№2-2501/2022
64RS0047-01-2022-003251-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2022 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова, в составе:
председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,
с участием истца ФИО2, представителя истца Герберт О.В., представителя истца Герберт В.А., представителя ответчика ФИО1,
при помощнике судьи Ватютовой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным отказа в перерасчете размера страховой пенсии, обязании зачесть в страховой стаж периоды работы, обязании произвести перерасчет,
установил:
истец обратился в суд с иском с выше названными требованиями, указав, что он является гражданином Российской Федерации, осуществлял трудовую деятельность на территории Республики Казахстан с <дата> по <дата>.
С <дата> у него возникло право на назначение пенсии, и он обратился с заявлением в ГУ-ОПФР по Саратовской области о назначении пенсии. При назначении пенсии ему было отказано в зачете в стаж работы периода с <дата> по <дата>, поскольку он не был подтвержден формуляром «О стаже работы» компетентного органа Республики Казахстан- акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд».
В то же время указанный период его работы подтвержден представленными им справками работодателя- <данные изъяты>№ от <дата>, № от <дата>, которыми полностью подтверждаются периоды работы, заработная плата и пенсионные взносы с <дата>, а также записями в трудовой книжке установленного образца.
Так же указанный период работы полностью подтвержден выпиской из индивидуального пенсионного счета от <дата>, представленной <данные изъяты>, из которой видны все пенсионные отчисления работодателя с <дата>.
<дата> он обратился с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости. Решением № от <дата> ему было отказано в перерасчете пенсии, поскольку из АО «Единый накопительный пенсионный фонд» не поступили формуляры «О стаже работы» и «Заработной плате».
Он не согласен с указанным решением, полагает, что отказ основан на неправильном толковании закона, Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 года вступило в силу с <дата>, периоды его работы имели место до указанной даты.
С учетом уточнения исковых требований просит: признать незаконным решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области от <дата> об отказе в перерасчете пенсии, обязать ответчика зачесть в общий трудовой стаж его работы периоды работы с <дата> по <дата>, обязать ответчика произвести ему перерасчет пенсии с <дата>.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, он и его представители дали суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований согласно письменных возражений.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, участниками которого являются Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Казахстан и Российская Федерация.
В соответствии со статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, назначение и выплата пенсии осуществляется в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года...
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", поскольку Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" путем подписания договора.
В силу статьи 1 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Из приведенных положений международного соглашения, а также из положений части 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства - участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсий.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Статьей 11 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу действующего Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с пунктами 10, 11, 12 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а при их отсутствии - документами, в пунктах 11 - 17 названных Правил. В частности документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка установленного образца. Записи в трудовых книжках работников должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями инструкции о порядке ведения трудовых книжек. Пенсионный фонд вправе и обязан провести проверку представленных документов и оценить наличие у гражданина права на назначение страховой пенсии, определить ее размер.
Аналогичные положения содержались в пункте 6 ранее действовавших Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.
Согласно пункту 5 рекомендаций по проверки правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В трудовой книжке истца имеются следующие записи о трудовой деятельности, относящиеся к спорным периодам:
С <дата>- по <дата> –работал в <данные изъяты>, с <дата>- по <дата>- в <данные изъяты> с <дата> по <дата>- в <данные изъяты>, с <дата> по <дата>- в <данные изъяты> (трудовая книжка- л.д. -17-30).
Факт работы истца в указанные периоды подтверждается трудовой книжкой, архивными справками, справками о заработной плате и страховых взносах, выданными работодателями, выпиской из индивидуального пенсионного счета от <дата>, представленной АО «Единый накопительный пенсионный фонд», из которой видны все пенсионные отчисления работодателя с <дата>
Доводы ответчика о том, что периоды работы истца могут быть подтверждены только по формуляру компетентного органа государства- участника Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств- членов Евразийского экономического союз от 20.12.2019 года, вступившего в силу с 01.01.2021 года, не принимаются судом во внимание, поскольку отсутствие таких документов не должно повлечь неблагоприятные последствия для истца в виде невключения периода работ в страховой стаж, при наличии записей в трудовой книжке, оформленной в соответствии требованиями закона. Кроме того, в соответствии со ст. 12 указанного Соглашения от 20.12.2019 года за стаж работы, приобретенный до вступления в силу настоящего Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств- членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года.
В связи с чем оснований для невключения указанного периода работы у ответчика не имелось.
В соответствии с ч.1,2 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, истец с заявлением о перерасчете пенсии обратился <дата>, в связи с чем перерасчет ему должен был быть произведен с <дата>, поскольку истцу было отказано в перерасчете именно в связи с отсутствием формуляра, указанное решение является незаконным. При этом правового значения в данном случае, по мнению суда, не имеет изменится ли размер пенсии пенсионера или нет, поскольку основанием для отказа явилось именно то, что периоды работы истца, указанные выше, не были включены в его стаж и не учтены для перерасчета в виду отсутствия формуляра.
С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным отказа в перерасчете размера страховой пенсии, обязании зачесть в страховой стаж периоды работы, обязании произвести перерасчет удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области от <дата> об отказе в перерасчете пенсии.
Обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (ОГРН <***> ИНН/КПП <***>/655401001) зачесть в общий трудовой стаж ФИО2 ( паспорт №, выдан <адрес><дата>) периоды работы с <дата> по <дата>.
Обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области произвести ФИО2 перерасчет пенсии с <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2022 года.
Судья М.Н. Маштакова