Уникальный идентификатор дела
№
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от ДД.ММ.ГГГГ по делу №
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре судебного заседания А.В. Удоратиной,
с участием истца ФИО4,
ее представителя – адвоката В.Л. Попова, действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Управлению Республики Коми по охране объектов культурного наследия об устранении препятствий в пользовании имуществом,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Управлению Республики Коми по охране объектов культурного наследия об устранении препятствий в пользовании имуществом. В обоснование исковых требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1663 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>. На этом земельном участке находится дом, в котором она проживает и который также принадлежит ей на праве собственности. Право собственности на земельный участок и на дом в размере 1/2 доли она приобрела по наследству от отца ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ, вторым наследником был ее брат ФИО2, который в ДД.ММ.ГГГГ умер и после его смерти она в порядке наследования приобрела право собственности на его долю земельного участка и дома. С южной стороны ее земельный участок граничит с земельным участком площадью 751 кв.м с кадастровым №, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащим на праве собственности ФИО5 На этом земельном участке находится жилой дом, который также принадлежит на праве собственности ФИО5 Указом Главы Республики Коми № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> включён как объект исторического и культурного наследия в перечень памятников истории и культуры местного (республиканского) значения. Приказом министра культуры РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован объект культурного наследия «Дом, в котором родились, жили и работали в 1930 – 1939 гг. писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9». До ДД.ММ.ГГГГ она и ФИО5 не видели никаких документов о том, что вышеуказанный дом является объектом культурного значения. Приказом Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором родились, жили и работали в 1930-1939 гг. писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9», расположенного по адресу: <адрес>. Считает, что границы территории объекта культурного наследия установлены неправильно. В границах установленной территории кроме дома № оказался также дом № и хозяйственные постройки, собственником которых она является. Исторически сложилось так, что дом № и хозяйственные постройки находятся вместе с домом № на участке, огороженном единым забором. Однако принадлежащий ей дом № построен в ДД.ММ.ГГГГ и не имеет никакого отношения к объекту культурного наследия дому №. Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич и Иона Тимофеевич в этом доме никогда не проживали, исследователь ФИО9 в этом доме не останавливался. Несмотря на то, что ее дом находится на территории объекта культурного наследия, ее никто не ознакамливал с проектом создания этой территории, она не получала никаких извещений по этому поводу. Территория, занятая ее домом и хозяйственными постройками, не занята непосредственно объектом культурного наследия, не связана с ним исторически и функционально, не является его неотъемлемой частью. Нахождение ее дома на территории объекта культурного наследия неизбежно налагает на нее ничем не обоснованные и никак не связанные с сохранностью объекта культурного наследия ограничения и обязанности, ограничивает ее в возможностях бытового и хозяйственного использования своего имущества. Так, в выписке из Единого государственного реестра недвижимости по ее земельному участку приведён ограниченный перечень работ, которые разрешается проводить в границах территории объекта культурного наследия. В то же время, в этих границах, то есть на ее земельном участке прямо запрещается: вырубка деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок, увеличение объёмно - пространственных характеристик существующего объекта культурного наследия, установка линейных объектов, вышек сотовой связи, прокладка инженерных коммуникаций - теплотрасс, газопровода, наземным и надземным способом (кроме электрокабеля, предназначенного для освещения объекта культурного наследия и построек на его территории), складирование материалов, за исключением временного размещения материалов, необходимых для производства работ по сохранению объекта культурного наследия, ремонту надворных построек и благоустройству его территории, размещение рекламных стендов и других рекламных конструкций. Таким образом, при осуществлении любой хозяйственной и строительной деятельности рядом с ее домом и хозяйственными постройками она обязана придерживаться существующих правил и ограничений. Приказ Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№ формально соответствует требованиям закона, но фактически нарушает ее права. Для обеспечения сохранности дома № и использования его как объекта культурного значения достаточно было определить его территорию как участок местности, непосредственно занимаемый домом и примыкаемый к нему, достаточный для обслуживания дома. По ее мнению, территории земельного участка с кадастровым №, принадлежащего на праве собственности ФИО5 (на котором и расположен объект культурного наследия), вполне достаточно для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, так как именно она занята данным объектом культурного наследия и связанна с ним исторически и функционально. В связи с этим просит обязать Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия прекратить действия, нарушающие ее права на ее земельный участок с кадастровым № и имущество на этом участке, расположенные по адресу: <адрес>, то есть, изменить границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором родились, жили и работали в 1930 – 1939 гг. писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9» таким образом, чтобы ее земельный участок, дом и иное имущество, не имеющие никакого отношения к объекту культурного наследия, оказались за пределами территории объекта культурного наследия.
