Дело № 2-300/2022 (2-2502/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2022 г. г. Новосибирск
Советский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Бабушкиной Е.А.,
при секретаре Школьниковой Е.Г.,
с участием истца ФИО1,
представителей истца ФИО2, ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
представителя третьих лиц ФИЦ ИВТ, ФИО5 - ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации о признании незаконным решения об отстранении от должности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, в котором просил признать незаконным и отменить приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «О временном отстранении ФИО1 от должности временно исполняющего обязанности директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр информационных и вычислительных технологий» от 14.10.2021 №; признать незаконным и отменить приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «О возложении временного исполнения обязанностей директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр информационных и вычислительных технологий» на ФИО5 от 14.10.2021 № п-о; восстановить ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р., в должности временно исполняющего обязанности директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр информационных и вычислительных технологий» с 14.10.2021 до утверждения в должности директора в установленном порядке.
Определением суда от 21.01.2022 на основании заявления представителя истца принят отказ в части требований - восстановить ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р., в должности временно исполняющего обязанности директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр информационных и вычислительных технологий» с 14.10.2021 до утверждения в должности директора в установленном порядке (т.1 л.д.241, 245).
Определением суда от 22.12.2021 по ходатайству представителя УФНС России по Новосибирской области (т.1 л.д.221-222), с согласия представителя истца из числа третьих лиц исключено УФНС России по Новосибирской области (т.1 л.д. 228).
Исковые требования обоснованы следующим. 29.01.2021 ФИО1 и Минобрнауки РФ заключен трудовой договор № о временном исполнении обязанностей директора Федерального исследовательского центра информационных и вычислительных технологий (далее – ФИЦ ИВТ). В п.2 договора установлено, что он заключается с 29.01.2021 до замещения должности директора в установленном порядке. 29.01.2021 приказом Минобрнауки РФ ФИО1 был назначен на должность директора ФИЦ ИВТ. 08.10.2021 в ФИЦ ИВТ поступило уведомление директора Департамента государственной службы и кадровой политики Минобрнауки РФ о проведении в отношении ФИО1 проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, а также достоверности и полноты представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В уведомлении отсутствовали реквизиты решения о проведении проверки, сведения о ее предмете, основаниях ее проведения, лицах, уполномоченных на ее проведение. Решение о проведении проверки ФИО1 не получал, не был с ним ознакомлен. 14.10.2021 на адрес электронной почты ФИЦ ИВТ поступило письмо с приложенными файлами – приказом от 14.10.2021 № об отстранении ФИО1 от должности директора, приказом от 14.10.2021 № о возложении временного исполнения обязанностей директора ФИЦ ИВТ на ФИО5 Указанные приказы истец считает нарушающими положения Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина (ст.ст. 1, 17, 18), право на труд (ст.37), Трудового кодекса РФ о трудовом договоре (ст.56), а также ст. 114 УПК РФ о процедуре временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого. Кроме того, приказ от 14.10.2021 № был принят врио Министра С.М., не обладающим полномочиями на принятие таких решений. Кроме того, приказ от 14.10.2021 № был принят в соответствии со ст.76 ТК РФ, которой предусмотрены основания для отстранения от работы, а не от занимаемой должности, а также ч.7 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которая не распространяется на лиц, претендующих на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, лиц, замещающих данные должности. Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и соблюдения ими требований к служебному поведению, утвержденное приказом Минобрнауки России от 29.08.2018 № 34н, противоречит положениям ст.29 УПК РФ.
Назначение временно исполняющим обязанности директора ФИЦ ИВТ ФИО5 оспаривается истцом на том основании, что он является единственным законным руководителем ФИЦ ИВТ, наличие двух действующих руководителей не предусмотрено ни Уставом ФИЦ ИВТ, ни законом.
В судебном заседании ФИО1, его представители исковые требования поддержали, дали пояснения по доводам, изложенным в письменных дополнениях (т.2 л.д.82-95).
Также в материалы дела представлены письменные пояснения истца (т.3 л.д.43-44), из содержания которых следует, что истец не был ознакомлен под роспись с приказом Минобрнауки России от 29.08.2018 № 34н, которым утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и соблюдения ими требований к служебному поведению. Обязанность работника знакомиться с локальными нормативными актами работодателя в трудовом договоре ФИО1 не предусмотрена. В отношении ФИО1 решение о проведении проверки не выносилось, он не был ознакомлен с соответствующим письменным решением.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований. Ранее в материалы дела представил возражения на исковое заявление (т.1 л.д.204-207) и дополнения (т.2 л.д.1-3, 6-12), из содержания которых следует, что с заявленными требованиями ответчик не согласен. Письмом от 09.07.2021 ФИО1 направлена информация о трудовой деятельности сотрудника ФИО3 (супруга ФИО1) (справки о доходах, трудовой договор и иные документы). Письмом от 20.09.2021 ФИО1 уведомлен о начале проведения проверки. Основанием для проведения проверки послужили сведения об осуществлении супругой ФИО1 в нарушение законодательства о противодействии коррупции трудовой деятельности в ФИЦ ИВТ на руководящей должности. 14.10.2021 ФИО1 отстранен от должности врио директора с 14.10.2021 по 17.11.2021 в связи с проверкой в отношении него.
