ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2504/19 от 25.12.2019 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2-2504/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ульяновск 25 декабря 2019 года

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Михайловой О.Н.,

при секретаре Токуновой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной страховой пенсии.

Требования мотивированы тем, что 11.07.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как работавший в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет. В решении ответчика от 04.10.2019 указано, что специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости составляет 16 лет 8 месяцев 10 дней, страховой стаж гражданской авиации – 27 лет 8 месяцев 25 дней.

При этом в стаж не включены, в том числе, следующие периоды работы:

- с 01.07.1988 по 26.12.1996 (8 лет 5 месяцев 26 дней) – в должности авиатехника 5-го разряда в АТБ в Ульяновском объединенном авиаотряде, после переименования в АООТ «<данные изъяты>», поскольку не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов;

- с 16.08.2008 по 31.12.2010 (2 года 4 месяца 16 дней) – в должности авиационных техник по техническому обслуживанию АиРЭО на внебазовом аэродроме в ЗАО «<данные изъяты>», поскольку не подтверждена полная занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов.

Не соглашаясь в решением пенсионного фонда в указанной части, истец, ссылаясь на нормы действующего законодательства, просит возложить на ответчика обязанность включить указанные периоды работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; возложить на ответчика обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 11.07.2019.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что за весь период работы в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации, переименованного в АО Авиакомпания «<данные изъяты>», он работал в должности авиатехника в течение полного рабочего дня, без простоев, и другие виды работ не выполнял. Его работа заключалась в техническом обслуживании воздушных судов, которое производилось в условиях аэродрома полный рабочий день. Ангаров и специальных помещений для самолетов на аэродроме не было. Кроме того, он был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) обслуживанию самолетов занятых на авиационно-химических работах (АХР).

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом. В поступившем заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в иске отказать по доводам, изложенным в решении от 04.10.2019

Выслушав истца, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.15 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правом на досрочную пенсию пользуются мужчины по достижению возраста 55 лет, проработавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеющие страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

Согласно ч.2 указанной статьи, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. «з» п.1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в инженерно-техническом составе на работахпо непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется - Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 г. № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначений пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением».

11.07.2019 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ГУ) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ГУ) от 04.10.2019ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. На дату обращения у ФИО1 имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, специальный стаж работы в соответствии с п.5 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 составляет 16 лет 8 месяцев 10 дней, страховой стаж в гражданской авиации – 27 дет 8 месяцев 25 дней.

Указанным решением комиссии в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по ст.30 ч.1 п. 15 Закона РФ от 28.12.2013 не включены в том числе периоды:

- с 01.07.1988 по 26.12.1996 (8 лет 5 месяцев 26 дней) – в должности авиатехника 5-го разряда в АТБ в Ульяновском объединенном авиаотряде, после переименования в АООТ «<данные изъяты>», поскольку документально не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специальнооборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятиях системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

В архивной справке от 23.11.2018 отсутствуют документы подтверждающие занятость по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях);

- с 16.08.2008 по 31.12.2010 (2 года 4 месяца 16 дней) – в должности авиационных техник по техническому обслуживанию АиРЭО на внебазовом аэродроме в ЗАО «<данные изъяты>», поскольку документально не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специальнооборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятиях системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Согласно справке от 19.12.2018 ФИО1 работал в ЗАО «<данные изъяты>» в должности авиационного техника по техническому обслуживанию АиРЭО на внебазовом аэродроме с 14.08.2008 по 20.02.2013. с 01.01.2011 по 20.02.2013 ФИО1 занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях). На основании акта по результатам документарной проверки сведений о стаже на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости от 15.06.2011, составленным Главным Управлением Пенсионного Фонда по г. Москве и Московской области период работы ФИО1 с 14.08.2008 по 31.12.2010 исключается из льготного стажа.

В Списке должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. №459, указана должность: «авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований». При этом говорится, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, п. 5 Разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 N 5), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

В ходе слушания дела судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 в период с 01.07.1988 по 26.12.1996 работал в АТБ в Ульяновском объединенном авиаотряде, после переименования в АООТ «<данные изъяты>» в должности авиатехника 5-го разряда.

Ответчик не оспаривает того факта, что наименование должности и наименование предприятия, в котором работал истец, подпадают под действие вышеуказанного Списка. Возражения ответчика сводятся только к тому, что ФИО1 не представил доказательств работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в указанной должности на указанном предприятии в течение полного рабочего дня.

