ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-25 от 20.01.2012 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

                                                                                    Череповецкий районный суд Вологодской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Череповецкий районный суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-25/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2012 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Жгутовой Н.В.,

при секретаре Фединой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинское ЛПУ МГ о признании незаконными разрешения на строительство индивидуального жилого дома, выданного администрацией муниципального образования Югское, и градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования Югское,

У с т а н о в и л :

ООО «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинское ЛПУ МГ обратилось в суд с вышеуказанным заявлением по тем основаниям, что ХХ ХХХ ХХХХ года филиалу ООО «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинское ЛПУ МГ из письма прокурора Череповецкого района старшего советника юстиции Т.Н. Баскаковой от ХХ ХХХ ХХХХ года стало известно о том, что на основании разрешения на строительство, выданного ХХ ХХХ ХХХХ года администрацией муниципального образования Югское, в нарушении п.3.16 СНиП-2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», ст.28 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» осуществляется строительство жилого дома по адресу: Череповецкий район д. К., на земельном участке, принадлежащем ФИО1 ООО «Газпром трансгаз Ухта» считает выданное администрацией муниципального образования Югское разрешение на строительство № ХХХ от ХХ ХХХ ХХХХ года незаконным, несоответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и свободы ООО «Газпром трансгаз Ухта» по следующим основаниям. В ХХХХ году на территории Череповецкого района Вологодской области введен в эксплуатацию газопровод «Г. – Ч.». Собственником газопровода «Г. – Ч.» является ОАО «Газпром». В соответствии с договором аренды имущества №ХХХ от ХХ ХХХ ХХХХ года, указанный газопровод был предоставлен во временное владение и пользование ООО «Газпром трансгаз Ухта», обслуживание газопровода осуществляется филиалом ООО «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинским ЛПУ МГ. В соответствии со ст.28 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то не было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения (ст. 90 Земельного кодекса РФ), о чем регулярно, в том числе и через средства массовой информации Шекснинское ЛПУ МГ извещает владельцев земельных участков. В соответствии с п.3.16 СНиП-2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года №30, введенных в действие 01 января 1986 года, установленное минимальное расстояние от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должно применяться в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4. Согласно техническому паспорту, магистральный газопровод «Г.-Ч.» имеет диаметр 720 мм. Поэтому, зона минимальных расстояний для данного трубопровода составляет 200 м. В зоне минимальных расстояний магистрального газопровода «Г.–Ч.» в нарушении СНиП-2.05.06-85 (п.3.16. таблица 4) ведется строительство жилого дома на земельном участке, расположенном в д. ФИО2 района и принадлежащем ФИО1 По месту жительства ФИО1 направлялось письмо, в котором Шекснинское ЛПУ МГ уведомляло о том, что земельный участок находится в зоне минимальных расстояний, где запрещается возводить любые строения, а также о том, что по данному газопроводу транспортируется природный газ давлением до 55 кг/см2, обладающий высокой взрывоопасностью. Кроме того, в ходе проведенного ХХ ХХХ ХХХХ года обследования участка местности, прокуратурой установлен факт несоответствия расположения строящегося жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ХХХ минимальному расстоянию от оси газопровода, предусмотренному СНиП. Как было установлено прокуратурой, строительство жилого дома осуществляется на основании разрешения на строительство, выданного ХХ ХХХ ХХХХ года администрацией муниципального образования Югское. Получению разрешения на строительство предшествовало утверждение ХХ ХХХ ХХХХ года постановлением администрацией муниципального образования Югское №ХХХ градостроительного плана земельного участка, расположенного в д. К., для строительства жилого дома. Согласно п.п. 1.3 ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются границы земельного участка и минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. В соответствии с ч. 5 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Форма градостроительного плана земельного участка утверждена приказом Министерства регионального развития РФ от 10 мая 2011 года № 207. Так, согласно указанной форме градостроительный план земельного участка должен содержать чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования. На чертеже градостроительного плана земельного участка должны быть указаны, в том числе: минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объектов капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; мест допустимого размещения объекта капитального строительства; информация об ограничениях в использовании земельного участка. В нарушение указанных требований действующего законодательства, в градостроительном плане ненадлежащим образом определены места допустимого размещения объекта капитального строительства, а именно, не установлены зоны минимального расстояния до газопровода, а также не указана информация об ограничениях в использовании земельного участка. Допущенные нарушения при утверждении градостроительного плана земельного участка повлекли за собой неправомерную выдачу администрацией муниципального образования Югское разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ХХХ в д. К. в зоне минимального расстояния магистрального газопровода «Г.