РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2021г. г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Шатских М.В.,
при секретаре Новичихиной А.А.,
с участием представителя истца ФИО12, действующего на основании доверенности Павлюченко С.В., представителя ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Воронежской области, действующей на основании доверенности Шмелевой Е.В., представителя третьего лица администрации городского округа город Воронеж, действующей на основании доверенности Бахтиной И.В., представителя третьего лица Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, действующей на основании доверенности Шитых Ю.И.
рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО12 к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка
УСТАНОВИЛ:
ФИО12 обратился в суд с иском к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области с требованиями о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, указав, что ему на праве собственности принадлежит здание, назначение - нежилое, наименование – <данные изъяты>, площадью 121,6 кв.м., имеющее кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>
Указанное нежилое здание располагается на арендуемом истцом земельном участке площадью 302 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – павильон, земли запаса (неиспользуемые), срок аренды - по ДД.ММ.ГГГГ
Право аренды истца на земельный участок возникло на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, а также на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о заключении договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ от ответчика поступило письмо № об отказе в предоставлении ему в собственность спорного земельного участка следующего содержания: «в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. № земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне с индексом Р-1 – «зоне зеленых насаждений общего пользования». Данная зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков, озеленения в целях проведения досуга населения.
Испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования «под павильон». Данный вид использования не предусмотрен Правилами землепользования и застройки.
В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки, испрашиваемый земельный участок расположен в границах исторической территории.
Земельный участок с кадастровым номером № является вкрапленным в границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав парка им. Дурова.
В соответствии с постановлением администрации г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. №, парк им. Дурова является озелененной территорией общего пользования.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Земельный участок с кадастровым номером № стоит на государственном кадастровом учете в видом разрешенного использования «под павильон». При этом фактически на данном земельном участке расположен объект недвижимости – <данные изъяты>. Таким образом, ответчик считает, что цель использования земельного участка не соответствует фактическому использованию земельного участка».
С вышеуказанным отказом истец не согласился, что и послужило причиной обращения в суд с настоящим иском, в котором истец просит признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО12 в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – павильон, земли запаса (неиспользуемые) путем заключения договора купли-продажи земельного участка; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области предоставить ФИО12 в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – павильон, земли запаса (неиспользуемые) путем заключения договора купли-продажи земельного участка.
Представитель истца ФИО12, действующий на основании доверенности Павлюченко С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Воронежской области, действующая на основании доверенности Шмелева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д. 99 - 102).
Представитель третьего лица администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Бахтина И.В. в судебном заседании полагала исковые требования ФИО12 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Шитых Ю.И. в судебном заседании полагала исковые требования ФИО12 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка не подлежащими удовлетворению.
Истец ФИО12 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах гражданского дела. Воспользовался правом, направив в судебное заседание рпедставителя по доверенности.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах гражданского дела. Причина неявки суду не известна.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
Таким образом, суд считает данное гражданское дело подлежащим рассмотрению в данном судебном заседании по имеющимся в деле письменным доказательствам в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о разбирательстве дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, анализируя их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных исковых требований или возражений.
Согласно ст. 195 ч. 2 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По мнению суда, ходатайство представителя ответчика о переходе к рассмотрению настоящего дела в порядке КАС РФ не подлежит удовлетворению, ввиду того, что согласно разделу 1 п. 1 письма Верховного Суда РФ от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 «Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов Московского и Санкт-Петербургского городских судов, судов автономной области и автономных округов Российской Федерации, Апелляционных судов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», споры о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции в исковом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО22 и ФИО12 был заключен договор купли – продажи здания, расположенного по адресу: <адрес> Здание имеет кадастровый номер №, назначение – нежилое, наименование – <данные изъяты>
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т. 1 л.д. 23 - 24) следует, что ФИО12 на праве собственности принадлежит здание, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>, площадь. 121,6 кв.м., назначение – нежилое, наименование – <данные изъяты>.
