последующем исковые требования уточнены, истец полагал, что конкурс на ее место не должно было быть объявлено, приведен расчет утраченного заработка исходя из среднедневного размера 1 553,66 рубля, уточнены дни отпуска в количестве 77 календарных дней. Дополнительно просит взыскать почтовые расходы и расходы на представителя.
В судебном заседании истец исковые требования полностью поддержала по изложенным в иске основаниям, также поддержала доводы представителя.
Представитель истца ФИО4, действующая на основании ордера адвоката, исковые требования поддержала полностью, дополнила, что истец является матерью-одиночкой, о чем было известно работодателю.
Представитель истца ФИО7, действующая по письменному заявлению истца, в судебном заседании не участвует, извещена надлежащим образом, со слов представителя ФИО4 принимать участие в суде не будет.
Представитель ответчика ФИО5 с иском не согласился полностью, просил отказать, пояснил, что истец никогда не была назначена на должность заместителя председателя на постоянной основе, так как должность является выборной, увольнение после назначения на должность другого человека по конкурсу считает законным.
Представитель ответчика ФИО6, действующий на основании ордера, просил отказать в иске полностью, увольнение считал произведенным на основании закона.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и, заслушав прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные, лица местного самоуправления:, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Аналогичные положения закреплены в ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Статья 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривает, что помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в указанных в ней случаях.
Как установлено судом, решением Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности заместителя председателя администрации по социальной политике сумона Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» от 20.12.2017 года объявленный конкурс признан несостоявшимся, распоряжением председателя сельского поселения №18 от 21.12.2017 года, ФИО3 принята с 21 декабря 2017 года заместителем председателя администрации по социальной политике временно.
Распоряжением №26 от 21 декабря 2017 года председателя сельского поселения сумон Хайыракан Муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», Канчыыр - оол Ч.С. принята временно, с 21 декабря 2017 года исполняющим обязанности заместителя председателя по социальной политике администрации сумона.
Распоряжением №24 от 14 ноября 2019 года администрации сельского поселения сумон Хайыраканский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва, временно исполняющий обязанности заместителя председателя по социальной политике сумона Хайыраканский ФИО3 освобождена от должности с 14 ноября 2019 года.
Оспаривая свое увольнение, истец, в обоснование своего требования о восстановлении на работе, ссылалась на нарушение ее трудовых прав, в частности, то, что была переведена на постоянную основу, поэтому ее должность не была вакантной, соответственно, не мог был быть объявлен конкурс, в подтверждение чего представила распоряжение №12 от 25 июня 2018 года о назначении на постоянной основе.
Между тем порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения предусмотрен главой 4 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Классификация должностей муниципальной службы приведена в ст.8 Закона Республики Тыва «О муниципальной службе», принятом Верховным Хуралом (Парламентом) Республики Тыва 19 октября 1999 года.
Согласно Закону Республики Тыва от 4 мая 2009 года N 1244 ВХ-2 «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва», действовавшему в спорный период, должность заместителя председателя администрации отнесена к категории «руководители» ведущей группы должностей.
Порядок замещения должности заместителя председателя сельской администрации сумона Хайыраканский определен в п. 1 ст.23.1 Устава сельского поселения сумон Хайыраканский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва, утвержденного Хуралом представителей сельского поселения сумон Хайыраканский Улуг-Хемского района Республики Тыва №90 от 06.10.2011г., также Порядком проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в сельском поселении сумон Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва», утвержденного Решением Хурала представителей сельского поселения сумон Хайыраканский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва №41 от 14 ноября 2017 года-путем проведения конкурса, с заключением срочного трудового договора с его победителем.
Распоряжением администрации сельского поселения сумон Хайыраканский Улуг-Хемского района Республики Тыва №169 от 16.10.2019 года объявлен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя председателя администрации сельского поселения сумона Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», с назначением даты проведения 13 ноября 2019 года, с опубликованием в периодическом издании.
Решением №3 от 13.11.2019 года Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя председателя администрации сельского поселения сумона Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», первый этап конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя председателя администрации сельского поселения сумона Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» признан состоявшимся, с утверждением допущенных на 2 этап кандидатов ФИО1 и ФИО2
Конкурсная комиссия Решением №4 от 13.11.2019 года предоставила председателю администрации сельского поселения кандидатов на выбор для заключения в 3-дневный срок трудового договора.
