ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2500/2021 от 15.06.2021 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Именем Российской Федерации

г. Гатчина 15 июня 2021

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Лобанева Е.В.,

при секретаре Лайтинен Е.В.,

с участием истца - ФИО1 и представителя ответчика - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" о признании незаконными начислений за услуги по вызову мусора, аннулировании в счете сведений о задолженности в размере *** руб. и пени в размере *** руб.,

установил:

в обоснование иска указано, что истец один проживает в частном доме, расположенном по адресу: ***. ФИО1 является инвалидом второй группы бессрочно, получает пенсию в размере 12 000 руб., которая в большей части уходит на оплату лекарств. Ответчиком в адрес истца была направлена квитанция на оплату за вызов мусора. Оплата составляет свыше 1 000 руб. в месяц. Мусорными баками он не пользуется, т.к. все пищевые отходы истец скармливает курицам, пакетами от хлеба и круп он растапливает печь. Более того он иногда сам вечерами из мусорного ящика отбирает бумагу и пользуется ее для растопки. Пояснил, что договора с управляющей компанией он не заключал, расчет за вызов мусора ответчиком не представлен, в связи чем просит признать недействительными счета, выставленные АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" в квитанции за вызов мусора.

Истец - ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска, по изложенным в нем основаниям (л.д. ***).

Представитель ответчика - ФИО2 в судебном заседании требования не признала, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве по иску (л.д. ***).

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, установил следующее:

Согласно п.3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (п.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

У собственника помещения обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч.3 ст. 169 настоящего Кодекса (п.5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ).

В соответствии с п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1,2 ст. 157 ЖК РФ).

Представленным свидетельством о государственной регистрации права от *** подтверждается, что истец ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ***

ФИО1 является инвалидом второй группы бессрочно, что повреждено справкой МСЭ (л.д. ***).

Согласно представленным расчетам АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" истцу выставляется к оплате ежемесячно, начиная с *** плата согласно нормативу – ***. (л.д. ***). В связи с неоплатой у истца образовалась задолженность за период с *** по *** в сумме *** руб. Расчет, приведенный в иске, не соответствует действительности.

Согласно постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 г N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от дата N 641 "(вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148 (23) Постановления Правительства РФ от дата N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").

Из пункта 148(1) Постановления Правительства РФ от дата N 354 следует, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 148(2)).

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем, с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 пункта 30 Правил N 354).

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с ч. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает безусловную обязанность потребителя, совершившего конклюдентные действия, вносить плату за услуги, в том числе при отсутствии оформленных в письменной форме договора и платежных документов.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицами такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.

Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Судом установлено, что на официальном сайте регионального оператора *** опубликована публичная оферта, в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - Газета "***" (*** дополнения к оферте опубликовано *** - Газета "***" (***, а также на сайте взыскателя ***, адресованная всем собственникам объектов, расположенных в зоне регионального оператора адрес.

Истцом в ходе рассмотрения дела не представлено сведений о намерении подписать с ответчиком договор на оказание услуг по обращению с ТБО.

Абзацем 15 статьи 6 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится в том числе установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

Порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ).

Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.

Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункты 11, 12 Правил определения нормативов).

Пунктом 13 Правил определения нормативов установлено, что норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.

Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (Пункт 13 Правил определения нормативов).

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций, категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1 к настоящим методическим рекомендациям.

В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замеры производятся в следующие сроки:

а) зима - декабрь, январь;

б) весна - апрель;

в) лето - июнь, июль;

г) осень - сентябрь, октябрь.

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5 (пункт 13 Методических рекомендаций).

В соответствии с пунктом 15 Методических рекомендаций, работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.

Очевидно, что установить фактический объем ТБО, который фактически образуется от жизнедеятельности каждого конкретного жителя при том, что складирование отхода может производиться в различных местах, невозможно.

В связи с этим законодатель принял решение об установлении платы за соответствующую услугу, исходя из твердого норматива, который утверждается региональным органом власти.

Приказом управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 29.04.2020 N 2 (ред. от 28.04.2021) "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на 1 человека 157 кг / куб.м.

Размер платы, которая начисляется истцу ответчиком, полностью соответствует вышеприведенным Правилам.

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

С момента введения на территории Ленинградской области размера платы за вывоз ТБО, независимо от их фактического объема, данные нормативно-правовые акты явились самостоятельным основанием для возникновения у истца обязанности по оплате услуг по утвержденным тарифам.

Вышеприведенные нормативно-правовые акты не отменены и не изменены до настоящего времени.

Предусмотренных законом оснований для освобождения индивидуально истца от оплаты по утвержденным тарифам, суд не усматривает.

При этом суд отмечает, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении договоров утилизации отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ответчику о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю.

С учетом вышеизложенного, суд не нашел оснований для освобождения ФИО1 от обязанности оплаты услуг ответчика по вывозу ТБО. При этом отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора в письменной форме договора не исключает обязанность потребителя оплатить услугу.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит исковые требования не доказанными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" о признании незаконными начислений за услуги по вызову мусора, аннулировании в счете сведений о задолженности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд Ленинградской области.

Судья: Е.В. Лобанев

Решение составлено ***