Право зарегистрировано на объект недвижимости с наименованием: отдельно стоящее здание павильона в лит. А.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т. 1 л.д. 34 - 36) следует, что ФИО12 на праве аренды принадлежит земельный участок, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> 2, площадь. 302 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – павильон, земли запаса (неиспользуемые).
Право зарегистрировано на объект недвижимости с видом разрешенного использования: под павильон.
Срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. (т. 1 л.д. 25 - 28), акта приема – передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 29), между департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (арендодатель) и ФИО22 (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., по условиям которого, согласно п. 1.1 арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 302 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер № Участок фактически занимаемы павильоном (кафе) (п. 1.2 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.).
Согласно п. 3.1 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., договор заключается до ДД.ММ.ГГГГ.
Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. № (т. 1 л.д. 31), дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. № (т. 1 л.д. 32), дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1 л.д. 33), зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.
ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается отметкой представителя ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, истец обратился в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № (т. 1 л.д. 18).
Согласно сообщению департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № (т. 1 л.д. 19 - 20), в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. № рассматриваемый земельный участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. № земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне с индексом Р-1 – «зоне зеленых насаждений общего пользования». Данная зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков, озеленения в целях проведения досуга населения.
Испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования «под павильон». Данный вид использования не предусмотрен Правилами землепользования и застройки.
В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки, испрашиваемый земельный участок расположен в границах исторической территории.
Земельный участок с кадастровым номером № является вкрапленным в границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав парка им. Дурова.
В соответствии с постановлением администрации г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. №, парк им. Дурова является озелененной территорией общего пользования.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Земельный участок с кадастровым номером № стоит на государственном кадастровом учете в видом разрешенного использования «под павильон». При этом фактически на данном земельном участке расположен объект недвижимости – <данные изъяты>. Таким образом, ответчик считает, что цель использования земельного участка не соответствует фактическому использованию земельного участка».
Учитывая вышеизложенное, на основании пп. 14, 19 ст. 3916 Земельного кодекса Российской Федерации департамент отказывает в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
В силу ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36 Конституции Российской Федерации).
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ), настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах, в том числе: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (ч. 2 ст. 15 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 39.1 ЗК РФ).
На основании ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
На основании ч. 2 ст. 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Частью 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как следует из ч. 12 ст.85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, департамент определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено находящимися в черте города Воронежа, а также земельными участками, находящимися в собственности области, в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно п. 11 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 8 мая 2009г. N 365 департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.
В силу п. 3.1.20 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 8 мая 2009г. № 365 в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет государственные функции по распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области».
Учитывая вышеизложенное, истец обратился в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлениями о заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, площадью 302 кв.м., с видом разрешенного использования «под павильон» указав, что на испрашиваемом участке находится нежилое здание (<данные изъяты>) собственником которого он является.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области отказал в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.01.2017г. № 102 утвержден Административный регламент департамента по предоставлению государственной услуги «Заключение договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые разграничена, без проведения торгов» (далее-Регламент).
Согласно п. 2.2.1 Регламента предусмотрено, что в предоставлении государственной услуги осуществляющей департаментом принимают участие органы и организации, предоставляющие документы, необходимые для предоставления государственной услуги:
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управление Росреестра по Воронежской области);
- Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области;
- администрация городского округа город Воронеж.
Для принятия решения по обращению ФИО12, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области был сделан запрос в администрацию городского округа город Воронеж.
Согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ. № управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж (т. 1 л.д. 118 - 119), в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№, рассматриваемый земельный участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, решением Воронежского городской Думы от 25.12.2009 № 384-II (далее – ПЗЗ), земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне с индексом Р1 – «Озелененные территории общего пользования». Данная зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков, озеленения в целях проведения досуга населения.
В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе ПЗЗ, испрашиваемый земельный участок расположен в границах исторической территории.
Согласно данным публичной кадастровой карты портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № имеет разрешенное использование «павильон». Данный вид использования ПЗЗ не предусмотрен.