-Ч.», и как следствие, незаконное строительство жилого дома. Кроме того, согласно Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 года № 341 «Об усилении охраны магистральных трубопроводов» для обеспечения нормальных условий эксплуатации в п. 23 предусматривается, что строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных зданий, строений (жилых, нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных соответственно строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов, утвержденными Госстроем СССР. При рассмотрении соответствующими органами ходатайств о предоставлении земельных участков для указанных целей места расположения объектов строительства должны предварительно согласовываться с предприятиями (организациями), эксплуатирующими трубопроводы. За таким согласованием администрация муниципального образования Югское к ООО «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинское ЛПУ МГ не обращалась, хотя знала, что вблизи рассматриваемого земельного участка проходит взрывопожароопасный объект. Шекснинское ЛПУ МГ неоднократно информировало администрацию муниципального образования Югское, Земельный комитет по Череповецкому району о фактическом расположении газопровода с подписанием актов «О закреплении трассы МГ», из которых следует, что трассы и охранные зоны на карты угодий Череповецкого района нанесены правильно, установлены знаки закрепления трасс магистрального газопровода на местности. Главе администрации муниципального образования Югское направлялись предупреждения с установлением запретов на возведение строений в опасных зонах (акт от ХХ ХХХ ХХХХ года, акт от ХХ ХХХ ХХХХ года, акт от ХХ ХХХ ХХХХ года, предупреждение от ХХ ХХХ ХХХХ года, предупреждение от ХХ ХХХ ХХХХ года, акт от ХХ ХХХ ХХХХ года схемы газопровода и границ опасных зон). Как следует из письма главы администрации муниципального образования Югское в прокуратуру Череповецкого района, при выдаче градостроительного плана земельного участка были нарушены требования Градостроительного кодекса РФ, а именно ненадлежащим образом определены места допустимого размещения объекта капитального, не установлены зоны минимальных расстояний до газопровода, а также не указана информация об ограничениях в использовании земельного участка. Главе администрации муниципального образования Югское было известно, что на территории муниципального образования проходит газопровод, но, утверждая градостроительный план земельного участка, и, выдавая разрешение на строительство, глава муниципального образования не приняла никаких дополнительных мер, чтобы проверить информацию МУ «Агентства содействия инвестициями» о местах допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке ФИО1 Акты закрепления трасс МГ от 2005 года, 2007 года, 2010 года, в которых указано, что трассы и охранные зоны на карты угодий Череповецкого района нанесены правильно, установлены знаки закрепления трасс магистрального газопровода на местности подписаны собственноручно главой администрации муниципального образования Югское. Имеются предупреждения в письменном виде от 2007 года, 2010 года, где начальник Шекснинского ЛПУ МГ указывает главе муниципального образования на запрещение строительства в опасных зонах магистрального газопровода. Данные предупреждения также были подписаны главой администрации муниципального образования Югское. К указанным документам прилагалось схематическое изображение газопровода на местности. На схемах имеется надпись, что экземпляры карт с нанесенными границами опасных зон магистрального газопровода переданы в администрацию ранее существовавшего Д. сельского поселения, а настоящее время администрацию муниципального образования Югское. На схемах также имеется подпись главы администрации муниципального образования Югское. Также в 2004 году было проведено комплексное межевание земельных участков, принадлежащих ООО «Газпром трансгаз Ухта» с привязкой опасных зон газопровода. Межевые дела на земельные участки газопровода «Г.-Ч.» на территории Череповецкого района по накладным №№ ХХ, ХХ и акта приема-сдачи межевого дела от ХХ ХХХ ХХХХ года были переданы в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по г. Череповцу и Череповецкому району. После межевания земельный участок, где расположен магистральный газопровод, поставлен на кадастровый учет и заключен договор аренды земельного участка под наземными элементами газопровода с приложением кадастрового плана и картографического материала, где нанесен газопровод. ООО «Газпром трансгаз Ухта», являясь арендатором, предъявляет требование об устранении нарушений его права на безопасную эксплуатацию газопровода «Г.-Ч.». Считает, что в сложившихся обстоятельствах нарушителем права ООО «Газпром трансгаз Ухта» на безопасную эксплуатацию газопровода выступает не только лицо, возведшее строение в запретной зоне, но и лицо, выдавшее в нарушении требований законодательства разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Опасность газопровода определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды. Опасными производственными факторами являются: разрушение газопровода и его элементов, сопровождающее разлетом металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пламени сгораемого газа; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, а также угроза жизни и здоровью граждан. Если в результате разрыва газопровода пострадает имущество граждан либо разрыв повлечет смерть человека, то ответственность будет возложена непосредственно на должностных лиц ООО «Газпром трансгаз Ухта». Также в случае разрыва газопровода вследствие действий владельцев земельных участков, незаконно возведших объект капитального строительства в зоне минимальных расстояний, ООО «Газпром трансгаз Ухта» будет нести убытки по восстановлению газопровода. Кроме того, выданное разрешение на строительство создает угрозу права заявителя на нормальную хозяйственную деятельность. ООО «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинское ЛПУ МГ просит признать незаконными разрешение на строительство индивидуального жилого дома, выданное администрацией муниципального образования Югское, и градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением главы администрации муниципального образования Югское.