Отстранение от должности является одной из мер обеспечения полноты и объективности проводимой проверки, позволяющей исключить влияние работника на результаты проводимой в отношении него проверки и создающей препятствия для совершения им других правонарушений, поскольку прекращает доступ работника к служебным документам и материалам. Отстранение на время проведения проверки является правом представителя нанимателя, наличие каких-ибо специальных обстоятельств и критериев, необходимых для принятия решения об отстранении работника, не установлено. Минобрнауки России был осуществлен комплекс мероприятий, в целях установления обстоятельств, имеющих значение для проводимой проверки. Было установлено, что в нарушение нормативных актов о противодействии коррупции ФИО1 не представил ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений ФИЦ ИВТ сведения о доходах за отчетный период 2019 г. (замещал должность заместителя директора ФИЦ ИВТ), а также представил в Минобрнауки России неполные и недостоверные сведения о доходах за отчетный период 2020 г., а также, являясь руководителем учреждения, трудоустроил в ФИЦ ИВТ свою супругу, не принял меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также не уведомил работодателя о его возникновении. Приказом от 12.11.2021 трудовой договор с ФИО1 расторгнут.
Также в материалы дела представлены объяснения представителя ответчика (т.2 л.д.122-123), согласно которым ссылка в приказе об отстранении ФИО1, на ст. 76 ТК РФ не является злоупотреблением правом со стороны ответчика. Должность руководителя ФИЦ ИВТ включена в специальный перечень должностей, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 26.07.2019 № 533. Лица, замещающие указанные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, а также своих супругов и несовершеннолетних детей. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2018 №34н, на основании положений которого ФИО1 был отстранен от должности, является ведомственным нормативным правовым актом, изданным на основе и во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», Указа Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
Представитель третьих лиц – ФИЦ ИВТ и ФИО5 в судебном заседании возражал относительно заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (т.1 л.д.220).
Третьи лица ФИО5, Управление Федерального казначейства по Новосибирской области в судебное в судебное заседание не явились, были извещены, в материалы дела представлены отзывы (т.1 л.д.239, 241а).
На основании ст. 167 ГПК РФ суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ст. 10).
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Согласно ст. 12.2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.
В ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом Российской Федерации (ч. 7.1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В Приказе Минобрнауки России от 26.07.2018 № 10н установлено, что на работников, замещающих должности, включенные в перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный в соответствии с пунктом 22 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».
Приказом Минобрнауки России от 29.08.2018 № 34н утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей согласно специальному перечню в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и работниками, замещающими должности согласно специальному перечню в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и соблюдения ими требований к служебному поведению.
К числу указанных организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 № 1293-р, отнесен ФИЦ ИВТ. В специальный перечень должностей (Приказ Минобрнауки России от 17.01.2022 № 31, Приказ Минобрнауки России от 26.07.2019 № 533) включен руководитель федерального государственного учреждения.
В п.16 указанного Положения установлено, что на период проведения проверки работник может быть отстранен от замещаемой должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.
В п.4 и п. 5 Положения установлено, что проверка осуществляется:
отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Департамента государственной службы и кадров Министерства науки и высшего образования (далее - отдел профилактики коррупции) - в отношении граждан и работников, для которых работодателем является Министр науки и высшего образования Российской Федерации;
кадровым подразделением или должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в подведомственной организации, по решению руководителя подведомственной организации - в отношении граждан и работников, для которых работодателем является подведомственная организация.
Решение об осуществлении проверки принимается в отношении каждого гражданина или работника отдельно и оформляется в письменной форме.
Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде, в частности, отделом профилактики коррупции, а также кадровым подразделением или должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в подведомственной организации.
Как следует из материалов дела, 29.01.2021 между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (работодатель) и ФИО1 (работник) заключен трудовой договор (т.1 л.д.9-11) для регулирования отношений, связанных с временным исполнением руководителем обязанностей по должности директора учреждения, расположенного по адресу: .
29.01.2021 приказом Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на ФИО1 возложено временное исполнение обязанностей директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр информационных и вычислительных технологий» (т.1 л.д.12).
