ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-25 от 15.02.2011 Чернского районного суда (Тульская область)

                                                                                    Чернский районный суд п. Чернь                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Чернский районный суд п. Чернь — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2011 года пос. Чернь Тульской области

Чернский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Митина О.Ю.,

при секретаре Подчуфаровой В.А.,

с участием представителя истца Павловой Л.А. и представителя ответчика Диановой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-25/11 по иску прокурора Чернского района Тульской области к администрации муниципального образования Поповское Чернского района Тульской области и обществу с ограниченной ответственностью «Спарта» о признании гидротехнического сооружения бесхозяйным, возложении обязанности на администрацию МО Поповское Чернского района совершить действия, направленные на государственную регистрацию гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного, и возложении обязанности на ООО «Спарта» принять комплекс мер, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», по обслуживанию гидротехнического сооружения,

установил:

прокурор Чернского района Тульской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Поповское Чернского района Тульской области о признании гидротехнических сооружений (ГТС) бесхозяйными и возложении обязанности совершить действия, направленные на государственную регистрацию гидротехнических сооружений в качестве бесхозяйных, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Чернского района была проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Поповское Чернского района Тульской области законодательства в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к учету бесхозяйных объектов недвижимости. Так, по данным Приокского Управления Ростехнадзора, в Перечень бесхозяйных гидротехнических сооружений входят, расположенные на территории МО Поповское Чернского района: гидроузел пруда (плотина, водосброс), находящийся в районе 1,4 км южнее  на реке , и гидроузел пруда (плотина, водосброс), находящийся в населенном пункте  на реке . Организациями, эксплуатирующими указанные гидротехнические сооружения, ранее являлись СПК «Спартак» и СПК им.М.Горького, которые в настоящее время ликвидированы в связи с банкротством сельхозпредприятий. В процессе ликвидации сельхозпредприятий, гидротехнические сооружения в муниципальную собственность не передавались, и в настоящее время являются бесхозяйными. При этом, администрация МО Чернский район не предпринимала действий по постановке на учет бесхозяйных ГТС. В соответствии со ст.ст. 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать безопасность ГТС. Однако, неопределенность балансовой принадлежности указанных ГТС является причиной, из-за которой не могут быть реализованы меры безопасности ГТС, установленные федеральным законом. Просил суд признать гидротехнические сооружения: гидроузел пруда (плотина, водосброс), находящийся в районе 1,4 км южнее  на реке , и гидроузел пруда (плотина, водосброс), находящийся в населенном пункте  на реке , бесхозяйными и обязать администрацию МО Поповское Чернского района Тульской области принять комплекс мер, необходимых для постановки гидротехнических сооружений на учет в качестве бесхозяйных.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Павлова Л.А. изменила исковые требования, предъявив их также привлеченному к делу соответчику - обществу с ограниченной ответственностью (ООО)  Просила суд признать гидротехническое сооружение - гидроузел пруда (плотина, водосброс), находящийся в населенном пункте  на реке , бесхозяйным, обязать администрацию МО Поповское Чернского района Тульской области в срок до 01.08.2011 года принять комплекс мер, необходимых для постановки гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйного, обязать ООО «Спарта» в срок до 01.08.2011 года принять комплекс мер, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», по надлежащему обслуживанию гидротехнического сооружения - гидроузел пруда (плотина, водосброс), расположенное 1,4 км южнее населенного пункта  Чернского района Тульской области на , а именно: обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации, ремонте, реконструкции; организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечить соответствующим нормам квалификацию работников; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнического сооружения.

Представитель ответчика – администрации МО Поповское Чернского района Тульской области в судебное заседание не явился, в деле имеется телефонограмма главы администрации Гребенькова А.А. о рассмотрении дела без его участия, не возражает против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика – ООО «Спарта» Чернского района Тульской области, по доверенности Дианова Л.В., не возражала против удовлетворения уточненного иска.

Представитель третьего лица – межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен судебной повесткой.