В судебном заседании представители заявителя ООО «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинское ЛПУ МГ – ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенностей, поддержали заявление по указанным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования Югское – ФИО5, действующая на основании доверенности, заявление ООО «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинское ЛПУ МГ не признала, пояснила, что считает требования зая­вителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирован вопрос подготовки градостроительных планов земельных участков. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконст­рукции объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участ­ка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В ГПЗУ должна содержаться следующая информация: границы земельного участ­ка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о гра­достроительном регламенте, в случае, если на земельный участок распространяется действие гра­достроительного регламента, о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании зе­мельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент; информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков. Форма ГПЗУ устанавливается уполномоченным Правительством Россий­ской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минрегиона РФ от 10 мая 2011 года № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» определена форма градостроительного плана. В соответствии с пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного пла­на земельного участка в виде отдельного документа, то орган местного самоуправления на безвоз­мездной основе, в соответствии с Уставом муниципального образования Югское – администра­ция муниципального образования Югское, в течение тридцати дней со дня поступления обраще­ния осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Заявление о подготовке градостроительного плана поступило от ФИО1 ХХ ХХХ ХХХХ года. Перечень документов, установленный законодательством РФ, которые заинтересованное в выдаче ГПЗУ лицо обязано представить в уполномоченный орган местного самоуправления, отсутствует. Федеральным законодательством не предусмотрена возможность принятия на местном уров­не муниципальных правовых актов, регламентирующих процедуру подготовки и выдачи ГПЗУ. На основании имеющегося законодательного регулирования специалистами принимается документация, которая необходима для заполнения разделов градостроительного плана по установленной форме. К таким документам относятся: правоустанавливающие документы на земельный участок – свидетельство на право собственности на земельный участок, договор аренды, зарегистрированный в установленном законом порядке, если земельный участок находится в аренде, документы, содержащие план, чертеж либо схему земельного участка, информацию о место­нахождении земельного участка, описание местоположения границ земельного участка, координа­ты поворотных точек границ земельного участка, описание смежных землепользователей – листы В1-ВЗ кадастрового паспорта земельного участка и межевой план земельного участка либо листы КВ1-КВ6 кадастровой выписки о земельном участке, либо геодезический план; топографический план на земельный участок, планируемый к застройке, но не относящийся к случаям получения ГПЗУ на земельный участок с видом разрешенного использования, предусмат­ривающим строительство индивидуального жилого дома; правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на земель­ном участке, технические паспорта на здания, строения и сооружения, если таковые имеются, свидетельства на право собственности на объекты недвижимости; информация о наличии либо отсутствии проектной документации и «красных линий»; паспорт, удостоверение личности – для физических лиц, копия решения о назначении или об избрании либо приказ (распоряжение) о подтверждении полномочий руководителя юридиче­ского лица и доверенность на оформление документов – для юридических лиц; заключение уполномоченного органа по охране и использованию памятников истории и культуры, если таковые имеются на земельном участке; доверенность, оформленная в установленном законодательством РФ порядке, в случае, если правообладатель земельного участка действует через представителя. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – 131-ФЗ от 06 октября 2003 года), правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нор­мы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Рос­сийской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Оснований для отказа в подготовке и выдаче ГПЗУ в перечисленных в ч.1 ст.4 131-ФЗ от 06 октября 2003 года правовых актах не предусмотрено. В обоснование заявленного требования заявителем указан СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», утвержденный Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года № 30, согласно которому минимальные расстояния от оси газопроводов до зданий при диаметре газопровода высокого давления диаметром 720мм должны составлять 200 метров. Считает, что в соответствии с этим же СНиП в рассматриваемом случае заявителем неверно применена норма действующего законодательства, так как таблица 4 вышеназванного СНиП содержит четкое указание на то, что применяемое минимальное расстояние от оси газопровода до отдельно стоящего жилого 1-2-этажного здания, составляет 150 метров. В рассматриваемом случае индивидуальный жилой дом, в целях строительства которого был подготовлен ГПЗУ, является в рамках СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» отдельно стоящим жилым зданием, что подтверждают определения, данные действующим законодательством. В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 27 февраля 2010 года № 79 «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению характеристик жилья экономического класса в отношении жилых домов, строительство которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета» индивидуальные жилые дома – отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. В соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 12 июля 2010 года № 816 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Вологодской области» дом жилой индивидуальный – отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не бо­лее чем три, предназначенный для проживания одной семьи. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» термин «здание» расшифровывается как результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения про­дукции или содержания животных...». Следовательно, данным термином определены все результаты строительства, к которым со­ответственно относится и индивидуальный жилой дом. При обращении за подготовкой ГПЗУ ФИО1 предоставила информацию о том, что планируется возвести именно индивидуальный жилой дом, причем этажностью – не более двух этажей. Как установлено материалами дела – возведен двухэтажный индивидуальный жилой дом, расстояние от оси газопровода до этого дома на участке ФИО1 составляет 170 метров, что в данном случае соответствует требованиям минимальных расстояний. В рамках действующего законодательства РФ строительство индивидуального жилого дома вне границ населенного пункта невозможно. К случаям, когда возможно возведение строений пригодных для проживания на земельных участках, не входящих в границы населенного пункта, относится только возведение дачных и садовых домиков на, соответственно, дачных и садовых участках. Однако у ФИО1 вид разрешенного использования земельного участка и категория земельного участка предусматривают исключительно возведение жилого дома, в том числе индивидуального жилого дома. Считает, что оспариваемый градостроительный план земельного участка выдан в соответствии с нормами действующего законодательства, оснований для отказа в его подготовке и выдаче не имелось. Просит отказать ООО «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинское ЛПУ МГ в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО1 и ее представитель адвокат Хмелев А.Е., действующий на основании доверенности, с заявлением ООО «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинское ЛПУ МГ не согласны, полностью поддерживают объяснения представителя муниципального образовании Югское ФИО5, не оспаривают факт возведения жилого дома на расстоянии 175 метров от оси газопровода, считают возведенный жилой дом отдельно стоящим зданием, расположенным на расстоянии не менее 50 метров от ближайших к нему зданий и сооружений в д.К., полагают, что при решении вопроса о законности градостроительного плана и выданного разрешения на строительство жилого дома необходимо руководствоваться пунктом 2 таблицы 4 СНиП «Магистральные трубопроводы», согласно которому зона минимальных расстояний для данного трубопровода составляет 150 метров.

Представитель администрации Череповецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил отзыв на заявление ООО «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинское ЛПУ МГ, из которого следует, что в ходе проведенного ХХ ХХХ ХХХХ года обследования участка местности, расположенного в д.К. Д. с/с Череповецкого района Вологодской области, прокуратурой района установлен факт несоответствия расположения строящегося жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ХХХ, принадлежащем на праве собственности ФИО1, минимальному расстоянию от оси газопровода, предусмотренному СНиП 2.05.06-85 «Магистральные газопроводы», которое должно составлять 200 метров. Строительство данного дома осуществляется на основании разрешения на строительство, выданного ХХ ХХХ ХХХХ года администрацией муниципального образования Югское. Общество, полагая выданное разрешение незаконным, не соответствующим требованиям Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», нарушающим его права и законные интересы, обратилось в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным выданного разрешения на строительство. В обоснование своих требований Общество ссылается на невозможность использования земельного участка для строительства, так как указанный земельный участок входит в зону минимальных расстояний магистрального газопровода «Г.-Ч.» Ду 720 мм, Ру 40 кгс/ см2, построенного в 1961 году. В соответствии с вышеуказанным СНиП минимальное расстояние от оси данного газопровода до зданий, строений, сооружений составляет 200 метров в обе стороны. Приводя данное обоснование, Общество считает, что оспариваемое разрешение на строительство создает угрозу права заявителя на нормальную хозяйственную деятельность. Вместе с тем, считает, что доводы, изложенные в заявлении Общества, являются несостоятельными и не основаны на законе. Обращает внимание на то, что в сложившихся обстоятельствах вину за осуществление строительства в зоне минимальных расстояний Общество возлагает не на собственника земельного участка, а на орган местного самоуправления, которое не имеет к строительству никакого отношения. В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории, в случае строительства, реконструкции линейных объектов, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Таким образом, разрешение на строительство было выдано на основании градостроительного плана, составленного в соответствии с требованиями статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Следовательно, оспариваемое разрешение на строительство выдано муниципальным образованием законно в соответствии с градостроительным планом земельного участка. Утверждение заявителя, что в нарушение требований названного Кодекса в градостроительном плане не установлены зоны минимальных расстояний и не указана информация об ограничениях в использовании земельного участка несостоятельно и подлежит отклонению. В соответствии с Федеральным Законом «О газоснабжении в РФ» Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года № 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей. В соответствии с пунктами 17 и 18 названных Правил, утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков – для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами – для существующих газораспределительных сетей. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По общему правилу основанием для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об установлении, изменении или отмене зоны является акт компетентного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Вместе с тем, в ряде случаев зоны считаются фактически установленными уже в силу действующих нормативных правовых актов, вне зависимости от принятия специального акта об их установлении. В таких случаях основанием для внесения сведений о зоне являются нормативные правовые акты, предусматривающие общие правила установления зон такого вида, и документы, описывающие местоположение ее границы. Внесение в ГКН сведений о зоне, в которой действуют особые условия использования земельных участков и устанавливается особый режим хозяйственной деятельности, само по себе не является основанием для внесения сведений об установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, полностью входящие в границы зоны. Такие сведения должны вноситься в записи о земельных участках лишь после государственной регистрации соответствующих ограничений (обременений) прав. В случае если только часть земельного участка входит в границы установленной зоны, то это само по себе не является основанием для государственного кадастрового учета такой части земельного участка. Сведения о зоне могут быть предоставлены в виде кадастрового плана территории в границах кадастрового квартала. Сведения о включении определенного земельного участка или его части в границы зоны могут предоставляться в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки с указанием индивидуального обозначения такой зоны в строке «Особые отметки». При этом графически границы зоны отображаются при наличии технической возможности. Администрация района, ФГУ «Земельная кадастровая палата» Вологодской области сведениями об охранных зонах и зонах минимальных расстояний не располагают, поскольку указанные зоны не нанесены на карты землепользования Череповецкого района ввиду отсутствия сведений о координатах границ кадастровых кварталов. Электронная карта отсутствует. Без этого по документам, представленным для формирования земельного участка и градостроительной документации, указанные зоны не могут быть определены. Ограничения (обременения) земельного участка в ЕГРП не зарегистрированы, что связано с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений об охранных зонах магистральных газопроводов. Однако данное обстоятельство, также как отсутствие картографического материала не могут являться основаниями для признания разрешения на строительства незаконным. Таким образом, поскольку на момент утверждения градостроительного плана земельного участка муниципальное образование не располагало информацией об охранных зонах газопровода, в том числе данными об ограничениях в использовании земельного участка, собственником которого является ФИО1, то разрешение на строительство не может быть признано незаконным. Учитывая данные обстоятельства, а также то, что заявителем не доказан факт нарушения своих прав выданным разрешением, в удовлетворении требований Обществу следует отказать. Просит отказать в удовлетворении требований ООО «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинское ЛПУ МГ.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит заявление ООО «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинское ЛПУ МГ подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

