ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-24/2022 от 19.01.2022 Усть-куломского районного суда (Республика Коми)

Уникальный идентификатор дела

УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от ДД.ММ.ГГГГ по делу

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

под председательством судьи О.В. Барбуца,

при секретаре судебного заседания А.В. Удоратиной,

с участием истца ФИО4,

ее представителя – адвоката В.Л. Попова, действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5,

представителя ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Управлению Республики Коми по охране объектов культурного наследия об устранении препятствий в пользовании имуществом,

установил:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Управлению Республики Коми по охране объектов культурного наследия об устранении препятствий в пользовании имуществом. В обоснование исковых требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1663 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>. На этом земельном участке находится дом, в котором она проживает и который также принадлежит ей на праве собственности. Право собственности на земельный участок и на дом в размере 1/2 доли она приобрела по наследству от отца ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ, вторым наследником был ее брат ФИО2, который в ДД.ММ.ГГГГ умер и после его смерти она в порядке наследования приобрела право собственности на его долю земельного участка и дома. С южной стороны ее земельный участок граничит с земельным участком площадью 751 кв.м с кадастровым , расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащим на праве собственности ФИО5 На этом земельном участке находится жилой дом, который также принадлежит на праве собственности ФИО5 Указом Главы Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> включён как объект исторического и культурного наследия в перечень памятников истории и культуры местного (республиканского) значения. Приказом министра культуры РФ -р от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован объект культурного наследия «Дом, в котором родились, жили и работали в 1930 – 1939 гг. писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9». До ДД.ММ.ГГГГ она и ФИО5 не видели никаких документов о том, что вышеуказанный дом является объектом культурного значения. Приказом Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором родились, жили и работали в 1930-1939 гг. писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9», расположенного по адресу: <адрес>. Считает, что границы территории объекта культурного наследия установлены неправильно. В границах установленной территории кроме дома оказался также дом и хозяйственные постройки, собственником которых она является. Исторически сложилось так, что дом и хозяйственные постройки находятся вместе с домом на участке, огороженном единым забором. Однако принадлежащий ей дом построен в ДД.ММ.ГГГГ и не имеет никакого отношения к объекту культурного наследия дому . Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич и Иона Тимофеевич в этом доме никогда не проживали, исследователь ФИО9 в этом доме не останавливался. Несмотря на то, что ее дом находится на территории объекта культурного наследия, ее никто не ознакамливал с проектом создания этой территории, она не получала никаких извещений по этому поводу. Территория, занятая ее домом и хозяйственными постройками, не занята непосредственно объектом культурного наследия, не связана с ним исторически и функционально, не является его неотъемлемой частью. Нахождение ее дома на территории объекта культурного наследия неизбежно налагает на нее ничем не обоснованные и никак не связанные с сохранностью объекта культурного наследия ограничения и обязанности, ограничивает ее в возможностях бытового и хозяйственного использования своего имущества. Так, в выписке из Единого государственного реестра недвижимости по ее земельному участку приведён ограниченный перечень работ, которые разрешается проводить в границах территории объекта культурного наследия. В то же время, в этих границах, то есть на ее земельном участке прямо запрещается: вырубка деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок, увеличение объёмно - пространственных характеристик существующего объекта культурного наследия, установка линейных объектов, вышек сотовой связи, прокладка инженерных коммуникаций - теплотрасс, газопровода, наземным и надземным способом (кроме электрокабеля, предназначенного для освещения объекта культурного наследия и построек на его территории), складирование материалов, за исключением временного размещения материалов, необходимых для производства работ по сохранению объекта культурного наследия, ремонту надворных построек и благоустройству его территории, размещение рекламных стендов и других рекламных конструкций. Таким образом, при осуществлении любой хозяйственной и строительной деятельности рядом с ее домом и хозяйственными постройками она обязана придерживаться существующих правил и ограничений. Приказ Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ формально соответствует требованиям закона, но фактически нарушает ее права. Для обеспечения сохранности дома и использования его как объекта культурного значения достаточно было определить его территорию как участок местности, непосредственно занимаемый домом и примыкаемый к нему, достаточный для обслуживания дома. По ее мнению, территории земельного участка с кадастровым , принадлежащего на праве собственности ФИО5 (на котором и расположен объект культурного наследия), вполне достаточно для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, так как именно она занята данным объектом культурного наследия и связанна с ним исторически и функционально. В связи с этим просит обязать Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия прекратить действия, нарушающие ее права на ее земельный участок с кадастровым и имущество на этом участке, расположенные по адресу: <адрес>, то есть, изменить границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором родились, жили и работали в 1930 – 1939 гг. писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9» таким образом, чтобы ее земельный участок, дом и иное имущество, не имеющие никакого отношения к объекту культурного наследия, оказались за пределами территории объекта культурного наследия.