Представитель третьего лица – отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, в деле имеется письменное ходатайство руководителя отдела о рассмотрении дела без участия их представителя.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из Перечня бесхозяйных ГТС по данным Приокского управления Ростехнадзора, письма главы администрации МО Поповское Чернского района от 10.11.2010 года № 521, письма главы администрации МО Чернский район от 10.11.2010 года № 4226, объяснения ведущего специалиста отдела имущественных отношений администрации МО Чернский район Здоровой Н.А. от 16.11.2010 года судом установлено, что на территории МО Поповское Чернского района Тульской области расположены два гидротехнических сооружения: гидроузел пруда (плотина, водосброс), находящийся в районе 1,4 км южнее  на реке  и гидроузел пруда (плотина, водосброс), находящийся в населенном пункте  на реке . Указанные гидротехнические сооружения ранее эксплуатировались СПК  и СПК  Чернского района, которые в настоящее время ликвидированы в связи с банкротством.

Согласно сообщению Чернского производственного участка Белевского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 17.06.2010 года №, сообщению главы администрации МО Поповское Чернского района от 17.06.2010 года №, уведомлениям Чернского отдела Управления Росреестра по Тульской области от 17.06.2010 года № и №, гидроузел пруда (плотина, водосброс), находящийся в районе 1,4 км южнее  на реке , и гидроузел пруда (плотина, водосброс), находящийся в населенном пункте  на реке , в процессе ликвидации СПК  и СПК  Чернского района никому не передавались и право собственности на них в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.

Между тем, из копии договора купли-продажи от 20.03.2008 года, копии передаточного акта от 05.07.2009 года, выписки из технического паспорта на недвижимое имущество от 18.02.2008 года следует, что гидроузел пруда (плотина, водосброс), находящийся в районе 1,4 км южнее  на реке , приобретен обществом с ограниченной ответственностью «Спарта» в собственность у СПК  в порядке купли-продажи.

Представитель ответчика ООО «Спарта» по доверенности Дианова Л.В. в судебном заседании пояснила, что указанное гидротехническое сооружение приобретено обществом в собственность для использования по прямому назначению. ООО «Спарта» будут предприняты меры для государственной регистрации права собственности на данное гидротехническое сооружение и дальнейшей его эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, судом установлено, что гидроузел пруда (плотина, водосброс), находящийся в населенном пункте  на реке , является бесхозяйным, а гидроузел пруда (плотина, водосброс), находящийся в районе 1,4 км южнее  на реке , приобретен в собственность юридическим лицом.

В соответствии со статьями3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997года N117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др., из чего следует, что имеются основания для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на ООО «Спарта».

Согласно п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные Федеральным законом от 21 июля 1997года N117-ФЗ, не могут быть реализованы в отношении гидротехнического сооружения - гидроузел пруда (плотина, водосброс), находящийся в населенном пункте Есино-Гать на реке Чернь, по причине неопределенности балансовой принадлежности данного гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку гидротехническое сооружение - гидроузел пруда (плотина, водосброс), находящийся в населенном пункте  на реке , расположено в административных границах муниципального образования Поповское Чернского района Тульской области, необращение администрации сельского поселения в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст.225 ГК РФ.

При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для удовлетворения иска прокурора Чернского района Тульской области в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил :

иск прокурора Чернского района Тульской области удовлетворить.

Признать гидротехническое сооружение – гидроузел пруда (плотина, водосброс), расположенное в населенном пункте  Чернского района Тульской области на , бесхозяйным.

Обязать администрацию МО Поповское Чернского района Тульской области в срок до 01.08.2011 года совершить действия, направленные на государственную регистрацию гидротехнического сооружения – гидроузел пруда (плотина, водосброс), расположенное в населенном пункте  Чернского района Тульской области на , в качестве бесхозяйного.

Обязать ООО «Спарта» в срок до 01.08.2011 года принять комплекс мер, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», по обслуживанию гидротехнического сооружения - гидроузел пруда (плотина, водосброс), расположенное 1,4 км южнее населенного пункта  Чернского района Тульской области на , а именно:

- обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации, ремонте, реконструкции;

- организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечить соответствующим нормам квалификацию работников;

- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнического сооружения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Тульский областной суд через Чернский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: / подпись / О.Ю.Митин

= Копия верна =

Судья: О.Ю.Митин