№
Решение
Именем Российской Федерации
«10» февраля 2016 года г. Мглин
Мглинский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Рудиковой Н.В.,
при секретаре Степыко В.И.,
с участием:
истца ФИО2,
представителя ответчика администрации Мглинского района Брянской области ФИО3.( по доверенности)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО7 к администрации Мглинского района Брянской области о признании действий незаконными, возложении обязанности по включению ФИО2 в список лиц, нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Установил:
Истец ФИО2 обратилась с иском в суд к администрации Мглинского района Брянской области о признании действий незаконными, возложении обязанности по включению ее в список лиц, нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец ФИО2 подержав свое исковое заявление указала, что является сиротой, 25 апреля 2010 года умерла ее мать ФИО1. После ее смерти в ноябре 2010 года истица вступила в наследство на дом, расположенный в по адресу <адрес> комнату по адресу: г. <адрес><адрес> В дальнейшем ФИО2 дом продала, так как жить и находиться в доме было не возможно, <данные изъяты> На момент принятии наследства дом находился в хорошем состоянии. ФИО4, которая являлась опекуном истицы, предложила продать дом, истица согласилась. О том, что продавать дом нельзя она не знала, никто ей об этом не говорил. Дом был продан за <данные изъяты> рублей, за такую сумму невозможно купить другое домовладение в <адрес>. В деревне нет работы, все уезжают. Также у истицы в городе Мглин в собственности имеется комната в общежитии по адресу <адрес>, в комнате недавно делали ремонт поменяли окно и двери, однако она не большая и не соответствует норме проживания.
Представитель ответчика ФИО3 не согласившись с исковым заявлением указала, что истцу правомерно отказано о включении в список нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей сирот, поскольку в собственности у истца находился жилой дом в <адрес>, который был пригодным для проживания, но в 2013 году истица его продала. На основании постановления №764 от 11.08. 2011 года администрация Мглинского района обязана следить за сохранностью жилого помещения, раз в год производить текущий ремонт, производить оплату коммунальных услуг. На момент получения свидетельства о праве на наследство истице, в спорном доме был отключен газ, свет, поэтому выплаты коммунальных услуг по дому не назначались, в <адрес> имеется у истицы в собственности комната и по ее заявлению назначали оплату за коммунальные услуги. ФИО2 было разъяснено, что администрация Мглинского района будет следить за сохранностью ее жилых помещений и разговора о продажи дома с истицей не заходило. Истице разъяснялось, что за закрепленным жильем будут следить, возможно проведение текущих ремонтов, если протекала крыша в доме, возможно было сделать ремонт крыши. До момента продажи, дом истицы находился в хорошем, удовлетворительном состоянии. Комнату истицы ремонтировали, выделяются <данные изъяты> рублей в год для ремонта и истцу разъяснили, что можно сумму разделить и делать ремонты как в доме, так и в комнате, но ФИО2 отказалась, на тот момент дом уже был продан.О том, что ФИО2 продала дом известно стало только 2014 года когда она отказалась от ремонта дома. Опекуном ФИО2 была назначена ФИО4, с которой неоднократно проводились беседы, что жилое помещение должно сохраняться за детьми сиротами. Опекун ФИО4 сообщила, что дом продан и что ФИО2 жить не будет в доме, поскольку там нет работы.
Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим отказу.
Так, в судебном заседании установлено, что истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком сиротой. Согласно свидетельства о смерти, ее мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) Отец в свидетельство о рождении истца записан со слов матери.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес>№ опекуном ФИО2 назначена ФИО4(л.д.18)
После смерти матери ФИО2 вступила в наследство в виде комнаты в общежитии расположенной по адресу г. <адрес><адрес> (л.д.13) и домовладения с земельным участком, расположенным по адресу <адрес>.
Согласно ст. 149 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Администрация Мглинского района в соответствии с ч.2 ст. 8 Федерального Закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. от 31.12.2014 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приняла меры по сохранности комнаты и жилого дома, принадлежащие ФИО2 Опекуну ФИО4 разъяснялось, что жилье должно сохранятся за ФИО2 Администрацией Мглинского района плачивались коммунальные услуги, производились замена окна и двери в комнате, когда в 2014 году ФИО2 было предложено произвести ремонт в домовладении было установлено, что дом уже продан. Опекун ФИО4 пояснила, что ФИО2 проживать в этом доме не будет, поскольку в <адрес> нет работы. Сама истица в заявлении главе администрации Мглинского района от ДД.ММ.ГГГГ отказалась от ремонта в комнате, так как в дальнейшем проживать на территории района она не собирается. (л.д. 31)
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение.
Так, в силу пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На территории Брянской области порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан регламентируется Законом Брянской области от 29.12.2012 N 107-3 "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области".
Согласно договора купли-продажи ФИО2 продала домовладение с земельным участком, закрепленное за ней, расположенное по адресу <адрес> г <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30). Истица ФИО2 в судебном заседании указала, что продала домовладение с земельным участком за <данные изъяты> рублей. В судебном заседании истец указывала, что продала домовладение, <данные изъяты> Однако как пояснила сама ФИО2 она продала домовладение всего за <данные изъяты> рублей, когда как на указанную сумму не возможно купить жилой дом в с <адрес>. Домовладения в данном случае можно было продать по цене, по которой возможно было бы в дальнейшем купить другой жилой дом в этом же населенном пункте. ФИО2 поясняла не будет проживать в дальнейшем в <адрес> так как там нет работы, сама истица в своем заявлении указала, что отказывается от ремонта комнаты, поскольку проживать на территории Мглинского района не будет. Суд ставит под сомнение утверждение истицы, что она не знала о том, что продавать домовладение нельзя, поскольку ее опекуну ФИО4 разъяснялось, что домовладение должно быть сохранено за ФИО2
Отчуждение указанного жилого помещения суд считает намеренным ухудшением жилищных условий, истица после смерти матери возможно не смогла бы проживать в указанном домовладении, однако она продав домовладение с земельным участком в <адрес> не купила аналогичный дом в том же населенном пункте, а продав его указывала, что проживать на территории Мглинского района не будет.
Истец ФИО2 продала принадлежащие ей домовладение с земельным участком, расположенным по адресу <адрес>, то есть совершила сделку с принадлежащим ей жилым помещениям, в результате которой она может быть признана нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального Закона РФ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Согласно Закона Брянской области № 107 от 29.12.2012 "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Брянской области»,
если дети-сироты и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, с намерением приобретения права состоять в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, совершили сделки с принадлежащими им жилыми помещениями, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным настоящим Законом, то указанные лица не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Мглинского района правомерно отказано истице о включении в список нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей сирот.
На основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. ФИО2 продала домовладение ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем не может быть поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 ФИО8 к администрации Мглинского района Брянской области о признании действий незаконными, возложении обязанности по включению ФИО2 в список лиц, нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Рудикова
Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2016 года