Данный земельный участок является вкрапленным в границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав парка им. Дурова и не имеет самостоятельного подъезда.
В соответствии с постановлением администрации города Воронежа от 01.04.2003 № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа» парк им. Дурова является озелененной территорией общего пользования.
Кроме того, согласно приказу управления лесного хозяйства Воронежской области от 27.12.2019г. № 1889, парк им. Дурова входит в границы лесопаркового зеленого пояса города Воронежа, в связи с чем необходимо соблюдение ограниченного режима природопользования и иной хозяйственной деятельности.
Организация подъезда, через территорию парка, к рассматриваемому участку не представляется возможной, так как согласно постановлению администрации города Воронежа от 01.04.2003 № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа», установлен запрет на осуществление проезда и стоянки транспортных средств и иной техники, кроме техники, используемой для эксплуатации данной территории и ухода за зелеными насаждениями.
В предварительном судебном заседании, имевшем место ДД.ММ.ГГГГ. представителем ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, действующей на основании доверенности Русановой Е.Д. было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы. На разрешение эксперта просила поставить следующий вопрос: относится ли земельный участок с кадастровым номером № к территории общего пользования в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и постановления администрации города Воронежа от 01.04.2003г. № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа.
Определением Ленинского районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная экспертиза.
Согласно выводам заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ., выполненного федеральным бюджетным учреждением Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, земельный участок с кадастровым номером № относится к земельным участкам общего пользования, занятыми площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами в соответствии с требованиями градостроительного законодательства согласно решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. № 384-II «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж» и постановления администрации города Воронежа от 01.04.2003г. № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа».
Не согласившись с выводами, изложенными в заключении эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ., выполненном федеральным бюджетным учреждением Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, представителем истца было заявлено ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы.
В обоснование ходатайства о назначении повторной судебной экспертизы было указано, что в экспертном заключении не указано, с какой целью экспертом в заключении сделана ссылка на существование муниципального парка им. Дурова, как земельный участок парка им. Дурова соотносится с земельным участком с кадастровым номером № (является смежным, входящим один в другой).
Экспертом не указано, какие площади улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты общего пользования расположены на земельном участке с кадастровым номером №.
Экспертом не указано, с помощью каких приборов и расчетов им было определено на местности, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне Р-1.
Также, экспертом не были исследованы нормативно правовые акты, касающиеся градостроительного законодательства, в частности территориального планирования исследуемого земельного участка, а именно постановление администрации городского округа город Воронеж от 14.07.2014г. № 650 «Об утверждении документации по планировке территории, расположенной в границах улиц: 20-летия Октября, Ворошилова, Депутатская, Моисеева в городском округе город Воронеж», в которую входит земельный участок с кадастровым номером №
Согласно постановлению администрации городского округа город Воронеж от 14.07.2014г. № 650 «Об утверждении документации по планировке территории, расположенной в границах улиц: 20-летия Октября, Ворошилова, Депутатская, Моисеева в городском округе город Воронеж» и прилагаемых к нему схематических приложений, земельный участок с кадастровым номером № входит в зону объектов общественно – деловой застройки и не относится к земельным участкам находящимся в зоне зеленых насаждений, не входит в границы территорий общего пользования.
В целях устранения противоречий, в судебное заседание, имевшее место ДД.ММ.ГГГГ. был вызван эксперт Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации ФИО28., составивший заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ., который пояснил, что материалов гражданского дела в полной мере хватило для составления экспертного заключения.
Парк – это территория общего пользования. Исходя из поставленного вопроса по отношению к территории общего пользования. Дело в том, что эти дороги, улицы, скверы, парки и так далее являются обобщенным понятием территории общего пользования. Территория может использоваться не по назначению, но находиться в территориальной зоне, относящейся к территории общего пользования.