Истцом представлено в суд достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что он работал в должности авиатехника в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации, переименованном в АО <данные изъяты>» в период с 01.07.1988 по 26.12.1996 в течение полного рабочего дня.

Согласно записям трудовой книжки 01.07.1988 истец принят в АТБ на должность авиатехника 5 разряда. 29.06.1994 предприятие переименовано в АО Авиакомпания «<данные изъяты>».

В указанный период работы истец работал в должности, предусмотренной списком, характер его работы был связан с непосредственным обслуживанием воздушных судов гражданской авиации, ФИО1 был непосредственно занят постоянно полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и аэродромных условиях, что подтверждается представленными суду доказательствами:

- трудовой книжкойи копией трудовой книжки истца;

- материалами пенсионного дела истца;

- наблюдательным делом ОГУП «<данные изъяты>» из УПФ РФ по Засвияжскому району г. Ульяновска, в котором имеется и Перечень должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором указаны, в том числе, и должности авиационных техников;

- архивными справками о работе ФИО1 в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации, переименованном в АООТ «<данные изъяты>», в том числе архивными справками.

Как показали допрошенные в качестве свидетелей Н***Г*** они работали вместе с ФИО1 в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации, переименованном в АО Авиакомпания «<данные изъяты>», на протяжении всего периода его работы на данном предприятии. За все время работы на этом предприятии истец выполнял работу только авиатехника по техническому обслуживанию самолетов в условиях аэродрома, полный рабочий день, также был занят непосредственно полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) обслуживанию самолетов занятых на авиационно-химических работах, и к другой работе не привлекался. Работал истец всегда без простоев, под открытым небом, т.к. ангаров для самолетов в аэропорту не было. Работы было много, в летний период времени приходилось работать по 14 часов в день, обслуживать самолеты, занятые на авиационно-химических работах.

Не доверять показаниям данных свидетелей у суда оснований не имеется. Факт совместной работы данных свидетелей вместе с истцом в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации, переименованном в АО <данные изъяты>», подтверждается пенсионными делами свидетелей.

Кроме того, в пенсионном деле Н*** представленном УПФ РФ по Засвияжскому району г. Ульяновска, имеется льготно-уточняющая справка АООТ АК «<данные изъяты>» №645 от 22 декабря 1997г. о том, что он работал в должностях авиамоториста, авиамеханика АООТ АК «<данные изъяты>» с 1971 года по 25 декабря 1997 года в течение полного рабочего дня и эта работа дает ему право на досрочную трудовую пенсию по старости. Данная справка была принята УПФ РФ по Засвияжскому району к зачету, и указанный период работы Н*** был включен в его специальный трудовой стаж на основании п.п.15 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ без какого-либо решения суда, и ему 09 июля 2005 года назначена досрочная трудовая пенсия по старости.

Закрепленное в статье 22 Всеобщей декларации прав человека от 1948 г. право каждого члена общества на социальное обеспечение гарантируется в РФ каждому гражданину Конституцией РФ (ст.39). В соответствии со статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

При таких обстоятельствах, отказ Управления Пенсионного фонда включить вышеуказанный период работы истца в его специальный трудовой стаж нельзя признать законным и обоснованным, так как он нарушает право истца на пенсионное обеспечение.

Учитывая изложенное, период работы ФИО1 с 01.07.1988 по 26.12.1996 (8 лет 5 месяцев 26 дней) – в должности авиатехника 5-го разряда в АТБ в Ульяновском объединенном авиаотряде, после переименования в АООТ «<данные изъяты>Аэро»,подлежит включению в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Период работы истца с 16.08.2008 по 31.12.2010 (2 года 4 месяца 16 дней) – в должности авиационных техник по техническому обслуживанию АиРЭО на внебазовом аэродроме в ЗАО «<данные изъяты>» не подлежит включению в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия в материалах дела документального подтверждения полной занятости истца в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов.

Принимая во внимание, что с учетом незасчитанного периода работы истца его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент обращения ФИО1 к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости превышал 20 лет, а страховой стаж – 25 лет, истец имеет право на назначение пенсии с даты обращения в пенсионный орган, то есть с 11.07.2019.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) включить ФИО1 в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 части 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 01.07.1988 по 26.12.1996 в должности авиатехника 5-го разряда в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации, переименованном в АО <данные изъяты>».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) назначить ФИО1 с 11 июля 2019 досрочную страховую пенсию по старости с учетом вышеуказанного периода работы.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Михайлова