ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-24/2022 от 24.01.2022 Навашинского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-24\2022

УИД ***

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Навашино 24 января 2022 года

Нижегородской области

Навашинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Савельевой Л.А.,

при секретаре Леонтьеве К.В.,

с участием представителя третьего лица заявляющего самостоятельные исковые требования Государственная компания «Автодор» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области к ФИО2 об изъятии земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Истец, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - министерство) обратилось в Навашинский районный суд Нижегородской области с иском к ФИО2, указывая следующее:

ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1043214 кв.м., расположенный по адресу: *******

08.11.2016г. Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее- Управление) была проведена выездная проверка вышеуказанного земельного участка (акт проверки №1484).

В ходе проверки было установлено ненадлежащее использование земельного участка с кадастровым номером *** Земельный участок на всей площади зарос сорной многолетней (пырей ползучий, полынь горькая древесно-кустарниковой (береза, сосна, ива) растительностью.

08.11.2016г. Управлением в отношении ФИО2 было вынесено предписание №04-П-344/16.

В соответствии с данным предписанием ФИО2 обязали в срок 01.09.2017г. на земельном участке с кадастровым номером *** провести комплекс агротехнических и фитосанитарных мероприятий, направленных на ликвидацию сорной и древесно-кустарниковой растительности, ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства.

В ходе повторных контрольных мероприятий 26.09.2017г. (акт № 1096) было установлено, что ФИО2 не выполнено предписание от 08.112016г. 26.09.2017г. Управлением в отношении ФИО2 было вынесено предписание №04-ГЗ-258/17.

В соответствии с данным предписанием ФИО2 обязали в срок до 26.05.2018г. на земельном участке с кадастровым номером *** провести комплекс агротехнических и фитосанитарных мероприятий, направленных на ликвидацию сорной и древесно-кустарниковой растительности, ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства.

В ходе контрольных мероприятий 28.05.2018г. (акт №409) было установлено, что ФИО2 не выполнено предписание от 26.09.2017г.

28.05.2018г. Управлением в отношении ФИО2 было вынесено новое предписание №04-П-285/18.

В соответствии с данным предписанием ФИО2 обязали в срок до 01.02.2019г. на земельном участке с кадастровым номером *** провести комплекс культур-технических мероприятий, направленных на ликвидацию сорной древесно-кустарниковой растительности, ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства.

В ходе контрольных мероприятий 06.02.2019г. (акт №1611) было установлено, что ФИО2 не выполнено предписание от 28.05.2018г.

06.02.2019г. Управлением в отношении ФИО2 было вынесено предписание №04-П-165/19.

В соответствии с данным предписанием ФИО2 обязали в срок до 06.10.2019г. на земельном участке с кадастровым номером *** провести комплекс культур-технических и фитосанитарных мероприятий, направленных на ликвидацию сорной и древесно-кустарниковой растительности, ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства.

Актом проверки № 1495 от 07.10.2019г. было установлено, что ФИО2 не выполнено предписание от 06.02.2019г.

07.10.2019г. Управлением в отношении ФИО2 было вынесено предписание №04-П-304/19г.

В соответствии с данным предписанием ФИО2 обязали в срок до 07.07.2019г. на земельном участке с кадастровым номером *** провести комплекс культур-технических и фитосанитарных мероприятий, направленных на ликвидацию сорной и древесно-кустарниковой растительности, ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства.

Актом проверки № 635 от 08.07.2020 г. было установлено, что ФИО2 не выполнено предписание от 07.10.2019г.

Таким образом земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, не используется по целевому назначению более трех лет.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, указывая следующее: в рамках рассмотрения данного дела поступило заявление от Государственной компании «Российские автомобильные дороги», согласно которому стало известно, что в рамках действующего законодательства данной компанией в настоящее время осуществляется деятельность по реализации проекта «Скоростная автомобильная дорога Москва-Нижний Новгород-Казань».

В целях осуществления данного проекта на основании распоряжения Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 22.03.2021г. №1053-р и 07.06.2021г. №2149-р часть спорного земельного участка с кадастровым номером *** подлежала изъятию для государственных нужд.

В результате чего земельный участок с кадастровым номером *** был разделен на девять земельных участков, восемь из которых подлежали ******

Земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ****** были изъяты Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» у ФИО2 на основании соглашения от 23.09.2021г. об изъятии земельных участков для государственных нужд с выплатой ему компенсации.

Земельный участок с кадастровым номером *** остался в собственности у ФИО2

С учетом обстоятельств, изложенных выше, руководствуясь ст.42 ЗК РФ, ст.6 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.39 ГПК РФ, истец просит суд:

изъять у ФИО2 земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 929713 кв.м., расположенный по адресу: ******* и реализовать его путем продажи с публичных торгов;

указать способ определения начальной цены земельного участка.

В судебное заседание истец Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области явку своего представителя не обеспечил, в материалах дела имеется ходатайство истца о рассмотрении дела в отсутствии первого.

Ответчик ФИО2 извещенный надлежащим образом и своевременно о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, причину своей неявки не сообщил. Суду ответчик представил свои возражения на исковые требования, в которых указывает следующее: несколько лет назад к нему обратилась организация Государственная Компания «Российские автомобильные дороги» ИНН *** на предмет прохождения «Скоростной Автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород» по территории земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ******* принадлежащего ответчику. Государственная Компания «Российские автомобильные дороги» попросила войти в положение и не препятствовать реализации данного проекта. Естественно, ответчик пошел им навстречу путем сотрудничества и даже консультирования. За время разработки данного проекта он активно сотрудничал с проектной организацией, помогал в вопросах геодезических исследований и всячески способствовал развитию и реализации проекта.

Параллельно с проектированием Государственная Компания «Российские автомобильные дороги» приступила к геодезическим исследованиям и разметке - разбивке территории на местности, чему он также не препятствовал. В это же время оформлялась документация на изъятие земель для государственных нужд в результате оформления которой, часть участка и была изъята.

В это же время шло строительство дороги, которая проходит по вышеназванному участку.

В процессе строительства было произведено практически полное удаление растительности по всей площади данного участка с частичным удалением плодородного слоя почвы - это и понятно, строительство данного вида дорог и предполагает подобные изменения. В данный момент на участке полностью отсутствует растительность и часть плодородного слоя, проложены временные дороги для передвижения строительной техники, оборудованы стоянки и места разгрузки и погрузки, а также под размещение личного состава. После окончания строительства Государственная Компания «Российские автомобильные дороги» должна будет провести рекультивацию земли, в местах, где это подлежит сделать, а также провести другие мероприятия для восстановления экологии на данной территории.

В связи с вышеизложенным утверждает о невозможности использовании данной земли в сельскохозяйственном производстве в данный момент, до окончания строительных работ и рекультивации земельного участка. Также его невозможно было использовать в течении как минимум последних пяти лет, так как шло проектирование, исследования и было понятно, что какое-либо производство сельскохозяйственного назначения не имеет практического и экономического смысла, а также и запрещено по требованиям экологических норм на территории Российской Федерации. Тем не менее, как могли, он землю использовал. На территории участка происходила сезонная установка порядка 150 ульев для производства меда для собственных нужд. Происходило сезонное сенокошение для собственных нужд, часть земли применялась для выпаса крупного рогатого скота, находящегося в личной собственности. Использование земли носило периодический характер, вспашка и засевание данной территории при невозможности использования урожая подрывает весь экономический и вообще здравый смысл. Кроме того это бы создало препятствие для строительства дороги Международного значения, чего ни в коем случае нельзя было допустить.

В связи с вышесказанным, заявляет, что для изъятия данного участка нет оснований, как нет оснований и для наложения каких либо штрафов и иных взысканий со стороны надзорных органов как в данный момент, так и в предыдущие несколько лет. Также нет оснований для взысканий и в ближайшее время, по крайней мере, до окончания строительства и прохождения рекультивации земли с оформлением соответствующей документации.

Понимая о необходимости сотрудничества с органами управления земель Российской Федерации, готов пойти навстречу, при необходимости у Российской Федерации в земельном участке, принадлежащем ответчику.

Настаивает на том, чтобы выкуп производился по рыночной стоимости данного участка, путем ее определения независимой оценочной экспертизой.

К участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования, судом привлечена Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (далее - Государственная компания).

В заявлении о вступлении в дело в качестве третьего лица,заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Государственная компания, указывает следующее:

в целях защиты своих прав, свобод и законных интересов в суде по данному делу Государственная компания считает необходимым вступить в дело №2-305/2021 в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями: исключить из требований Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, указанных в исковом заявлении от 13.07.2021 г., площадь 113 508 кв.м, из изымаемой общей площади 1043214 кв.м, земельного участка с кадастровым ***, расположенного по адресу: *******, которые подтверждаются следующим.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по реализации проекта: «Скоростная автомобильная дорога Москва, -Нижний Новгород - Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород- Казань, 4 этап км 224 - км 347, Владимирская, Нижегородская области (от пересечения автомобильной дорогой федерального значения Р-158 «Нижний Новгород – Арзамас- Саранск - Исса - Пенза - Саратов»)» (далее - Объект строительства) на основании Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон о государственной компании) в соответствии с ЗК РФ, ФЗ от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внес.; изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - №257-ФЗ), постановление Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 года №5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения».

Частью 2 статьи 37 Закона о государственной компании установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

Согласно п. 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимаем федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствие земельным законодательством.

Как указано в п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является таким Федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374, к компетенции Росавтодор относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.

В соответствии с Распоряжениями Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 22.03.2021 г. №1053-р и 07.06.2021 г. №2149-р (далее - Распоряжения ФДА №1053-р и №2149-р) подлежат изъятию в установленном порядке:

земельный участок, площадью 7098 кв.м. с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером *** категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: *******);

земельный участок, площадью 3117 кв.м. с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: *******

земельный участок, площадью 15819 кв.м. с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: *******

земельный участок, площадью 9237 кв.м. с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером *** категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: *******

земельный участок, площадью 10486 кв.м, с кадастровым номером *** образованный из земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: *******

земельный участок, площадью 24408 кв.м. с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный

транспорт, расположенный по адресу: *******

земельный участок, площадью 25049 кв.м. с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером *** земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: *******

земельный участок, площадью 18294 кв.м. с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером *** земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: *******). Сведения о характеристиках земельных участков и о правах собственности ФИО2 подтверждаются выписками из ЕГРН, являющимися приложением к заявлению (приложение №2).

17 июня 2021 г. Государственная компания сопроводительным письмом № 15790-24 направила Ответчику для согласования и подписания проект соглашения недвижимого имущества, отчет об оценке спорных объектов и Распоряжение ФДА №2149-р.

В настоящее время между Государственной компанией и ФИО2 (Правообладатель) заключено Соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд, согласно которому Правообладатель выражает свое согласие об изъятии земельных участков общей площадью 113 508 кв.м., образованных из земельного кадастровым ***, с предоставлением возмещения за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета в размере 1 324 984 (Один миллион триста двадцать четыре тысячи девятьсот восемьдесят четыре) руб.

Производя выкуп земельных участков и изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог, Государственная компания действует от имени Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» на основании Распоряжений Федерального дорожного агентства от 22.03.2021 г. №1053-р и от 07.06.2021 г. №2149-р изъяты у ФИО2 восемь земельный участков общей площадью 113 508 кв.м., образованных из земельного участка с кадастровым *** (площадь 1043214, расположенного по адресу: *******, *******).

На основании ст. 42 ГПК РФ Государственная компания «Российские автомобильные дороги» просит:

исключить из требований Министерства имущественных и земельных о Нижегородской области, указанных в исковом заявлении от 13.07.2021 г. б/н, площадь 113 508 кв.м. из изымаемой общей площади 1043214 кв.м, земельного участка с кадастровым ***, расположенного по адресу: *******

В судебном заседании представитель третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования Государственная компания «Российские автомобильные дороги» ФИО1 поддержала доводы заявления третьего лица, разрешение заявленных истцом исковых требований в части земель сельскохозяйственного назначения, не попадающих под изъятие, земельный участок с кадастровым номером ***, образованный из исходного земельного участка с кадастровым номером ***, оставляет на усмотрение суда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, извещенное надлежащим образом и своевременно о дне и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, причину неявки не сообщило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло.

Суд, на основании ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.

Заслушав пояснения представителя третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования ФИО1, изучив доводы исковых требований истца ( с учетом уточнений), возражения ответчика, исследовав в судебном заседании материалы гражданского дела, оценив, согласно ст.67 ГПК РФ, относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Статья 35 Конституции Российской Федерации гласит, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Положениями ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, в силу прямого указания закона собственник земельного участка обязан использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Применительно к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения порядок принудительного изъятия данных земельных участков предусмотрен ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).

В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона N 101-ФЗ, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1482 утвержден Перечень признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона N 101-ФЗ, может осуществляться при условии неустранения указанных в п. п. 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 101-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 6 Федерального закона N 101-ФЗ в случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи (п. 7 ст. 6 Федерального закона N 101-ФЗ).

Из вышеприведенных норм закона следует, что основаниями для принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника являются неиспользование в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора земельного участка по целевому назначению и неустранение собственником земельного участка фактов неиспользования земельного участка по целевому назначению после назначения ему административного наказания.

Согласно ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено: ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1043214 кв.м., расположенный по адресу: ******* Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения ; виды разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. Право собственности ФИО2 на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН 17 сентября 2010г. ( л.д. 44-46 т.1)

08 ноября 2016г. Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее- Управление) была проведена выездная проверка вышеуказанного земельного участка (акт проверки №1484). В ходе проверки было установлено ненадлежащее использование земельного участка с кадастровым номером *** Земельный участок на всей площади зарос сорной многолетней (пырей ползучий, полынь горькая древесно-кустарниковой (береза, сосна, ива) растительностью ( л.д.8 т.1).

08 ноября 2016г. Управлением ФИО2 было выдано предписание за №04-П-344/16 об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации. В соответствии с данным предписанием ФИО2 обязан в срок до 01 сентября 2017г. на земельном участке с кадастровым номером *** провести комплекс агротехнических и фитосанитарных мероприятий, направленных на ликвидацию сорной и древесно-кустарниковой растительности, ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства. ( л.д.9-10т.1).

В ходе повторных контрольных мероприятий 26 сентября 2017г. (акт № 1096) было установлено, что ФИО2 не выполнено указанное выше предписание от 08 ноября 2016г. ( л.д.15-16 т.1).

Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росселхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл за № 52 № П-04-227/17 от 14 апреля 2017г. ФИО2 привлечен к административной ответственности по ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Постановление вступило в законную силу 31 мая 2017г. (л.д.11-14 т.1).

26 сентября 2017г. Управлением ФИО2 было выдано предписание за №04-ГЗ-258/17 об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации. В соответствии с данным предписанием ФИО2 обязан в срок до 26 мая 2018г. на земельном участке с кадастровым номером *** провести комплекс агротехнических и фитосанитарных мероприятий, направленных на ликвидацию сорной и древесно-кустарниковой растительности, ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства (л.д.17 т.1).

В ходе контрольных мероприятий 28 мая 2018г. (акт №409) было установлено, что ФИО2 не выполнено указанное выше предписание от 26 сентября 2017г. (л.д.21-22 т.1).

28 мая 2018г. Управлением ФИО2 вновь было выдано предписание за №04-П-285/18 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. В соответствии с данным предписанием ФИО2 обязан в срок до 01 февраля 2019г. на земельном участке с кадастровым номером *** провести комплекс культур-технических мероприятий, направленных на ликвидацию сорной древесно-кустарниковой растительности, ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства (л.д.23 т.1).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Навашинского судебного района Нижегородской области от 20 августа 2018г. ФИО2 привлечен к административной ответственности по ст. 19.5 ч.25 КоАП РФ. Ему назначено административно наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей (л.д.26 т.1).

В ходе контрольных мероприятий 06 февраля 2019г. (акт №1611) было установлено, что ФИО2 не выполнено вышеуказанное предписание от 28 мая 2018г.(л.д.27-28 т.1).

06 февраля 2019г. Управлением ФИО2 выдано очередное предписание за №04-П-165/19 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. В соответствии с данным предписанием ФИО2 обязан в срок до 06 октября 2019г. на земельном участке с кадастровым номером *** провести комплекс культур-технических и фитосанитарных мероприятий, направленных на ликвидацию сорной и древесно-кустарниковой растительности, ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства (л.д.29т.1).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Навашинского судебного района Нижегородской области от 28 марта 2019г. ФИО2 привлечен к административной ответственности по ст. 19.5 ч.26 КоАП РФ. Ему назначено административно наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей (л.д.30-32 т.1).

Актом проверки № 1495 от 07 октября 2019г. было установлено, что ФИО2 не выполнено вышеуказанное предписание от 06 февраля 2019г.( л.д.33-34 т.1)

07 октября 2019г. Управлением ФИО2 было выдано очередное предписание №04-П-304/19г. об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. В соответствии с данным предписанием ФИО2 обязан в срок до 07 июля 2020г. на земельном участке с кадастровым номером *** провести комплекс культур-технических и фитосанитарных мероприятий, направленных на ликвидацию сорной и древесно-кустарниковой растительности, ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства (л.д.35т.1).

Актом проверки № 635 от 08 июля 2020 г. было установлено, что ФИО2 не выполнено указанное выше предписание от 07октября 2019г.(л.д.39-41 т.1).

При вышеизложенном суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером *** категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, ответчиком не используется по целевому назначению более трех лет.

В ходе рассмотрения настоящего спора так же установлено, что Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по реализации проекта: «Скоростная автомобильная дорога Москва, -Нижний Новгород - Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород- Казань, 4 этап км 224 - км 347, Владимирская, Нижегородская области (от пересечения автомобильной дорогой федерального значения Р-158 «Нижний Новгород – Арзамас- Саранск - Исса - Пенза - Саратов»)».

В соответствии с Распоряжениями Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 22 марта 2021 г. №1053-р и 07июня 2021 г. №2149-р (далее - Распоряжения ФДА №1053-р и №2149-р) подлежат изъятию в установленном порядке принадлежащие ФИО2:

земельный участок, площадью 7098 кв.м. с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: *******

земельный участок, площадью 3117 кв.м. с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: *******

земельный участок, площадью 15819 кв.м. с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером *** категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: *******

земельный участок, площадью 9237 кв.м. с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: *******

земельный участок, площадью 10486 кв.м, с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: *******

земельный участок, площадью 24408 кв.м. с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный

транспорт, расположенный по адресу: *******

земельный участок, площадью 25049 кв.м. с кадастровым номером *** образованный из земельного участка с кадастровым номером *** земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: *******

земельный участок, площадью 18294 кв.м. с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером *** земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: ******* Сведения о характеристиках земельных участков и о правах собственности ФИО2 подтверждаются выписками из ЕГРН, являющимися приложением к заявлению (приложение №2).

29 сентября 2021г. между Государственной компанией и ФИО2 (Правообладатель) заключено Соглашение № ДМ12-2021-1665 об изъятии недвижимости для государственных нужд, согласно которому Правообладатель выражает свое согласие об изъятии земельных участков общей площадью 113 508 кв.м., образованных из земельного кадастровым ***, с предоставлением возмещения за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета в размере 1 324 984 руб.

14 октября 2021г. в Управлении Росреестра по Нижегородской области произведена регистрация вышеуказанного Соглашения от 29 сентября 2021г. об изъятии недвижимости для государственных нужд. Таким образом в настоящее время Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства от 22 марта 2021 г. № 1053-р и от 07 июня 2021г. № 2149-р у ФИО2 изъяты восемь земельных участок, общей площадью 113508 кв.м., образованных из земельного участка с кадастровым номером *** (площадь 1043214 кв.м., расположенного по адресу: *******

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером *** (образованный из земельного участка с кадастровым номером ***), данный земельный участок относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадь земельного участка 929713+/- 12152 кв.м., местоположение: *******

При вышеизложенном на момент рассмотрения спора по существу, по праву собственности ответчику принадлежит только земельный участок с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 929713 кв.м.