Истец ФИО4 и ее представитель Попов В.Л. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что территория объекта культурного наследия является зоной охраны и отнесена к зонам с особым условием использования территории. Объект «Дом, в котором родились, жили и работали в 1930-1939 гг. писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9», расположенный по адресу: <адрес>, принят на государственную охрану и зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия с присвоением . Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения и режимы использования указанного объекта. Таким образом, приказ от ДД.ММ.ГГГГ принят уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми в порядке, предусмотренном для нормативно- правовых актов, опубликован на официальном портале перечня правовых актов Республики Коми. Оспаривание нормативно-правового акта возможно только путем подачи заявления о признании его недействительным, правовым последствием оспаривания нормативно-правового акта является признание его недействующим полностью или в части. Иных способов защиты прав истца (путем предъявления требования о возложении обязанности на орган, принявший нормативно-правовой акт внести в него изменения) действующим законодательством не предусмотрено. Отсутствие нарушений прав и законных интересов истца проявляется в том, что, вопреки доводам истца, действующий режим не накладывает никаких ограничений в использовании земельного участка и ведении на нем бытовой деятельности, наоборот, ведение хозяйственной деятельности, не создающей угрозу безопасности объекта культурного наследия, разрешено, как и возведение традиционных бытовых построек. С учетом вида разрешенного использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства истцом не предоставлено никаких доказательств наличия тех или иных препятствий в пользовании земельным участком, возникших в результате утверждения границы территории объекта культурного наследия и режима ее использования.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5 в судебном заседании пояснил, что он является правнуком коми писателя ФИО10 Считает, что территория объекта культурного наследия утверждена неправильно. У писательского дома и дома земельные участки отдельные, принадлежат разным собственникам. Так было и раньше. Собственником дома и земельного участка раньше был сын писателя ФИО10 - ФИО11. Собственником дома и земельного участка был ФИО3, ветеран Великой Отечественной войны, он и построил этот дом в ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок и разрешение на постройку дома ФИО3 дал сельский совет. В это время писательский дом не считался объектом культурного наследия. С ДД.ММ.ГГГГ собственником дома является он. Дому 150 лет, он построен его прапрадедом - отцом писателей ФИО12 в ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что дом , хозяйственные постройки и земельный участок, принадлежащие на праве собственности ФИО4, не имеют никакого отношения к объекту культурного наследия и внесены в границы территории объекта культурного наследия вместе с домом и с его земельным участком неправильно.

Заслушав стороны, представителя истца, третье лицо, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

В пункте 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом, а также федеральными законами. В частности, подпунктом 2 пункта 2 названной статьи предусмотрена возможность установления особых условий охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов в качестве одного из видов ограничения прав собственников на пользование и распоряжение принадлежащими им земельными участками.

Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты культурного наследия, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены на обеспечение сохранности данных объектов.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).

Данным Федеральным законом к объектам культурного наследия отнесены достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (абзац четвертый части 5 статьи 3).

В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

Пунктом 5 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что границы территории объекта культурного наследия федерального значения, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (пункт 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ).

Исходя из требований подпункта 2 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

Приказом Минкультуры России от 04.06.2015 № 1745 утверждены Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия (далее - Требования). Указанные Требования определяют состав документации, необходимой для утверждения границ территорий объектов культурного наследия органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.

На основании пунктов 8, 9 Требований по результатам рассмотрения представленных материалов орган исполнительной власти принимает решение о разработке нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия или в случае наличия замечаний к представленным материалам направляет их перечень заявителю, представившему указанные материалы в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ. Нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия содержит текстовое и графическое (карта (схема)) описания местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории.

Изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется путем разработки нового проекта научно-проектной документации (пункты 17, 18 Требований).

В силу положений статьи 105 ЗК РФ зоны охраны объектов культурного наследия относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

Установлено, что ФИО4 является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> является ФИО5 (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия ).

Указом Главы Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен как объект исторического и культурного наследия в перечень памятников истории и культуры местного (республиканского) значения.

Объект «Дом, в котором родились, жили и работали в 1930-1939 гг. писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9» (уточненное наименование - «Дом, в котором родились, жили и работали писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9»), расположенный по адресу: <адрес>, принят на государственную охрану и зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия, с присвоением (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Из вышеуказанных требований действующего законодательства следует, что утверждение или изменение границ территории объекта культурного наследия регионального значения и режимы использования указанного объекта культурного наследия осуществляется путем принятия нормативно-правового акта. Границы объекта культурного наследия «Дом, в котором родились, жили и работали в 1930-1939 гг. писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9» (уточненное наименование - «Дом, в котором родились, жили и работали писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9») утверждены Приказом Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ. Данный приказ не отменен, не изменен, стороной истца не оспаривается.

При таких обстоятельствах требование истца об изменении границы территории спорного объекта культурного наследия является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Управлению Республики Коми по охране объектов культурного наследия об устранении препятствий в пользовании имуществом отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна. Судья О.В. Барбуца