Распоряжением администрации сельского поселения №23 от 14.11.2019 объявленный конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя председателя администрации сельского поселения сумона Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» признан состоявшимся, победитель назначен на должность и заключен трудовой договор.
Таким образом, замещать должность муниципальной службы, отнесенного разделом 7 Реестра должностей муниципальной службы в Республике Тыва к Ведущей группе должностей категории «специалисты», возможно только в результате конкурса, а потому, вне зависимости от того, что как истец указывала в иске и представила в материалы дела распоряжение о назначении ее на постоянной основе после истечения испытательного срока, в данном случае правового значения не имеет, соответственно, освобождение истца от должности, занимаемой ею без прохождения обязательного конкурса соответствует закону, поэтому требование о восстановлении на работе не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного выше, ссылка истца в обоснование требования о признании не законным объявление конкурса о том, что должность не была вакантной, так как он был назначен на постоянной основе, поэтому не должен был быть объявлен конкурс, является не состоятельной, не основанном на нормах закона, как также и то, что председатель администрации ФИО5 не мог являться секретарем конкурсной комиссии, не влияет на законность освобождения истца от должности (не замещавшей должность по конкурсу) в случае избрания другого в результате проведенного конкурса.
Поскольку требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда являются производными от основного требования о восстановлении на работе, в удовлетворении которого судом отказано, то эти требования также не подлежат удовлетворению.
Также не подлежит удовлетворению требование о предоставлении не использованных дней отпуска и оплаты по следующему основанию.
Согласно статье 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.
В соответствии со статьей 114 ТК РФ, работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
При этом, как следует из части 1 статьи 127 ТК РФ, при увольнении работник вправе требовать от работодателя выплаты денежной компенсации за все неиспользованные отпуска.
Волеизъявление работника оформляется соответствующим письменным заявлением, а факт реализации права внутренними документами работодателя (приказами, распоряжениями и пр.).
Судом установлено, что истец состояла в трудовых отношениях с ответчиком с 21 декабря 2017 года по 14 ноября 2019 года.
В материалы дела представлены приказы о предоставлении истцу отпусков №22 от 27.12.2018г. на 51 календарный день с 29 декабря 2018 года по 18 февраля 2019 года и №14 от 01.08.2019г. на 53 календарных дня, с 1 августа по 22 сентября 2019 года.
Также представлены распоряжение №1 от 14.01.2019 года об отзыве с 14 января 2019 года с очередного отпуска, с предоставлением неиспользованных дней отпуска за период работы с 2017-2018 годы на 37 календарных дней по заявлению; №20 от 04.10.2019 об отзыве с очередного отпуска, с 04.10.2019 года; №21 от 05.11.2019 года о предоставлении неиспользованных дней очередного отпуска до 13 ноября 2019 года.
Заявлением от 31 октября 2019 года ФИО3 просила с 05.11.2019г. предоставить неиспользованные дни очередного отпуска на 51 календарных дней.
Согласно расчетно-платежным ведомостям, а также справке о заработной плате истца, ФИО3 отработала в декабре 2018 года 20 дней и начислено с отпускными 85 603 рубля; в августе 2019 года начислено отпускных 82 385 рублей.
В соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, при отзыве с согласия работника по производственной необходимости с отпуска, выплаченные суммы за не использованные дни отпуска подлежат возврату.
При этом указанные бухгалтерские документы сведений о возврате выплаченных отпускных не содержат, в судебном заседании представитель ответчика пояснил о том, что истцом вся сумма отпускных получена, при отзыве не возвращалась. Доказательства обратного истцом не представлены, как не представлены и доказательства удержания в последующем с ее заработной платы сумм ранее выплаченных отпускных. Возражения по табелям учета рабочего времени и расчетно-платежным ведомостям, справке о заработной плате не заявлены.
Таким образом, на основании положений части 1 статьи 56 ГПК РФ ответчиком полностью доказан факт предоставления истцу отпуска за все проработанное время и отсутствии у него права на предоставление и выплату дней неиспользованного отпуска.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО3 к Администрации сельского поселения сумон Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский кожууна Республики Тыва» о признании распоряжения об освобождении от должности не законным, восстановлении на работе, признании незаконным объявление конкурса на замещение вакантной должности распоряжения о назначении на должность, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, предоставлении отпуска и оплаты отпуска, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2020 года.
Председательствующий Ч.Ч. Монге-Далай