Истец ФИО4 и ее представитель Попов В.Л. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что территория объекта культурного наследия является зоной охраны и отнесена к зонам с особым условием использования территории. Объект «Дом, в котором родились, жили и работали в 1930-1939 гг. писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9», расположенный по адресу: <адрес>, принят на государственную охрану и зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия с присвоением №. Приказом Управления № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения и режимы использования указанного объекта. Таким образом, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ принят уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми в порядке, предусмотренном для нормативно- правовых актов, опубликован на официальном портале перечня правовых актов Республики Коми. Оспаривание нормативно-правового акта возможно только путем подачи заявления о признании его недействительным, правовым последствием оспаривания нормативно-правового акта является признание его недействующим полностью или в части. Иных способов защиты прав истца (путем предъявления требования о возложении обязанности на орган, принявший нормативно-правовой акт внести в него изменения) действующим законодательством не предусмотрено. Отсутствие нарушений прав и законных интересов истца проявляется в том, что, вопреки доводам истца, действующий режим не накладывает никаких ограничений в использовании земельного участка и ведении на нем бытовой деятельности, наоборот, ведение хозяйственной деятельности, не создающей угрозу безопасности объекта культурного наследия, разрешено, как и возведение традиционных бытовых построек. С учетом вида разрешенного использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства истцом не предоставлено никаких доказательств наличия тех или иных препятствий в пользовании земельным участком, возникших в результате утверждения границы территории объекта культурного наследия и режима ее использования.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5 в судебном заседании пояснил, что он является правнуком коми писателя ФИО10 Считает, что территория объекта культурного наследия утверждена неправильно. У писательского дома № и дома № земельные участки отдельные, принадлежат разным собственникам. Так было и раньше. Собственником дома № и земельного участка раньше был сын писателя ФИО10 - ФИО11. Собственником дома № и земельного участка был ФИО3, ветеран Великой Отечественной войны, он и построил этот дом в ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок и разрешение на постройку дома №ФИО3 дал сельский совет. В это время писательский дом № не считался объектом культурного наследия. С ДД.ММ.ГГГГ собственником дома № является он. Дому 150 лет, он построен его прапрадедом - отцом писателей ФИО12 в ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что дом №, хозяйственные постройки и земельный участок, принадлежащие на праве собственности ФИО4, не имеют никакого отношения к объекту культурного наследия и внесены в границы территории объекта культурного наследия вместе с домом № и с его земельным участком неправильно.
Заслушав стороны, представителя истца, третье лицо, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.
В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
В пункте 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом, а также федеральными законами. В частности, подпунктом 2 пункта 2 названной статьи предусмотрена возможность установления особых условий охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов в качестве одного из видов ограничения прав собственников на пользование и распоряжение принадлежащими им земельными участками.
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты культурного наследия, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены на обеспечение сохранности данных объектов.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).
Данным Федеральным законом к объектам культурного наследия отнесены достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (абзац четвертый части 5 статьи 3).
В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.
Пунктом 5 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что границы территории объекта культурного наследия федерального значения, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (пункт 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ).
Исходя из требований подпункта 2 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
Приказом Минкультуры России от 04.06.2015 № 1745 утверждены Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия (далее - Требования). Указанные Требования определяют состав документации, необходимой для утверждения границ территорий объектов культурного наследия органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
На основании пунктов 8, 9 Требований по результатам рассмотрения представленных материалов орган исполнительной власти принимает решение о разработке нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия или в случае наличия замечаний к представленным материалам направляет их перечень заявителю, представившему указанные материалы в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ. Нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия содержит текстовое и графическое (карта (схема)) описания местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории.
Изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется путем разработки нового проекта научно-проектной документации (пункты 17, 18 Требований).
В силу положений статьи 105 ЗК РФ зоны охраны объектов культурного наследия относятся к зонам с особыми условиями использования территории.
Установлено, что ФИО4 является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ).
Собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> является ФИО5 (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №).
Указом Главы Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ№ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен как объект исторического и культурного наследия в перечень памятников истории и культуры местного (республиканского) значения.
Объект «Дом, в котором родились, жили и работали в 1930-1939 гг. писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9» (уточненное наименование - «Дом, в котором родились, жили и работали писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9»), расположенный по адресу: <адрес>, принят на государственную охрану и зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия, с присвоением № (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Из вышеуказанных требований действующего законодательства следует, что утверждение или изменение границ территории объекта культурного наследия регионального значения и режимы использования указанного объекта культурного наследия осуществляется путем принятия нормативно-правового акта. Границы объекта культурного наследия «Дом, в котором родились, жили и работали в 1930-1939 гг. писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9» (уточненное наименование - «Дом, в котором родились, жили и работали писатели Ч-вы - ФИО7 Тимофеевич (ФИО8) и Иона Тимофеевич (Жан Мор?с), где в 1902 г. останавливался полярный исследователь ФИО9») утверждены Приказом Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия № от ДД.ММ.ГГГГ. Данный приказ не отменен, не изменен, стороной истца не оспаривается.
При таких обстоятельствах требование истца об изменении границы территории спорного объекта культурного наследия является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Управлению Республики Коми по охране объектов культурного наследия об устранении препятствий в пользовании имуществом отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца