ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-25 от 11.03.2013 Юрьевецкого районного суда (Ивановская область)

Дело № 2-25

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2013 года г. Юрьевец Ивановской области

Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего Шереметьевой Л.А.,

при секретаре Борисовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и не определённого круга лиц к Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о понуждении разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения инженерной защиты г. Юрьевец

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с исковым заявлением о понуждении Администрации Юрьевецкого муниципального района разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения инженерной защиты г. Юрьевец.

Исковые требования обоснованы тем, что по постановлению администрации Юрьевецкого муниципального района № … от … «Об уточнении реестра муниципального имущества, находящегося в собственности Юрьевецкого муниципального района» гидротехническое сооружение инженерной защиты г. Юрьевец с инвентарным номером … является муниципальной собственностью Юрьевецкого муниципального района.

Являясь собственником гидротехнического сооружения, Администрация Юрьевецкого муниципального района не выполняет требования положений ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 3, 8, 9, 10, 17 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст.ст. 1, 3 Федерального закона РФ « Об охране окружающей среды», п.п. 9, 15, 21, 25 постановления Правительства РФ № 876 от 18.12.2001 года «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», п. 4 постановления Правительства РФ № 876 от 18.12.2001 года «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения», п. 1, 4.2.6 Положения о Центральном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 723 от 12.12.2012 года.

В соответствии с перечнем наиболее опасных ГТС, расположенных на территории Ивановской области, представленным Верхне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, берегозащитная дамба на реке Волга относится к 3 классу с неудовлетворительным уровнем безопасности, в случае аварии которой произойдёт затопление нижней части города Юрьевец.

Поэтому прокурор Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры просит обязать администрацию Юрьевецкого муниципального района в срок до 1 июля 2013 года разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения инженерной защиты г. Юрьевец и представить её для утверждения в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; в срок до 1 июля 2013 года получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения инженерной защиты г. Юрьевец; в срок до 1 июля 2013 года представить документы в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения инженерной защиты г. Юрьевец.

Помощник прокурора Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1, поддерживая в судебном заседании исковые требования, уточнил их, и просил обязать администрацию Юрьевецкого муниципального района разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения инженерной защиты города Юрьевец и представить её для утверждения в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; после утверждения декларации безопасности гидротехнического сооружения получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения инженерной защиты города Юрьевец; представить документы в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения инженерной защиты города Юрьевец в срок до 1 июля 2013 года.

Представитель ответчика администрации Юрьевецкого муниципального района ФИО2 исковые требования признала, но не согласилась с тем, что прокурор не обозначил сроки исполнения предъявленных природоохранной прокуратурой требований.

Представитель ответчика не оспаривает, что гидротехническое сооружение дамба находится в собственности Юрьевецкого муниципального района. В настоящее время дамба находится в стадии реконструкции, на проведение которой разработана долгосрочная целевая программа. Предполагается завершить реконструкцию дамбы в 2017 году. По этой причине администрацией муниципального района не разработана декларация безопасности гидротехнического сооружения.

Эксплуатирующей организацией гидротехнического сооружения является ООО «Спектр», которому … января … года по договору на эксплуатацию и содержание имущества, находящегося в казне Юрьевецкого муниципального района от …, передано гидротехническое сооружение. Срок действия данного договора истёк 30 января 2013 года. Имущество в виде гидротехнического сооружения администрации муниципального района не возвращено, так как 21 января 2013 года между администрацией Юрьевецкого муниципального района и ООО «Спектр» заключён муниципальный контракт, для реализации которого администрацией муниципального района предоставляются субсидии ООО «Спектр» на текущее содержание инженерной защиты /дамбы, дренажной системы, водоперекачивающих станций/. Срок действия муниципального контракта истекает 31 декабря 2013 года.

Представитель ООО «Спектр» директор ФИО3, привлечённый к участию по делу в качестве ответчика по определению суда от 26 февраля 2013 года, исковые требования не признал и пояснил, что ООО «Спектр» не является эксплуатирующей организацией, а оказывает услуги по содержанию инженерной защиты. …января … года администрацией муниципального района действительно передано гидротехническое сооружение ООО «Спектр» для текущего содержания инженерной защиты. Дамба, дренажные системы, водоперекачивающие станции на баланс ООО «Спектр» не поставлены.

Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не обеспечил явку в суд своего представителя, о причинах неявки представителя суд не известил.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По распоряжению Главы администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области № … от … «О принятии в казну Юрьевецкого муниципального района гидрозащитного инженерно-строительного сооружения /дамбы/» /л.д. 14/ гидротехническое сооружение инженерной защиты города Юрьевец принято в казну Юрьевецкого муниципального района.

…октября …года состоялась передача гидрозащитного инженерно-строительного сооружения от Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Юрьевецкого района Администрцаии Юрьевецкого муниципального района /л.д. 15/.

По постановлению администрации Юрьевецкого муниципального района №…. от …. «Об уточнении реестра муниципального имущества, находящегося в собственности Юрьевецкого муниципального района» гидротехническое сооружение инженерной защиты г. Юрьевец с инвентарным номером … является муниципальной собственностью Юрьевецкого муниципального района /л.д. 16/.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ГК РФ право на имущество, подлежащее регистрации, возникает с момента регистрации соответствующего права на него, если иное не установлено законом.

…июля … года зарегистрировано право собственности Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на гидротехническое сооружение инженерной защиты г. Юрьевец, назначение: гидротехническое сооружение, протяжённостью …км, инв. № …, лит. …, адрес /местонахождение/ объекта: Ивановская область, г. Юрьевец /л.д. 17/.

Статья 9 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» возлагает на собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующую организацию обязанность обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.

Помимо общих требований к процессам строительства, установленных градостроительным законодательством, строительными правилами и нормами, собственники гидротехнических сооружений и эксплуатирующие организации должны выполнять ряд специальных требований. Например, на стадии проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации необходимо составить декларацию безопасности, которая подлежит утверждению в органах надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Только после этого выдаётся разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, вывод из эксплуатации, реконструкцию, капитальный ремонт, восстановление или консервацию гидротехнических сооружений. При этом сама декларация подлежит /в том числе на стадии проектирования/ государственной экспертизе, проводимой в установленном Правительством РФ порядке.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Согласно п. 3 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённого постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 г. № 1303, декларация безопасности гидротехнического сооружения также является документом, подтверждающим соответствие гидротехнического сооружения проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также документом, определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.

П. 9 указанного Положения обязывает предоставлять декларанта в орган надзора декларацию безопасности ГТС не реже одного раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в постоянную эксплуатацию.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения, исходя из содержания ст. 10 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений», является основанием для получения разрешения на эксплуатацию ГТС.

В соответствии с перечнем ГТС Ивановской области, подлежащих декларированию безопасности /л.д. 21-28/, на берегозащитную дамбу на реке Волга г.Юрьевец должна быть разработана декларация безопасности ГТС. Администрация Юрьевецкого муниципального района, как собственник ГТС, декларацию безопасности гидротехнического сооружения в Верхне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на утверждение не представила.

Однако, согласно перечню наиболее опасных ГТС, расположенных на территории Ивановской области /л.д. 31/, берегозащитная дамба на р. Волга в г. Юрьевце имеет неудовлетворительный уровень безопасности с последствиями возможной аварии в виде затопления нижней части города. Поэтому бездействие администрации Юрьевецкого муниципального района в составлении декларации безопасности гидротехнического сооружения нарушает интересы Российской Федерации в сфере окружающей среды и права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ. В случае гидродинамической аварии возможно подтопление жилой зоны с населением, административных зданий, историко-архитектурных памятников.

Кроме того, в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Ивановской области, проведённой природоохранной прокуратурой, выяснилось, что администраций Юрьевецкого муниципального района не определена и величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии ГТС.

Согласно ст. 17 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причинённого в результате аварии гидротехнического сооружения /за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы/, осуществляется за счёт средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также страховой суммы, определённой договором страхования риска гражданской ответственности. Данная обязанность собственника гидротехнического сооружения вытекает и из норм ст. 935 ГК РФ, согласно которой на собственника ГТС может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. Устанавливая эту обязанность, ГК РФ также предусматривает последствия нарушения правил об обязательном страховании. В частности, в соответствии со ст. 937 ГК РФ, если лицо, на которое возложена обязанность страхования, не осуществило его или заключило договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определёнными законом, оно при наступлении страхового случая несёт ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании.

Решение указанных вопросов нашло отражение в Федеральном законе от 27.07.2010 г « Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Согласно п. 4 постановления Правительства РФ № 876 от 18.12.2001 г. «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения» величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, на основании представляемых ему владельцем гидротехнического сооружения:

-расчёта вероятного вреда, выполненного в соответствии с утверждёнными методиками и порядком определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и настоящими правилами;

- документов, необходимых для обоснования величины финансового обеспечения ответственности / по усмотрению владельца гидротехнического сооружения/.

В судебном заседании установлено и не опровергнуто сторонами, что администрация Юрьевецкого муниципального района декларацию безопасности гидротехнического сооружения инженерной защиты города не разработала, не представила её на утверждение в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в результате чего не получила и разрешение на эксплуатацию ГТС. Кроме того, не представила в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору документы для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения инженерной защиты города.

Возлагая ответственность на администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области по исполнению Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений», суд исходит из того, что согласно п. 3 ст. 15 Федерального Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» эксплуатирующая организация это государственное или муниципальное унитарное предприятие, либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

…декабря … года между Администрацией Юрьевецкого муниципального района и ООО «Спектр» заключён договор на эксплуатацию и содержание имущества, находящегося в казне Юрьевецкого муниципального района. Согласно данному договору ООО «Спектр» обеспечивает эксплуатацию и организацию содержания и ремонта имущества, находящегося в казне Юрьевецкого муниципального района. Срок действия данного договора установлен до 30 января 2013 года. Для реализации данного договора 1 января 2013 года администрация муниципального района передала ООО «Спектр» имущество, состоящее из дамбы, насосов, щитов, всего 47 наименований, о чём свидетельствует акт приёма-передачи.

Директор ООО «Спектр» ФИО3 в судебном заседании пояснил, что перечисленное имущество на баланс ООО не поставлено. Представитель администрации Юрьевецкого муниципального района данное обстоятельство не опроверг.

По истечении срока действия указанного договора, …января … года между администрацией Юрьевецкого муниципального района и ООО «Спектр» заключён муниципальный контракт № … по оказанию услуг на текущее содержание инженерной защиты /дамбы, дренажной системы, водоперекачивающих станций/ Юрьевецкого муниципального района. Финансирование оказания услуг осуществляется за счёт субсидии, выделяемой из бюджета Ивановской области.

Для реализации данного договора, между сторонами ежемесячно заключаются договоры о перечислении субсидий на текущее содержание инженерной защиты Юрьевецкого муниципального района.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «Спектр» не является эксплуатирующей организацией, а потому ответчиком по делу быть не должен.

Исходя из вышеизложенного, суд удовлетворяет исковые требования прокурора и обязывает Администрацию Юрьевецкого муниципального района:

- разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения инженерной защиты города Юрьевец и представить её для утверждения в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- после утверждения декларации безопасности гидротехнического сооружения получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения инженерной защиты города Юрьевец;

- представить документы в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения инженерной защиты города Юрьевец в срок до 1 июля 2013 года.

Суд считает нецелесообразным определять срок исполнения решения в части разработки декларации безопасности ГТС и представления её на утверждение, а также получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.

Согласно представленным документам, дамба реки Волга в г. Юрьевец находится на стадии реконструкции. Согласно долгосрочной программе Ивановской области «Развитие водохозяйственного комплекса Ивановской области в 2013-2020 годах», являющейся приложением к постановлению Правительства Ивановской области от 20.09.2012 года № 361-п срок реализации реконструкции гидротехнического сооружения в г. Юрьевец установлен с 2014-2017 годы. Однако Федеральный закон РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности, в том числе, и при реконструкции гидротехнических сооружений.

Срок предоставления документов для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения инженерной защиты города, является разумным и достаточным для исполнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Обязать Администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области:

- разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения инженерной защиты города Юрьевец и представить её для утверждения в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- после утверждения декларации безопасности гидротехнического сооружения получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения инженерной защиты города Юрьевец;

- представить документы в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения инженерной защиты города Юрьевец в срок до 1 июля 2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Юрьевецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение не вступило в законную силу.