Дело № 2-2504 (2012)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2012 года г.Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Позинской С.В.,
при секретаре Кузиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в списки граждан на получение компенсации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на отказ комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что жилой дом по адресу: <адрес>, так как имущество приобретено после выезда в чистую зону, просил признать за собой право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, обязать Администрацию Брянской области, Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить его в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей согласно отчету об оценке недвижимости, выполненному оценщиком ФИО2
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он является собственником жилого дома, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного в зоне проживания с правом на отселение. Истец мотивирует свои требования также и тем, что он непосредственно подпадает под действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Истец ФИО1 и его представитель по ордеру адвокат Колесников И.Н. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд их удовлетворить. При этом пояснили суду, что право собственности истца на сдаваемое домовладение подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным "дата обезличена". Тот факт, что домовладение принадлежит истцу с "дата обезличена" подтверждается договором о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от "дата обезличена". Строительство данного домовладения осуществлюсь истцом лично на протяжении нескольких лет. Также истец был зарегистрирован и постоянно проживал по вышеуказанному адресу в данном домовладении с "дата обезличена" по "дата обезличена".
Представитель ответчика - Администрации Брянской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что истцу правомерно было отказано в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, поскольку в действиях истца имеется злоупотребление правом, поскольку право собственности истца на сдаваемое домовладение возникло у него после выезда в «чистую зону», не с целью дальнейшего в нем проживания, а исключительно для получения компенсации за утраченное имущество за счет средств федерального бюджета.
Представитель ответчика- Департамента строительства и архитектуры Брянской области, представитель третьего лица - Минфина РФ в лице УФК по Брянской, оценщик ФИО2 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Поскольку истец в своем исковом заявлении ставит вопрос о признании за нею права на получение компенсации за утраченное имущество и возложении на ответчика обязанности по включению его в списки для получения компенсации за имущество в конкретной сумме, суд при рассмотрении дела проверяет вопрос о наличии у истца такого права.
В силу п. 11 части 1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:… граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В силу ст.22 вышеуказанного Закона РФ гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Согласно п. 4 ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15.05.91 г. № 1244-1) указанным гражданам гарантируется, в том числе, компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя: стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства.
По смыслу ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, проживающие в зоне отчуждения и зоне отселения, имеют право на компенсацию стоимости утраченного имущества лишь в случае их эвакуации или добровольного переселения из зоны отселения или зоны отчуждения. Право на компенсацию стоимости имущества, полученного в порядке наследования или по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ, и находящегося в указанных зонах, на основании абз.2 п.4 ст.17 Закона имеют лица, которые сами в этих зонах не проживают и не имеют возможности пользоваться данным имуществом.
Компенсация за имущество лицам, которые не выезжали из радиоактивной зоны, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрена.
Согласно удостоверению №... от "дата обезличена", выданному ФИО1, выехавшему добровольно из <адрес>, истец проживала в <адрес> с "дата обезличена" по "дата обезличена".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" территория <адрес> отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
Согласно сведениям о регистрации, содержащимся в паспорте, ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес> - с "дата обезличена" по "дата обезличена", <адрес> - с "дата обезличена" по настоящее время.
Согласно справке администрации <...> Брянской области от "дата обезличена"№... ФИО1 был зарегистрирован по адресу в <адрес> - с "дата обезличена" по "дата обезличена".
Согласно справке <...> сельской администрации <...> района Брянской области от "дата обезличена"№... ФИО1, проживает и зарегистрирован в <адрес>.
Департаментом строительства и архитектуры Брянской области "дата обезличена" принято решение об отказе истцу в выплате компенсации за утраченное имущество, так как имущество приобретено после выезда в «чистую зону» и выдана выписка из протокола №....
Согласно отчету об определении рыночной стоимости домовладения №..., расположенного по адресу: <адрес>, составленному оценщиком ФИО2, рыночная стоимость данного имущества составляет <...> рублей.
По смыслу указанных выше требований закона право на компенсацию за утраченное имущество имеют граждане, выехавшие из зоны радиоактивного загрязнения. Данное право может возникнуть только в случае отсутствия доказательств о злоупотреблении таким правом.
Согласно п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В силу ч.2 ст.10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных п.1 настоящей статьи, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
Согласно ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от "дата обезличена"№... ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Данное свидетельство были выдано на основании постановления администрации <...> района Брянской области №... от "дата обезличена", Кадастрового паспорта здания от "дата обезличена"№..., выданного <...> филиалом ОГУП <...>. Таким образом, право собственности на сдаваемое домовладение у истца возникло с "дата обезличена", то есть с момента государственной регистрации права собственности на него в Управлении Росреестра по Брянской области.
О том, что <адрес> относится к зоне радиоактивного загрязнения было известно ФИО1, он имеет удостоверение №... от "дата обезличена", выданное ФИО1, как выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение - <адрес>,.
В материалах дела имеется постановление <...> поселковой администрации Брянской области от "дата обезличена"№..., которым истцу было разрешено строительство двух кирпичных пристроек к жилому дому, строительство бани бревенчатой, гаража кирпичного по адресу: <адрес>. Постановлением <...> поселковой администрации Брянской области от "дата обезличена"№... был утвержден акт госкомиссии по приемке в эксплуатацию указанных построек.
Доказательств того, что истец проживал в указанном жилом помещении, пользовался им после приобретения права собственности на него, суду не представлено, в спорном доме истец значился зарегистрированным с "дата обезличена" по "дата обезличена". В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», а также п. 4 постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учёт по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Анализ данных норм позволяет сделать вывод о том, что институт регистрационного учёта носит уведомительный характер, обладает одновременно регулятивными и охранительными функциями и позволяет гражданину, как осуществлять гражданские права и свободы, так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом. ФИО4 вправе состоять на регистрационном учёте в любом месте, что не является основанием для признания права собственности за ним на жилое помещение по адресу которого он имеет регистрацию.
Таким образом, истцом было приобретено в собственность жилое помещение в зоне радиоактивного загрязнения, право собственности на указанное домовладение возникло у истца "дата обезличена", истцом в "дата обезличена" были поданы документы в комиссию администрации Брянской области для получения компенсации за утраченное имущество.
Исходя из совокупности действий истца, суд приходит к выводу, что, проживая в чистой зоне с "дата обезличена", приобретение права собственности на спорный дом в зоне радиоактивного загрязнения, было осуществлено истцом не с целью дальнейшего проживания в нем, действия истца направлены исключительно на получение из средств федерального бюджета компенсационной выплаты, предусмотренной п. 4 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что является злоупотреблением правом.
С учетом изложенного, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в списки граждан на получение компенсации - отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Советского
районного суда г.Брянска Позинская С.В.