В соответствии с п.3.16 СНиП-2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» расстояние от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения из безопасности, но не менее значений указанных в таблице 4. Согласно п. 1 таблицы 4 минимальное расстояние от оси магистрального газопровода до города и других населенных пунктов составляет 200 м.

В судебном заседании из пояснений лиц, участвующих в деле, установлено и подтверждено документально, что на земельном участке единого землепользования площадью ХХХ кв.м., с кадастровым номером ХХХ, обществом с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» эксплуатируется линейное сооружение - магистральный газопровод «Г.-Ч.», протяженностью ХХХХ км, диаметром 720 мм, ХХ,5% которого находится на территории Вологодской области (л.д.18-46). Картографические материалы по результатам межевания земельного участка, предназначенного для эксплуатации газопровода, с нанесением границы зоны минимальных расстояний и границы охранной зоны в 2005 году были переданы в администрацию Д. сельского поселения (л.д.18-21). Согласно актам «О закреплении трассы магистрального газопровода» от ХХ ХХХ ХХХХ года, ХХ ХХХ ХХХХХ года, подписанным главой администрации Д. сельского поселения К., и предупреждениям, выданным главе администрации Д. сельского поселения К., трасса магистрального газопровода проходит по территории Д. сельского поселения, зона минимальных расстояний, в которой запрещено производить строительные работы, согласно СНиП 2.05.06-85, составляет 200 метров от оси газопровода (л.д. 54,56,57,58). ФИО1 является собственником земельного участка: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование- для жилищного строительства, площадью ХХХХ кв.м., находящегося в д.К. Д. с/с Череповецкого района Вологодской области, кадастровый номер ХХХ (л.д.192-194,199). ХХ ХХХ ХХХХ года ФИО1 обратилась к главе муниципального образования Югское – К. с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на вышеуказанном земельном участке (л.д.195). В соответствии с п. 3.16 СНиП-2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», минимальное расстояние от оси магистрального газопровода до места размещения жилого дома должно составлять, не менее 200 метров, поскольку земельный участок, принадлежащий ФИО1, относится к категории земель - земли населенных пунктов, предназначен для жилищного строительства и находится непосредственно в населенном пункте - деревня К. Д. сельского совета. В нарушение требований п. 3.16 СНиП-2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», постановлением администрации муниципального образования Югское №ХХХ от ХХ ХХХ ХХХХ года был утвержден градостроительный план земельного участка, принадлежащего ФИО1, в котором отсутствуют сведения о наличии зоны минимальных расстояний от оси газопровода, что повлекло неправильное определение места допустимого размещения объекта капитального строительства. На основании составленного с нарушением действующего законодательства градостроительного плана земельного участка ХХ ХХХ ХХХХ года администрацией муниципального образования Югское было выдано гр.ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома в д.К. Д. с/с Череповецкого района Вологодской области № ХХХ и жилой дом возведен ФИО1 на расстоянии 175 метров от оси магистрального газопровода. Учитывая конкретные обстоятельства дела, анализируя представленные по делу доказательства в совокупности с пояснениями лиц, участвующих в деле, суд полагает признать незаконными градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ХХХ, принадлежащего ФИО1, утвержденный постановлением главы администрации муниципального образования Югское - К. № ХХХ от ХХ ХХХ ХХХХ года и выданное ХХ ХХХ ХХХХ года на основании указанного градостроительного плана разрешение на строительство индивидуального жилого дома в д.К. Д. с/с Череповецкого района Вологодской области № ХХХ.

Доводы представителя муниципального образования Югское – ФИО5, заинтересованного лица- ФИО1 и ее представителя Хмелева А.Е. о том, что возведенный ФИО1 жилой дом является отдельно стоящим зданием, расположенным на расстоянии не менее 50 метров от ближайших к нему зданий и сооружений, расположенных в населенном пункте д.К., и необходимо руководствоваться пунктом 2 таблицы 4 СНиП «Магистральные трубопроводы», согласно которому зона минимальных расстояний для данного трубопровода составляет 150 метров, суд признает несостоятельными по вышеизложенным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинское ЛПУ МГ о признании незаконными разрешения на строительство индивидуального жилого дома, выданного администрацией муниципального образования Югское, и градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования Югское, удовлетворить.

Признать незаконным разрешение на строительство индивидуального жилого дома в д.К. Д. с/с Череповецкого района Вологодской области № ХХХ, выданное ХХ ХХХ ХХХХ года администрацией муниципального образования Югское.

Признать незаконным градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ХХХ общей площадью ХХХХ кв.м., расположенного в д.К. Д. с/с Череповецкого района Вологодской области, принадлежащего ФИО1, утвержденный постановлением главы администрации муниципального образования ФИО6 № ХХХ от ХХ ХХХ ХХХХ года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Текст мотивированного решения составлен 25 января 2012 года.

Судья

Согласовано

Председатель Череповецкого районного суда В.А. Загрядская