Территория парка расположена в зоне R-1, что отражено в заключении. Данный земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования (л. 4 заключения), шифровкой индекса зоны (л. 5 заключения) располагается в данной зоне. По поводу соотношения участка с кадастровым номером № и парка исследование не проводилось. У парка, возможно, есть свой участок, стоящий на кадастровом учете, однако он предметом исследования не был. Являются ли данные участки смежными, экспертное исследование в данной области не проводилось.
Исследование проводилось путем сопоставления границ, картографических основ, которые приведены в карте градостроительного зонирования, с территориальной местности на месте, путем сопоставления и установления их расположения. В карте градостроительного зонирования есть характерные границы территориальных зон, они имеют определенный геометрический контур.
На месте возможно определить границы участка с помощью карт.
Карты не имеют координатного описания в правилах землепользования и застройки. Карты составлены в виде картографического материала, соответственно в этом случае приводится только соотношение сопоставительное.
Площади, улицы, проезды и так далее по тексту располагаются на земельном участке с кадастровым номером № - это обобщенное понятие, в данном случае есть зона, в которой данные объекты могут располагаться.
Земельный участок с кадастровым номером № площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, не занят.
Основополагающими нармативно - правовыми актами при составлении экспертного заключения являлись Градостроительный кодекс РФ, Правила землепользования и застройки, которые регламентируют территориальные нормы по видам разрешенного использования, которые могут относиться к участкам, входящим в данную территориальную зону. Соответственно, если в территориальной зоне находится какой-то объект, то его функциональное назначение возможно по соотношению к территориальной зоне.
Существующие нормативные акты планировки территории, при составлении экспертного заключения не использовались, ввиду того, что градостроительное законодательство имеет определенный свой радиус – основополагающим является Градостроительный кодекс РФ, по видам разрешенное использования основным являются Правила землепользования и застройки.
Документация по планировке территории не имеет значения для разрешения вопроса об относимости земельного участка к территории общего пользования.
При составлении заключения Постановление администрации от 14.07.2014г. № 650 «Об утверждении документации по планировке территории, расположенной в границах улиц: 20-летия Октября, Ворошилова, Депутатская, Моисеева в городском округе город Воронеж», куда относится территория спорного земельного участка, не использовалось.
Территориальные зоны регламентированы Правилами землепользования и застройки, что является главным документом. Исходя из того, что существует планировочное обоснование, то должны были быть внесены изменения в Правила землепользования и застройки. В рамках экспертизы используются самые актуальные сведения по картам градостроительного зонирования и нормативов Правил землепользования и застройки, в связи с чем в использовании постановления администрации от 14.07.2014г. № 650 «Об утверждении документации по планировке территории, расположенной в границах улиц: 20-летия Октября, Ворошилова, Депутатская, Моисеева в городском округе город Воронеж» для составления заключения отсутствует необходимость. Данный документ не исследовался, поскольку вывод был однозначный. Если были бы какие-либо сомнения, возможно исследовалась бы какая-либо иная документация. Разночтений в нормативных документов быть не должно.
Учитывая изложенное, допросив эксперта, анализируя имеющееся в материалах гражданского дела заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ., выполненное федеральным бюджетным учреждением Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, суд принимает его в качестве надлежащего доказательства относимости земельного участка с кадастровым номером № к земельным участкам общего пользования, занятым площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и постановления администрации города Воронежа от 01.04.2003г. № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа.
Полагает, что отсутствуют основания сомневаться в объективности и достоверности данного заключения, поскольку эксперт обладает специальными познаниями, имеет достаточный стаж экспертной работы, специальное образование и его заключение обосновано и мотивировано. Кроме того, судебная экспертиза проведена в рамках Федерального закона от 31.05.2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
С учетом изложенного, суд считает обоснованным положить в основу решения заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ., выполненное федеральным бюджетным учреждением Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
Выводы, изложенные в заключении эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ., выполненном федеральным бюджетным учреждением Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации сторонами относимыми допустимыми доказательствами оспорены не были.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу пункта 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 указанного Кодекса).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно пункту 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Таким образом, судом установлено, что земельный участок, с кадастровым номером № в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, решением Воронежского городской Думы от 25.12.2009 № 384-II расположен в территориальной зоне с индексом Р1 – «Озелененные территории общего пользования». Данная зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков, озеленения в целях проведения досуга населения, в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе ПЗЗ, испрашиваемый земельный участок расположен в границах исторической территории, является вкрапленным в границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав парка им. Дурова и не имеет самостоятельного подъезда.