Из вышеприведенных норм закона следует, что основаниями для принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника являются неиспользование в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора земельного участка по целевому назначению и неустранение собственником земельного участка фактов неиспользования земельного участка по целевому назначению после назначения ему административного наказания.

Совокупностью представленных истцом доказательств судом достоверно установлено, что указанный выше земельный участок с кадастровым номером ***, образованный из земельного участка с кадастровым номером ***, принадлежащий ФИО2 по праву собственности с 2010г. в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора земельного участка по целевому назначению собственником не используется, выявленные в ходе государственного контроля нарушения земельного законодательства, отраженные в неоднократных вышеуказанных предписаниях об устранении нарушений требований земельного законодательства, ФИО2 не исполняются, земельный участок по целевому назначению последним не используется, в т.ч. после назначения ФИО2 административного наказания.

Данные обстоятельства на основании вышеприведенных норм законодательства являются основанием к удовлетворению заявленных истцом исковых требований.

Доводы возражений ответчика, что спорные земельные участки использовались им сезонно для размещения 150 ульев для производства меда для собственных нужд, о сезонном сенокошении для собственных нужд, использование части для выпаса крупного рогатого скота, находящегося в личной собственности судом не могут быть приняты как достоверные. Поскольку каких-либо объективных доказательств данных утверждений ответчиком не представлено и судом не установлено. Утверждения ответчика о невозможности использования земли для вспашка и засевания, в т.ч. и по основаниям того, что шли проектные работы, геодезические исследования связанные с реализацией проекта по строительству автомобильной дороги не основаны на законе, и не являются основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, данным утверждениям ответчиком каких-либо объективных доказательств так же не представлено, в то время как представителем третьего лица Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в судебном заседании сообщено о том, что работы по оформлению документов связанных с изъятием земельных участков принадлежащих ответчику, в т.ч. и подготовка и подписание Соглашения, проходили летом 2021г.

Суд отмечает и то обстоятельство, что в своих возражениях ответчик так же не отрицает факт не использования «земельного участка в сельскохозяйственных целях в течении, как минимум последних пяти лет, так как шло проектирование, исследования и было понятно, что какое-либо производство сельскохозяйственного назначения не имеет практического и экономического смысла».

Принадлежащие ответчику спорные земельные участки не используются по целевому назначению с 2016 года и до настоящего времени в сельскохозяйственный оборот не введены, поскольку не отвечают не одному из видов сельскохозяйственного использования, право выбора которых принадлежит истцу, в том числе и тех, которые не связаны с распашкой. При этом материалы дела не содержат доказательств того, что спорные земельные участки ответчик использовал для пастбищ, для заготовки кормов для животных, и для установки ульев.

Суд находит несостоятельными и доводы ответчика о необоснованности и незаконности выдаваемых предписанию об устранении требований земельного законодательства, о не согласии с постановлениями о привлечении к административной ответственности, поскольку ни одно из постановлений о привлечении к административной ответственности, указанные выше, вынесенные в отношении ФИО2, а так же выдаваемые ему предписания, в установленном законом порядке и сроки не обжаловались.

Согласно ст. 6 ч.10 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов.

Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Удовлетворяя исковые требования об изъятии земельного участка, суд полагает необходимым постановить о реализации изымаемого земельного участка путем продажи с публичных торгов, установив начальную цену изъятого земельного участка, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 2045368,60 руб.

Государственная пошлина за рассмотрение дела судом взысканию с ответчика не подлежит, поскольку последний является инвалидом 2 группы и от уплаты государственной пошлины освобожден на основании ст.333.36 ч.2 п.2 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области удовлетворить.

Изъять у ФИО2 земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 929 713 кв.м., расположенный по адресу: ******* и реализовать его путем продажи с публичных торгов; установив начальную цену изъятого земельного участка, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 2 045 368,60 руб. (два миллиона сорок пять тысяч триста шестьдесят восемь рублей 60 копеек).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А.Савельева

В окончательной форме решение изготовлено ../../....г..

Судья Л.А.Савельева

<данные изъяты>

<данные изъяты>