ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-24/2018 от 08.02.2018 Советского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-24/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2018 года пгт Советский

Советский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Бражника И.С.,

при секретаре - Самокоз Н.И.,

при участии: представителя ответчика - Русенко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Советский Республики Крым гражданское дело по исковому заявлению Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к Муниципальному унитарному предприятию «Росмастер» об обязании совершить определённые действия,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция по жилищному надзору Республики Крым 11 декабря 2017 года обратилась в суд с исковым заявлением об обязании МУП «Росмастер» совершить определённые действия.

Исковое заявление мотивировано тем, что по результатам проверки работы ответчика Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым были выявлены многочисленные нарушения в работе, в связи с чем истцом 19 апреля 2017 г. было выдано предписание № 123 с требованиями принять меры для восстановления освещения в местах общего пользования по улицам Юбилейной и Механизаторов в пгт Советский Советского района Республики Крым. При проведении 13 июля 2017 г. проверки выполнения ранее выданного ответчику предписания было установлено, что МУП «Росмастер» предписание от 19 апреля 2017 г. не выполнено, в связи с чем ответчик был привлечён к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КРФоАП, в связи с чем Инспекция по жилищному надзору Республики Крым обратилась в суд с исковыми требованиями об обязании ответчика выполнить предписание от 19.04.2017 г.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате и месте уведомлен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Русенко Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления, мотивируя тем, что на момент проведения проверки сотрудниками инспекции по жилищному надзору Республики Крым в отношении МУП «Росмастер» многоквартирные дома №8,№12, №18 по ул. Юбилейная, и многоквартирный дом №34 по ул. Механизаторов в пгт. Советский в обслуживании МУП «Росмастер» не находились.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

С 18 апреля 2017 года по 19 апреля 2017 года сотрудниками инспекции по жилищному надзору Республики Крым проведена внеплановая проверка МУП «Росмастер» составлен акт №251 (л.д.5-8), по результатом которой Инспекцией вынесено предписание № 123, согласно которому на МУП «Росмастер» была возложена обязанность принять меры по восстановлению освещения в местах общего пользования (в подъезде) многоквартирных домов №№ 8, 12, 18 по ул. Юбилейная и № 34 по ул. Механизаторов в пгт. Советский Советского района Республики Крым (л.д.9).

13 июня 2017 года Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка выполнения ранее выданного предписания (л.д.10-15).

29 июня 2017 по результатам проверки Инспекцией был составлен протокол об административном правонарушении №244 (л.д.16-24).

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении №244 Мировым судьей судебного участка №84 Советского судебного района Республики Крым Елецких Е.Н. вынесено постановление о назначении административного наказания согласно которого МУП «Росмастер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей (л.д.25-29).

На основании ч.1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Исходя из положений части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170.

Согласно ч.1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В соответствии с положениями ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Согласно протоколам общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах от 13 марта – 02 апреля 2017 года, расположенных по адресу: Республика Крым, Советский район, пгт. Советский, ул. Механизаторов, д.34, ул. Юбилейная, д.8, д.12, д.16, собственниками помещений в многоквартирных домах было принято решение о расторжении договора управления с МУП «Росмастер» и решено заключить договор управления многоквартирным домом с компанией ООО «ГУК №1».

Договора управления многоквартирным домом заключённых между ООО «ГУП №1» и собственниками помещений в многоквартирных домах расположенных по адресу: Республика Крым, Советский район, пгт. Советский, ул. Механизаторов, д.34, ул. Юбилейная, д.8, д.16 вступают в законную силу с 25 апреля 2017 года, а договор управления многоквартирного дома расположенного по адресу: Республика Крым, Советский район, пгт. Советский, ул. Юбилейная, д.12 вступает в законную силу с 26 апреля 2017 года.

Согласно положений указанных договоров и Приложения № 2 к ним, в котором регламентируются конкретные работы осуществляемые ООО «ГПУ-1» по управлению многоквартирными домами, на указанную организацию возложены обязанности по освещению лестничных клеток и ремонту и обслуживанию внутридомового инженерного оборудования.

Принимая на себя обязанности по договорам управления многоквартирными домами осуществлению управлению многоквартирными домами №№ 8, 12, 18 по ул. Юбилейная и № 34 по ул. Механизаторов в пгт Советский Советского района Республики Крым ООО «ГПУ-1» не устанавливало за собой обязанность по освещению лестничных клеток до момента осуществления МУП «Росмастер» предписания истца принять меры по восстановлению освещения в местах общего пользования (в подъезде) указанных выше многоквартирных домов.

Согласно положений ч.10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Таким образом, после заключения собственниками помещений в многоквартирных домах №№ 8, 12, 18 по ул. Юбилейная и № 34 по ул. Механизаторов в пгт Советский Советского района Республики Крым договоров по управлению многоквартирным домом с ООО «ГПУ-1» вывело данные многоквартирные дома из управления МУП «Росмастер» с 25 апреля 2017 года, в связи с чем ответчик не имел возможности с указанной даты исполнить предписание ответчика № 123 от 19 апреля 2017 года, до указанной в нём даты выполнения работ – 20 мая 2017 года.

Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно пункту 51 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен разделом Х "Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами".

Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в соответствии с частью 4 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации вносятся в реестр лицензий субъекта Российской Федерации путем размещения на официальном сайте соответствующего органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания для внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации при заключении, прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом лицензиата.

Согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" разграничены случаи внесения изменений в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 198 ЖК РФ) и в случае исключения сведений из Реестра в связи с невыполнением требований лицензиата (часть 5 статьи 198 ЖК РФ).

В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенными в письме от 11 января 2017 года N 241-АТ/04, часть 2 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает особый порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием в соответствии с частью 5 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации. Исключение сведений из реестра применяется только к лицензиатам, которые имеют административные наказания, вынесенные судом два и более раза, что существенно отличает случаи, когда вносятся изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации на основании заключения, прекращения, расторжения договора управления многоквартирным домом лицензиата. Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора управления многоквартирным домом. Порядком прекращения деятельности управляющей организации в силу прекращения договора управления многоквартирным домом устанавливается самим договором управления, а в случае отсутствия в договоре порядка нормами главы 26 и 29 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с истечением срока сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления. Договор управления многоквартирным домом считается прекращенным с даты, указанной в договоре, следовательно, управляющая организация прекращает управление многоквартирным домом с даты указанной в договоре.

Согласно части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Частью 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, после заключения собственниками помещений в многоквартирных домах №№ 8, 12, 18 по ул. Юбилейная и № 34 по ул. Механизаторов в пгт Советский Советского района Республики Крым договоров по управлению многоквартирным домом с ООО «ГУК №1», заключённые ранее собственниками многоквартирных домов договоров по управлению с МУП «Росмастер» прекратили своё действие с 25 апреля 2017 года.

Аналогичная правовая позиция изложена и в Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 27.03.2017 г. № 33а-6072/2017 по делу № 2а-6177/2016.

Кроме того, согласно положений ч.6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.

Учитывая, что МУП «Росмастер» разместило сведения об исключении из реестра лицензий субъекта РФ о многоквартирных домах №№ 8, 12, 18 по ул. Юбилейная и № 34 по ул. Механизаторов в пгт Советский Советского района Республики Крым 01.06.2017 г., 13 июня 2017 года на момент проверки выполнения ранее выданного предписания МУП «Росмастер» не являлось управляющей компанией по обслуживанию многоквартирных домов.

В связи с вышеизложенным у суда отсутствуют правовые основания в удовлетворении искового заявления Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к Муниципальному унитарному предприятию «Росмастер» об обязании совершить определённые действия, отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Судья И.С.Бражник