Учредителем ФИЦ ИВТ ИНН № является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (т.1 л.д.62-63).
17.09.2021 Директором Департамента государственной службы и кадровой политики Минобрнауки России подготовлена служебная записка, из содержания которой следует, что 15.04.2021 ФИО1 и ФИО3 заключен брак. Приказом ФИЦ ИВТ от 17.06.2021 ФИО3 назначена на должность по совместительству на 0,5 ставки. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции», работники, замещающие должности руководителей в федеральных государственных учреждениях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждане, претендующие на замещение таких должностей, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Также со ссылками на положения ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Директор Департамента указал, что ФИО1 допустил ситуацию, при которой его личная заинтересованность в виде получения супругой доходов (заработная плата), стажа и опыта работы, пенсионных отчислений, влияет и может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им обязанностей врио директора ФИЦ ИВТ, то есть допустил конфликт интересов. В связи с указанными обстоятельствами Директор Департамента считал необходимым проведение в отношении ФИО1 проверки (т.2 л.д.41).
08.10.2021 в ФИЦ ИВТ зарегистрировано уведомление Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.09.2021 о проведении проверки, согласно которому Департамент государственной службы и кадровой политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с п. «а» п. 13 Положения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29.08.2018 № 34н, уведомило врио директора ФИЦ ИВТ ФИО1 о начале проведения в отношении него проверки соблюдения в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, являвшейся основанием для осуществления проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, в также достоверности и полноты представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (т.1 л.д.17).
11.10.2021 Директором Департамента государственной службы и кадровой политики Минобрнауки России подготовлена служебная записка, из содержания которой следует, что Департаментом проводится проверка в отношении врио директора ФИЦ ИВТ ФИО1 В ходе проверки установлено, что 15.04.2021 ФИО1 и ФИО3 заключен брак. Приказом ФИЦ ИВТ от 17.06.2021 ФИО3 назначена на должность по совместительству на 0,5 ставки. В настоящее время возникла необходимость в направлении запросов в ФИЦ ИВТ об истребовании копии личного дела ФИО3, а также иных сведений и документов в отношении нее, имеющих значение для проводимой проверки. Исполнять запросы Министерства будут работники ФИЦ ИВТ, находящиеся в подчиненности и подконтрольности у врио директора ФИО1, что может повлиять на объективность и полноту их исполнения. В связи с изложенным Директор Департамента считал необходимым отстранить ФИО1 от замещаемой должности на период до завершения проверки (т.1 л.д.215).
14.10.2021 Министерством науки и высшего образования Российской Федерации издан приказ №, согласно которому ФИО1 был временно отстранен с 14.10.2021 по 17.11.2021 от должности временно исполняющего обязанности директора ФИЦ ИВТ (т.1 л.д.20).
14.10.2021 Министерством науки и высшего образования Российской Федерации издан приказ № п-о, согласно которому с 14.10.2021 временное исполнение обязанностей директора ФИЦ ИВТ возложено на ФИО5, на период временного отстранения врио директора ФИО1 (т.1 л.д.19 об.).
12.11.2021 Министерством науки и высшего образования Российской Федерации издан приказ № п-о о расторжении 12.11.2021 трудового договора от 29.01.2021 с ФИО1 – временно исполняющим обязанности директора ФИЦ ИВТ (т.1 лл.д.241б).
Проанализировав совокупность представленных в дело доказательств, суд находит установленным, что ФИО1 был отстранен от замещения должности врио директора ФИЦ ИВТ в связи с проведением в отношении него проверки.
При этом полномочия ответчика на принятие такого решения установлены в п.16 Положения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29.08.2018 № 34н.
Из пояснений ответчика следует, что решение об отстранении ФИО1 от должности врио директора ФИЦ ИВТ было обусловлено необходимостью обеспечить полноту и объективность проводимой проверки, исключить влияние на ее результаты, исключить препятствия для ее проведения.
Из содержаний п.16 Положения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29.08.2018 № 34н, следует, что отстранение от должности является правом работодателя.
Доводы истца о невручении ему решения о проведении проверки не свидетельствуют о нарушениях процедуры проверки, допущенных со стороны ответчика, поскольку обязательных требований по предварительному вручению отдельного документа о проведении проверки лицу, в отношении которого она проводится, нормативными правовыми актами не предусматривается. При этом, как следует из материалов дела, истец был уведомлен о начале проведения в отношении него проверки письмом от 20.09.2021, по его заявлению с ним была проведена беседа.
Доводы истца о нарушении процедуры отстранения, предусмотренной ст. 114 УПК РФ, согласно которой временное отстранение от должности осуществляется постановлением судьи на основании ходатайства следователя или дознавателя с согласия прокурора, суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, смешении положений о мерах принудительного принуждения, предусмотренных в уголовном процессе, и мер, направленных на обеспечение объективности проводимой проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства. В рассматриваемом случае истец был отстранен от должности не в уголовно-процессуальном порядке, а в порядке, установленном специальным нормативным правовым актом – Приказом Минобрнауки России от 29.08.2018 № 34н.
Доводы истца о необоснованности ссылок в оспариваемом приказе об отстранении на положения ст. 76 Трудового кодекса РФ, положения ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не свидетельствуют о незаконности приказа, поскольку у ответчика имелись полномочия на вынесение такого приказа в силу положений п. 16 Положения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29.08.2018 № 34н, фактического проведения проверки в отношении ФИО1 (как следует из служебной записки от 11.10.2021 и иных материалов дела), целей исключения вмешательства проверяемого в процесс проведения проверки в целях искажения ее результатов.
Доводы истца о том, что он не был ознакомлен под роспись с Приказом Минобрнауки России от 29.08.2018 № 34н, являются надуманными и отклоняются судом, поскольку для применения положений нормативного правового акта, которым является Приказ № 34н, ознакомление истца не является обязательным.
Также отклоняются доводы истца о нарушении сроков проведения проверки, поскольку доказательства данному обстоятельству не представлены. Согласно п. 5 Положения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29.08.2018 № 34н, основанием для проведения проверки является достаточная информация, следовательно, пояснения о том, что ответчиком осуществлялся сбор отдельных сведений, еще не свидетельствуют о начале проведения проверки.
Доводы истца о проведении проверки в отсутствие соответствующего решения являются несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела, решение было принято путем составления Директором Департамента государственной службы и кадровой политики соответствующей служебной записки и проставления резолюции «Согласовано» заместителем Министра науки и высшего образования РФ. Из служебной записки от 11.10.2021 (т.2 л.д.44-45) следует, что по состоянию на 11.10.2021 проверка была начата. В Приказе Минобрнауки России от 29.08.2018 № 34н, иных нормативных правовых актах не содержится требование об обязательном оформлении решения в виде отдельного приказа или распоряжения.
Факт проведения проверки как единственное основание для принятия решения об отстранении работника от замещаемой должности, предусмотренное в п. 16 Положения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29.08.2018 № 34н, участниками процесса не оспаривался и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Доводы истца о недопустимости применения пункта 16 Положения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29.08.2018 № 34н, к рассматриваемым правоотношения несостоятельны.
Как следует из содержания п. 2 Положения, оно распространяется на граждан, претендующих на замещение должностей, включенных в Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 26.07.2018 № 13н (далее - Перечень должностей), и работников, замещающих должности, включенные в Перечень должностей.
Такой Перечень должностей утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.01.2022 № 31, ранее Перечень должностей был утвержден Приказом Минобрнауки России от 26.07.2019 № 533.
В Перечень включен руководитель федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятиях, включенных в перечень организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 № 1293-р.
В свою очередь в перечень, утвержденный распоряжением № 1293-р, включен ФИЦ ИВТ.
Таким образом, отсутствуют какие-либо препятствия для применения Положения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29.08.2018 № 34н, к истцу ФИО1
Приказ № 34н был официально опубликован в установленном порядке, прошел регистрацию в Минюсте России 17.09.2018, не оспорен, является действующим.
Доводы истца о незаконности издания приказов по причине их подписания неуполномоченным лицом также являются несостоятельными, поскольку, как следует из материалов дела в связи со служебной командировкой на основании приказа Минобрнауки России от 12.10.2021 № 612-К временное исполнение обязанностей Министра было возложено на заместителя Министра науки и высшего образования РФ С.М., подписавшем оспариваемые приказы от 14.10.2021 (т.1 л.д.216).
Оценивая доводы истца о незаконности приказа о возложении исполнения обязанностей директора ФИЦ ИВТ на ФИО5 судом учитывается следующее.
Согласно п. 9.14 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 № 682, Министр науки и высшего образования Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке руководителей организаций, подведомственных Министерству, заключает и расторгает с ними трудовые договоры, вносит изменения в указанные договоры.
Следовательно, в связи с временным отстранением ФИО1 от исполнения обязанностей врио директора, учитывая содержание п.9.14 Положения о ФИО7 России, имелись фактические и правовые основания для издания оспариваемого приказа № п-о.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая установленные судом обстоятельства, оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными и отмене приказов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14.10.2021 № и № п-о, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Министерству науки и высшего образования РФ о признании незаконными и отмене приказов Министерства науки и высшего образования РФ от 14.10.2021 № и № п-о оставить без удовлетворения.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Е.А. Бабушкина
Мотивированное решение изготовлено 25.04.2022.