Как следует из постановления администрации города Воронежа от 01.04.2003 № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа», парк им. Дурова является озелененной территорией общего пользования.
Кроме того, согласно приказу управления лесного хозяйства Воронежской области от 27.12.2019г. № 1889, парк им. Дурова входит в границы лесопаркового зеленого пояса города Воронежа, в связи с чем необходимо соблюдение ограниченного режима природопользования и иной хозяйственной деятельности.
Организация подъезда, через территорию парка, к рассматриваемому участку не представляется возможной, так как согласно постановлению администрации города Воронежа от 01.04.2003 № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа», установлен запрет на осуществление проезда и стоянки транспортных средств и иной техники, кроме техники, используемой для эксплуатации данной территории и ухода за зелеными насаждениями.
Следовательно, согласно материалам настоящего гражданского дела, земельный участок, с кадастровым номером №, в настоящее время не имеет самостоятельного подъезда, находится в границах исторической территории, является вкрапленным в границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав парка им. Дурова, который согласно постановлению администрации города Воронежа от 01.04.2003 № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа», является озелененной территорией общего пользования и который согласно приказу управления лесного хозяйства Воронежской области от 27.12.2019г. № 1889, входит в границы лесопаркового зеленого пояса города Воронежа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены ст. 39.16 ЗК РФ.
Согласно ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (п. 14); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п. 19).
Как следует из материалов гражданского дела и не оспорено сторонами по делу, земельный участок с кадастровым номером № состоит на государственном кадастровом учете с видом разрешенного использования «под павильон». При этом, на данном земельном участке расположен принадлежащий ФИО12 на праве собственности объект недвижимости – <данные изъяты>.
Указанный факт подтверждается, в том числе, актом проверки земельного участка (т. 1 л.д. 114) фактического использования данного земельного участка.
Таким образом, цель использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует фактическому использованию земельного участка.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером № является территорией общего пользования, ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность истца, в связи с чем заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Кроме того, в суд поступило заявление Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации о возмещении расходов по оплате судебной экспертизы в размере 24 456,00 руб.
Согласно ч. 2 ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 ГПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, соответственно Верховному Суду Российской Федерации, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, управлению (отделу) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей, стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.
Судом установлено, что определением Ленинского районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО12 к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка была назначена судебная экспертиза. Расходы по проведению судебной экспертизы были возложены на ответчика.
Во исполнение определения Ленинского районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. судебная экспертиза была произведена, что подтверждается заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ., выполненным Федеральным бюджетным учреждением Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
Однако, до настоящего времени, оплата судебной экспертизы не произведена.
Учитывая, что решением суда в удовлетворении исковых требований было отказано, следовательно, расходы по оплате судебной экспертизы подлежат взысканию с истца по делу.
Таким образом, с истца ФИО12 в пользу Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации подлежат взысканию расходы по проведению судебной экспертизы, назначенной определением Ленинского районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. в размере 24 456,00 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО12 к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО12 в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – павильон, земли запаса (неиспользуемые) путем заключения договора купли-продажи земельного участка; обязании департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области предоставить ФИО12 в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – павильон, земли запаса (неиспользуемые) путем заключения договора купли-продажи земельного участка отказать.
Взыскать с ФИО12 в пользу Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации расходы по проведению судебной экспертизы в размере 24 456 (двадцать четыре тысячи четыреста пятьдесят шесть) руб. 00 коп.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Шатских
Мотивированное решение
составлено 22.03.2021г.
1версия для печатиДело № 2-24/2021 (2-3395/2020;) ~ М-3050/2020 (Решение)